Home

Выпуск №178. Ийяр 5774 г. (05.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
17-ого июня на Высоком ожидается радостное событие — открытие синагоги и общинного центра, и внос нового свитка Торы!
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Бе-мидбар — День Иерусалима

СОЗДАТЬ СЕБЯ

В этой главе приводится подробное описание стана евреев и расположение колен вокруг переносного Храма.

Воздвигнув переносной Храм, сыновья Израиля получили ответ на вопрос: «Есть ли Всевышний среди нас?», который они задавали на стоянке в Рефидим, незадолго до Синайского откровения.

Когда Мишкан был закончен, он неожиданно преобразовал своих создателей, сыновей Израиля, так, что они стали единым целым с ним.

Самое главное, что создает человек исполнением заповеди, — это он сам. Народ строит жилище Всевышнему и неожиданно сам становится тем, через кого проявляется Шхина – Б-жественное присутствие. Шломо, построивший дворец Властелину мира, становится тем, через кого проявляется власть Всевышнего над ангелами, людьми и животными.

Единство Дающего и воспринимающего… Так же как музыка не существует, если ее никто не воспринимает, так же как запах не может быть приятным отвлеченно, а не для кого-то конкретно, как красота не рождается прежде, чем кто-то ее осознает, — так же невозможно говорить о Присутствии Всевышнего, о Его раскрытии в мире, пока оно никем не воспринимается. Созданный в первый день творения и скрытый Всевышним свет пронизывает весь мир, но если его никто не воспринимает — он не существует в нашем мире.

Расположение колен Израиля на стоянке и движение в переходах отражало это единство Дающего и воспринимающего, когда своим восприятием тот, кто принимает духовный дар, создает вместилище для света в этом мире, раскрывая при этом в себе подобие свечения. Стяги, развивавшиеся над каждым станом, указывали на путь восприятия Шхины каждым из колен и на путь распространения восприятия Всевышнего во всем мире.

Такое единство Шхины и тех, кто ее воспринимает, не может разрушить ни один дурной глаз и ни один дурной язык. «Как прекрасны шатры твои, Яаков, Мишканы (жилища) твои, Израиль!» – воскликнул Билъам, злейший враг сыновей Израиля, при виде стана, в центре которого стоял переносной Храм.

Иудаизм отличается от всех религиозных и философских систем тем, что он утверждает, что есть прямая и непосредственная связь между человеком и Всевышним, и раскрывает эту связь в реальной жизни. Это звучит привычно лишь потому, что мы живем в мире, подвергшемся сильнейшему влиянию Торы. Это влияние далеко не всегда воспринималось народами мира правильно. Часто искажения приводили к разрушительным последствиям, но идеи Торы, как ось, проткнули земной шар и заставили его вращаться вокруг себя. Понятия уважения к человеку и его правам, суд и справедливость, идея преобразования мира с приходом Машиаха — со всем этим не были знакомы древние народы.

Корень проблем древнего мира в том, что он не мог решить вопрос о том, как человек соотносится с Творцом. Человек оставался сам по себе, лишенным святости, цели, развития и исторического процесса. Божество в мифах и эпосах оставалось само по себе, чуждое всему, что случайно возникло после него. Древняя Греция видела лишь противоречие между конечным и бесконечным. Мифы Древней Греции рассказывают о том, что время — божество, представляющее более изначальную сущность — пожирает свои порождения; порождения праматерии — гиганты бунтуют против тех, кто является для них причиной существования. Древневавилонский эпос описывает борьбу молодого божества Мардука с изначальной бездной, на которую он умудряется набросить сеть и расколоть своим мощным кулаком. Изначальное не соединяется с более поздним по времени, более общее – вступает в конфликт с частным. Философия античной Греции, столкнувшись с той же проблемой, ввела понятие бесконечных промежуточных звеньев, представив их как ангелов, которые порождают ангелов (и так — до бесконечности), или как поток воды, непрерывно изменяющийся, или как тени, отброшенные костром на стены пещеры. Но ни один народ не осмелился приписать своим идолам слова, подобные тем, которые сказал Всевышний народу Израиля: «И буду вам Б-гом и буду ходить среди вас». Или: «Постройте Мне Мишкан — Храм, и буду пребывать среди вас».

Религии, возникшие после распространения Торы и под ее влиянием, также оказались не в состоянии найти связь «Творец – творение». Христианство попросту решило втиснуть бесконечное в конечное, не позаботившись расширить рамки, и тем самым породило массу чудовищ. Ислам вновь декларировал ничтожность человека, бессмысленность жизни и отсутствие в ней святости.

Человечество не в состоянии решить эту проблему в одиночку. Ее решение называется «союз». Союз установлен Всевышним с теми, кто оказался в состоянии осознать связь с ним.

Рав Зеев Мешков

ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА.

Победа в Шестидневной войне не только спасла страну, но и отодвинула ее границы до пределов царства Давида и Шломо. Впервые за три тысячи лет было восстановлено единство страны Израиля. А двадцать восьмое число месяца Ийяр – день великого чуда, когда исполнилось предсказание Торы «один погонит тысячу, а двое обратят в бегство десять тысяч» (Дварим, 19:6).

В 5727 году от сотворения мира (1967г.), на третий день войны (28 ийяра – 7 июня), в десять часов утра Йерушалаим, который с 1948 года находился в руках Иорданского легиона, стал единым еврейским городом. Это произошло после штурма города десантниками полковника Моты Гура, прорвавшимися через Львиные ворота старого города. Уже через двадцать минут Мота Гур передал по рации генералу Узи Наркису: «Храмовая гора в наших руках. Повторяю: храмовая гора в наших руках». Почти в это же время рав Шломо Горен, главный раввин Армии обороны Израиля, протрубил в шофар на Храмовой горе. Несмотря на потери в бою, он велел произнести Аллель – песнь благодарности Вс-вышнему.

Этот день нельзя не праздновать. Нельзя не благодарить Вс-вышнего за воссоединение Йерушалаима, за возвращение земли Израиля. «Кто пренебрегает этим днем малым?» – спрашивал пророк Зхарья (4:10). А рабби Элиэзер спрашивал: «Кто пренебрегает этим днем? Люди мелочные!» И пояснял: «Почему в будущем у праведников не будет широкого взгляда на вещи? Потому что мелочность будет в их суждениях и узком мировоззрении» (Сота, 48б).

Если не о нашем времени говорил рабби Элиэзер, то о каком? Есть праведники, которых заботит только их суббота, их праздники, кашрут в их тарелке. В лучшем случае они живут заботами своей общины. Они не видят или не хотят видеть процессов, происходящих в народе Израиля, через который раскрывается Б-жественное Присутствие. Они все еще живут в уютном галуте, где не было больших задач и больших проблем.

А тем временем Вс-вышний ведет к возрождению пророчества, к созданию царства Израиля и к возведению Храма не одного праведника и не одну общину, а весь народ. Разве не о пренебрежении возрождением Йерушалаима сказано: «Если забуду тебя Йерушалаим, пусть забудет десница моя, прилипнет язык мой к гортани моей – если не вспомню, если не поставлю Йерушалаим во главе радости моей».

Так почему же именно в день победы у многих прилипает язык к гортани, и они не произносят песнь? Не обрадоваться победе, приведшей к воссоединению Йерушалаима, к его преобразованию, к его расцвету, к росту его населения, – разве это не называется «забыть Йерушалаим»?

«Дай нашим глазам увидеть, как Ты возвращаешься в Цион», – просим мы три раза в день. Разве так трудно увидеть возвращение Б-жественного Присутствия к народу Израиля, собравшемуся в своей земле? Видимо, не всем это удается, и надо продолжать молиться, чтобы глаза открылись у всего народа.

Возвращение Б-жественного Присутствия к Своему народу предсказал пророк Зхарья. Перед разрушением Храма Вс-вышний оставил Йерушалаим. Уходя, Он остановился на горе Зейтим и бросил последний взгляд на Свой дом, который Ему пришлось покинуть из-за грехов сыновей Израиля (Рош а-шана, 31а). Через ту же гору Он пройдет, возвращаясь домой из изгнания, и так же задержится на вершине, чтобы посмотреть на место, где будет восстановлен Храм.

И об этом говорил пророк Зхарья: «И выйдет Бог и будет воевать с этими народами, как в день битвы. И будут стоять Его ноги в этот день на горе Зейтим, которая смотрит на Йерушалаим с востока. И расколется гора Зейтим посередине ее, разойдясь на восток и на запад. (И образуется) долина большая очень. И сдвинется половина горы на север, а половина – на юг» (14: 3-4).

Это пророчество сбылось. Для того, чтобы понять это, нужно только вчитаться в текст и сопоставить его с известными событиями. Прежде всего, что такое «ноги Бога», у Которого нет ни тела, ни материального образа. «Ноги» на языке пророков означают «обычный – без видимого нарушения законов природы – ход событий». Ведь рэгель («нога») – однокоренное слово со словом рагиль – («обычный»). Речь идет о скрытом чуде, когда все делается руками людей, но результат их действий оказывается неожиданным: они совершают то, что им не под силу, то, что выходит за пределы человеческих возможностей. А ведь именно это и произошло в Шестидневной войне и в битве за Йерушалаим. Незримое присутствие Б-га – Его «ноги» – это не что иное, как воины Израиля, через которых произошло чудо. На горе Зейтим располагался полевой штаб, откуда велось командование боем за старый город, и из находящегося там монастыря Августы-Виктории, где располагались силы 71-го и 66-го полков десантных войск, началась атака на старый город. Десантники двинулись на запад – в сторону старого города, и на восток – в сторону Абу Дис, где располагался основной лагерь Иорданского легиона.

28 число месяца Ийяр – день уходы из жизни пророка Шмуэля. И не случайно его имя оказалось связанным с днем Йерушалаима. Он получил, как пророчество, план Храма, который предстояло возвести сыновьям Израиля, и определил Йерушалаим как место особой святости. Ему принадлежат слова «Вечность Израиля не обманет и не передумает» (Шмуэль I, 15:29). А мудрецы Талмуда сказали: «Вечность – это Йерушалаим» (Брахот, 28а).

Пророчество о Йерушалаиме не обманет. И всё то хорошее, что было предсказано о нем и еще не сбылось, сбудется: «И будет день один – он известен (только) Б-гу – не день и не ночь. И будет к вечернему времени – появится свет. И будет в день тот: выйдут воды живые из Йерушалаима, половина их – к морю восточному, и половина их – к морю западному; летом и зимой будет так. И будет Б-г царем на всей земле, в день тот будет Б-г один (для всех), и имя Его – одно» (Зхарья, 14:7-9).
Рав Зеев Мешков

ПОУЧЕНИЯ ОТЦОВ.

В период между Песахом и Шавуотом есть обычай изучать трактат «Поучения отцов». Это связано, помимо прочего, с тем, что между этими двумя важнейшими праздниками каждый еврей должен совершать духовное восхождение, подобное тому, которое осуществили его предки, вышедшие из Египта рабами, и ставшие спустя 49 дней достойными получить Тору у горы Синай. В этом трактате Мудрецы прошлого дают нам морально-нравственные и когнитивные ориентиры.

У каждого еврея есть доля в будущем мире, как сказано: «А народ твой – все праведники, навеки унаследуют они Страну [Израиля – страну вечной жизни. Они] – ветвь насаждений Моих, создание рук Моих, которым Я горжусь» [Йешаягу, 60:21]. (Сангедрин, гл. 11)

Глава 2.

Мишна 10:
Он сказал им: «выясните, какого пути должен придерживаться человек, чтобы он был самым прямым?» Рабби Элиэзер сказал: добрый глаз. Рабби Йегошуа сказал: хороший товарищ. Рабби Йосе сказал: хороший сосед. Рабби Шимон сказал: дальновидный. Рабби Элазар сказал: доброе сердце. Он ответил им: «предпочитаю слова Элазара, сына Араха, ибо в его словах — все ваши». Он сказал им: «выясните, какой путь самый плохой, чтобы отдалился от него человек?» Рабби Элиэзер сказал: злой глаз, рабби Йегошуа сказал: плохой товарищ. Рабби Йосе сказал: плохой сосед. Рабби Шимон сказал: одалживающий и не возвращающий долг, одолживший у человека, как будто одолжил у Б-га благословенного, как сказано: «берет взаймы нечестивый и не платит, а праведник оказывает милость и дает». Рабби Элазар сказал: злое сердце. Он ответил им: «предпочитаю слова Элазара, сына Араха, ибо в его словах — все ваши».

Каждый из них передал три наставления. Рабби Элиэзер сказал: «дорожи честью ближнего, как собственной; не будь вспыльчивым; покайся за день до смерти, грейся у огня мудрецов, но берегись их угля, чтобы не обжечься, ибо укус их — лисий укус; и жалят они, как жалит скорпион; шипение их — шипение змеи; и все их слова, как угли пылающие».

Мишна 11:
Рабби Йегошуа говорил: «злой глаз, злое начало и ненависть к людям лишают человека жизни в мире».

Мишна 12:
Рабби Йосе говорил; «дорожи имуществом и деньгами ближнего, как своими собственными; подготавливай себя к изучению Торы, ведь она не перейдет к тебе по наследству; и да будут все твои поступки во имя небес».

Мишна 13:
Рабби Шимон говорил: «будь внимателен при чтении „Шма“ и молитв; когда молишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милосердии и жалости пред Б-гом Благословенным, о котором сказано: „ибо Он благ, милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии“, не считай сам себя грешником».

Мишна 14:
Рабби Элазар говорил: «усердно изучай Тору; знай, что возразить неверующему; знай, пред кем трудишься, ибо надежен хозяин труда твоего, даст он тебе плату за работу».

Мишна 15:
Рабби Тарфон говорил: «день короток, а работы много; работники ленивы, но плата велика, и хозяин торопит».

Мишна 16:
Он говорил: «не обязан ты кончить работу, но и не волен бросить ее; если ты много занимался Торой, то дадут тебе большое вознаграждение, ибо надежен хозяин труда твоего, который даст тебе плату за работу, но знай, что праведникам воздается в жизни грядущей».

Глава 3

Мишна 1:
Акавия, сын Магалальэля, говорил: «вдумайся в три вещи и ты никогда не согрешишь: знай, из чего произошел, куда идешь и перед кем должен будешь давать оправдание и отчет. Из чего ты произошел? — из зловонной капли. Куда идешь? — туда, где прах и черви. Перед кем должен будешь держать ответ и давать отчет? — перед Властелином всех правящих, святым, да будет он благословен!»

Мишна 2:
Рабби Ханина, Заместитель Первосвященника, говорит; «молись о благополучии верховной власти; ведь если бы не страх перед ней, люди бы живьем проглатывали друг друга». Рабби Ханания, сын Терадиона, говорил: «если сидят двое и у них не заходит речь о Торе, то это собрание легкомысленных, как сказано: „…и в собрании легкомысленных не сидел“, но если они говорят о Торе, то Шхина пребывает среди них, как сказано: „тогда говорили между собой боящиеся Г-спода; и внимал Г-сподь, и слушал, и написана была памятная книга, что перед ним. Для боящихся Г-спода и чтущих имя его“, но здесь речь о двоих, откуда же видно, что за изучение Торы святой благословенный определяет награду и одному? Как сказано: „пусть одиноко и молча сидит он, ибо он возложил на него“».

Мишна 3:
Рабби Шимон говорил: «если трое, сидя за трапезой, не говорили о Торе, то они как бы ели от жертв, принесённых мертвым, как сказано: „…ибо все столы полны отвратительною блевотиной, без Б-га…“ Если же они упоминали при этом слова Торы, то они как бы ели со стола Б-га благословенного, как сказано: „…и сказал он мне: ‘это стол, что пред Г-сподом’“».

Мишна 4:
Рабби Ханания, сын Хахиная, говорил: «кто не спит по ночам, одиноко бродит по дорогам и открывает сердце свое суете, тот сам подвергает себя опасности».

Мишна 5:
Рабби Нехуния, сын Гакана, говорил: «со всякого, кто берет на себя бремя Торы, снимают бремя власти и труда; но на всякого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагают бремя власти и труда».

Мишна 6:
Рабби Халафта из Кфар-Ханания говорит: на десятерых, занимающихся Торой, покоится Шхина, как сказано: «Б-г пребывает в общине Б-жьей», это верно и относительно пятерых, как сказано: «…союз свой основал на земле», но и о троих сказано: «…среди судей судит он», то же и о двоих: «тогда говорили между собой боящиеся Г-спода; и внимал Г-сподь и слушал…» верно, это и об одном, как сказано: «…на всяком месте, на котором укажу помнить имя мое, явлюсь я тебе и благословлю тебя».

Мишна 7:
Рабби Элеазар из Бартоты говорит: «дай ему принадлежащее ему, ибо ты и все твое принадлежит ему», а так же устами Давида он говорил: «ведь все от тебя, и из твоей же руки даем мы тебе». Рабби Шимон говорит: «об идущем по дороге и размышляющем о Торе, который прерывает учение, чтобы сказать: как прекрасно это дерево! как прекрасно это поле! — о таком человеке говорит писание, что он как бы обрекает себя на смерть.»

Мишна 8:
Рабби Достай, сын рабби Янная, говорит от имени рабби Меира: О забывающем что-либо из изученного им говорит писание, что он как бы обрекает себя на смерть, как сказано: «только берегись и очень береги душу твою, чтобы не забыть тебе того, что видели глаза твои…» можно ли так сказать, даже если учение ему не под силу? талмуд говорит: «…чтобы не ушло оно из сердца твоего во все дни жизни твоей,» — значит он обрекает себя на смерть только если, бездействуя, удаляет его из сердцам.

Мишна 9:
Рабби Ханина, сын Досы, говорил: «мудрость, которой предшествует боязнь греха, — прочна; но мудрость, предшествующая боязни греха, — неустойчива». Он говорил: «когда дело преобладает над мудростью, мудрость прочна; но мудрость, преобладающая над делом, — неустойчива».

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ:

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (23.05.) – 20.56
ИСХОД СУББОТЫ (24.05.) – 22.25

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s