Home

НА ВЫСОКОМ макет 190

Выпуск №190 Ав 5774 г. (08.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Глава Экев

ИСКУССТВО ТРЕПЕТА ПЕРЕД НЕБЕСАМИ

«А теперь, Израиль, – чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя? Того только, чтобы трепетал ты перед Б-гом, Всесильным твоим, чтобы следовал всем путям Его, и чтобы любил Его, и чтобы служил Б-гу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душой. Чтобы соблюдал заповеди Б-га и уставы Его, которые я заповедую тебе сегодня для твоего же блага» (Дварим, 10:12).

Сказано: «…Чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя? Того только, чтобы ты трепетал…» А дальше следует целый список повелений, для исполнения которых не хватит всей жизни человека: и следовать всем путям Его, и любить Его, и служить… Можно ли сказать «только», а затем взвалить на плечи человека тяжелый груз? Ответ простой: если есть трепет, человек не сможет жить без стремления быть подобным Творцу, исполнять заповеди, любить Его… И поэтому Всевышний просит только трепета – все остальное приходит само собой. Так что же такое трепет? В соответствии с книгой «Зогар», трепет – первая заповедь. В слове «Берейшит» («вначале») есть намек на заповедь, предшествующую всем остальным, и называется она «трепет перед Б-гом», потому что о трепете говорится как о начале всего: «Начало мудрости – трепет перед Богом» (Мишлей); «трепет перед Б-гом – начало сознания» (Тегилим). Введение к «Зогару» пишет: «Поскольку трепет – начало всего, он является воротами, через которые проходят, поднимаясь к вере». С точки зрения Торы, человек, не имеющий четкой веры в Б-га, не может исполнить заповеди – приказ Царя не может исполнить тот, кто не признает Его существования. Начав описание всех 613 заповедей Торы, РаМБаМ поставил на первое место «заповедь знать, что есть Первопричина, которая не зависит от всего, что сотворено, и, даже если все сотворенное исчезнет, она останется неизменной» (Сэфер га-Мада, 1). Человек, наблюдая за окружающим миром, должен прийти к выводу, что все имеет свою причину, а следовательно, есть и первопричина, благодаря которой возник мир. Таким образом, для Рамбама существование Творца – предмет знания, а вера требуется там, где начинается разговор о Его свойствах: о единстве, которому нет равного и подобного, о всемогуществе, о Его способности говорить с человеком и передать ему закон. Логика Рамбама понятна: простое знание о существовании Творца очевидно и предшествует заповеди веры. И поэтому вера в единство Творца и Его всемогущество предшествует всем остальным заповедям. Испытывать трепет перед Творцом, не ограниченным в Своих возможностях и непостижимым, по РаМБаМу, – это четвертая заповедь Торы. Как же в таком случае «Зогар» называет «трепет» заповедью, предшествующей вере, и воротами, ведущими к ней? Перед кем трепещет тот, кто не верит? И что может привести к вере, если человек не обрел ее в детстве или не пришел к ней в результате логических выводов или жизненного опыта? Чтобы понять логику книги «Зогар», необходимо задаться вопросом: что же такое трепет с точки зрения мудрецов, составивших этот труд? Для книги «Зогар» трепет – это инстинкт, с которым рождается каждый человек. Прежде, чем ребенок осознает, что есть Творец, он уже живет с чувством, что есть Кто-то непостижимый, постоянно находящийся рядом с ним. Это живое ощущение души, являющейся частью Творца, приводит человека к вере в единство и всемогущество Б-га. Для «Зогара» заповедь трепетать – это повеление не препятствовать росту этого естественного чувства, а дать ему развиваться. Не подавляй естественное ощущение повсеместного присутствия Всевышнего – а все остальное придет само собой: и любовь к Нему, и стремление исполнять Его заповеди и приближаться к Нему, и желание быть похожим на Него во всем. «Сказал раби Ханина: Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами» (Брахот, 33б). То есть если не задавишь в себе естественное чувство, Творец поведет тебя по пути служения и приближения к Нему. А в близости к Б-гу – благо. Если кто-то утратит способность действовать, подчиняясь «инстинкту души», все его старания будут напрасны: хорошее и светлое не придет в мир, потому что трепет (живое ощущение Б-га) – начало всего. Без него нет начала. Заповеди перестают быть повелениями Творца в тот момент, когда они становятся привычными действиями, подражанием окружающим или предыдущим поколениям, даже если у человека есть вера в существование Творца.

Рав Зеев Мешков

Пятнадцатое Ава — День объединения народа.

1. Празднование 15 Ава в древности

15 число месяца Ав помечено в еврейском календаре как праздничный день. Собственно, этой пометкой праздничные мероприятия и ограничиваются: никаких особых обычаев, ничего необыкновенного, обычный рабочий день, разве что молитва в синагогах несколько короче — из нее исключаются покаянные тексты. И это все.

А ведь когда-то «… не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда».

Праздник этот существовал с глубокой древности. Еще до установления в Израиле царства, еще до завоевания Иерусалима — уже тогда в девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории и народ скорее походил на коалицию двенадцати «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, — чтобы земля не переходила во владение другого колена и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого. Все это помогало сохранить этническую обособленность каждого колена, его обычаи и традиции, — но одновременно не позволял слиться народу Израиля в единое целое.

2. Межобщинные браки – путь к объединению колен в единый народ.

Местом встречи колен в то время был Храм в Шило, куда собирались все колена Израиля на установленные Торой праздники. Там старейшины колен обсуждали дела, там заключали договоры и принимали совместные решения. Собственно, именно Храм в Шило и встречи там объединяли колена в единый союз. Однако союз на уровне руководства еще не делает народ единым целым. Что бы ни думало руководство, народ объединяется в единое целое совсем не по постановлениям сверху. И даже общее прошлое не способно построить единый народ.

Пятнадцатое Ава — праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда, — именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом. И именно в этот день старейшины Израиля постановили отменить все ограничения на браки между коленями.

Все исторические события, связанные с днем 15 Ава, — это события, объединяющие народ Израиля. Отмена ограничений на межколенные браки положило начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ. Ибо самое главное в национальном единстве — это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену.

3. 15-ое Ава – день исправления политических ошибок.

В свое время благодаря традиции 15 Ава удалось также справиться с последствиями тяжелой гражданской войны, в которой все колена объединились против колена Биньямина, постановив, что за грехи членов колена Биньямина «имя их следует стереть из-под неба». Поставленную задачу колена, к сожалению, выполнили практически полностью: они уничтожили города Биньямина, всех девушек его забрали в плен и поклялись не выдавать своих дочерей за тех, кто выжил. Все же, в конце концов, колена передумали; но, не желая прямо нарушить данную ими клятву, они вспомнили о празднике 15 Ава и послали остаткам Биньямина такое сообщение: «15 Ава, когда девушки выйдут на гуляния в виноградники Шило, приходите, крадите их и женитесь». (Понятно, что в те годы в виноградники выходили только те девицы, которые хотели быть украденными.)

Другое историческое событие, связанное с 15 Ава, — это отмена пограничной стражи между двумя еврейскими государствами древности, Северным и Южным царством. После распада царства Соломона первый царь Северного царства счел необходимым установить на границе стражу — с тем, чтобы евреи с Севера не ходили в праздники на Юг, в Иерусалимский Храм. Решение чисто политическое, принятое из желания предотвратить религиозное влияние Южного царства на подданных Северного, на практике вело к разделению народа. Но последующие цари Северного царства отменили это постановление, с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, чтобы евреи оставались единым народом.

4. Там где не может объединить опасность, может объединить любовь.

Вряд ли случайно то, что объединяющий праздник 15 Ава расположен в календаре сразу после дня траура по разрушенному Храму — дня, с которого началось изгнание и в который народ Израиля был вновь разбросан по разным концам света, вновь разделился на отдельные общины. Именно Девятое Ава привело к нынешней ситуации в Израиле, когда мы представляем собой монолитный народ для взгляда извне, но внутри страны про всякого израильтянина первое, что выясняется, — это его принадлежность к той или иной общине: марокканцев, русских, «йеки» (немецких евреев), курдов и так далее. К этнографическим различиям добавляются политические лагеря, а к ним — размежевания религиозные.

События последнего десятилетия показали, что сегодня народ Израиля не способна объединить даже внешняя опасность. Более того, она стала причиной одного из самых серьезных расколов в Израильском обществе. Но если даже опасность не объединяет, то может быть, сможет объединить любовь? Нет, не та, о которой охотно говорят политики, призывая любить всех и вся, а самая обычная любовь, когда парни и девушки из разных общин и разных политических лагерей встречаются, знакомятся, женятся и рожают детей. Сегодня это, пожалуй, единственная надежда на объединение нашего разобщенного народа.

(По материалам сайта Маханаим)

ЗАКОНЫ СЕМЬИ И БРАКА.
Мы представляем уважаемым читателям цикл статей известного русскоязычного раввина, имеющего, кроме этого докторскую степень, одного из руководителей организации русскоязычных евреев Маханаим, рава Зеева Дашевского.

Возможности освобождения от исполнения заповеди «плодиться и размножаться»

Был такой знаменитый тана Бен-Азай. Его даже не называют рабби, он был молод, один из ярких личностей эпохи. Бен-Азай говорит о том, как важно человеку быть женатым, в каком ущербном состоянии находится человек неженатый. И коллеги сказали ему, что есть люди, которые красиво говорят и красиво делают. Есть люди, которые не умеют красиво говорить, но поступают красиво. А ты красиво говоришь и ничего не делаешь. Ты холост, и злостно не женишься. На это Бен-Азай говорит: «Я принужден. Моя душа не может ни к чему стремиться, кроме Торы. Я должен все свое время, все свои силы тратить только на занятия Торой. Я не могу». Есть такая традиция, что он был одно время женат на дочке рабби Акивы, потом дал ей развод, потому что не мог обращать на нее внимания. «А заповедь, — говорил он, — пусть другие исполняют. Попросите кого-нибудь другого».

Т.е. получается, что если человек принужден, это принуждение может быть или от внешнего источника (он полураб),или от внутреннего источника (у него душа жаждет только занятия Торой); то он не исполняет эту заповедь, потому что у него нет возможности. Например, человек должен кушать мацу в первый вечер праздника Песах. Бандиты связали его, продержали всю ночь, и он не поел мацу. Он не выполнил эту заповедь, но он не виноват. У него не было возможности, он был принужден.[Есть противоположная проблема. Если бандиты связали и насильно затолкали ему мацу, считается ли это выполнением заповедей. Мы не можем это сказать. Если бандиты насильно затолкали ему хлеб, то понятно, что это нарушение, за которое он не отвечает, поскольку он не должен давиться и умирать.]

Получается очень любопытный взгляд. 3аповедь «плодиться и размножаться» с одной стороны является одной из заповедей. другой стороны, она — как бы общее требование, принцип, как бы нулевое начало всей игры. Человек должен плодиться и размножаться, для того чтобы была жизнь, для того чтобы было, кому давать остальные заповеди. И тогда мы скажем: то, что Бен-Азай в нашем случае не выполняет заповеди, — он так устроен. Бывают такие редкие личности, которые могут заниматься только Торой — и все. [Нам со стороны покажется: вот, любитель прохлаждаться! Я думаю, что надо распрощаться с этой наивностью, потому что если вы попробуете в течение одной недели день и ночь заниматься только Торой и больше ничем, вы увидите, что черная работа намного легче. Но для некоторых людей, если заставить их сделать перерыв в занятиях Торой, — это конец жизни.] Таким людям приходится давать увольнительную, они находятся в статусе принужденных и освобождаются от исполнения этой конкретной заповедей. Что касается принципа, обязывающего участвовать в порождении населяющих землю, то эта обязанность лежит на всем обществе, и есть другие, которые не принуждены и могут исполнять.

Т.е. не то что бы мудрецы на самом деле не видели принципиальной возможности освободить человека, если он вообще не может заниматься ничем, кроме Торы. [Вы скажете: «А кто-то день и ночь должен играть в шахматы». Это не является достаточным основанием для освобождения.] Но с нашим полурабом, полусвободным дело обстоит не так, что у него есть внутренняя причина, по которой он принужден. Он принужден по внешней ситуации, в которой он оказался. И это недопустимо. Получается, что мы спокойно миримся с ситуацией, когда есть человек, который не может участвовать в исполнении этой инструкции — плодиться и размножаться. И эту ситуацию необходимо исправить.

Школа Гилеля, послушав доводы школы Шамая, изменила свое мнение.(Это бывает. Мудрец — это не человек, который уперся и стоит на своем первоначальном слове. Если он услышал более веские доводы, то он меняет свою точку зрения.)

Школа Шамая и школа Гилеля о количестве детей, необходимом для исполнения заповеди «плодиться и размножаться»

Теперь мы переходим к довольно длинной сугие из трактата «Йевамот». Начинаем с мишны. Человек не должен уклоняться от того, чтобы плодиться и размножаться, за исключением тех случаев, когда у него уже есть дети. Школа Шамая говорит — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь. Как сказано: «Мужчиной и женщиной сотворил Он их».

Прежде всего надо отдать себе отчет, какова структура мишны. Она составляет одну единицу, или она распадается на какие-то части, обсуждающие не буквально одно и то же, а какие-то разные стороны вопроса, разные вопросы. В нашем случае, очевидно, есть две части мишны. Первая часть утверждает, что человек, у которого еще нет детей, не должен уклоняться от того, чтобы плодиться и размножаться. Вторая часть мишны, очевидно, отвечает на незаданный вопрос. Что значит — есть дети? Школа Шамая говорит — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь. Какая школа подкрепляет свою точку зрения этой цитатой? Понятно, что Гилеля. Он говорит: «Нужно, чтобы человек родил сына и дочь, потому что сказано: «мужчиной и женщиной сотворил Он их».

Если у него только сыновья, то мы не знаем, что скажет школа Гилеля. Потому что возможно, что школа Гилеля сказала — «сын и дочь, в том смысле, что требуется хотя бы один сын и хотя бы одна дочь, и, даже если есть уже двенадцать сыновей, то все равно нужна хотя бы одна дочь. Или школа Шамая сказала — два сына, а школа Гилеля говорит — сын и дочь тоже хорошо. Как думает школа Гилеля — я не знаю. На эту тему последующие авторитеты придерживаются разных точек зрения. 3начит, если у него есть дети, он может уклоняется от того, чтобы плодиться и размножаться. Но от того, чтобы быть женатым, все равно не должен уклоняться. Ведь сказано, что наличие детей освобождает человека от обязанности дальше плодиться и размножаться. Но не говорится, что он может оставаться без жены, если у него есть дети.

ШАБАТ ЭКЕВ: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (15.08) – 20.22

ИСХОД ШАБАТА: (16.08) – 21.36

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s