Home

Выпуск №174. Нисан 5774 г. (04.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!
Поздравляем вас с праздником Песах – временем нашего освобождения от египетского рабства! Желаем вам счастья, радости, хорошего настроения и кошерного праздника!
• Также напоминаем о возможности бесплатного кошерного забоя птицы.
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

БУДЬТЕ СВЯТЫ В ДЕЛАХ И В МЫСЛЯХ

И говорил Всевышний Моше: «Говори всей общине Израиля и так скажи им: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г Г-сподь ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои соблюдайте. Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Б-г Всесильный ваш. А когда будете резать мирную жертву, режьте ее по желанию своему… А когда будете жать урожай на земле вашей, не дожинай края поля и упавшего при жатве не подбирай. И виноградника твоего не обирай полностью и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их—Я Б-г Всесильный ваш. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. И не клянитесь Именем Моим ложно, не то осквернишь Имя Б-га Твоего —Я Б-г. Не притесняй ближнего своего, не грабь, и пусть не останется у тебя на ночь до утра плата рабочему твоему. Не проклинай глухого, и перед слепым не ставь претыкания, и бойся Всесильного твоего, Я — Б-г. Не творите кривизны в суде, не отличай бедного (чтобы помочь ему в суде) и не заискивай перед большим человеком — по правде суди одноплеменника своего. Не ходи разносчиком сплетен в народе твоем, не стой на крови ближнего своего — Я Б-г. Не испытывай ненависти к брату своему в сердце твоем: увещевай одноплеменника своего и не понесешь ответственности за грех его. Не мсти, и не злопамятствуй по отношению к людям из народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя — Я Б-г…»

«Не стой на крови ближнего своего» — в глазах Всевышнего отказ, нежелание помочь ближнему и даже недостаточная расторопность в тот момент, когда еврей находится в опасности, является убийством!

Рабби Леви Ицхаку из Бердичева несколько раз подбрасывали детей, которых обнищавшие родители не могли прокормить. Однажды в субботний вечер в дом внесли грудного ребенка, который был истощен. Срочно приглашенный врач попросил поднести свечу к глазам ребенка, чтобы определить по реакции глаз, можно ли еще его спасти. Есть обязанность делать в субботу все необходимое для сохранения жизни тяжело больного, однако можно ли взять свечу в субботний день, чтобы посмотреть на больного? Рабби Леви Ицхак тут же велел своему сыну принести врачу свечу. При этом присутствовал один известный раввин со своим сыном. По дороге домой сын спросил у отца, почему Рабби Леви Ицхак так обидел его? В чем же, по мнению сына, заключалась обида? Дело в том, что если возникает необходимость совершить какие-либо действия для спасения жизни больного или попавшего в беду, которые идут вразрез с субботними законами, то Тора предписывает сделать это самому уважаемому человеку. Почему же Рабби Леви Ицхак не попросил пойти за свечой своего товарища, всеми уважаемого человека, а обратился с этой просьбой к своему сыну? Именно в этом мальчик усмотрел оскорбление для отца. Отец ответил ему: «Я видел, что Рабби Леви Ицхак хотел попросить меня принести свечу, но прочитал на моем лице сомнение в том, можно ли это делать — ведь речь не шла о том, чтобы вскипятить воду или приготовить лекарство, а только лишь о том, чтобы дать возможность врачу посмотреть на глаза больного. Можно ли это считать действием, необходимым для спасения? Увидев мои сомнения, Рабби Леви Ицхак обратился с этой просьбой к своему сыну и тем самым спас меня от нарушения тяжелейшего запрета Торы: «Не стой на крови ближнего своего». Ведь, если бы из-за своих сомнений я пошел бы за свечой чуть медленнее, чем могу это сделать, то одним только незначительным промедлением я бы нарушил запрет, который приравнивается к убийству».

Агада

Перед тем как раскрылся Всевышний, чтобы дать Тору сынам Израиля, обратился он сначала к сыновьям Эсава:

— Примете ли вы Тору?

— А что в ней написано? — спросили они.

— Не убивай! — ответил Он.

— Властелин мира! Но ведь, вся сущность человека (Эсава), который является нашим праотцом, в том, что он убийца! Такое благословение получил он от своего родителя (Ицхака): «Мечом твоим будешь жить». И поэтому не можем мы принять Тору.

Обратился тогда Всевышний к потомкам Амона и Моава:

— Примете ли вы Тору?

— А что в ней написано? — спросили они.

— Не развратничай! — ответил Он.

— Властелин мира! Но ведь, прародители наши появились на свет от кровосмешения! (Моав и Амон — дети дочерей Лота, рожденные ими от своего отца.) И поэтому не можем мы принять Тору.

Обратился тогда Всевышний к детям Ишмаэля:

— Примете ли вы Тору?

— А что в ней написано? — спросили они.

— Не воруй! — ответил Он.

— Властелин мира! Вся наша сущность этих в том, что живут они воровством и грабежом («человек-дикарь, рука его на всех, и рука всех на нем»—так охарактеризован Ишмаэль в книге Берейшит). И поэтому не можем мы принять Тору. И из всех народов не осталось ни одного, к кому бы не обратился Всевышний и не постучал в его двери, чтобы спросить, примут ли они Тору. И уже только потом пришел Он к сынам Израиля, чтобы спросить, примут ли они Тору. Тут же сказали они: «Сделаем и услышим». (Комментарий Сифрей к главе Браха).

Объяснение этой загадочной агады я слышал от удивительного человека, московского старика, моего учителя и друга реба Биньомина Кацнельсона (да будет упоминание его имени благословением). Ему было хорошо за девяносто, он жил один, до последних своих дней старался просматривать лист Талмуда в день. Однажды он начал говорить: «Вот я лежал и думал…» (Я уже подумал, что в десятый раз услышу рассказ о том, как дядя, подкупив доктора, спасал его из царской армии, и о том, как он прямо из строя, с ружьем, отправился на осмотр…) Но реб Биньомин рассказал такой удивительный комментарий, что либо он был открыт ему прямо с Небес, к которым он был гораздо ближе, чем к земле, либо вспомнился ему с того старого доброго времени, когда в Бобруйске можно было встретить настоящего Мудреца Торы, ибо любой извозчик знал не меньше, чем философ.

«И вот мне подумалось… Всевышний не хотел давать Тору народам мира. А иначе зачем же каждому из них Он называл именно ту заповедь, которую тому труднее всего принять? Детям Эсава, которые не могут жить без крови, Он рассказал о запрете убивать. А разбойникам, детям Ишмаэля, Он поведал о запрете воровать. Но вот что я еще думаю: ведь дети Эсава не могли отказаться принять запрет убивать, потому что семь заповедей Ноаха все равно запрещают убийство! И то же самое можно сказать про детей Ишмаэля: ведь им все равно не позволено воровать! Так тут вот в чем дело. Прежде всего нужно понять, что есть убийство и есть убийство, есть воровство и есть воровство. Еврей считается убийцей не только в том случае, если он кого-то, не дай Б-г, ударил и убил, но даже тогда, когда он рассказал о другом еврее дурное с целью опозорить его; про него говорят, что он убивает троих: того, о ком рассказывает, того, кто слушает, и себя самого. А воровство? То же самое! Для еврея дать плохой совет, чтобы самому получить выгоду, купить намного дешевле или задержать плату поденному рабочему — хуже, чем украсть. Что же касается кровосмешения, то в Торе дается множество таких ограничений на брак, каких нет у народов мира. Значит, дети Эсава хотели сказать Всевышнему так: «Мало того, что мы не справляемся с тем, чтобы исполнять закон, просто запрещающий убивать, так Ты хочешь нас судить и за сплетню как за убийство. Мы же просто погибнем! Так же сказали и дети Ишмаэля: «Если за плохой совет будешь судить нас, как за кражу, мы не выживем!» А дети Моава ответили: «Не пожелай жены его» — мы даже не беремся исполнить эту заповедь!»

Теперь я хочу вас спросить: а как же нам, принявшим все это на себя у горы Синай, остаться честными людьми и не быть, не дай Б-г, ворами и убийцами? Ведь не указать все недостатки своего товара — для других — это бизнес, а для нас воровство, задержать взгляд на чужой жене — для других — обычное дело, а для нас — разврат, оскорбить человека прилюдно — для других — повседневная жизнь, а для нас — убийство. Что же нам теперь делать? Учить Тору? Это рецепт?

И да и нет: и выход из положения, и не очень выход.

Прежде чем руководствоваться какими бы то ни было законами, надо научиться желать ближнему своему добра и только добра. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — это центральная точка всего свода законов, и если ее забыть, все здание Торы начнет рассыпаться. «Возлюби ближнего, как самого себя — это самое общее правило Торы» — сказал Рабби Акива. Нет, без законов Торы, данных Всевышним, без их изучения и применения — никуда, но без доброты и честности человека — ничего не получится, эгоизм, желание получать удовольствия и самоутверждаться даже за счет другого затуманят рассудок и толкнут человека на преступление.

Рав Зеев Мешков

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПЕСАХА

Седьмой день Песаха — не отдельный праздник, как Шмини Ацерет или Шавуот. Этот «Йом Тов» — последний день праздника Песах. Поэтому, делая Кидуш в это день, мы не произносим благословение Ше-гехеяну.
В седьмой день Песаха Всевышний совершил для наших отцов великие чудеса при переходе через Красное море. Тора заповедала нам об этом дне следующее: «В седьмой день — священное собрание, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23,8).

Что произошло за семь дней Песаха

Вот как развивались (согласно Мехильте, глава Бешалах) события между первым и седьмым днями Песаха.
В ходе переговоров с фараоном Моше требовал лишь того, чтобы он разрешил Израилю уйти в пустыню на расстояние трех дней пути и принести там жертвы Всевышнему. Моше хотел, чтобы Израиль был освобожден Всевышним, а не стал рабом, отпущенным на свободу хозяином-фараоном. Когда, наконец, евреи покинули Египет, фараон прекрасно знал, что они не вернутся обратно, и что Всевышний, совершивший в Египте столько чудес, снабдит свой народ в пустыне всем необходимым. Это не мешало ему думать: «Поскольку евреи не просили отпустить их более, чем в трехдневное путешествие, я как бы держу в руках их обязательство вернуться». Поэтому он послал вместе с евреями ликторов — скороходов, которые присоединились к их лагерю и сообщали фараону обо всем, что там происходило. Евреи их не задерживали.

Утром 15-го Нисана весь еврейский народ вышел из Рамсеса, и в тот же день он пришел в Суккот, где Всевышний окутал его Облаками Славы. Все это произошло в четверг.

На следующий день, в пятницу 16-го Нисана, евреи вышли из Суккота и остановились в Эйтаме, что на краю пустыни.

• 17-го Нисана, в субботу, евреи оставались на месте — в своем лагере.

• 18-го Нисана, в воскресенье, евреи начали подготовку к новому путешествию. Скороходы-посланники сказали им: Закончились дни вашего отпуска, теперь вы должны вернуться в Египет, как обещали, говоря: «Мы отправимся в трехдневное путешествие». Евреи ответили: «Разве мы ушли с разрешения фараона, а не как свободные люди, по собственной воле». Скороходы сказали: «Хотите вы этого или нет, вам придется исполнить волю фараона». Евреи напали на скороходов и убили многих из них. Оставшиеся в живых вернулись к фараону и рассказали ему обо всем.

После того, как скороходы ушли, в середине дня 18-го Нисана (воскресенья), Моше сказал народу: «Повернем обратно и двинемся в направлении Египта, чтобы фараон не подумал, что мы спасаемся бегством. Пусть он настигнет нас неподалеку от своей страны. Если у него достанет решимости задержать нас — пусть попробует». Моше затрубил в шофар, и весь народ направился в Пи-Гахирот, находящийся в полутора дня пути от Египта.

Когда Моше затрубил в шофар, маловеры среди евреев начали рвать на себе волосы и одежду, ибо думали, что Моше намеревается вернуть их в Египет. Но Моше сказал им: «Сам Всевышний объявил мне, что отныне вы — свободные люди. Мы возвращаемся только для того, чтобы сбить фараона с толку и побудить его выйти против нас».

Скороходы провели в дороге полтора дня. К исходу 19-го Нисана (это был понедельник) они пришли к фараону и сообщили ему, что евреи бежали и не собираются возвращаться.

• 20-го Нисана, во вторник, фараон собрал всю свою армию, колесницы и множество народу для того, чтобы преследовать Израиль. Египтяне настигли евреев в лагере, расположенном у моря в Пи-Гахирот, в конце того же дня.

Вечером седьмого дня Песаха, 21-го Нисана (в среду) евреи вошли в море. К утру они вышли на сушу и стали свидетелями страшной кары, обрушенной Всевышним на египтян. Тогда и запели Моше и весь народ Израиля свою песню.

Переход Красного моря.

Наши мудрецы учат, что поначалу Моше не рассказал евреям, что они поворачивают назад, по направлению в Египту, чтобы сбить с толку фараона. Только после того, как маловеры начали рвать на себе волосы и одежду в страхе, что им предстоит возвращение в Египет, Моше объяснил им, зачем они возвращаются, и поклялся, что отныне и навсегда все они — свободные люди.

Это значит, что все остальные евреи были полны веры во Всевышнего. Услышав приказ повернуть обратно, они пришли к неизбежному выводу о скором возвращении в Египет — и приняли его с любовью. Но почему Всевышний решил подвергнуть их этому испытанию?

Дело в том, что первый Исход из Египта был целиком и полностью исполнением обещаний, данных Всевышним отцам еврейского народа. У самих евреев еще не было собственных заслуг. Всевышний хотел, чтобы Израиль заслужил свое освобождение. Поэтому после трехдневного пребывания под сенью Шхины и Облаков Славы, после того, как Израиль укрепился в вере, он получил приказ о возвращении. Подчинившись этому приказу, Израиль доказал, что по слову Всевышнего и из любви к Нему он готов вернуться в египетское рабство. Но тот, кто становится рабом из любви к Всевышнему, уже заслужил освобождение. Поэтому те из евреев, кто был полон веры во Всевышнего, приняли и это приказание с любовью. Они последовали примеру Авраама, о котором Тора свидетельствует, что он был полон веры, — и потому удостоились того, что Всевышний исполнил ради них обещание, данное Аврааму. Таким образом, место имели два Исхода из Египта. Первый — в исполнение обещания, данного Всевышним Аврааму, второй — в награду за заслуги Израиля.

«И узнают египтяне, что Я — Г-сподь»

Один еврейский мудрец спросил однажды в шутку: «За какие заслуги удостоились египтяне трех славных вещей в день своей гибели? Ведь они погибли в воде, которая дарует очищение, свидетелями их гибели были шестьсот тысяч евреев, а из бывшего у них золота и серебра был построен Мишкан Всевышнего! За то, что в последнюю минуту они “узнали, что Я — Г-сподь”, как говорит Тора». И действительно, перед смертью египтяне осознали мощь Всевышнего и поняли, что именно Он — Властелин мира.

Чем, в таком случае, отличаются евреи от египтян (которые тоже, в конце концов, признали власть Всевышнего)? Тем, что египтяне признали Его власть лишь после того, как на них обрушились бесчисленные казни, и только когда они уже испускали дух. Поэтому Тора и свидетельствует об этом признании в третьем лице («и узнают»), — ибо самих египтян уже не было в живых. А о евреях Тора говорит иначе: «И узнаете, что Я — Г-сподь» — как о живых свидетелях. Ибо Израиль признает Всевышнего не в смертный час, а при жизни. Более того, сами они — живое свидетельство Его власти.

«Сильный восточный ветер»

В Торе сказано: «И отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь» (Шмот, 14,21). Для чего Всевышний воспользовался восточным ветром? Разве не мог Он рассечь море надвое одним словом? Разумеется, мог. Однако Израиль еще должен был осознать, что весь сотворенный Всевышним мир — пустыня, море, ветер, облака, огонь и люди — подчиняется воле Творца, что Вселенная — это только выражение Его воли. Только тот, кто полностью проникнется этим сознанием, кто научится воспринимать «естественный» ход событий в природе как проявление воли Всевышнего, может правильно воспринять отклонение от этого хода событий — то есть чудо.

Сходный вопрос задавали интерпретаторы известной истории с рабби Ханиной бен Доса, описанной в Талмуде (в Трактате Таанит, 25). Рабби Ханина бен Доса обратился к Всевышнему с такой просьбой: «Тот, кто повелел маслу гореть, пусть прикажет гореть уксусу». Естественно спросить: если ему нужно было, чтобы уксус загорелся, для чего он упомянул масло? Не проще ли было обратиться к Всевышнему с молитвой сделать уксус горючим? Слова рабби Ханины бен Доса учат нас, что чудо и «естественный» ход событий сущностно ничем друг от друга не отличаются: и то и другое — проявление воли Всевышнего. Тот, кто дал маслу способность гореть, может дать эту способность уксусу — достаточно одного Его слова (При цадик).

И увидел Израиль…

Встречи Израиля со Шхиной в Египте и на берегу Красного моря были как бы встречей жениха и невесты перед обручением. Само обручение произошло в Шавуот (рабби Буним).

«Море увидело и побежало»

В Писании сказано: «И Он провел их безднами (по дну моря), как по пустыне» (Тегилим, 106,9). Море и пустыня сходны тем, что они необитаемы. Всевышний провел нас по морю и по пустыне, чтобы показать, что Израиль может поселиться в любом месте. Ибо праведники поддерживают самое существование мира и могут превратить пустыню и море в оживленные поселения. Злое начало и мертвое пространство стремятся убежать от Израиля, как сказано в Писании: «Море увидело и побежало» (Тегилим, 114,3).

Великая сила песни

В Торе сказано: «Тогда запел Моше» (Шмот, 15,1). Что значит «тогда»? Тора объясняет нам, что Моше и весь Израиль испытывали страстное желание прославлять Всевышнего. Ведь самое существо еврейского народа, его призвание — в воспевании Творца. Однако в течение долгих лет изгнания и рабства они не могли спеть эту песню — песню, ради которой были сотворены, не могли реализовать свой естественный потенциал. Как рассказывает священная книга Зогар, до тех пор, пока Всевышний не совершил ради Израиля великих чудес, пока Израиль не увидел своих поработителей мертвыми, пока избавление не было завершено, он не мог запеть эту песнь. Но когда все это произошло — тогда он запел. Вернее, песня сама сорвалась с его уст (Сфат эмет).

Последний день Песаха

Последний день Песаха — это восьмой день праздника, второй Йом Тов, дублирующий вне пределов Эрец Исраэль седьмой, праздничный день Песаха. Как мы знаем, все праздничные дни справляются вне пределов Эрец Исраэль дважды, причем второй день освящен еврейскими мудрецами, и его святость равна святости первого дня. Все законы праздника полностью переносятся и на второй его день вне пределов Эрец Исраэль. В то же время в Эрец Исраэль все праздники, за исключением Рош ГаШана, справляются один день. Таким образом, последний праздничный день Песаха вне пределов Эрец Исраэль соответствует дню Исру хаг в Эрец Исраэль.

Существует обычай несколько смягчать обычаи праздника Песах в последний, восьмой день праздника вне пределов Эрец Исраэль. Эти смягчения не относятся к законам Песаха, которые, как мы упоминали, равно распространяются на оба праздничных дня с тремя исключениями, относящимися к похоронам, уходу за больным, которому не угрожает опасность, и судьбе яйца, снесенного в первый день праздника (его можно есть во второй день). К чему же относятся эти смягчения? К дополнительным строгостям, не предписанным Галахой, но все же принятым в дни Песаха.

Так, те, кто в течении семи дней Песаха не едят мацу, вымоченную в воде или иной жидкости, едят ее в восьмой, последний день праздника.

Точно так же те, что едят в дни Песаха лишь из собственной посуды, в последний день едят и за чужим столом, чужими приборами, не опасаясь, что их владелец исполняет законы Песаха недостаточно строго.
Все эти смягчение приняты вовсе не потому, что мы относимся к второму праздничному дню, справляемому вне пределов Эрец Исраэль, с каким-то пренебрежением. Напротив, эти смягчения только показывают нам силу постановления мудрецов, установивших святость и законы этого дня.

«Последний день Песаха является символом единства Израиля. Ведь в этот день отменяются многие дополнительные запреты, и каждый из нас может есть вместе с другими евреями, за своим и за их столом. Таким образом мы завершаем то, что начали в ночь Седера, когда впервые ели мацу, — объединяем весь еврейский народ» (Зера кодеш).

Завершим рассказ о последнем праздничном дне Песаха цитатой из Сидура Бейт Яаков, составленного рабби Яаковом Эмденом. Эта цитата, в свою очередь, основана на словах Рамбама.

«Мы едим, пьем и радуемся в праздник. Однако вино не должно бросаться в голову и доводить нас до легкомыслия. Злое начало овладевает человеком, только когда он злоупотребляет едой и питьем. Легкомысленное веселье не имеет ничего общего с истинной радостью праздника. Напротив, это признак неразумия и беспутства. Между тем, Тора заповедала нам вовсе не это, а истинную радость, являющуюся частью служения Творцу.

Бейт-дин в каждом городе должен назначать в праздники паломничества в Иерусалим специальных наблюдателей, которые будут обходить парки, сады и берега рек и отыскивать сборища, занятия которых не имеют ничего общего с исполнением заповедей Торы. Они должны следить за тем, чтобы не образовывались смешанные (мужские и женские) компании, и предупреждать народ об этом. Нельзя допускать, чтобы юноши и девушки устраивали совместные трапезы или танцы. Ведь подобное веселье не имеет ничего общего с истинной радостью праздника и может только разгневать Всевышнего. Еврейская община должна блюсти свою святость и строго исполнять законы Торы, — только тогда она удостоится любви и милости Творца.

Каждый еврей должен почтительно приветствовать своего учителя в праздник, — так же, как он приветствовал бы Шхину, как если бы учитель был подобен ангелу Всевышнего».

В Эрец Исраэль поминание усопших (Газкарат нешамот) устраивается в седьмой день Песаха.

(Из «Книги нашего наследия»)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ:
НА 7-ой ДЕНЬ ПЕСАХА (20.04) – 19.03
НА 8-ой ДЕНЬ ПЕСАХА (21.04) – 20.19
ИСХОД ПРАЗДНИКА (22.04) – 20.21

Благословение на зажигание свечей на Праздник:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Йом Тов!»

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ:
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (25.04.) – 20.11
ИСХОД СУББОТЫ (26.04.) – 21.29

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s