Home

Выпуск №176. Ийяр 5774 г. (05.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
Поздравляем вас с Днем Независимости Израиля!
Также поздравляем вас с Днем Победы!
• В начале июня ожидается прибытие на Высокий комиссии раввината Израиля. В это же время произойдет официальное открытие молитвенного дома и культурного центра на Высоком
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Бе-гар — День Памяти воинов Израиля и День Независимости Израиля.

Тора призывает к простой естественной жизни. Человеку, созданному по Образу и Подобию, следует делать то, что делает Его Творец. А первым созидательным действием после завершения самого творения было озеленение земли и превращение ее в прекрасный сад.

«А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля, ибо вы пришельцы и жильцы у Меня» (Ваикра, 25:23). Это закон имеет отношение только к Земле Израиля. Он призван заставить человека задуматься о своем месте в этом мире и о цели своего существования. Из стиха Торы «Вначале сотворил Всесильный небо и землю» (Берейшит, 1:1) следует, что не только небесные сферы и воды морские, но и твердь под ногами людей безраздельно принадлежит Ему: «Б-гу принадлежит земля и все, чем полна она: мир и его обитатели» (Тегилим, 24:1). Жителям всей земли велено заселить ее и благоустроить: «Плодитесь, и размножайтесь, и покорите ее» (Берейшит, 1:28). Такой приказ получили Адам и Хава. Пророк Йешаягу свидетельствовал, что в этом изначально заключался смысл творения: «Не (для) пустоты сотворил Он ее (землю), Он образовал ее, чтобы жили на ней (люди)» (45:18). Тора призывает к простой естественной жизни. Человеку, созданному по Образу и Подобию, следует делать то, что делает Его Творец. А первым созидательным действием после завершения самого творения было озеленение земли и превращение ее в прекрасный сад: «И произрастил Б-г Всесильный всякое дерево, приятное на вид и благое для еды» (Берейшит, 2:9). И тут же была определена роль и задача будущего населения планеты «И взял Б-г Всесильный человека, и поместил его в саду Эден, чтобы он возделывал его и хранил его» (Берейшит, 2:15). Творец, оставаясь хозяином Земли, отдает ее людям в пользование на определенных условиях: человек должен заботиться о неизменности и, более того, о развитии Образа и Подобия, заложенных в нем. Это позволит ему сохранить Землю как место проявления высоких качеств человеческой души, стремящейся к взаимопониманию и любви. При соблюдении условий Владения землей, творческая энергия человека приводит к развитию, а не к разрушению, как это происходит в случае их нарушения. Прежде всего, человечеству следует сохранять правильные представления о мире. Нельзя допустить возникновение и распространение ложных мнений о том, что за каждым деревом, травинкой или животным, обладающими силой рождать новое, скрывается самостоятельная сила, способная поддерживать существование человека и влиять на него. Людям необходимо сохранять связь с общим для всех элементов природы началом, дающим жизненные силы всему существующему, и знать, что только Он управляет всеми процессами, раскрывая потенциалы творений. Утрата подобной связи приведет к ложным представлениям о зависимости человека от окружающей природы и мощи стихий, борьбе за выживание, войнам из-за ресурсов питания и жизненного пространства. Поклонение силам природы оказывается не безобидным детским заблуждением, а разрушительной силой, истребляющей подобие человека Творцу, не зависящему от условий окружающей среды, а создающему их. Недаром первая заповедь предполагает не только умножение людей на планете, но и обязанность сохранять свою независимость от сил природы и понимание своего превосходства над ними: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею. И властвуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле» (Берейшит, 1:26). Идолопоклонство, как утрата связи человека с началом, общим для всего мира, и его убежденность в зависимости от природы, разрушают гармонию в отношениях между людьми, порождая воровство, убийство, разврат. В момент, когда пропадает возможность исправления, существование человечества утрачивает свой смысл. Стихии, которым поклонялось человечество, стирают его с лица земли. И лишь Б-жественное Провидение сохраняет зерно, из которого разовьется будущая жизнь на планете — Ноаха и его семью. Первое, что сделал Ноах после потопа — принес жертвы, заявив тем самым, что все жизненные силы принадлежат Б-гу, и посадил виноград. Опьянение Ноаха, приведшее к целому ряду нехороших последствий, показало, что у человека была отобрана априорная власть над природой (сок лозы обрел способность воздействовать на сознание и психическое состояние людей), и возвращение к благополучному состоянию, основой которого является независимость от сил окружающего мира, потребует от человека много усилий. Ноаху и его сыновьям также было велено: «Плодитесь, и размножайтесь, и заполните землю» (Берейшит, 9:1). Он и его потомки были призваны вести простой образ жизни, вернувшись к естественным представлениям о мире и передавая из поколения в поколение рассказ о пагубных последствиях распространения зла на земле. На заре человечества желание построить города не было связано с положительными тенденциями развития. Первым, у кого проявилась тяга к урбанизации, был Каин: «И построил он город, и назвал по имени сына своего — Ханох» (Берейшит, 4:17). Причиной этого действия было то, что Земля перестала давать ему пропитание, и ему пришлось скитаться. Назвав город именем своего сына, Каин подчеркнул свою удаленность от Б-га, утрату надежды на молитву, и необходимость рассчитывать только на собственные силы. Таким образом, объединение людей в городах само по себе было связано с уходом от простой, естественной жизни, которая дает ощущение близости Б-га и зависимости только от Него. Те преимущества, которые дает объединение усилий людей и их совместное творчество, были направлены только на подрыв правильных представлений о мире, усугубление испорченности нравов и утверждение власти человека над человеком во зло покоренному населению, а не на пользу ему. Строительство городов имело свое продолжение и после потопа. Его начало описано в Торе, как попытка человечества объединиться для возведения Вавилонской башни, которая сама по себе стала выражением протеста против установленного Б-жественного порядка. «И случилось: двинулись с востока, они нашли долину в земле Шинар и поселились там. И сказали друг другу: Давайте наделаем кирпичей и обожжем огнем. И сказали они друг другу: Давайте построим город и башню и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли» (Берейшит, 11:1). Таким образом, города позволили объединить усилия людей, чтобы пытаться создать своими руками условия существования, при которых они смогут противостоять стихиям. В урбанизации было много положительного. Однако по мере ее развития люди все дальше отдалялись от понимания простой истины: поддерживая гармонию мира в ее изначальной простоте, можно избежать катастроф и катаклизмов, а отдаление от общего для всего мира начала и устремленность к идолопоклонству порождают разрушительные процессы. Не случайно города, как, например, Ур Касдим (Халдейский), становятся центрами, в каждом из которых рождается, все дальше отдаляясь от сознания людей, новый идолопоклоннический культ. И уже после этого сама идея поклонения силам природы или звездам распространяется повсюду. Города стали центрами развития древних цивилизаций, воплотивших в жизнь пагубное желание человека забыть о едином начале мира и создать свой порядок. Однако земля не выносит порядка, в основу которого положена жестокость. Она отказывается давать свои силы тем, кто истребил из своей души доброту и любовь и единственную ценность жизни видит в обогащении и разврате. Тора описывает, как самое цветущее место на свете в одно мгновение превратилось в безжизненное море и в покрытые солью берега в наказание за моральное падение жителей Содомской долины и возведение ее правителями жестокости в закон. Б-жественное проведение поставило своей целью восстановить естественную связь человека с природой, разрушив при этом установленный мировыми цивилизациями и империями порядок жизни и управления обществом: «И построят дома, и жить будут, и насадят виноградники, и есть будут плоды их» (Йешаягу, 65:21). Восстановление психологической связи с источником жизни, о котором человечество стремилось забыть, само по себе приведет к увеличению долголетия людей: «Не будет там больше юного летами или старца, который не достиг полноты дней своих» (65:20). Земля Кнаан (впоследствии — земля Израиля) должна стать отправной точкой восстановления свойств природы на всей планете, а ее столица Йерушалаим — городом, который вернет человечеству правильные представления о мире и одновременно даст жизненные силы всем народам, которые не смогут в новых условиях придерживаться извращенных идей и устанавливать свой порядок жизни. «И будет Б-г царем на всей земле. В день тот будет Б-г один и имя Его одно» (Зхарья, 14:10). Это объясняется тем, что Земля Израиля представляет собой первоначальное место обитания человека — тот сад, куда он был помещен, чтобы хранить и развивать творение и свой духовный потенциал, а центральная его часть стала местом, где был отстроен Йерушалаим. Сад орошался рекой, вытекающей из Эдена, которая распадалась на три потока. Реки Прат, Хидекель и Нил в той или иной степени определяют территорию, внутри которой располагался сад Эден. Эта земля прежде всех остальных должна быть полностью очищена от идолопоклонства. И сделать это должен народ, избранный исполнить эту миссию. Возведение Храма в Йерушалаиме и начало служения в нем преобразят весь мир: «И вот вода вытекает из-под порога Дома к востоку, потому что Дом обращен на восток…» (Йехезкель, 47:1). «И сказал мне: «Воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве (степи), и войдут в Мертвое море… и исцелятся воды. И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот» (Йехезкель, 47:8-10). Об этой реке сказал царь Давид: «Река (вытекающая) из неги Твоей будет орошать их (творения), ибо у Тебя источник жизни» (Тегилим, 36:10).
Рав Зеев Мешков

Государство Израиль — благодаря или вопреки Катастрофе?

Какая связь существует между Катастрофой и основанием государства Израиля? Непосредственная — обычно отвечают люди. После ужаса Катастрофы народы мира сжалились и проголосовали за раздел Земли Израиля на два государства, одно из которых еврейское. Таким образом определяется связь между состраданием мира и еврейской независимостью — уравнение, на самом деле, настолько же исторически неверное, насколько и морально опасное.

Какая связь существует между Катастрофой и основанием государства Израиля? Непосредственная — обычно отвечают люди. После ужаса Катастрофы народы мира сжалились и проголосовали за раздел Земли Израиля на два государства, одно из которых еврейское. Таким образом определяется связь между состраданием мира и еврейской независимостью — уравнение, на самом деле, настолько же исторически неверное, насколько и морально опасное.

Начнем с истории. В феврале 1896 г. вышла в свет книга Биньямина Зеева Герцля «Еврейское Государство», и в августе следующего года в Базеле состоялся Первый сионистский Конгресс — олицетворение 1800-летнего стремления еврейского народа вернуться на Землю отцов. Его целью было основание еврейского национального очага в Эрец Исраэль. Слово «государство» не упоминалось, чтобы не настораживать народы мира и не затруднять переговоры с Османской Империей, чья власть распространялась тогда на Землю Обетованную. Султан и главы европейских государств воспринимали Герцля как представителя всего еврейского народа. 2 ноября 1917 года английское правительство обнародовало Декларацию Бальфура, названную по имени тогдашнего министра иностранных дел Великобритании, в которой оно выражало свою поддержку основанию еврейского национального очага в Палестине. В апреле 1920 г. на конференции в Сан-Ремо Лига Наций (предшественник ООН) вручила Великобритании мандат на Палестину для последующей реализации Декларации Бальфура.
В 1939 г. в Эрец Исраэль уже проживает 490000 евреев, действуют полноценные экономические и политические структуры — институты власти, строительные компании, системы образования, соцобеспечения, военные организации, уже существуют процветающие города и сельскохозяйственные поселения. В 1937 г. Комиссия Пиля, созванная в результате волны арабского террора, разразившейся в апреле 1936 г., порекомендовала разделить Землю на два государства. Иными словами, за два года до начала Второй Мировой войны еврейский народ находился фактически на пороге Государства. В то же время сотни тысяч евреев из Восточной и Центральной Европы стремились попасть на Землю Обетованную, и только иммиграционные квоты властей Мандата помешали им осуществить свое желание. 9-го ноября 1938 года, за несколько часов до того, как в Германии разразилась Хрустальная ночь, правительство Чемберлена отменило решение, предложенное комиссией Пиля. Таким образом, в один и тот же день была запущена машина уничтожения евреев Европы и закрыты ворота спасения. Весной 1939-го Англия в печально известной Белой Книге, созданной Макдональдом, ограничила количество еврейских репатриантов 75 тысячами на ближайшие пять лет, запретила евреям приобретать земли в Эрец Исраэль, с тем, чтобы через 10 лет в Палестине было основано только одно государство — арабское. В самый страшный период своей истории народ Израиля был отрезан железной стеной английских кораблей от своей Земли. Евреи Ишува боролись против этого указа, но когда выбор встал между сопротивлением Англии из-за Белой Книги и сопротивлением Германии на стороне Англии — они пошли по второму пути. Меньше тысячи бойцов организации «ЛЕХИ» во главе с Авраамом Штерном решили в 1941-м году бороться в одиночку с Британской империей. В январе 1944 года к восстанию присоединились и бойцы «Эцеля», а весной 1945-го, когда большинство евреев Земли Израиля убедилось в том, что новое английское правительство еще больше ужесточило антисионистскую политику, — силы Хаганы присоединились к борьбе, возглавив общее «движение сопротивления».

Политика Великобритании конца 30-х и вплоть до позорного ухода из Эрец Исраэль привела ишув к пониманию, что Государство не будет подано народу на серебряном блюде английского великодушия. Евреев Европы те же десять лет привели к выводу о несовместимости старого континента и древнего народа Б-га. Сомневавшихся, которые, выйдя из лагерей, все-таки попытались вернуться на прежние места, убедили погромы, прогремевшие в Польше, Венгрии, на Украине в послевоенные годы. Сотни тысяч евреев, в абсолютно беспрецедентном со времен Исхода из Египта потоке детей, матерей, отцов и стариков, пересекали пешком, на телегах и поездах оскверненные пространства Европы, направляясь в Италию, к берегам Средиземного моря, чтобы сесть на корабль, которому, если повезет, удастся перехитрить английский патруль и довести свой драгоценный груз до берегов Земли Обетованной.

Катастрофа не убедила евреев — она завершила процесс убеждения, «доубедила» их. Доубедила в невозможности рассчитывать в беде даже на самые просвещенные из народов, доубедила в необходимости собственного государства.

А как же насчет народов мира? Несколько примеров покажут, насколько их поддержка основанию еврейского Государства проистекала из соображений, никак не связанных с Шестью Миллионами. После того, как Англия вернула Генеральному секретарю ООН свой мандат, в Эрец Исраэль отправилась комиссия с целью решить, кому отдать эту страну. Члены комиссии находились в хайфском порту как раз в то время, когда там разворачивалась эпопея с кораблем «Эксодус». Английские войска силой перетаскивали 4500 еврейских беженцев с «Эксодуса» на три военных судна, которые должны были их возвратить обратно в Европу. После подобной сцены представитель Югославии заявил, что нет большего доказательства необходимости независимого еврейского Государства. Однако 29-го ноября 1947 года Югославия воздержалась. Видимо, собственное мусульманское меньшинство и нежелание ссориться с арабами имели больше веса в глазах маршала Тито. Так же трудно поверить, что решение Сталина проголосовать «за», в беспрецедентном согласии с США, было продиктовано великодушием диктатора. Ведь он начинал одновременно приводить в исполнение план уничтожения остатков еврейской жизни в СССР — вплоть до проекта физического истребления советских евреев после «дела врачей» в начале 1953 г.

Но допустим даже, что сострадание сыграло какую-то роль в решении некоторых других государств. С чего ему было воплощаться в виде поддержки основания еврейского Государства? Ведь в июле 1938 на конференции по еврейским беженцам в Эвиане представители 32 государств были весьма преисполнены сострадания, но ни одна страна, за исключением Доминиканской Республики, не согласилась принять ни одного еврея. Голда Меир говорила об этом событии, что она «надеется дожить до момента, когда еврейский народ больше не будет нуждаться в выражениях мирового сочувствия».

Разница между 1938 и 1947 годом одна — в 1947 году перед миром была конкретная еврейская политическая опция. К этой опции пришел народ Израиля — пришел сам, и привел к ней за собой, своими усилиями, молитвами и самоотверженностью, свыше двух третей голосов, необходимых для принятия плана о разделе. Не из-за жалости народов пал Иерусалим, и не благодаря их состраданию он будет восстановлен. Это — относительно истории. А теперь — несколько слов относительно духовного содержания утверждения о том, что Катастрофа привела к еврейской независимости.

Об этом писал рав Авраам Ливни в книге «Возвращение Израиля — знамя для народов»: «Восстановление Государства Израиля было событием, которого ждали 2000 лет, со времен падения Иерусалима и разрушения Храма римскими войсками Тита. Это событие есть выражение тысячелетней исторической необходимости, вечной закономерности еврейского существования, пророческого видения истории, требующей, чтобы из Иерусалима, отстроенного народом Израиля, происходило Учение, освещающее весь мир. Единственный подходящий вопрос, который следовало бы задать — это почему восстановление так задержалось? (…) Освенцим, с другой стороны, не выражает никакую историческую необходимость. (…) Освенцим был событием, зависящим от обстоятельств, осуществлением возможности, которой можно было, которой нужно было избежать.

Создание Государства Израиль было неизбежно. Следовательно, нельзя ставить на один уровень и рассматривать сквозь одну историческую перспективу два столь непохожих по своей сути события. Превращать Израиль в ответ на Освенцим — это все равно, что представить Израиль как нечто случайное, произвольное, нечто, чего могло не быть, а может, чего и не должно было быть. Нет ничего более ошибочного, более ослепляющего относительно истинной сути Государства Израиля, которое на самом деле является наименее случайным и наиболее обоснованным историческим фактом».

Не Освенцим породил Израиль, и не сострадание народов мира породило еврейскую независимость. Взгляды и действия, устремленные к Циону, породили Израиль. Израиль был спасением от Освенцима. Он опоздал на девять лет. Катастрофа отняла 6 миллионов потенциальных граждан еврейского Государства. Оставшимся в живых она лишь напомнила, где им не место и где находится единственная Земля, которая по ним плачет, единственная, чье сострадание к своим сыновьям истинно.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ:
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (09.05.) – 20.35
ИСХОД СУББОТЫ (10.05.) – 21.58

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s