Home

Выпуск №183. Сиван 5774 г. (06.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
18-19 июня на Высоком работала комиссия раввината Израиля. Уважаемые раввины провели несколько десятков собеседований со многими жителями поселка. Теперь они вернулись на Святую Землю, и вскоре должны представить свои рекомендации правительству Израиля для определения дальнейшей программы предоставления возможности репатриации выходцам из Высокого и их родственникам, проживающим в других местах. Можно отметить, что в целом визит комиссии прошел удачно, они получили много положительных впечатлений, и утвердились во мнении о крепких еврейских корнях жителей Высокого. Однако мы находимся только в начале пути.
Те высочане, которые прошли собеседование, и те, которые не проходили его! Мы призываем вас вспомнить о ваших духовных корнях! Теперь в поселке, слава Б-гу, действует молельный дом и общинный центр, где можно учиться Торе, молиться, проводить Шабаты и праздники, и просто общаться в неформальной обстановке. Приходите к нам!
Следующий визит раввина С.И. Аврасина на Высокий ожидается с Б.П. в конце июля. За расписанием молитв и мероприятий синагоги следите на нашей доске объявлений, расположенной около синагоги.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Хуккат — Рош Ходеш

ПРОБЛЕМЫ ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ

В недельном разделе Торы в эту Субботу мы читаем о двух поступках еврейского народа, вызванных слабостью и усталостью к концу сорокалетнего скитания по пустыне. Внешне эти поступки выглядят очень схожими, однако реакция Всевышнего на них совершенно различна. Первая история — это рассказ о «водах Меривы», когда «Не было у общины воды, и собрался народ против Моше и Аарона, и сказали им: «Зачем же привели вы общину Божью в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? Зачем вывели вы нас из Египта и привели в это скверное место, где нет ни насаждений, ни инжира, ни винограда, ни гранат, и даже воды нет для питья?» Евреи обращаются к Моше с возмутительными претензиями, в крайне резких выражениях они упрекают своих вождей в том, что те вывели их из рабства. Однако Господь не гневается на них, наоборот, Он приказывает Моше добыть воду из скалы: «И выйдут из скалы обильные воды, и напьется община и скот их» (Бемидбар 20:1-8).

Вторая история, о которой рассказывается в Торе через несколько страниц, такова: «И истощилось терпение народа в пути, и роптал народ на Господа и на Моше, и сказали: Зачем вывели вы нас из Египта? Чтобы умереть в пустыне, где нет ни хлеба, ни воды?.. И душа наша извелась этим скверным хлебом (маном)». В ответ на эту жалобу евреи были наказаны: «И наслал Господь на народ ядовитых змей, и жалили они народ» (Бемидбар 21:4-6).

Почему в первой ситуации Бог отнесся «с пониманием» к жалобам и претензиям народа, а во втором случае — при том, что ропот был выражен в гораздо более мягких словах — Он наказал евреев, послав на них змей? Комментаторы объясняют, что между этими двумя историями есть существенное различие. В первом случае говорится: «И не было воды у общины» — т.е. нам сообщают о тяжелой проблеме, которая действительно существовала и в дальнейшем была разрешена практически. Во втором же случае ничего не говорится о реальном отсутствии воды или хлеба, и все претензии евреев являются необоснованными.

Сказано в Талмуде: «Человека не ловят на словах, сказанных в минуту несчастья». Страждущий человек зачастую говорит такие слова, о которых ему потом приходится сожалеть. Тора не оправдывает этого, но относится к такому человеку с пониманием. А вот по-настоящему возмутительным в глазах Всевышнего является совсем другое — необоснованный ропот. Положение евреев в пустыне было нелегким, и если бы евреи жаловались на тяготы бесконечной дороги по пустыне, то их поведение было бы расценено иначе. Но претензии были высказаны по отношению к тем вещам, которыми евреи были в то время наделены — воде и хлебу, который они получали в дар с неба. Как можно кричать «у меня нет хлеба», если еда на самом деле есть? И действительно, в продолжении своих слов ропщущие уточняют: «И душа наша извелась этим скверным хлебом». У них была пища (манна), но она надоела им; небесный дар, бывший сладким в течение сорока лет, внезапно стал «скверным хлебом». Когда большая часть пути была уже пройдена и основные трудности, казалось бы, уже преодолены, — евреи вдруг стали кричать: «У нас нет нормальной еды, так дальше жить невозможно, мы умираем». И за это их постигло наказание — змеи, от которых евреи действительно стали умирать.

Подобную ситуацию зачастую можно наблюдать и в нашей сегодняшней жизни. Недавно мне довелось читать одну ученую статью под названием «Государство Израиль под прессом обстоятельств». Ее автору представляется, что у нас практически не осталось выбора, т.к. окружающие нас обстоятельства, по его мнению, сильнее нас. В израильской жизни, конечно, есть немало трудностей, однако по сравнению с ситуацией, которая существовала несколько десятилетий, назад наше нынешнее внешнее положение является гораздо менее тяжелым, и мы на самом деле не имеем никаких причин для того, чтобы жаловаться на слишком тяжкое бремя. Бремя стало легче, но многие из нас чувствуют себя совершенно раздавленными — ибо мысль о давящем бремени является для них более тягостной, чем само это бремя как таковое. Подобная ситуация очень опасна, т.к. если мы поддадимся соблазну объявить наши внутренние трудности внешними и «объективными», то этот ропот может вызвать нашествие на нас ядовитых змей, и нам не на кого будет пенять.

Рав Шломо Авинер

Как мы можем помочь захваченным в плен ребятам?

Дорогие друзья! Весь еврейский народ, объединившись, молится за скорейшее и благополучное возвращение Нафтали Френкеля, Гилада Шаэра и Эяля Ифраха, которые несколько дней тому назад были захвачены террористами. Пока армейские структуры делают всё необходимое для того, чтобы найти следы заложников и их похитителей, каждый из нас может внести свою, духовную лепту.

Как известно, все евреи в ответе друг за друга. Хорошие поступки одного человека оказывают влияние на другого, высочайший духовный потенциал еврейских праведников защищал целые поколения. Всё происходящее в этом мире — результат вердиктов, вынесенных на Небесах. Именно сейчас каждый из нас может принять на себя ту или иную небесную заповедь, либо укрепить ее исполнение и тем самым реально поспособствовать возвращению ребят домой.

Кто еще не соблюдает шаббат, сейчас самое время начать. А тот, кто соблюдает, может встречать Царицу-Субботу раньше обычного, тем самым увеличивая потенциал святости. Также более тщательное и более частое изучение Торы способно ускорить избавление наших юношей от опасности.

Пусть же каждый из наших читателей выберет для себя заповедь, которая нуждается в укреплении и более кропотливом исполнении. Пусть эти усилия пойдут на благо 16-летних Нафтали, Гилада и Эяля.

Владыка миров, верни детей домой!

Месяц Тамуз

Тамуз — четвертый месяц года, если, как требует еврейская традиция, считать месяцы года, начиная с Нисана. В Писании он называется просто «четвертым месяцем». Название «Тамуз», как и названия других месяцев, вавилонского происхождения. Все они были позаимствованы евреями, вернувшимися в Эрец Исраэль после вавилонского изгнания. Само слово «Тамуз» является названием известного языческого культа, о чем свидетельствуют и слова пророка Йехезкеля: «И вот там сидят женщины, оплакивающие Тамуза» (Йехезкель, 8,14).

Новомесячье Тамуза продолжается два дня, так как предшествующий Тамузу месяц Сиван всегда является полным (то есть продолжается 30 дней). Первый день новомесячья Тамуза приходится на 30-е Сивана, а второй — на 1-е Тамуза. Сам Тамуз всегда является неполным месяцем, состоящим из 29 дней, потому новомесячье следующего за ним месяца Ава всегда продолжается лишь один день.

Месяцу Тамузу соответствует созвездие Рака. Оно названо так потому, что группа звезд, занимающая центральное положение на небе в этот месяц, несколько похожа на рака. Кроме того, именно в Тамузе размножаются водяные раки — потому что только в этом месяце становится по-настоящему тепло (и вода прогревается достаточно).

В священной Книге Зогар сказано, что дни месяца Тамуза, равно как и следующего за ним месяца Ава, являются опасными (для евреев), и злые силы господствуют в это время во всем мире — поэтому «счастлив тот, кому удается спастись от них».

3-го Тамуза Йегошуа остановил в небе солнце и луну, и они не переставали светить в течение тридцати шести часов, чтобы он мог продолжать битву с врагами и поразить их, как сказано: «И заговорил Йегошуа перед Г-сподом в тот день, в который предал Г-сподь эморея сынам Израиля: «Солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим» (Йегошуа, 10,12). Это великое историческое событие произошло 3-го Тамуза.

(Из «Книги Нашего Наследия»)

Вопросы раввину (с сайта Толдот.ру).

Муж и жена — один человек и в Грядущем мире будут вместе.
А если они развелись?

Здравствуйте, Павел!

Рамбан в комментарии к Берейшит (1, 27) пишет, что первый человек был сотворён мужчиной и женщиной и душа у них была одна. И только позже они были разделены и стали разными созданиями.

Далее Рамбан говорит (к 2, 18): первый человек был сотворён двуликим и его тело могло передавать семя от мужской «стороны» женской «стороне». И, таким образом, он мог размножаться сам. Но Всевышний увидел — лучше, чтобы у человека была «помощница». И он бы видел её, и отделялся бы от неё, и соединялся бы с ней по своему желанию.

Ещё одно пояснение находим в комментарии Виленского Гаона: первоначально, до разделения на мужчину и женщину, у первого человека была только одна душа, объединяющая обоих. Потом Всевышний разделил ее на двоих. И поэтому, когда мужчина и женщина живут в мире и единстве, они составляют единое целое, т.е. возвращаются в состояние, предшествовавшее разделению души, и называются «человек». Они являются единым существом, а разделены только их тела.

Раби Йегуда Лива (известный как МаГаРаЛь из Праги, 1512-1609; выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист) пишет, что человек был разделён на эмоциональную и рациональную части. Эмоциональная часть решает жизненные проблемы, используя чувства и эмоции, рациональная же часть намного чаще использует «холодный» разум и намного реже прибегает к чувствам и эмоциям. В этом и заключается различие между мужским (рациональным) и женским (эмоциональным). Женщине намного легче проявить чувства, чем мужчине, поэтому нам, например, кажется, что мать любит детей больше, чем отец. На самом же деле это не так, просто женщина проявляет свои чувства. Отец, конечно, тоже любит своих детей, но любит по-мужски, на уровне разума, а не эмоций. Поэтому отцу в воспитании легче проявить строгость, чем матери.

Чтобы продолжить, мы должны разобрать такое простое, на первый взгляд, понятие, как вера. Люди часто утверждают, что они «верят» или «не верят» в Б-га, но что означает это слово — «вера»? Наши мудрецы указывают на различие между знанием и верой. Когда та или иная информация остаётся на уровне «головы», то есть не становится достаточно «мотивирующей», побуждающей человека к поступку, эта называется «знание». Но когда эта же информация «проникает» на уровень эмоций, то есть побуждает к действию, это уже вера.

Для «наглядности» приведём пример с курящим человеком. На сегодняшний день всем известно, что курение наносит вред здоровью, об этом сообщают все без исключения медицинские источники. Тогда почему до сих пор существуют курящие люди? Дело в том, что информация о вреде курения существует у них только на уровне знания. Этого недостаточно, чтобы побудить человека к борьбе с зависимостью. То есть человек «не верит» на уровне эмоций, что курение приведёт его к плачевным последствиям.

Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (1808-1888, раввин и мыслитель, один из духовных лидеров евреев Германии, выдающийся комментатор Писания) пишет в своей книге Хорев: даже если человек знает — на уровне полной уверенности — о существовании Всевышнего, но это не побуждает его выполнять заповеди Всевышнего, он не считается верующим человеком. Рав Исраэль Липкин из Саланта (1810-1883, духовный лидер своего поколения, основатель этического движения Мусар) пишет (Сборник писем, письмо 1): борьба между желанием поддаться соблазнам и желанием совершать правильные действия, в которую «втянут» человек, — это война между его чувствами и ощущениями (соблазны), с одной стороны, и его разумом, с другой. У разума нет ни малейшего шанса победить чувства и ощущения, пока информация, постигаемая человеком, остаётся на уровне разума. Чтобы человек мог справиться со своими влечениями, он должен информацию о существовании Всевышнего «опустить» на уровень ощущений. То есть выработать в себе чувство страха перед Всевышним.

С учетом этого нам будет легче понять то, что говорит МаГаРаЛь, объясняя, почему обязанность изучения Торы распространяется только на мужчин. Так как женщины более эмоциональны, им легче донести информацию до уровня веры, чем мужчинам. Мужчинам же, так как они более рациональны, тяжелее перейти с уровня «знаний» на уровень веры. Для этого им необходимо изучение Торы. Но по этой же причине, потому, что они более рациональны, именно они должны учить Тору и передавать знание следующим поколениям. Ведь для наиболее точной передачи знаний требуется наименьший уровень эмоций.

Мидраш Раба приводит высказывание Раби Хия бар Гамда: человек без жены — не цельный человек. То есть, он никогда не сможет стать цельным человеком, даже приложив к этому все усилия. Мужчина может достичь высокого духовного уровня, но не совершенства. Он достигает своего совершенства только тогда, когда будет связан с женой духовно. Тогда он возвращается на уровень первого человека до его разделения на мужчину и женщину. Когда они, муж и жена, действуют как единое цельное создание, он — как рациональная, а она — как эмоциональная часть одного создания, тогда они достигают совершенства. Тогда они способны достигать максимальных духовных высот в служении Всевышнему. По этой причине, говорят наши мудрецы, царь Хизкиягу, бывший великим праведником, не достиг совершенства и не стал Машиахом: он не хотел жениться.
Рав Саадия Гаон (882-942) пишет: так как любое продвижение мужа по пути духовного совершенства (и наоборот) зависит от его жены, они как одно целое предстанут перед судом, который примет решение об их доле в Олам га-ба.

Если в своё время муж и жена были очень сильно связаны друг с другом на всех уровнях, но потом развелись, — развод разрывает эту связь. И они уже не могут предстать перед судом как одно целое.

С уважением, раввин Даниэль Маршальский

ШАБАТ ХУККАТ: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (27.06) – 21.22

ИСХОД ШАБАТА: (28.06) – 22.57
Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

РОШ ХОДЕШ ТАМУЗ ПРИХОДИТСЯ НА ШАБАТ И ВОСКРЕСЕНЬЕ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s