Home

Выпуск №180. Сиван 5774 г. (06.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
16-ого июня на Высоком с Б-жьей помощью состоится радостное событие — открытие синагоги и общинного центра, и внос нового свитка Торы!
Поселок посетит много высокопоставленных гостей из Израиля, Москвы и Воронежа. Церемония вноса свитка Торы начнется около 16.00.

Кроме этого, на Высокий приезжает комиссия из Главного Раввината Израиля для собеседования с желающими репатриироваться в Израиль. Всем записавшимся необходимо заполнить анкету (ее можно взять у Т.И. Фильчаговой).

Если у кого-то дома сохранились старинные книги на еврейском языке, или предметы, связанные с еврейской традицией, например, инструменты для изготовления мацы, вы можете оказать неоценимую помощь будущему поселка, продемонстрировав их комиссии Раввината, чтобы еще раз подтвердить еврейскую историю Высокого.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

СЕМЬДЕСЯТ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

В ответ на просьбу Моше Всевышний повелел ему выбрать 70 старейшин. В Египет спустились семьдесят потомков Яакова, Тора была дана на семидесяти языках. Это число включает все мнения, не пропуская ничего, в нем отражено полное имя Всевышнего. Разнообразие точек зрения позволяет проявиться Б-жественному присутствию. В недельной главе Бегаалотха есть два эпизода, из которых можно многое выучить о личности Моше. В первом из них мы видим, как Моше наполнил своей духовной силой и пророчеством семьдесят старейшин. Во втором рассказывается, как Аарон и Мирьям критикуют его за неправильное, на их взгляд, отношение к его жене, Ципоре. В обоих случаях личность Моше проявляется во всем его величии, а величие Моше — это в особенности его скромность.

Избрание старейшин на лидерские позиции было реакцией Б-га на жалобу Моше: “Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня!” (Бемидбар, 11:14).

РаМБаН (Бемидбар, 11:16) указывает, что выбор 70 старейшин не являлся вопросом удобства или неудобства. Причина, по которой Всевышний велел Моше выбрать 70 старейшин, находится глубже. Есть 70 народов мира и 70 языков мира, 70 наших праотцов, которые спустились в Египет. Значение числа 70, по мнению РаМБаНа, — то, что оно “включает в себя все мнения, не оставляя ничего пропущенным”. Семьюдесятью мудрецами руководил Моше — сам 71-й мудрец, как и в Сангедрине, где наси (”глава”) руководил 70 мудрецами. Рамбан говорит, что именно вследствие того, что Всевышний руководил 71 мудрецами, полное имя Вс-вышнего состоит из 72 букв.

Некоторые видят Моше существующим на совершенно ином уровне по отношению к другим пророкам. Принято считать его символом всего пророчества как явления. В любом случае, мы можем извлечь из этой истории важный урок. Существовала необходимость в 70 мудрецах, руководить которыми будет Моше. Только таким образом могут быть представлены все возможные точки зрения и подходы, и тогда Божественное Присутствие сможет действительно обитать среди всех евреев. Различные точки зрения не должны вызывать разногласия в народе. Рамбан говорит, что присутствие Моше на вершине этих семидесяти — гарантия единства еврейского народа».

Всевышний согласен с Моше, который не мог в одиночку руководить еврейским народом, и Моше тщательно усвоил этот урок. Когда Йегошуа резко отреагировал на поведение Эльдада и Мейдада, Моше отреагировал на их действия с пониманием: “И отозвался Йeгошуа, сын Нуна, служитель Моше, из избранных им, и сказал: Господин мой, Моше! Задержи их! И сказал ему Моше: не ревнуешь ли ты меня? О, если бы весь народ Господень был пророками, лишь бы возложил Господь дух Свой на них…” (Бемидбар, 11:28-29).

На первый взгляд может показаться: скромность Моше является свидетельством того, что его можно было свободно критиковать. На самом деле это не так. Доказательством служит следующий эпизод: родные брат и сестра Моше, Аарон и Мирьям, критикуют поведение Моше по отношению к его жене. При этом они говорят: “Разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил… И услышал Господь” (Бемидбар, 12:2).Вот, что пишет о реакции Вс-вышнего Тора: “И сказал Господь внезапно Моше и Аарону и Мирьям: выйдите вы трое к шатру соборному. И вышли все трое. И сошел Господь в столпе облачном, и стал у входа шатра, и позвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше? И возгорелся гнев Господа на них, и Он отошел. Облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот — прокаженная она”. (Бемидбар, 12:4-10).

Реакцией Моше на наказание Мирьям не было злорадство — он тут же начал молиться за ее наискорейшее выздоровление…

Рав Йосеф Кармель (Перевел Яков Герштейн)

ПОУЧЕНИЯ ОТЦОВ.

У каждого еврея есть доля в будущем мире, как сказано: «А народ твой – все праведники, навеки унаследуют они Страну [Израиля – страну вечной жизни. Они] – ветвь насаждений Моих, создание рук Моих, которым Я горжусь» [Йешаягу, 60:21]. (Сангедрин, гл. 11)

ГЛАВА 3.
Мишна 10:
Он говорил: «кем люди довольны, тем и Б-г доволен; но кого люди не любят, того не любит и Б-г», Рабби Доса, сын Гаркинаса, говорил: «сон поутру, вино в полдень, болтовня с детьми и участие в сборищах невежд лишают человека жизни в мире».
Мишна 11:
Рабби Элеазар из Модиина говорит: оскверняющий святыни, пренебрегающий «праздничными буднями», заставляющий бледнеть ближнего в присутствии многих, расторгает завет Авраама, отца нашего, да пребудет он в мире; а произвольно толкующий Тору — даже если он и обладал бы знанием Торы и вершил добрые дела — не имеет доли в будущем мире.
Мишна 12:
Рабби Ишмаэль говорил: «будь быстр пред главою, вежлив с юными и принимай радушно всякого».
Мишна 13:
Рабби Акива говорил: «забавы и легкомыслие приучают к безнравственности, традиция — ограда закона; десятины — ограда богатства; обеты — ограда воздержанности; ограда мудрости — молчание».
Мишна 14:
Он говорил: любим человек, созданный по образу; чрезмерная любовь оказана ему тем, что он создан по образу, как сказано: «…по образу Б-жью создал он человека». Любимы израильтяне, названные сынами Б-жьими; чрезмерная любовь оказана им тем, что они названы сынами Б-жьими, как сказано: «сыны вы Г-споду, Б-гу вашему…». Любимы израильтяне, ибо дан им драгоценный инструмент; любовь чрезмерная оказана им тем, что дан им драгоценный инструмент, которым сотворен мир, как сказано: «…потому, что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди Моей».
Мишна 15:
Все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний.
Мишна 16:
Он говорил: «Все дано под залог; над всею жизнью раскинута сеть, лавка открыта, владелец дает в долг, и книга открыта, и рука записывает; и всякий, кто хочет одолжить, может прийти и одолжить; но взыскивающие постоянно, ежедневно приходят и забирают долг, с ведома ли человека или без ведома, — есть у них основания на то; и суд — суд правый, и все приготовлено к пиру».
Мишна 17:
Рабби Элеазар, сын Азарии, говорил: «без учения нет обходительности; без обходительности нет учения, без мудрости нет страха; без страха нет мудрости, без понимания нет познания; без знания нет понимания. Без муки нет Торы; без Торы нет муки». Он говорил: «тот, у кого мудрость преобладает над делами, подобен дереву с многочисленными ветвями и немногими корнями: подует ветер, вырвет дерево и опрокинет его, как сказано: „и будет он как можжевельник в степи и не увидит, как придет благо, и будет жить в выжженной пустыне на земле бесплодной, необитаемой“. Однако тот, у кого дела преобладают над мудростью, подобен дереву с немногими ветвями, но с многочисленными корнями; пусть сойдутся и станут дуть все ветры мира — не смогут сдвинуть его с места, как сказано; „и будет он как дерево, посаженное у воды и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зеленеет, и во время засухи не боится оно: и не перестает приносить плоды“».
Мишна 18:
Рабби Элеазар из Хисмы говорил: «указания о гнездах (жертвоприношениях птиц) и начале «ниды» (периоде женской нечистоты) — существенны; расчет же периодов года и гематрии (числовые значения букв) годятся мудрости на закуску».

ГЛАВА 4
Мишна 1:
Бен-Зома говорил: Кто мудр? Тот, кто у всех учится, как сказано: «от всех учивших меня умудрялся я…» Кто силен? Тот, кто обуздывает свои страсти, как сказано: «долготерпеливый лучше сильного и владеющий собою (лучше) завоевателя города». Кто богат? Тот, кто доволен своей долей, как сказано: когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты — в этом мире, и благо тебе — в будущем мире, кто уважаем? тот, кто уважает других, как сказано: «…ибо я чтущих меня почитаю, бесславящие же меня будут посрамлены».
Мишна 2:
Бен-Аззай говорил: «легкую заповедь торопись исполнить как трудную; избегай проступков, ибо заповедь влечет за собой заповедь, а проступок — проступок; так что плата за заповедь — заповедь, а плата за проступок — проступок».
Мишна 3:
Он говорил: «никого не презирай, не считай ничего лишним, ибо нет человека, у которого не было бы своего часа, и нет ничего, что не имело бы своего места».
Мишна 4:
Рабби Левитас из Явны говорил: «будь в высшей степени смирен, ибо конец человека — тлен». Рабби Йоханан, сын Броки, говорил; «всякий, оскверняющий имя Б-жье тайно, будет наказан явно; нет различия между нечаянным и намеренным осквернением имени Б-жьего».
Мишна 5:
Сын его, рабби Ишмаэль, говорил: «изучающему для того, чтобы обучать, дают возможность как учиться, так и обучать; учащему для того, чтобы исполнять, дают возможность изучать, обучать, соблюдать и исполнять». Рабби Цадок говорил: «не делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься с их помощью, и мотыгу, чтобы копать ими». Так говорил и Гилель: «кто пользуется короной — исчезнет», отсюда следует, что всякий, использующий слова Торы для личной выгоды, лишает себя жизни в мире.
Мишна 6:
Рабби Йосе говорил: «кто чтит Тору, тот уважаем людьми, а пренебрегающий ею — презираем ими».
Мишна 7:
Сын его, рабби Ишмаэль, говорил: «отстраняясь от тяжб, человек избавляет себя от вражды, хищения и ложной клятвы, тот же, кто выносит решения самоуверенно, — глуп, злонамерен и высокомерен».
Мишна 8:
Он говорил: нe суди один, ибо только Единый судит Один; не говори: «примите мое решение», потому что им позволено, но не тебе.
Мишна 9:
Рабби Йонатан говорил: «кто исполняет Тору в бедности, тот в конце концов будет исполнять ее в богатстве; а пренебрегающий Торой в богатстве, будет в конце концов пренебрегать ею из-за бедности».
Мишна 10:
Рабби Меир говорил: «не будь слишком предприимчив, но занимайся Торой; будь скромен с каждым человеком; если ты (раз) отвлекся от изучения Торы, то отвлекающих предлогов найдется (еще) много; если же ты трудился над ней, то он большую награду даст тебе».
Мишна 11:
Рабби Элиэзер, сын Яакова, говорил; «совершающий доброе дело обретает защитника; совершающий грех обретает обвинителя. Раскаяние и благодеяния — защита от бедствий». Рабби Йоханан, сапожник, говорил: «собрание во имя небес утвердится; если же оно не во имя небес, то не утвердится».
Мишна 12:
Рабби Элеазар, сын Шаммуа, говорил: «дорожи честью ученика твоего как твоей собственной; и честью ближнего твоего как уважением к наставнику; а уважением к наставнику как страхом Б-жьим».
Мишна 13:
Рабби Йеуда говорил: «учась, будь осторожен, ибо оплошность при обучении считается злым умыслом». Рабби Шимон говорил: «есть три короны: корона учения, корона священнослужения и корона царствования; но корона доброго имени возвышается над ними».
Мишна 14:
Рабби Негорай говорил: «переселись туда, где изучается Тора; не думай, что она сама придет к тебе или ближние твои исполнят ее за тебя; не полагайся только на свое разумение».
Мишна 15:
Рабби Яннай говорил: нет у нас ни беззаботности злонамеренных, ни страдания праведников. Рабби Матья, сын Хараша, говорил: первым приветствуй каждого человека; и будь хвостом у львов, но не главой у лисиц.
Мишна 16:
Рабби Яаков говорил: «этот мир — преддверье будущего мира; приготовь себя в преддверии, чтобы войти в чертог».
Мишна 17:
Он говорил: «лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем; но лучше один час душевного покоя в мире грядущем, чем целая жизнь в этом мире».
Мишна 18:
Рабби Шимон, сын Элазара, говорил: не успокаивай ближнего, когда он в гневе; не утешай его, когда перед ним покойник; не расспрашивай его, когда он дает обет; не старайся видеть его в час позора.
Мишна 19:
Шмуэль-малый говорил: «когда падет враг твой, не радуйся, и если споткнется он, да не ликует сердце твое, иначе увидит Г-сподь, и неугодно будет это в очах его, и он отвратит от него гнев свой».
Мишна 20:
Элиша, сын Авуи, говорил: «учащийся в детстве подобен надписи на новом пергаменте, а учащийся в старости подобен надписи на пергаменте стертом», рабби Йосе бар Йегуда из деревни Бавли говорил: «учащийся у молодых подобен евшему кислый виноград или пившему вино прямо из давильни; а учащийся у стариков подобен евшему спелый виноград и пившему старое вино». Рабби говорил: «смотри не на сосуд, а на его содержимое: бывает, что новый сосуд полон старого; но бывает, что в старом даже и молодого не найдется».
Мишна 21:
Рабби Элиэзер Каппар говорил: «зависть, сладострастие и честолюбие лишают человека жизни мире».
Мишна 22:
Он говорил: «рожденным — умереть, мертвым — воскреснуть, живым предстать перед судом, знать, возвещать и осознавать, что Он — Б-г, Он — создатель и творец, Он — всеведущий; Он — судья, Он и свидетель, Он — истец, Он же будет судить. Да будет Он благословен, ибо нет перед ним ни неправды, ни забвения, ни лицеприятия, ни подкупа — все принадлежит ему, знай, что всему ведется учет, и да не сулит тебе злое начало, что в могиле найдешь ты убежище свое, ибо не по своей воле ты создан, не по своей воле родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умрешь и не по своей воле должен будешь держать ответ и давать отчет перед Властелином всех правящих, Святым, да будет Он Благословен!»

ГЛАВА 5
Мишна 1:
Десятью повелениями был создан мир. Что отсюда следует? Разве он не мог быть создан одним повелением? Нет, он сотворен так, чтобы не взыскать со злонамеренных, губящих мир, созданный десятью повелениями; и чтобы хорошо вознаградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью повелениями.
Мишна 2:
Десять поколений было от Адама до Ноаха, чтобы показать, сколь велико его долготерпение. Ибо все эти поколения гневили его непрестанно, пока он не навел ни последних из них воды потопа. Десять поколений было от Ноаха до Aврагама, чтобы показать, сколь велико его долготерпение, ибо все поколения гневили его непрестанно, пока не явился Aврагам и не получил награду за всех.
Мишна 3:
Десяти испытаниям подвергся праотец наш Аврагам, да пребудет он в мире, и все их выдержал, чтобы показать, сколь велика любовь праотца нашего Аврагама, да пребудет он в мире.
Мишна 4:
Десять чудес совершены были для праотцев наших в Египте и десять на море. Десять бедствий навел Святой Благословенный на египтян в Египте и десять на море. Десять раз в пустыне испытывали праотцы наши Б-га благословенного, как сказано: «…И испытавшие меня этим десятикратно, и не слушавшие гласа моего…»

ШАБАТ БЕГААЛОТХА: ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СВЕЧЕЙ: (06.06) – 21.13
ИСХОД ШАБАТА: (07.06) – 22.47

Благословение на зажигание свечей на Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану
бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s