Home

Выпуск №181. Сиван 5774 г. (06.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
16-ого июня на Высоком с Б-жьей помощью состоится радостное событие — открытие синагоги и общинного центра, и внос нового свитка Торы!
Поселок посетит много высокопоставленных гостей из Израиля, Москвы и Воронежа. Церемония вноса свитка Торы начнется около 16.00.

Кроме этого, на Высокий приезжает комиссия из Главного Раввината Израиля для собеседования с желающими репатриироваться в Израиль. Всем записавшимся необходимо заполнить анкету (ее можно взять у Т.И. Фильчаговой).

Если у кого-то дома сохранились старинные книги на еврейском языке, или предметы, связанные с еврейской традицией, например, инструменты для изготовления мацы, вы можете оказать неоценимую помощь будущему поселка, продемонстрировав их комиссии Раввината, чтобы еще раз подтвердить еврейскую историю Высокого.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ

За то, что поколение, вышедшее из Египта, отвергло Землю, с которой связано Высшее желание, Вс-вышний наказал его смертью: «В пустыне этой упадут ваши трупы» (Бемидбар, 14:29). И только следующему поколению было дозволено пересечь ее границы: «Дети же ваши, о которых вы говорили: «Добычею они станут», — их введу Я, и узнают они землю, которую вы презрели» (Бемидбар, 14:31).

Если у людей нет уверенности в том, что они ведут справедливую войну, они не могут победить. А для того чтобы владеть землей Израиля, надо верить, что Всевышний дал нам ее на все времена. И об этом сказал Раши: «Зачем в Торе приведены рассказы о сотворении мира, праотцах, исходе из Египта? Ведь достаточно было бы перечислить заповеди, начиная с первого повеления «месяц этот будет вам началом месяцев, первый он среди месяцев года» (Шмот, 12:2). И пояснил: «Все рассказы Торы нужны только для того, чтобы разъяснить сыновьям Израиля, что Земля принадлежит им. Как сказано: «Силу деяний Своих хотел Всевышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов» (Тегилим, 111:6). И, если скажут сыновьям Израиля: «Грабители вы, ибо захватили земли семи племен», у них должен быть готов ответ: «Вся земля принадлежит Всевышнему: Он сотворил ее и дал тому, кто честен перед Ним. По Своему желанию дал им (семи народа), и по Своему желанию забрал у них и дал нам».

Но как знать, что народы, обвиняющие нас в несправедливости, согласятся с нами?

Слова, с которых Раши начал свой комментарий, являются обещанием, данным Всевышним Моше, что так и случится: «Только наберитесь смелости сказать правду, и вы увидите, что все примут ваш ответ».

И хотя это звучит странно, опыт доказывает, что это работает. И когда глава правительства Израиля произносит, что Йеуда и Шомрон принадлежат нам, и мы ни у кого их не захватывали, конгрессмены встают и аплодирует ему. А если бы он сказал, что Всевышний заповедал нам овладеть этой землей и заселить ее всю, то ему тоже аплодировали бы. Ибо все, по крайней мере, на уровне подсознания признают, что без еврейского народа, который следует традиции Торы, мир не может существовать. Как сказано: «Поставил Всевышний условие всему миру в шестой день творения: «Если в будущем сыновья Израиля примут Тору, то мир будет существовать, а если нет – то снова превратится в хаос» (Шабат, 88а).

Но Тору нужно не только принять, но и исполнять ее и с ее помощью преобразовать мир. А это возможно только тогда, когда народ пребывает на святой земле. И люди это могут осознать, как сказано: «И пойдут многие народы, и скажут: «Давайте пойдем и взойдем на гору Б-га, к дому Всесильного Яакова. И научит Он нас путям Своим, и пойдем мы дорогами Его, ибо из Циона выйдет Тора и слово Бога – из Йерушалаима» (Йешаягу, 2:3).

И получается, что в данный момент мир ждет, чтобы мы дали ему ответ, который знали наши мудрецы.

Но, к сожалению, в нашей среде еще не родилась уверенность в том, что вся земля отдана нам на все времена. И ради того, чтобы мы усвоили эту простую истину, была записана вся повествовательная часть Торы. И если тот, кто овладел знаниями о сотворении мира или знаниями о том, как Всевышний управляет им, остается за пределами Земли Израиля или, того хуже, объявляет о том, что ее можно передать под власть других народов, – напрасно учил он Тору.

Он не осознал цели, ради которой было даровано Учение, с горы Синай: убедить сыновей Израиля, что святая земля принадлежит им, и они не имеют права оставить даже ее часть под властью других народов.

Писал Рамбан (Раби Моше бен Нахман, 1194–1270): «Заповедь, которая была дана нам Б-гом, Благословенным и Возвышенным, и которую получили наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков заключается в том, что мы обязаны овладеть Землей и не имеем права оставить ее под властью одного из народов или дать ей пребывать в запустении. И Б-г сказал им (поколению исхода): «И овладейте землей, и живите на ней, ибо вам отдал Я землю эту, чтобы вы овладели ею и поселились на земле этой» (Бемидбар, 33). Эта заповедь повторяется и в стихе: «Идите и завоюйте землю, о которой Я поклялся отцам вашим» (Дварим, 1). И все ее детали, включая границы Земли Израиля, подробно описаны в Торе: «И поднимитесь на гору (народа) эмори, и придите во все места в степи, на горах, и в низменности, и в южной пустыне, и на берегу моря» (Дварим, 1:7). И это означает только одно: что мы не имеем права оставить ни одно место не завоеванным и незаселенным. А доказательством того, что завоевание земли и ее заселение представляют собой отдельную заповедь, является слова Всевышнего, с которыми Он обратился к разведчикам: «Поднимайся, овладей ею, как сказал тебе Б-г Всесильный отцов твоих . Иди, не бойся и не страшись (Дварим, 1:21). И еще говорится «Когда послал вас Б-г из Кадеш Барнэа, говоря: «Поднимитесь и овладейте землей, которую Я дал вам… Но ослушались вы повеления Б-га Всесильного вашего, и не поверили Ему, и не послушали Его голоса» (Дварим, 1:26). И этот стих еще раз доказывает, что овладение землей – заповедь, и все сказанное в Торе не является только обещанием Всевышнего. И поэтому мудрецы Талмуда называют войну за овладение землей Израиля заповеданной войной.

И так еще говорили мудрецы: «Никто не спорит с тем, что война, которую вел Йегошуа, является обязанностью, возложенной на весь народ» (Йерушалми, Сота, 8:6). А в комментарии Сифри говорится: «И овладейте, и живите на ней» (Дварим, 11:63) – в заслугу того, что овладеете, будете жить на ней».

И не следует говорить, что заповедь распространялась только на то время, когда на земле жили семь народов, о которых сказано: «…истреби их непременно» (Дварим, 7:2). Ибо это не так. Нам не было заповедано истребить эти народы, и те из них, кто хотел принять на себя исполнение законов, обязательных для всех людей, – мог остаться. А те, кто хотел уйти – мог уйти. Но нам нельзя было оставлять землю в их власти. Так и во всех поколениях нам запрещено оставлять землю под властью других народов..

Заповедь проживания в Земле Израиля – это та заповедь, которую мудрецы Торы исполняли с большой любовью. Они не оставляли землю Израиля даже при таких обстоятельствах, когда закон позволяет это. Рассказывается: «Однажды раби Йеуда бен Бтейра, и раби Матья бен Хараш, и раби Хананья, брат раби Йегошуа, и раби Натан должны были выйти за пределы Земли Израиля (ради заповеди изучения Торы). И дошли они до города Платия, и подумали о том, что оставляют Землю Израиля. И подняли они свои глаза, полные слез к Небу, и разорвали они одежды свои, и произнесли слова Торы «И овладей ею, и живи на ней, и храните (заповеди), чтобы исполнять их…» (Дварим, 11:31,32). И сказали: «Проживание в Земле Израиля стоит всех остальных заповедей Торы» (Асагот Рамбан аль сэфер а-мицвот).

Нужно ли еще что-то добавлять к этому?

Можно только вспомнить, что Раши (1040–1105) жил на территории Германии, в Вормсе, и был свидетелем того, как участники первого крестового похода, уничтожили всю его общину. И начал он свой комментарий к Торе со слов «Силу деяний Своих хотел Всевышний сообщить народу Своему, чтобы дать ему надел (семи) народов», ибо увидел, что недостаток любви сыновей Израиля к Земле Израиля оставил вакуум в духовном мире, и его тут же заполнило стремление народов мира овладеть землей, святость которой они начали осознавать по-своему и на своем уровне.

Раши всеми силами стремился пробудить в своих учениках любовь к Земле Израиля. И в 1200 году двести из них переселились в Землю Израиля, ожидая, что за ними последуют их общины…

И сегодня тот вакуум, который остается в духовном мире из-за недостатка нашей любви к Земле Израиля, заполняется другими народами – их устремлениями и амбициями. И то, что требуется от нас – это поверить, полюбить и сказать правду.

Рав Зеев Мешков

ПОУЧЕНИЯ ОТЦОВ.

У каждого еврея есть доля в будущем мире, как сказано: «А народ твой – все праведники, навеки унаследуют они Страну [Израиля – страну вечной жизни. Они] – ветвь насаждений Моих, создание рук Моих, которым Я горжусь» [Йешаягу, 60:21]. (Сангедрин, гл. 11)

ГЛАВА 5.
Мишна 5:
Десять чудес совершались для праотцев наших в храме: У беременных женщин никогда не бывало выкидышей от запаха жертвенного мяса; жертвенное мясо никогда не портилось; не было мух на бойне; первосвященник ни разу не осквернился в Йом-Кипур; ни разу не погасили дожди огонь на жертвеннике; ветер никогда не рассеивал столб дыма; не бывало порчи в Омере, двух хлебах и в хлебе который клали на золотой стол в Храме; стояли в тесноте, а для поклона было достаточно места; ни змеи, ни скорпионы никому не наносили вреда в Иерусалиме; люди никогда не говорили друг другу: тесно здесь, негде ночевать в Иерусалиме».

Мишна 6:
Десять сущностей сотворено было накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир (волшебный червяк, который грыз камни для Храма), письмена, надпись и скрижали, и еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. И еще говорят: и клещи клещами сделаны.

Мишна 7:
Семью качествами отличается глупец и семью — мудрец: умный не говорит в присутствии того, кто мудрее его; не перебивает собеседника; не торопится с ответом; задает вопросы по существу и отвечает как полагается; на первый вопрос отвечает сначала, на последний — в конце; о том, чего не слышал, он говорит: я не слышал; признает истину, глупец же обладает противоположными качествами.

Мишна 8:
Семь видов бедствий постигают мир за семь главных грехов: если одни отделяют десятину, а другие не отделяют, — наступает голод от засухи, одни голодают, а другие сыты; если десятину не отделяют, — наступает голод из-за войны и засухи; если не отделяют халу, — наступает губительный голод. мор приходит на землю за то, что караемые по торе смертью не были преданы суду, и за плоды седьмого года. Меч опускается на землю за судебную волокиту, несправедливый суд и извращенное преподавание учения.

Мишна 9:
Нашествие хищных зверей — наказание за клятвы, произнесенные всуе, и осквернение имени Б-жьего. Изгнание — наказание за идолопоклонство. кровосмешение и прелюбодеяние. кровопролитие и за нарушение закона о седьмом годе. мор усиливается четыре раза: в четвертый год, в седьмой. На исходе седьмого года и ежегодно — на исходе праздника. В четвертый год — из-за десятины для бедных третьего года; в седьмой — из-за десятины для бедных шестого года; на исходе седьмого из-за плодов седьмого; ежегодно на исходе праздника — из-за присвоения даров для бедных.

Мишна 10:
Существует четыре разновидности человеческого характера. Говорящий: «мое — мое, а твое — твое» — средний человек. Некоторые считают, что это черта жителей Сдома. «Мое — твое и твое — мое» — правило простолюдина. «Мое — твое и твое — твое» — правило благочестивого, «мое — мое и твое — мое» — правило — злонамеренного.

Мишна 11:
Существует четыре разновидности темперамента: вспыльчивый, но незлопамятный человек больше теряет, чем выигрывает; редко гневающийся, но и нелегко успокаивающийся больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый и незлопамятный — благочестив; вспыльчивый и с трудом успокаивающийся — злонамерен.

Мишна 12:
Ученики бывают четырех типов: легко схватывает, но и легко забывает — больше теряет, чем приобретает; усваивает с трудом, но прочно — больше приобретает, чем теряет; легко усваивает и не забывает — мудрость; с трудом усваивает и легко забывает — плохая участь.

Мишна 13:
Существует четыре разновидности людей, дающих пожертвования: тот, кто хочет давать сам, и не хочет, чтобы другие давали, — недоброжелателен к другим; желающий, чтобы давали другие, но не он — скуп; дающий сам и побуждающий давать других — благочестив; сам не дает и не хочет, чтобы другие давали, — злонамерен.

Мишна 14:
Существует четыре разновидности посещающих дом учения: приходит, но не учится — ему награда за посещение; учится, но не приходит — ему награда за учение; приходит и учится — благочестив; не приходит и не учится — злонамерен.

Мишна 15:
Существует четыре разновидности учеников, сидящих перед мудрецами: «губка», «воронка», «цедилка» и «сито»: губка все впитывает; в воронку с одной стороны входит, а с другой выходит; цедилка пропускает вино, но задерживает осадок; сито отсеивает обычную муку, но задерживает лучшую.

Мишна 16:
Всякая любовь, зависящая от обстоятельств, проходит, когда эти обстоятельства меняются; ни от чего не зависящая — не кончается никогда. Любовь, зависящая от обстоятельств, это любовь Амнона и Тамар, а не зависящая ни от чего — это любовь Давида и Йеонатана.

Мишна 17:
Всякая полемика во имя небес существенна, а не во имя небес — бесполезна. Полемика во имя небеc — это спор Гилеля и Шамая, а не во имя небес — это претензии Кораха и всех его сообщников.

Мишна 18:
Просвещающий многих не впадает в грех; тому же, кто многих вводит в грех, не дают возможности раскаяться. Моше удостоился просветить многих — заслуги многих принадлежат ему, как сказано: «…вершил он милость Б-жью и правосудие его с Израилем». Йеровам грешил сам и вводил в грех многих — за грехи многих он ответственен, как сказано: «за грехи Йеровама сына Невата, который грешил сам и Израиль вводил во грех…»

Мишна 19:
Всякий, обладающий тремя следующими качествами, — из учеников Авраама, праотца нашего, а наделенный другими тремя — из учеников Билъама — злонамеренного. У учеников Авраама, праотца нашего, добрый глаз, смиренный дух и скромная душа. Злой глаз, высокомерный дух и алчная душа — у учеников Билъама — злонамеренного. Разница между учениками Авраама, праотца нашего, и учениками Билъама — злонамеренного в том, что ученики Авраама, праотца нашего, и от этого мира вкушают, и в мире грядущем наследуют, как сказано: «чтобы дать любящим меня существование; и сокровищницы их я наполню», а ученики Билъама — злонамеренного наследуют геенну и сходят в преисподнюю. Как сказано: «а Ты, Б-же, ввергнешь в преисподнюю людей кровожадных и коварных; не достигнут они и половины дней своих; я же буду уповать на Тебя».

Мишна 20:
Йеуда, сын Теймы, говорил: «будь дерзок, как тигр, стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев. Исполняя волю отца твоего небесного», он говорил: «дерзкому – ад, скромному — рай. Да будет воля Твоя. Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы отстроен был город твой вскоре, в наши дни, дай нам долю в учении твоем!»

Мишна 21:
Он говорил: «в пять лет — надо начинать изучать Писание, в десять — Мишну, в тринадцать — соблюдать заповеди, в пятнадцать — начинать изучать Талмуд, в восемнадцать — жениться, в двадцать — начинать добывать пропитание, в тридцать – приходит сила, в сорок – мудрость (постижение), в пятьдесят — способность давать советы, в шестьдесят — старость, в семьдесят — седина, в восемьдесят – сила, в девяносто — согбенность, в сто — как бы смерть, уход из мира».

Мишна 22:
Бен-Баг-Баг говорил: «Листай и перелистывай ее, ибо все в ней; вглядывайся в нее, старься и седей с нею, и от нее не отходи, ибо нет ничего лучше нее».

Мишна 23:
Бен-Ге-Ге говорил: «по мукам и вознаграждение».

ШАБАТ ШЛАХ ЛЕХА: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (13.06) – 21.18

ИСХОД ШАБАТА: (14.06) – 22.54

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s