Home

НА ВЫСОКОМ макет 187

Выпуск №187. Тамуз — Ав 5774 г. (07-08.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
Рош Ходеш Ав (Новомесячье) приходится в этом году на понедельник, 28.07.
Следующий визит раввина С.И. Аврасина на Высокий ожидается с Б.П. в конце июля. За расписанием молитв и мероприятий синагоги следите на нашей доске объявлений, расположенной около синагоги.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Глава Масъэй

СОЦИОЛОГИЯ И ГОРОДА-УБЕЖИЩА

Тора дает указание выделить из всех городов в Земле Израиля города-убежища (где смогут найти убежище убийцы, совершившие убийство непреднамеренно) и города для левитов – евреев из колена Леви. Эти заповеди не просто сформулированы в похожих выражениях; две этих разновидности городов напрямую связаны между собой. «А в городах этих, которые вы дадите левитам, – шесть городов для убежища, которые отведете вы, чтобы убегал туда убийца, и сверх этих (шести) дадите (левитам) сорок два города» (Бемидбар 35:6). Талмуд говорит, что даже в пустыне, до того, как были выделены города-убежища, лагерь левитов служил убежищем для неумышленных убийц (трактат Звахим 117а). Кроме того, все 48 «левитских» городов в Эрец-Исраэль могли служить также и убежищами (трактат Макот 13а). Наша задача – установить и понять связь между городами-убежищами и городами левитов.

Тора также указывает на связь между жизнью и смертью Первосвященника («верховного коэна») и обязанностью предоставлять убежище убийце. «Ибо в городе убежища своего должен тот оставаться до смерти первосвященника, а после смерти первосвященника может убийца возвратиться в удел владения своего» (Бемидбар 35:28). Отсюда мы явно видим, что обязанности Первосвященника не ограничивались ритуальным служением в Храме. Он был ответственным не в меньшей степени за духовное состояние народа и обязан был добиваться того, чтобы духовная атмосфера Храма положительно влияла на индивидуальное поведение и моральный уровень каждого. Поэтому, когда ситуация в обществе такова, что человеческая жизнь ценится не слишком высоко и происходят убийства, духовный лидер поколения должен нести часть вины. Даже неумышленный убийца, стоящий на низшей ступени моральной лестницы, нуждается в искуплении со стороны предводителя народа, и только когда духовный лидер народа умрет, убийца получит право вернуться домой.

Но где живет убийца все время своего вынужденного изгнания? Не достаточно ли заставить его сменить место проживания, чтобы подтолкнуть тем самым к раскаянию в совершенном по ошибке преступлении? Тора учит нас, что этого недостаточно. Он должен жить именно там, где живут люди, ответственные за моральный и духовный уровень народа. Эти люди – левиты. Получается двойная выгода. Прежде всего, убийце ежедневно напоминают о необходимости исправить свои качества и пересмотреть свои ценности. Книга «Сефер га-Хинух» (408), в свою очередь, объясняет, что особая святость той земли, на которой стоят города левитов, несет искупление убийцам. (Второй фактор, который цитируется в этой книге: благодаря особому статусу этих городов нет опасения, что левиты из мести убьют даже умышленного убийцу кого-то из их близких, – тем самым, священное колено Леви будет отдалено от кровопролития).

Дополнительный эффект, приобретаемый в результате вынужденного соседства убийцы и левитов, заключается в том, что левиты, члены семьи и рода Первосвященника, лишний раз получают напоминание о своем долге – влиять на убийцу, а особенно – на тех потенциальных убийц, которые разгуливают на свободе. Хотя для левитов духовное лидерство – врожденное качество, однако и другие члены общества могут добровольно взять эту задачу на себя (РаМБаМ пишет об этом: «То, кто ощущает влечение и вдохновение, вправе взять это на себя»). Но и те, и другие должны отдавать себе отчет в том, что их положение обязывает их нести ответственность за социальный и духовный уровень нации как единого целого.

В наши дни, когда едва ли не каждый хотя бы иногда сидит за рулем автомобиля, следует помнить: непреднамеренное убийство – вполне злободневная проблема. «Случайно» произошедшая катастрофа на дороге – частная разновидность именно того случая, который рассматривает Тора в этой недельной главе. Сколько в целом прекрасных людей относятся к вождению с преступной халатностью! Водители и те, кто способен на них влиять, должны проявить уважение к ценности человеческой жизни и осознать наконец, что иногда жизнь и смерть зависят всего лишь от руля в чьих-то руках и педали газа.

Рав Йосеф Кармель

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПЕРИОДА «В ТЕСНИНАХ».

Трехнедельный траурный период между 17 Тамуза и 9 Ава называется Бейн га-Мецарим, дословно «между теснин», в соответствии со словами свитка Эйха (Плач Иеремии) (1:3): «Все гонители настигли ее (Иудею) между теснин». Это дни, когда вавилоняне и римляне разрушали Иерусалим, после того как были пробиты его стены, до полного разрушения Храма.

В этот период мы уменьшаем радость. Не устраиваем свадьбы (можно произвести помолвку и до 1 Ава устроить праздничную трапезу). Воздерживаемся от слушания музыки, от танцев, путешествий для удовольствия, а также от стрижки волос. (По обычаям сефардов, можно стричь волосы вплоть до начала недели, на которую приходится 9 Ава.) Также не принято (во все дни, кроме Субботы) надевать новую одежду и есть новые плоды, чтобы не говорить благословение Шегехеяну. (Это благословение Богу «за то, что мы смогли дожить до этого времени», произносится при наступлении праздников, а также при других радостных событиях; оно же говорится, когда едят первый раз в году какой-то плод или надевают новую одежду.) Однако если на этот период приходится выполнение заповеди, связанной с каким-то фиксированным временем, например обрезания или выкупа первенца, тогда мы говорим Шегехеяну. Если попадается новый плод, который после 9 Ава уже не удастся достать, то лучше всего сохранить этот плод до Субботы, когда, как уже сказано, произнесение Шегехеяну разрешено. Если беременной женщине хочется съесть какой-то новый плод, или если он полезен больному, они могут съесть его даже не в Субботу.

В эти дни не следует предпринимать рискованные действия.

С начала месяца Ав в гибнущем Храме прекратились жертвоприношения. Закон предписывает нам в эти дни усилить траур, воздерживаться от радости. И поскольку радость запрещена, не следует делать ничего, что могло бы ее возбудить.
Не сажают деревья, которые предназначены для создания тени или аромата. Ничего не строят для роскоши, не украшают и не красят дом. (Но если у человека нет жилища, он может его строить.)

Запрещено покупать, шить, ткать и вязать новую одежду, даже если собираешься носить ее после 9 Ава. Даже ношеную одежду не следует покупать, если она нарядная. Запрет на покупку новой одежды даже строже, чем на ношение.

Однако эти ограничения отменяются, если речь идет о выполнении заповеди. Например, можно купить новую одежду или построить дом для новобрачных, которые еще не выполнили заповедь «плодиться и размножаться». Если есть опасение, что цена на какую-нибудь одежду может подняться после 9 Ава, можно купить ее, но не носить.

С начала месяца Ав запрещено стирать даже такую одежду, которую собираешься носить после 9 Ава. Если у человека всего одна рубашка, можно постирать ее, но только до наступления недели, на которую приходится 9 Ава. Детскую одежду стирать можно, если она сильно испачкалась, но лучше делать это не публично.

Запрещено надевать новую обувь (кроме обуви, специально предназначенной для 9 Ава: например резиновой).

Нельзя стричься и стричь детей.

В этот период не едят мяса и не пьют вина (т.к. жертвоприношения и возлияния вина в Храме уже прекратились), однако запрет отменяется ради сеудат-мицва (т.е. трапезы для выполнения заповеди), например, по поводу обрезания, выкупа первенца, Бар-мицвы и т.д.

Всем, кроме больных и тех, кто ежедневно моется после работы, запрещено полностью мыться (для удовольствия). Можно мыться, чтобы смыть пот. Нельзя купаться в бассейнах, реках и других водоемах.

(По материалам сайта Маханаим)

ЗАКОНЫ СЕМЬИ И БРАКА.
Мы представляем уважаемым читателям цикл статей известного русскоязычного раввина, имеющего, кроме этого докторскую степень, одного из руководителей организации русскоязычных евреев Маханаим, рава Зеева Дашевского.

Основные трактаты Талмуда, посвященные законам брака и семьи

Самый первый трактат в разделе «Нашим» называется «Йевамот». Основная тема этого трактата — это очень экзотический закон, который нам не знаком ни из опыта окружающих народов, ни из того, что мы учили. Это очень специфический закон Торы о том, что если человек умер бездетным, то брат, если у него таковой был обязан взять его вдову в жены, либо пройти процедуру формального отказа от женитьбы. Вот такая процедура взятия в жены вдовы умершего брата называется «ибум» (от названия родственных отношений. В иврите есть свои названия родственных отношений, очевидно древние. Брат мужа называется «йавам», соответственно жена брата называется «йевама»).

Это очень непростой трактат, довольно большой. Мы не будем его подробно учить, а его законы обсудим кратко, где-то в конце курса. Дальше идут трактаты «Ктубот», «Гитин» и «Кидушин». («Гитин» — множественное число от слова «гет», разводное письмо.) А «Кидушин» — законы брака. Вот эти четыре трактата будут основой талмудической литературы, хотя заведомо мы будем обращаться и к другим трактатам и даже из других разделов Талмуда.

Первая тема нашего курса — для чего люди женятся? Главное объяснение, которое приходит в голову, — для того чтобы продолжить род, исполнить первую заповедь, данную человеку, — плодиться и размножаться. И это, действительно, первейшая цель брака. Но не только для этого, а есть еще дополнительные причины. Когда Бог сотворил человека, Тора приводит очень важную фразу: «Нехорошо, чтобы человек был один». Спрашивается — в каком смысле это нехорошо? Имеется в виду не то, что человеку скучно, трудно без помощника, без компаньона.

Прежде всего, это просто нехорошо, как факт. Это нехорошо человеку, Богу, миру. Это неправильно, потому что если человек один, то он сам возомнит себя божеством: как Бог один на небе, так я один на земле. Приходит каждый в свое ведомство и управляет. Человек поставлен распорядителем в этом мире. Человек получил заповедь не только плодиться и размножаться, он получил заповедь: наполняйте землю и захватывайте ее. Т.е. человек не просто имеет право, он обязан подчинять себе этот мир, растительный и животный. И если я такой важный директор, то у меня вполне может закружиться голова, и я решу, что я и есть, собственно, начальник над всей природе. И чтобы у меня не произошло такого вида сумасшествия и я не возомнил себя божеством, Бог решил сделать человеку «эзер ке-негдо», соответствующего помощника, который эту дурь быстро из него выгонит.

Таким образом, помимо того, что, конечно, без создания семьи невозможно выполнить заповедь, на которой все держится (если человек перестанет плодиться и размножаться, то все остальное потеряет всякий смысл), есть еще очень важная вещь. Что человек не может быть полноценным человеком, если он один. Т.е. мужчина — это полчеловека, женщина — это полчеловека, и вместе они, даст Бог, могут образовать целое человеческое существо, если постараются. Поэтому различают как бы две проекции этой надобности в семье. Во-первых, если мужчина женат, то ему не лезут в голову дурные мысли, его не тянет делать нехорошие вещи. А с другой стороны, только если он женат, то с помощью жены он может двигаться к совершенству. А иначе — полчеловека, вообще не человек. Есть много цитат мудрецов, которые прославляют жизнь женатого и осуждают жизнь холостого.

Вопросы раввину (с сайта Толдот.ру)

Вопрос: Чего от нас хотят? Вокруг сирены, ракеты, взрывы. Я недавно приехала с Украины и не была готова к такому развитию событий. Я знаю, там, на Украине под обстрелами погибают люди, здесь сейчас тоже так будет? Диана

Ответ: Уважаемая Диана, большое спасибо за Ваш вопрос. Земля Израиля под обстрелом! Большинство населения уже слышало холодящий звук сирены тревоги. Взрослые и дети должны были искать убежище в защищенных помещениях и, затаив дыхание, ждать характерного взрыва, который свидетельствует о том, что очередная ракета либо разорвалась на открытой местности, либо сбита противоракетной системой «Железный купол».

Давайте попробуем на минуту остановиться и поразмыслить, что же все-таки происходит вокруг нас. За последнюю неделю в направлении еврейских городов и поселений было выпущено более 800 ракет различной мощности. Не надо быть большим военным специалистом, чтобы понять, что каждая из таких ракет, попадая в цель, может унести десятки человеческих жизней. Но, благословение Вс-вышнему, такого не происходит. Почему? На этот вопрос не ответит нам ни один военный специалист или политический обозреватель. Более того, известно, что в военных академиях мира не изучают ни «иудейские войны» древности, ни современные войны государства Израиль, поскольку на основании этих материалов невозможно сделать никаких практических выводов. Вс-вышний бережет еврейский народ. Нужно быть слепым, чтобы не заметить, что вокруг нас происходят явные чудеса! Даже сами хамасовцы признают, что они делают все возможное, чтобы попасть в населенные пункты и уничтожить как можно большее количество мирных жителей, но… Б-г не дает им это сделать.

Мы проходим первый урок упования на Вс-вышнего. В комментарии на Мишлей Виленский Гаон говорит: упование заключается в том, что человек чувствует себя спокойно и уверено, находясь под властью Вс-вышнего. Обычно человек бывает спокоен только в отношении того, что находится в его руках, под его управлением. Поэтому, например, он не боится садиться в автомобиль или переходить улицу, хотя аварии на дорогах — не такая уж и редкость. Ведь в этот момент он ощущает, что все в его руках и он контролирует ситуацию. И в целом это то, к чему человек стремится.

И, наоборот, когда человек слышит сирену тревоги, что означает: в направлении его города летит ракета, он чувствует себя достаточно беспомощным, не может больше полагаться на свои силы. Поэтому, анализируя ситуацию и понимая, что происходящее вокруг — это явные чудеса, мы можем сделать первый шаг по пути упования на Вс-вышнего. Ведь сейчас мы и телом, и разумом понимаем, что Вс-вышний бережет нас и заботится о нас. Теперь мы чувствуем, что можем быть спокойными даже в такой момент, когда своими силами уже ничего не можем сделать.

Однако, как известно, нельзя полагаться на чудеса. Кроме того, глупец тот, кто считает, что чудеса происходят благодаря его заслугам. Рассказывают, что во время войны в Персидском заливе один из духовных руководителей поколения, Рав Шломо Вольбе, действовал исключительно в соответствии с инструкциями управления гражданской обороны и каждый раз во время тревоги надевал противогаз. Великий мудрец обосновывал это тем, что ни у кого из нас нет достаточного количества заслуг, чтобы продолжать жить; и кто сказал, что смерть не найдет нас именно таким образом?

Самое сильное и естественное желание человека — это желание жить. Понятно, что право жизни надо заслужить. А, как мы только что выяснили, ни Рав Шломо Вольбе, ни, тем более, мы не можем полагаться на то, что за свои заслуги, выполненные нами заповеди получили это право. Так на что же полагаться, как можно спасти свою жизнь?

На этот вопрос отвечает Рав Исраэль Салантер, основоположник движения Мусар, в книге Ор Исраэль(письмо 3). Еврейский народ как общность (клаль Исраэль) — самый желанный для Вс-вышнего, ведь именно для него Он создал этот мир. Любовь Вс-вышнего к еврейскому народу гораздо выше и глубже, чем заслуги каждого отдельного человека. Вс-вышний, как мы реально видим сейчас, готов совершать чудеса для всего народа — вне зависимости от духовного уровня каждого из нас. Еврейскому народу как общности обещано, что с ним ничего дурного не произойдет. А каждому отдельному еврею ничего такого не обещано.

Поэтому чтобы спастись и заслужить жизнь, надо стать частью этой общности и быть ей полезным. В тот момент, когда человек становится ее частью, он перестает жить «за свой счет» и начинает жить «за счет» Вс-вышнего. Ведь теперь он — составная клаль Исраэль, а Вс-вышний любит клаль Исраэль и готов делать для него чудеса. Кроме того, понятно, что Тора и заповеди — это то, что делает нас еврейским народом, поэтому, безусловно, без них невозможно стать его частью. Соответственно, оценивая каждого человека, Вс-вышний принимает в расчет и то, скольким людям он нужен в этом мире. И даже если сам человек не заслуживает жизни, ему могут ее даровать ради тех людей, которые в нем нуждаются.

Каждый из нас может найти уникальную область, в которой он может быть полезен еврейскому народу. У кого-то есть организаторские способности, кто-то может преподавать, кого-то Вс-вышний благословил материально так, что у него есть возможность помогать малоимущим и поддерживать изучение Торы. Оглянувшись вокруг, можно найти множество людей, которые нуждается в помощи и поддержке, и — где применить свои способности.

Пусть Вс-вышний поможет нам всем быть частью общности — еврейского народа — и наслаждаться и дальше Его бесконечной любовью.

С уважением, раввин Яаков Шуб

ШАБАТ МАСЪЭЙ: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (25.07) – 20.59

ИСХОД ШАБАТА: (26.07) – 22.22

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s