Home

Выпуск №185. Тамуз 5774 г. (07.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
18-19 июня на Высоком работала комиссия раввината Израиля. Уважаемые раввины провели несколько десятков собеседований со многими жителями поселка. Теперь они вернулись на Святую Землю, и вскоре должны представить свои рекомендации правительству Израиля для определения дальнейшей программы предоставления возможности репатриации выходцам из Высокого и их родственникам, проживающим в других местах. Можно отметить, что в целом визит комиссии прошел удачно, они получили много положительных впечатлений, и утвердились во мнении о крепких еврейских корнях жителей Высокого. Однако мы находимся только в начале пути.
Следующий визит раввина С.И. Аврасина на Высокий ожидается с Б.П. в конце июля. За расписанием молитв и мероприятий синагоги следите на нашей доске объявлений, расположенной около синагоги.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Глава Пинхас

ПИНХАС, НАДАВ И АВИГУ

«И говорил Всевышний Моше, и сказал: «Пинхас, сын Элазара, сын Агарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что он возревновал Моей ревностью в среде их. И не уничтожил Я сыновей Израиля Своей ревностью. Поэтому скажи: «Вот Я даю ему Мой союз мира и будет ему и потомству его после него союзом коэнов вечным за то, что ревновал за Б-га его и искупил сынов Израиля».

В момент, когда Пинхас поражает Зимри, к нему спускаются две души, которые становятся его вечными спутницами, стражами и помощниками: это души сыновей Аарона Надава и Авигу, двух величайших праведников, которым нет равных среди сыновей Израиля, совершивших ошибку в день, когда был установлен Мишкан и погибших в тот момент, когда они поспешили принести воскурения. Они сопровождают его повсюду и реализуют союз, дарованный Пинхасу Всевышним, сообщая ему все те необыкновенные качества, которыми он обладал.

Ведь союз – связь со Всевышним. Дополнительный личный союз, которого, кроме общего союза, заключенного со всем народом, удостоились Пинхас и Давид (каждый по-своему), указывает на возникновение особой, дополнительной связи со Всевышним, которая как сильный луч света пронизывает и напрямую соединяет человека с Источником всех сил. Нить связи – это душа. Она является тем лучом света, который напрямую связан с Источником и устремлен к сосуду.

Было бы странно, если бы луч, несущий жизнь из мира вечной и абсолютной жизни, не был бы сам живым. Поэтому вся связь проходит через живые души, каждая из которых является выражением жизни и сообщает жизнь.

Поэтому сказано, что в субботу, которая называется союзом еврейского народа с Творцом, у каждого, кто только имеет знак союза на теле и соблюдает субботние ограничения, появляется дополнительная душа, как более прямая и непосредственная связь (союз), проявляющаяся в этот день.

Душа эта неабстрактна – это душа конкретного праведника, того, кто когда-то жил, озаряя мир светом и продвигая к лучшему, оставил его и теперь возвращается для того, чтобы продолжать помогать другим так же, как он помогал при жизни.
Появляясь в субботу, эта душа расширяет возможности еврея, наделяет его большими способностями при изучении Торы и обостряет его чувствительность, расширяя весь спектр восприятия мира, позволяя осознать и почувствовать то, что находится за пределами его границ.

Такая помощь душ не является подавлением личности: напротив, союз со Вс-вышним заключается в том, чтобы, озаряясь Его душой-светом-союзом и помощником, имеющими свое конкретное выражение, человек оставался бы сам собой: неповторимым, единственным, уникальным и в то же время открытым для всего мира и не замкнутым на себе.

Помощь дополнительной души заключается в том, что она способствует раскрытию собственного потенциала. И когда потенциал раскрывается настолько, что человек и сам превращается в чистый луч, те, кто помогал ему, становятся помощниками для других, а вместе с ними и сама возвысившаяся душа, ранее нуждавшаяся в помощи, становится лучом помощи для других. Так, Пинхас, достигнув совершенства на высочайшем уровне, передает эти души своему ученику Элише.

Элиша – ученик Элиягу га-Нави, который появляется и действует во времена правления царя северного царства Ахава. События происходят через 530 лет после того, как Пинхас своим подвигом остановил надвигавшуюся гибель всего народа.

Элиягу га-Нави – это и есть Пинхас, получивший союз мира от Всевышнего, а следовательно, бессмертие, ибо то, что даровано Всевышним, – абсолютно и распространяется на все аспекты существующего: мир, дарованный Всевышним, прекратил борьбу тела и души Пинхаса, постоянное желание души отделиться и желание тела забыть о душе и сделал их совместное существование вечным. Элиягу га-Нави не умер. Все, что его душа отбросила, – это талит, который подобрал Элиша.

«И было, когда поднял (перед тем как поднял) Всевышний Элиягу в буре на небо, пошли Элиша и Элиягу из Гильгаля… Элиягу сказал Элише: «Проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя». И сказал Элиша: «Пусть двойное, что в духе твоем, будет на мне». И сказал он:»Трудного ты попросил».

Элиша попросил, чтобы души Надава и Авигу, которые всегда неразлучны и неразделимы, перешли бы к нему и стали бы помогать ему.

Не так просто иметь такую помощь! Малейшая оплошность – и эти души оставят человека, так как они не выносят никакой испорченности, отклонения от идеала. «Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется для тебя это, а если нет – не сбудется».

И было когда они шли и в дороге разговаривали – колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого, и вознесли Элиягу в небо. Элиша же, увидев это, вскричал: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и воины его…» И поднял он плащ Элиягу, который упал с него».

Элиша получил эти удивительные души в постоянную помощь и поддержку, потому что оказался готов к восприятию мира на таком уровне, когда тело – как колесница, несущая воина, и душа – как воин, управляющий ею, слиты в единое целое: он смог увидеть и воспринять в пророческом видении, что происходило с душой и телом Элиягу, носителя союза мира, в момент, когда он достиг уровня, который не может восприниматься большинством живущих людей, и, тем не менее, не ушел из мира живых. Тело осталось вместе с душой. Его переход в другое состояние не носил характер прекращения предыдущего состояния, окончания какого-то этапа и начала совершенно иного времени бытия.

Поскольку не было разрыва двух состояний и не было необходимости переходить границу, которая называется смерть, то Элиягу га-Нави легко переходит из одного мира в другой и предстает перед глазами людей в разных обличиях: душа в гармонии с материей делает материю средством самовыражения, и в зависимости от того, зачем раскрывается Элиягу га-Нави, он раскрывается в том обличии, которое более всего способствует тому, чтобы было понято послание, с которым он пришел.
Он пронизал все поколения и установил между ними связь, приходя, помогая и спасая тех, кто хранит союз Авраама со Вс-вышним.

Он поддерживает и союз Торы, в каждом поколении помогая Мудрецам постигать ее тайны. Упоминанием о его будущем раскрытии заканчиваются книги пророков: «Вот Я посылаю вам Элиягу га-Нави перед тем, как наступит день великий и страшный, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сыновей – к отцам».

Кто установит мир, взаимопонимание и любовь, когда начнется воскрешение из мертвых и поднимутся из праха сыны Израиля всех поколений? Кто соединит сердца, бившиеся в разные исторические эпохи? Тот, кто жил во всех поколениях – от выхода из Египта и до конца времен.

Но почему души именно Надава и Авигу стали лучом, реализующим союз мира, который Всевышний заключил с Пинхасом?
Истории Торы повторяются, но каждый раз повествование выходит на новый уровень. Любой из эпизодов загадочен, но он служит расшифровкой кода другого рассказа и сам становится понятен, когда уже правильно прочитан текст, ключом к пониманию которого он являлся.

Всевышний бескомпромиссно ведет творение к совершенству через непрекращающееся исправление. Но иногда мир падает вертикально вниз, чтобы затем долго выбираться на прежний уровень по спирали. Основа всех заслуг человека – стремление ко Всевышнему, а все преступления являются выражением желания скрыться от Него и остаться одному.

Отдаление человека от Всевышнего отражается в характере его детей, их склонностях и способностях, чтобы найти исправление в их жизни. А иначе как можно объяснить: » …и родила (Хава) Каина и сказала: «Приобрела я человека с Б-гом и еще родила брата его Эвеля. И был Эвель пастухом, а Каин – земледельцем». Каин и Эвель родились взрослыми и сформировавшимися. Почему же от самого рождения один – пастух, а другой – земледелец? Только потому, что что-то вложено в каждого из них от рождения.

Но дети не всегда справляются с той задачей, ради выполнения которой они появились на свет, и их души возвращаются в мир вновь и вновь. Душу, как нечто совершенно чистое и прекрасное, как свет, наполняющий сосуд, Всевышний дает Сам.

Душа всегда чиста, но сила опускающейся в мир души, ее уровень и «размеры» зависят от того, насколько родители научились использовать свои чувства для восприятия духовного мира, наполняться восторгом и радостью от раскрывающейся духовности, а не возбуждать нервные окончания для того, чтобы получать материальные удовольствия.

Недостатки наследуются и должны быть исправлены. Сильная душа быстро переворачивает недостатки в способности для изучения Торы, силу восприятия духовной составляющей. Дети, отражая сущностную сторону родителей, являются в основном выражением их мыслительной деятельности и умения управлять своими чувствами.

Недаром говорят, что капля выходит из «окончания» мозга человека и несет в себе облик будущего ребенка.

Адам, совершив преступление, 130 лет не мог рождать детей «по образу и подобию своему». Мидраш Раба говорит, что после греха у него рождались духи или обезьяны, и когда на пятидесятый день творения Каин убил Эвеля, Адам устранился от Хавы, через 130 лет он вернулся к ней – и у него родился Шет «по образу и подобию его».

Совмещение в себе всех миров, духовного и материального начал являются отличительной чертой человека как творения и определяют его «образ».

Рождение духов и человекоподобных тел отражает преступление Адама, отделившего материальный мир от мира духа. Начало преступления Адама заключено в его вопросе «Кто я?» (если повсюду раскрывается воля Всевышнего и у меня нет свободы выбора, то существую ли я или только Он существует?).

«Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря – и там рука Твоя поведет меня, и сдерживать будет десница Твоя» (Псалом 139). Когда человеку хорошо и он преисполнен радости, и душа его поет в восторге от всего сотворенного, раскрывающего замысел Творца, у него не возникает вопросов «Кто я?», «Зачем я нужен?». Он доволен своим существованием перед лицом Всевышнего.

Дети Адама явились разверткой в материальном мире той проблемы, которую носил в себе первый человек. Они представляли собой разум и чувственный мир, отделившиеся друг от друга, потому что только разум, лишенный ощущения Присутствия Всевышнего, может задавать вопрос «Кто я? Существую ли я?»

Отделенность разума от чувственного мира привела к вопросу, который несли в себе братья (Каин и Эвель) и который являлся выражением вопроса Адам га-Ришон (первого человека) на другом уровне – каждый из них спрашивал себя: «А кто такой мой брат – другой человек? Зачем Всевышнему нужен второй?»

Собственное существование не вызывает вопроса, но отсутствие ощущения ближнего, сопереживание его проблемам и желание помочь породило вопрос «зачем же нужен другой»?

Каждый из них не найдя ответа, решает проблему существования второго по-своему: Эвель смотрит в небо и не замечает брата, получая удовольствие от своей большей близости к Творцу, а Каин, деятель и преобразователь, устраняет из мира то, что он не может осознать – своего брата.

Моше и Агарон пришли в мир, чтобы исправить грех Каина и Эвеля. Это – два брата, любящих и понимающих друг друга. Один из них приближает весь мир к Источнику путем восприятия Всевышнего через разум, а другой – через служение (т.е. исправление чувственного мира человека).

Естественно, что дети, которых они должны были привести в мир, должны были исправить следующую, более высокую ступень – грех Адама – и закончить исправление мира.

Агарон смог привести в мир души столь высокого уровня, что их называют «две части одного целого». Они были способны восстановить связь чувственного мира и мира мысли человека так, чтобы и то и другое вместе служило для восприятия Присутствия Вс-вышнего.

Однако ошибка, допущенная ими в стремлении к мгновенному соединению духовного и материального миров, когда в день начала служения в Мишкане они поторопились принести воскурения, привела их к гибели.

Пинхас, вернувший еврейскому народу восприятие Присутствия Всевышнего на уровне чувств и ощущений (т.е. сделавший чувства разумными) и приблизивший мир к состоянию совершенства, двигаясь со стороны чувственного, так же как Моше, двигавшийся со стороны разумного, удостоился помощи этих душ, которые способны слить в единое целое все времена и все пространство, и позволить мгновенно перемещаться из одного места в другое, и пройти через все поколения.

Души эти никогда не расстаются друг с другом и похожи как две половины одного целого. Они – мысль, заставившая понять чувства и чувства, заставившие разум ощущать.

Рав Зеев Мешков

ПОСТ 17-ОГО ТАМУЗА.

На следующей неделе в еврейском календаре начинается трехнедельный траурный период, называемый «в теснинах», и открывает его пост 17 Тамуза.

Считается, что в истории еврейского народа 17 Тамуза — день бедствий. Талмуд называет целых пять бедствий, случившихся в этот день…

В 2448 году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи построили Золотого Тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17-го Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились… И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, живущие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору. Они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь — и то, и другое, как вы помните, является прямым нарушением заповедей. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. А 17-го Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме, из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода…

Народ усвоил полученный урок, раскаялся и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм. И опять повторилась история — люди вновь стали забывать божественные законы и установления. Но теперь их грехи были менее явными, например, беспричинная ненависть. И в 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения первого Храма, Иерусалим был осажден. На этот раз римлянами. 17-го Тамуза римляне пробили стены Иерусалима и захватили город. И вновь за поражением последовали разрушение Храма и изгнание…

Чтобы увидеть, какой из этих грехов хуже, нужно просто обратить внимание на сроки изгнаний, которые последовали за разрушениями Храмов. Первое, вавилонское, изгнание длилось всего 70 лет, а второе изгнание длится уже больше девятнадцати столетий, и до сих пор не кончилось.

Причина, наверное, в том, что тот, кто совершает открытый, вопиющий грех, скорее может раскаяться. Скрытые же, внутренние пороки выявить гораздо труднее, потому от них тяжелее избавиться, а значит и наказание должно длиться дольше, чтобы постепенно привести к исправлению.

Поэтому 17-е Тамуза — второй из постов, установленных в память о разрушении Храма. В этот день была пробита брешь в стене Иерусалима во времена Второго Храма. При вавилонской осаде (во времена разрушения Первого Храма) стена Иерусалима была пробита 9 Тамуза, но чтобы не перегружать светский календарь траурными датами, было решено объединить траур по этим двум событиям. Кроме того, последствия гибели Первого Храма оказались для еврейского народа менее тяжелыми.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомус, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

И, в-пятых, в этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостумуса; согласно другой (версии Иерусалимского Талмуда), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Дни, заключенные между 17 Тамуза и 9 Ава тоже считаются траурными. Эти три недели называются «Между теснин». В эти дни запрещено слушать музыку, устраивать торжества, в том числе свадьбы, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не начинают есть и фрукты нового урожая.

Пост начинается с восходом солнца и заканчивается с выходом звезд. В это время нельзя ничего есть и пить.

В этом году 17 Тамуза приходится на вторник 15.07.14. Время начала поста на Высоком– 1.47 ночи 18 июля. Время окончания поста – 22.16.

Всем легкого и полезного поста!

ШАБАТ ПИНХАС: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (11.07) – 21.15

ИСХОД ШАБАТА: (12.07) – 22.45

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s