Home

Выпуск №177. Ийяр 5774 г. (05.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
15-ого июня на Высоком ожидается радостное событие — открытие синагоги и общинного центра, и внос нового свитка Торы!
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

СЛОВА, ВЫСЕЧЕННЫЕ В КАМНЕ

Глава, содержащая благословения народу Торы и предупреждения народу, который оставляет Тору, недвусмысленно дает понять, что для нас самым великим благословением является спокойное проживание на Земле Израиля, а самым сильным наказанием — изгнание из нее.

«Если вы в соответствии с высеченным Мною будете поступать и заповеди Мои будете хранить и исполнять, то дам Я дожди ваши во время их, и земля даст ее урожай, и дерево полевое даст плод его… И будете есть хлеб ваш в сытости, и будете уверенно проживать в земле вашей. И дам Я мир в Земле… И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом…»
«А если не послушаете Меня и не выполните все эти заповеди, и если с отвращением отвергнете высеченное Мною… И опустошу землю вашу, а вас расселю между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами…».
Оглядываясь назад, на прошлые столетия и тысячелетия, можно догадаться, почему Всевышний изгнал нас. Первое изгнание было результатом пролития крови, разврата и идолопоклонства. Второе – результатом беспричинной ненависти между людьми (трактат Гитин 59). Но почему Всевышний позволил нам вернуться и жить на Его земле — это выше понимания. Ведь мы не стали в изгнании идеальным народом, да и не могли стать таковым: чужая земля не добавляет духовности, а лишь отбирает ее! Единственная заслуга нашего народа — перенесенные страдания, которые искупают грех. Но ступив на почву Эрец Исраэль, нужно быть не только чистым от прошлых грехов, стертых муками, но и обладать потенциалом, который поможет не совершать новые ошибки и продвигаться к достижению цели, к построению общества, живущего по Б-жественному закону, главной силой которого является взаимная любовь.
В изгнании неоткуда обрести подобный потенциал. Кроме того, множество бед и влияние чужих культур и образа мышления отбирают способность понять происходящее в свете данных нам пророчеств. И когда начинается возвращение в Цион измученного и пропадающего на чужбине народа, мы оказываемся не в состоянии осознать великое чудо.
Ни в период возвращения из Вавилонского плена, ни в наши дни, когда Б-г собирает нас со всех краев земли, мы не смогли увидеть величия картины всего происходящего. При возвращении из Вавилона Вс-вышний хотел совершить такие же чудеса, какие сопровождали исход из Египта, но мы были не достойны проявления Его величия – и чудо спасения стало чудом скрытым, когда спасение приходит к народу через правителя или министра. Люди Великого Собрания (120 человек, возглавивших в эпоху возвращения восстанавливаемое государство, так как Персия не позволила евреям восстановить монархию.) задавали вопрос: «Где Его мощь и где Его величие?» Трудно было в молитве произносить слова «Великий», «Могучий», видя, что народ не обрел свободы и остался под властью идолопоклонников.

И вдруг ответ возник сам собой, родившись из многократно повторяемого вопроса. «В этом и есть Его мощь, в этом и есть Его величие!» — провозгласили люди Великого Собрания. Что же они имели в виду? Ведь мощь и Величие проявляются, когда Он сокрушает врага и спасает Свой народ! Вот что имели в виду мужи Великого Собрания: когда народ, раздавленный физически и духовно, рождается заново, из ничего, в невероятно трудных условиях – в этом еще сильнее и полнее проявляется Б-жественное величие и мощь.

И стали понятны слова Зхарьи, одного из последних пророков, сказанные немногочисленному народу, вернувшемуся в Цион с первым караваном: «»Не могуществом Моим и не силой, а только духом Моим», — сказал Б-г воинств». Горсточка неграмотных людей, родословная которых вызывала сомнение, многие из которых были женаты на женщинах, чей гиюр впоследствии не был признан, – именно они начали эпоху Второго Храма, отмеченную восстанием Маккавеев, обретением независимости и блистательным раскрытием глубин Торы для огромного числа людей. В этом Его мощь, в этом Его величие!

Исходя из всего сказанного, можно представить себе, насколько велико чудо возвращения в Землю в наше время. И оно происходит не столько во внешнем мире, сколько внутри отдельных людей и внутри всего народа. Из ничего раскрывается Присутствие Всевышнего, и на этот раз оно принимает форму рождения из измученного и обескровленного физически и духовно народа той нации, которая «по высеченному Им» будет ходить. Есть разница между буквами Торы, начертанными на пергаменте свитка, и буквами заповедей, высеченными на скрижалях завета. Высеченное представляет собой единое целое с камнем, в то время как буквы свитка наносятся на пергамент и как бы прикрепляются к нему. Именно гравировка драгоценного камня и тем более нанесение на него надписи придают ему особую красоту и ценность. Так и сердце человека — оно прекрасно, если слова Торы неотделимы от него. Проживание на Земле Израиля возможно только в том случае, если человек воспринимает Тору как резьбу на камне, являющуюся единым целым с природой, с окружающим миром во всей его полноте.

Но как прийти к этому состоянию, если изгнание покалечило нас? Помочь нам может только чудо со стороны Творца, объявившего нам: «Я Б-г, излечивающий тебя». Наша роль только в том, чтобы не противиться этому чуду, не отвергать хорошее (помня о предостережении «и если с отвращением отвергнете высеченное Мной…»). И тогда, так же, как и для изгнанников, вернувшихся из Вавилона, исполнится для нас обещание: «Не могуществом Моим и не силой, а только духом Моим». И поднимется новый народ, излеченный Всевышним, рождение которого подобно чуду творения: «Вот народ, который сотворил Я, – о славе Моей расскажут они», – сказал Всевышний о чуде возвращения сынов Израиля (Йешаягу 43:21). В величии народа, возродившегося после страшного изгнания, – величие Всевышнего.

Рав Зеев Мешков

ЛАГ БА-ОМЕР (33-ий день по счету Омера).

1. Семь недель «счета Омера»

На исходе Субботы по всему Израилю будут зажигать праздничные костры. Половина (если не больше) населения страны устроит пикник в честь Лаг ба-Омер. Лаг ба-Омер — 33-й день «счета Омера» — годовщина смерти рабби Шимона бар-Йохая (2 в. н.э.), который считается автором Зогара — основной книги по Каббале («внутренней Торе»), мистической части иудаизма. Еврейская традиция выделяет этот день, поскольку, как сообщает Мидраш, рабби Шимон бар Йохай был одним из тех немногих людей, кто смог целиком реализовать свое предназначение в этом мире, исполнить все, что было поручено его душе. Сказано даже, что в день смерти рабби Шимона солнце замедлило свой ход и зашло лишь после того, как он открыл своим ученикам из учения Торы и Каббалы все, что хотел и должен был открыть и передать.

Семь недель «счета Омера» — траурный период. В эти дни во 2-м веке н.э., во время борьбы евреев против Рима и восстания Бар-Кохбы, в период «счета Омера» тысячи учеников рабби Акивы начали неожиданно умирать от эпидемии неизвестной болезни, а в Лаг ба-Омер эта эпидемия прекратилась. Так что Лаг ба-Омер имеет двойственный характер: веселья — но и траура.

Талмуд объясняет, что причина эпидемии, унесшей 24 тысячи учеников рабби Акивы, была в том, что они «не проявляли достаточного уважения друг к другу». Раздробленность евреев, борьба одной фракции против другой — когда евреи, придерживающиеся различных взглядов, считают друг друга врагами, была настолько свойственна той эпохе, что Мудрецы называют «синат хинам» — «беспричинную вражду между евреями» — самой главной причиной разрушения Храма, потери независимости и изгнания евреев из Святой Земли. Конечно, сохранить единство при еврейском плюрализме очень сложно, но если мы хотим выжить, то нам необходимо уметь придерживаться разных точек зрения, не враждуя.

2. Грех взаимной ненависти

Трагические события периода Омера произошли во 2-м веке н.э. Дни счета Омера, однако, были объявлены траурными только через четыреста лет, когда Мудрецы увидели, что грех взаимной ненависти продолжает разъедать еврейское общество. На сегодняшний день прошло уже трижды по четыреста лет – и, казалось бы, что после всех постигших наш народ несчастий можно уже научиться видеть в других евреях, каковы бы ни были их взгляды и подход к решению общих проблем, ближних, а не врагов.
Всем нам неплохо было бы помнить, что сегодняшнее наше существование на этой земле никем не гарантировано. Две тысячи лет назад взаимная ненависть привела к тому, что римляне изгнали нас. Если мы не сможем добиться взаимопонимания между евреями, наше сегодняшнее Государство тоже, не дай Б-г, может быть уничтожено, а мы опять изгнаны. В дни Омера мы должны особенно задуматься над этой вполне реальной опасностью; и, может быть, вместо того, чтобы договариваться с врагами, для начала провести «прямые переговоры» между собой. Будем надеяться, что Лаг ба-Омер — праздник, когда мы подчеркиваем внутренний, каббалистический аспект иудаизма, т.е. его душу, а не форму — поможет нам добиться этого взаимопонимания.

(По материалам сайта Маханаим)

ПОУЧЕНИЯ ОТЦОВ.

В период между Песахом и Шавуотом есть обычай изучать трактат «Поучения отцов». Это связано, помимо прочего, с тем, что между этими двумя важнейшими праздниками каждый еврей должен совершать духовное восхождение, подобное тому, которое осуществили его предки, вышедшие из Египта рабами, и ставшие спустя 49 дней достойными получить Тору у горы Синай. В этом трактате Мудрецы прошлого дают нам морально-нравственные и когнитивные ориентиры.

У каждого еврея есть доля в будущем мире, как сказано: «А народ твой – все праведники, навеки унаследуют они Страну [Израиля – страну вечной жизни. Они] – ветвь насаждений Моих, создание рук Моих, которым Я горжусь» [Йешаягу, 60:21]. (Сангедрин, гл. 11)

ГЛАВА 1.

1. Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы».

2. Шимон Праведник, из последних мужей Великого Собрания, говорил: «на трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на Благодеянии».

3. Антигон из Сохо принял (традицию) от Шимона Праведника; он говорил: «не будьте как рабы, служащие господину с условием получения платы; но будьте как слуги, не ждущие награды; и да будет страх Б-жий на вас».

4. Йосе, сын Йоэзера, из Црейды, и Йосе, сын Йоханана, из Иерусалима, приняли (традицию)от них. Йосе, сын Йоэзера, говорил: «да будет дом твой домом собрания мудрецов; пылись во прахе их ног и пей с жадностью слова их.»

5. Йосе, сын Йоханана, из Иерусалима, говорил: «да будет дом твой открыт настежь; пусть бедные будут у тебя как домочадцы; не умножай разговоров с женой, даже с собственной, а с чужой — тем более», отсюда изречение мудрецов: «много беседующий с женщинами причиняет себе вред, отвлекается от Торы, конец его — удел в аду».

6. Йегошуа, сын Перахии, и Ниттай Арбельский приняли (Учение) от них. Йегошуа, сын Перахии, говорил: «Найди себе наставника и приобрети себе друга; суди всякого с лучшей стороны».

7. Ниттай Арбельский говорил: «Отдались от дурного соседа, не связывайся с нечестивым, и не отчаивайся при бедствии».

8. Йегуда, сын Таббая и Шимон, сын Шатаха, приняли (Учение) от них, Йегуда, сын Таббая, говорил: «Не прочь себя в адвокаты; пока участники тяжбы стоят перед тобой, смотри на обоих, как на виновных; после того, как ушли — смотри на обоих, как на правых, — если только подчинились они решению суда».

9. Шимон, сын Шатаха, говорил: «Тщательно допрашивай свидетелей, но будь при этом осторожен в словах, чтобы, пользуясь ими, не научились лгать».

10. Шмая и Автальон приняли (Учение) от них, Шмая говорил: «люби труд, возненавидь высокое положение и не становись известен властям».

11. Автальон говорил: «Мудрецы, остерегайтесь в словах своих, чтобы не быть вам осужденными на изгнание туда, где вода гнилая; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, а имя Б-жье будет осквернено».

12. Гилель и Шамай приняли (Учение) от них. Гилель говорил: «будь учеником Агарона — люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе».

13. Он же говорил: «Влекущийся за (громким) именем — имя свое погубит; кто не прибавляет — теряет; кто не учится — на смерть обречен; кто пользуется короной (Торы) — исчезнет».

14. Он же говорил: «Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя — что я? И если не теперь, то когда?»

15. Шамай говорил: «Изучение Торы да будет твоим постоянным занятием; говори мало, но делай много; принимай каждого с выражением приветливости на лице».

16. Раббан Гамлиэль говорил: «Найди себе наставника и избегай сомнений; пореже отмеряй десятины на глаз».

17. Шимон, сын его, говорил: «Я рос среди мудрецов все дни мои; и лучшее, что нашел я для себя — молчание. Не учение главное, а дело; многословие ведет к греху».

18. Раббан Шимон, сын Гамлиэля, говорил: «На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: «судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших».

ГЛАВА 2.

1. Рабби (Йегуда Князь) говорил: «какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым? Такой, чтобы идущему по нему, был во славу, и от людей похвалу приносил бы. Будь внимателен к легкой заповеди, как к трудной, ибо тебе неизвестно, каково вознаграждение за них, потери при исполнении заповеди ставь в соответствие с вознаграждением за нее, а прибыль от греха в соответствие с вредом от него. Вдумайся в три вещи, и ты никогда не согрешишь: знай, что над тобой — око видящее, ухо слышащее и книга, куда записываются все твои поступки».

2. Раббан Гамлиэль, сын рабби Йегуды Князя, говорит: «хорошо занятие Торой сочетать с ремеслом — ведь усилия, приложенные в этих двух направлениях, отвлекают от греха. Учение же, не сочетаемое с трудом, — сходит на нет и влечет за собой грех. Все, кто трудится на благо общества, пусть делают это во имя небес, ибо им в помощь заслуги предков и добродетель их пребудет вечно, а вы — вам я уготовлю награду великую, как если бы совершили вы».

3. Будьте осторожны с властями: они приближают к себе человека только по собственной надобности; кажутся друзьями, когда им это выгодно, но не стоят за человека в нужде его.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ:
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (09.05.) – 20.46
ИСХОД СУББОТЫ (10.05.) – 22.12

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s