Home

Выпуск №194 Элуль 5774 г. (09.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
Наступил месяц Элуль, месяц раскаяния и приближения к Творцу, предваряющий Рош га-Шана — Новый Год, время Сотворения мира и время Суда. В этот период очень важно, чтобы каждый человек исправил свои недочеты и ошибки, особенно в отношениях с другими людьми. Как сказано нашими мудрецами, благословенной памяти: «Суровый приговор Небесного Суда можно смягчить тремя способами: РАСКАЯНИЕМ, МОЛИТВОЙ и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ (пожертвованиями бедным, на синагоги, изучающим Тору, а так же добрыми делами!» Давайте же не упустим эту возможность! Ведь в Рош га-Шана определяется, как человек проживет следующий год. Все в наших руках! Наша синагога нуждается в установке отопления, и средств на это не хватает. Если кто-то хочет помочь, это зачтется ему в преддверии Небесного Суда.
Кроме того, все желающие приглашаются на интерактивные уроки Торы на русском языке, которые проводит р. Шломо Зелиг Аврасин на сайте Ор Цион в то время, когда он находится в Израиле. Для участия в этих занятиях необходимо зарегистрироваться на странице http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar и следить за актуальной информацией. Уроки проводятся дважды в неделю, в воскресенье и среду в вечерние часы.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Глава Ки Таво

ТО, ЧТО БЫЛО

«И рассеет тебя Б-г по всем народам, от края земли до края земли. И будешь там служить божествам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои: дереву и камню. Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Б-г тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске перед тобою, и будешь в страхе день и ночь, и не будешь уверен в жизни своей. Утром скажешь: «О, если бы настал вечер», а вечером скажешь:«О, если бы настало утро» – от страха в сердце твоем, которым ты будешь объят, и от зрелища перед глазами твоими, которое ты увидишь» (Дварим, 28:64-67).
В нашем поколении мы впервые читаем эти строки Торы ретроактивно: – видим в том, что записано три тысячи триста лет назад, не предсказание будущего, а рассказ об уже произошедших событиях, которые предвидел и точно описал Моше: и погромы в странах изгнания, и хмельнитчина, и гайдамаки, и насильственное обращение в христианство, и инквизиция, и насильственное обращение в ислам, и катастрофа… Все это было. И существование государства Израиль дает нам уверенность в том, что это больше никогда не повторится. И не только потому, что Армия Обороны Израиля нас защитит… Наша уверенность базируется на том, что государство Израиль – свидетельство начала нового времени, времени избавления, освобождения, становления…
Кто-то может спросить: «Ну, а если государство Израиль будет разрушено…» Ответ: «Никаких «если».
И не потому, что мы сильные, умные и хорошие, а потому, что Б-г не играет людьми. То, что наше избавление будет постепенно, но неизменно набирать силы, знали мудрецы Талмуда две тысячи лет назад.
Рассказывается: «Раби Хия и раби Шимон бар Халафта шли по долине возле горы Арбель. И вдруг увидели они первый луч зари, который пробил темноту и начал набирать силу. Сказал раби Хия: «Вот так и избавление и освобождение Израиля». Сказал раби Шимон: «Сначала оно приходит по чуть-чуть, а потом – пробивается с силой» (Мидраш Тегилим, 22).
Не для того Б-г совершил чудеса, дал победы в войнах, дал выстоять в труднейших испытаниях, умножил еврейское население Земли Израиля до шести миллионов, чтобы вновь разбросать всех нас среди народов мира, чтобы те смеялись и издевались над нами. Нет, даже если мы не заслужили, и ради нас Он не привел бы спасение, то ради имени Своего спасет, и даст нам успех, и сделает «светом для всех народов» (Йешаягу, 6:48). И, если уж Он начал процесс избавления и освобождения, то доведет его до конца. И первый его этап уже состоялся, и мы смело можем утверждать, что уже сбылось то, что сказано в Торе: «Тогда возвратит Бог Всесильный твой изгнанных твоих, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г Всесильный твой…»
Б-г открыл двери. Дальше – личное дело каждого. Изгнания больше не существует, как явления. Есть отдельные евреи, остающиеся в изгнании добровольно.

На краю небес
Но вот проблема: представляется, что возвращение по воле Б-га должно было произойти только после духовного возвращения народа к своей вере, традиции, закону. К такому выводу приводят следующие строки: «И будет, когда сбудутся для тебя все слова эти – благословения и проклятие… то примешь ты это к сердцу твоему среди всех народов… и послушаешь голоса Его во всем…ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душою» (Дварим, 30:2-5). А разве народ раскаялся в изгнании? Большинство оставило Тору, большинство не захотело вернуться в пределы Святой Земли.
Изгнание губительно, и ожидать раскаяния от тех, кто находится в галуте, не приходится. Как же снять противоречие между написанным и действительностью? Секрет заключается в том, что, когда говорится «…то примешь ты это к сердцу своему среди всех народов», речь идет только о самых мудрых людях, о самых чистых сердцах.
А был ли хотя бы один человек, которому бы изгнание помогло понять, что не нужно оставаться в изгнании, а нужно возвращаться в землю Израиля?
Конечно был, и не один.
Вот, например, раби Элиягу, вильнюсский Гаон, который понял, что закончилось время проклятий и началось новое время, и объявил об этом, и велел всем переселяться в Святую Землю. А раби Менахем Мендель из Витебска, раби из Шклова, рав Алкалай, рав Калишер, рав Кук… и многие другие. Они поняли, что невозможно приблизиться к Б-гу в изгнании, и призвали всех вернуться в Землю Израиля. Эти мудрецы призвали весь народ не только переселиться в Святую Землю, но и создать, основываясь на законе Торы, свое государство, свою армию, свою экономику. И самые чистые сердца, самые светлые умы откликнулись.
А те, кто ради каких-то «прогрессивных» идей: гуманизма, социализма, капитализма, арабизма оставил Б-га… Как быть с ними? О них говорится: «И, если будут заброшенные твои даже на краю неба, оттуда соберет тебя Б-г Всесильный твой, и оттуда возьмет тебя в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею, и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим, 30:5). «Заброшенные на краю неба…» – это люди, оставившие Б-га ради ложных идей. И их Б-г привел в землю Израиля. Остается теперь только ждать, когда Он исполнит Свое обещание: «И обрежет Б-г Всесильный твой сердце твое , и сердце потомства твоего , чтобы любить тебе Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею ради жизни твоей. И обратит Б-г все проклятия… на врагов твоих…» (Дварим, 30:6-8).
Но не следует ждать только милости свыше – надо и самим исправлять свои сердца, обрезать их, т.е. делать чувствительными к слову Б-га.
Наша задача – стремиться понять, чего Он добивается от нас. Наверное, не того, чтобы мы выбрасывали своих братьев из их домов, наверное, не того, чтобы мы создавали арабское государство на Святой Земле, наверное, не того, чтобы мы лишали своих детей возможности познакомиться в школе с Торой, наверное не того, чтобы евреи нарушали субботу и ели квасное в Песах…

Р. Зеев Мешков

РАМБАМ — ЗАКОНЫ РАСКАЯНИЯ.
Шалом, уважаемые читатели! В преддверии Рош га-Шана и Йом Кипура — Судными Днями, когда Вс-вышний рассматривает и оценивает поступки всего человечества, и определяет судьбу человека на следующий год, одним из важнейших элементов подготовки к Суду является «тшува» — раскаяние. Как правильно совершать раскаяние? Что это вообще такое? Какие правила и ограничения в том, что касается «тшувы»? Ответ на эти и другие вопросы можно найти в «Законах раскаяния», сформулированных нашим великим раввином, мудрецом и философом средневековья, рабби Моше бен Маймоном, РаМБаМом.

Глава 3

1. У каждого человека есть и заслуги, и провинности. Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами — праведник; тот, чьи грехи перевешивают — грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики — занимает промежуточное положение. Так и город, если добрые дела его жителей перевешивают их грехи, — праведен, а если грехи преобладают — грешен. Так и весь мир.
2. Человек, грехи которого преобладают над заслугами, сразу приговаривается к смерти за свои преступления, как сказано: «[Я жестоко покарал тебя] за множество грехов твоих» (Ирмеягу, 30:14). Так и город: если грехи его жителей преобладают, он подлежит уничтожению, как сказано: «Вопль [о злодеяниях] Содома и Гоморры столь велик» (Берейшит, 18:20) . Так и весь мир: если грехи его обитателей преобладают, он подлежит истреблению, как сказано: «И увидел Господь, что велики злодеяния человека на земле…» (Берейшит, 6:5)1. И сравниваются грехи и заслуги не по числу их, но по значимости: есть заслуга, которая перевешивает несколько грехов, как сказано: «… за то, что нашлось среди его поступков доброе дело» (Млахим I, 14:13). И есть грех, который перевешивает несколько заслуг, как сказано: «И один раз, согрешив, [человек] губит много блага» (Когелет, 9:18). И взвесить провинности и заслуги может только мудрость Всеведущего Бога, и лишь Он знает, как сравнивать их.
3. Всякий, кто сожалеет о совершенных добрых делах, говоря: «Какая польза в них? Лучше бы я не делал этого», — теряет все свои заслуги, ни одна из них не учитывается, как сказано: «И праведность праведника не спасет его в день, когда он согрешит» (Йехезкель, 33:12). Имеется в виду тот, кто сожалеет о своих прежних добрых делах. Так же, как взвешивают заслуги и провинности человека в час его смерти, так каждый год в Рош га-Шана взвешиваются заслуги и провинности каждого из обитателей мира. Тому, кто признан праведником, присуждается жизнь; тому, кто сочтен грешником, присуждается смерть; суд над тем, чьи заслуги и провинности уравновешивают друг друга, откладывается до Йом Кипур — если в Йом Кипур человек раскается в грехах, то ему будет дарована жизнь, если не раскается — он будет приговорен к смерти.
4. Хотя повеление трубить в рог в Рош га-Шана — воля Всевышнего [и потому не нуждается в дополнительном обосновании], оно содержит в себе намек. Трубный звук как бы зовет: «Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты своей, обдумайте свои поступки; вернитесь [ко Всевышнему] с раскаянием и вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете, погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приносят пользы и спасения, — позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый». Поэтому каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга, и ко всему миру так, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями, и если совершит он даже один грех, то будет способствовать перевесу греха и в себе самом, и во вселенной, и это приведет к гибели всего мира. Сделает он хотя бы одно доброе дело — и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира. Об этом сказано: «Праведник — основа мироздания» (Мишлей, 10:25) — то есть тот, кто оправдал себя, способствовал перевесу добрых дел в своих поступках, дал перевес добру над злом во всем мироздании.
Поэтому у евреев принято усердствовать в совершении добрых дел, в раздаче милостыни и исполнении заповедей в дни от Рош га-Шана до Йом-Кипур более, чем во все остальные дни года. И принято в эти дни вставать по ночам, собираться в синагогах и до рассвета возносить Всевышнему мольбы и покаянные молитвы.
5. Когда сравнивают провинности человека с его заслугами, ему не засчитывают первые два из грехов; их учитывают, начиная с третьего. Но если все его грехи, начиная с третьего, перевешивают его добрые дела, то и первые два греха принимаются в расчет при наказании, которое ему определяют. Однако, если оказалось, что его грехи, начиная с третьего, и добрые дела уравновешивают друг друга, то с него снимают все грехи по одному: сначала третий, так как он считается первым после того, как два первых греха прощены, затем оказывается первым четвертый грех, ибо третий тоже прощен, и так до конца. Сказанное относится к отдельному человеку, как написано: «Вот, все это дважды или трижды совершает Бог с человеком» (Иов, 33:29). Когда же судима община, не принимаются в расчет первый, второй и третий ее грехи, как сказано: «За три греха Израиля [Я его простил], но за четвертый — не прощу его» (Амос, 2:6) . И когда взвешивают дела общины, учитывают грехи, начиная с четвертого. Если тот, чьи провинности и заслуги уравновешивают друг друга, не надевал тфилин ни разу в жизни, то его наказывают за его грехи, но он все же удостаивается удела в грядущем мире. Также и все грешники, чьи провинности перевешивают их заслуги, наказываются за свои проступки, но получают удел в грядущем мире, несмотря на то, что согрешили, ибо у всех сынов Израиля есть доля в нем, как сказано: «И [сыны] народа твоего — все праведны, навечно получат в наследие землю» (Йешаягу, 60:21). Здесь «земля» — символ «земли Жизни» — грядущего мира. Благочестивые из неевреев тоже удостоятся удела в грядущем мире.
6. Однако есть грехи, за которые человек лишается удела в грядущем мире, его постигает вечная погибель и кара за его великий грех и злодеяние. Это относится к атеистам, еретикам, к тем, кто не признает Тору, не верит в воскрешение из мертвых, в приход Машиаха; к вероотступникам, к тем, кто ввел многих людей в грех, и к тем, кто исключает себя из народа; к тем, кто дерзок в злодействе как (царь) Йегояким, к доносчикам и к тем, кто руководя общиной, проявляет суровость к ней, не во Имя Всевышнего, к виновным в пролитии крови, в злословии и к тем, кто делает себе операцию, чтобы скрыть обрезание.
7. Есть пять категорий безбожников: считающие, что Бога нет, и у мира нет Владыки; утверждающие, что у мира есть господин, но не один, их два или более; признающие, что есть один Владыка, однако считающие, что Он материален и обладает формой; утверждающие, что не один лишь Бог предшествовал всему и сотворил все; те, кто служат какому то иному божеству, чтобы оно было посредником между человеком и Владыкой миров. Каждый, кто относится к одной из этих категорий, является безбожником.
8. Есть три категории еретиков: утверждающие, что пророчества вообще не существует, нет откровения, которое Всевышний вкладывает в сердца людей; не верящие в пророчество Моше-Рабейну; утверждающие, что Богу неизвестны дела человека. Каждый из этих трех — еретик. Три категории отрицающих Тору: утверждающие, что Тора не была дарована Всевышним (даже тот, кто говорит, что один стих или хотя бы одно слово Моше написал от себя — отрицает Тору); не признающие толкований Торы — Устную Тору — и ее толкователей-мудрецов, как это делали Цадок и Байтос, (основавшие еретические секты); утверждающие, что Творец заменил заповеди Торы другими и написанное в ней потеряло силу, хотя она и была дарована Всевышним, — как это утверждают христиане и мусульмане. Каждый, кто относится к одной из этих категорий, называется отрицающим Тору.
9. Есть две категории отступников: отвергающие одну заповедь и отступившие от всей Торы в целом. Отвергающий одну заповедь — это тот, кто постоянно сознательно нарушает какую-либо заповедь, так что об этом стало известно всем, и он привык поступать так, даже если это нарушение не является тяжким (например, тот, кто постоянно надевает одежду, сотканную из шерстяных и льняных нитей, или тот, кто полностью остригает волосы на висках), и ведет себя так, как будто этой заповеди для него не существует. Такой человек называется отступившим от этой заповеди в том случае, если он поступает так не из-за того, что не может побороть в себе желание, а из упрямства, нежелания подчиниться воле Всевышнего. Отступивший от Торы в целом — это, например, тот, кто переходит в иную веру во времена гонений на евреев и присоединяется к неевреям, говоря: «К чему мне быть с евреями, презренными и преследуемыми; не лучше ли мне быть среди тех, в чьих руках сила?» Такой человек — отступник,
10. Введшие в грех многих людей несут ответственность вне зависимости от того, был ли этот грех тяжким — как в случае с (царем) Йеровамом, Цадоком и Байтосом, или легким; заставили ли они людей грешить, как это делал Менаше, который прибегал к убийству, чтобы принудить Израиль служить идолам, или ввел народ в заблуждение и соблазн, как Йешу.
11. Тот, кто исключает себя из народа, хотя и не нарушает закон, а только отделяет себя от общины Израиля, не выполняет заповедей вместе с ними, не разделяет с ними горе, не постится, когда они постятся, но идет своим путем как один из неевреев, как будто он не из числа евреев, — не имеет удела в грядущем мире. Тот, кто дерзко и бесстыдно творит зло, как это делал (царь) Йегояким, вне зависимости от того, было ли его преступление легким или тяжким, — лишается удела в грядущем мире. Такого человека называют проявляющим бесстыдство по отношению к Торе, ибо он нагло, не стесняясь, нарушает ее заповеди.
12. Есть две разновидности доносчиков: тот, кто предает своим доносом ближнего в руки неевреев на смерть или страдания, и тот, кто выдает неевреям (или деспоту, который приравнивается к ним) имущество ближнего. Оба доносчика не имеют удела в грядущем мире.
13. Стоящий во главе общины и проявляющий жестокость к ней не во Имя Всевышнего, — это тот, кто заставляет людей бояться его, и делает это из гордыни или ради выгоды, как поступают вожди других народов.
14. Каждый, кто относится к одной из двадцати четырех перечисленных категорий, несмотря на то, что он — из сынов Израиля, лишается удела в грядущем мире. Кроме того, есть грехи, которые легче перечисленных выше, но и о них сказали мудрецы, что погрязшие в этих грехах не удостоятся удела в грядущем мире; поэтому следует избегать и остерегаться их. Дающий прозвище ближнему, называющий его этим прозвищем, позорящий другого человека публично, самоутверждающийся за счет чужого позора и оскорбляющий мудрецов, проявляющий неуважение к своим учителям, относящийся пренебрежительно к праздникам и к святыням, — все они лишены удела в грядущем мире. Сказанное верно лишь в том случае, если все эти грешники умерли не раскаявшись. Тот же, кто раскаялся в своих злодеяниях и умер раскаявшимся, удостаивается грядущего мира, ибо раскаяние преодолевает все препятствия. Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Бога, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: «Мир, мир далекому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его» (Йешаягу, 57:19) . Все злодеи, грешники и отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своем, принимаются, как сказано: «Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернетесь» (Ирмеягу, 3:22). То есть, хотя человек еще и именуется «заблудшим», ибо он раскаялся только в сердце своем, а не публично, — все-таки [Всевышний] принимает его.

(С сайта организации Маханаим)

ШАБАТ КИ ТАВО: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (12.09) – 19.20
ИСХОД ШАБАТА: (13.09) – 20.27

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s