Home

Выпуск №173. Нисан 5774 (апрель 2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора
Дорогие читатели! Мы рады поздравить вас с наступающим праздником Свободы — Песахом!
Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Глава Ахрей Мот — Шабат га-Гадоль — Песах

ВЕЛИЧИЕ ПОСЛЕДНЕЙ СУББОТЫ

Последняя суббота перед праздником Песах имеет особый статус и ее называют великой (Шабат а-гадоль), так как перед исходом из Египта именно в этот день произошло очень важное событие (Сэфер а-тодаа).

Десятого числа месяца Нисан, в субботний день (Сэдер олам раба), за пять дней до того как сыновья Израиля поднялись и оставили пределы Египта Моше обратился к старейшинам Израиля и передал им первое повеление Всевышнего, о котором они должны были оповестить весь народ: «Скажите всему совету Израиля так: «Десятого числа этого месяца да возьмут они… ягненка или козленка – одно животное для (одного) дома…» (Шмот, 12:3).

И хотя эта заповедь была дана только поколению исхода, она имеет большое значение для всех евреев, в какое бы время они не жили – иначе Тора не потратила бы на нее несколько строк.

В чем был смысл повеления заранее запастись животным для принесения пасхальной жертвы? Дело том, что в стране фараонов молодняк считался символом Изиды – богини рождения. И, несмотря на то, что египтяне обожествляли все живое, включая змей, лягушек и даже жуков, к молодняку было особое отношение. Он считался священным, и ему поклонялись как самому главному воплощению сверхъестественной силы, которая приводит в мир новые жизни.

Почему потребовалось привести в дом козленка или ягненка, объясняет Мидраш «Псикта де-рав Кагана»: «Каждый из сыновей Израиля привязал животное к ножке своей кровати, и четыре дня блеяние молодняка доносилось из каждого дома. Когда египтяне заходили в дома, чтобы выяснить, что происходит, они видели свое божество униженным, пугались и преисполнялись ненависти к сыновьям Израиля. Некоторые из египтян хотели отомстить за издевательство над своим идолом и за намерение зарезать его. Но как только они пытались поднять руку на ненавистных им людей, их вдруг сковывала острая боль (Сэфер а-тодаа).

От сыновей Израиля потребовалось много мужества, чтобы исполнить эту заповедь – ведь на Египет еще не обрушилась казнь первенцев и было не ясно, как повернутся события. Но, взяв животное и привязав его к ножке кровати, они не только опровергли вымыслы египтян о божественной силе, воплотившейся в барашке, но и поняли, что никто не сможет поднять на них руку, если они будут отстаивать истинную веру. И об этом сказал пророк Йешаягу: «Ни одно изделие горшечника не сможет победить тебя (тот, кто восстанет против тебя, будет разбит, как глиняный горшок), и всякий язык, который будет говорить против тебя в суде, ты обвинишь. Помощь всегда приходит к тем, кто служит Б-гу, и Я объявляю, что они правы» (Йешаягу, 54:17).

Награда за проявленное мужество пришла через сорок лет после исхода, когда десятого числа месяца Нисан остановились воды реки Иордан, и народ смог беспрепятственно ступить на землю Кнаан и начать ее завоевание (Псикта де-рав Кагана).

И, вспоминая об этих событиях в Великую субботу, мы должны каждый раз заново осознавать, что, когда дело доходит до принципиальных вещей, нужно говорить все как есть, не робея и не уступая силе.

В наше время никто не поклоняется Изиде, никто не обожествляет молодняк. Этап истории, на котором нужно было доказывать, что человек, а не дерево и не баран, создан по Образу и Подобию и несет в себе Б-жественную искру, пройден. Борьба за правду происходит на другом фронте: ни простые люди, ни правители не хотят признать, что Б-г управляет всеми событиями в мире. Нет ни одной страны, которая осознала бы, что Всевышний вернул нас на нашу землю. И никто не хочет согласиться с тем, что право быть народом дано нам не англичанами, не Организацией объединенных наций, а Всевышним.

Но мы не имеем права отступить от истины и быть дипломатами в вопросе, кому принадлежит Земля Израиля. Отказ от земли, дарованной Всевышним, разрушает союз с Ним так же, как его разрушает идолопоклонство. И поэтому в каждом собрании и на любом форуме мы должны заявлять: «Мы – народ Израиля. Мы не рабы и никому ничего не должны, кроме Всевышнего спасшего и возвратившего нас на свою землю».

И если наши предки, находившиеся во власти египтян, не побоялись зарезать их идола, то неужели у нас не хватит духу сказать это? Ведь у нас есть своя страна и своя армия, третья в мире по своей мощи.

Нет никакой необходимости склонять голову и извиняться за то, что мы существуем. И, если кому-то трудно смириться с тем, что наше возвращение на землю доказало, что есть Б-г и Он – Б-г Израиля, пусть это будет не нашей проблемой.

Давид Бен Гурион как-то сказал: «Не важно, что говорят народы, важно, что думают евреи». И, действительно необходимо правильно мыслить. Но говорить правильные слова еще важнее. И никто не имеет права, не желая гневить «мировое сообщество», заявить, что отдаст часть страны врагам.

Пусть он вспомнит, что наши предки были поставлены перед гораздо более трудным испытанием, когда объявили своим поработителям, что собираются зарезать их идола. И если они, сказав правду, удостоились защиты свыше, то и мы удостоимся Б-жественной помощи, если не будем кривить душой в самом главном. И тогда даже те, кто ненавидят нас, признают наше право на Землю Израиля, так как она была дана нам Всевышним. И это принесет благо не только нам, но и всему миру.

А, если будем отказываться от самого главного на словах, то и на деле страну будет трудно удержать в своих руках. Отказ от земли – отказ от самих себя. Ведь Аврааму было сказано: «Иди к себе в землю, которую Я покажу тебе». И чем упорнее сыновья Израиля отказываются от себя – тем сильнее их ненавидят. Поэтому разговор о любых территориальных уступках всегда будет приводить к всплеску антисемитизма, а не к миролюбию. И пусть великая суббота в этом году даст нам силы говорить правду о нашем народе, о нашей судьбе, о нашей земле.

Рав Зеев Мешков

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА.

В этом году канун Песаха приходится на 14.04.14.

Основные законы проведения Седера
Введение: Некоторые женщины, откусив кусочек мацы, начинают суетиться, бегать на кухню и обратно, на ходу жуя мацу. Это не по закону, женщина обязана выполнить все заповеди этой ночи, она должна сидя съесть мацу за определённое время. То же самое касается и вина, марора, кореха и афикомана. Поэтому не выходите из-за стола, пока не съедите необходимое количество всего вышеуказанного. Каждый еврей — принц. Расслабьтесь и успокойтесь, старайтесь съесть положенное количество мацы и выпить вино в установленное время. Оставленную на плите еду вы можете проверить после того, как завершите исполнение этих заповедей. Помните, речь идет о тех заповедях, которые выполняются только раз в году. Поэтому наслаждайтесь ими, наслаждайтесь всем пасхальным Седером. Относительно многих законов Седера существуют различные мнения. В настоящей брошюре невозможно охватить все эти различия и нюансы. Многие предпочитают самые строгие варианты из всех существующих мнений. Каждая деталь исполняемых мицвот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. Мы перечислим лишь основные законы, составляющие тот минимум, который устанавливает Галаха. Если у вас возникнут какие-либо трудности, обращайтесь к знатокам и авторитетам.

Маца и марор
Размер: Мера «ке-зайт» («с маслину») соответствует размеру половины яйца или трети яйца. Есть мнение, что современные яйца меньше тех, которые существовали во времена Талмуда. По мнению раввина Хазон Иша, мера ке-зайт наилучшая 50 куб. см., но достаточно и 33 куб. см. Все эти меры — меры объёма, а не веса. Удельный вес мацы около 0,5, поэтому эти меры — около 25, 17, 14,5 г. В книге «Мишне Брура» сказано, что для выполнения заповеди, указанной самой Торой, надо ориентироваться на самый большой размер, в то время для заповеди по указаниям мудрецов разрешается брать за основу меньший размер.

Интересно, что это единственная мицва из Торы в наше время, связанная с едой.

Следует, однако, запомнить следующее:

1. Для «Моци маца», кореха и афикомана следует пользоваться мацой ручного приготовления. Если невозможно ее достать, нужно обратиться к раввину за консультацией.

2. Корех — это мицва от мудрецов, для ее исполнения требуется ке-зайт мацы и ке-зайт марора.

3. Афикоман — это заповедь, установленная Мудрецами, для исполнения которой требуется ке-зайт мацы. Предпочтительно съесть два ке-зайта.

4. Пожилые люди, не способные есть мацу из-за её твёрдости, могут окунуть её в воду и сразу съесть; если есть трудности, нужно проконсультироваться с раввином.

Лимит времени

1. Чтобы выполнить заповедь Торы, постарайтесь проглотить сразу один ке-зайт. Если не можете, съешьте по крайней мере ке-зайт за две, максимум, за четыре минуты.

2. По мнению некоторых талмудических авторитетов, допустимо есть ке-зайт в течение 5—6 минут.

3. Расслабьтесь, хорошо прожуйте мацу и лишь потом можете глотать ее. Лимит времени отсчитывается с того момента, когда вы начинаете глотать.

4. В самых исключительных случаях допускается 9-минутный лимит.

5. Если вам трудно жевать, отпейте немного воды.

Четыре бокала

Что пить: 1) Предпочтение следует отдать красному вину. 2) Если вы не можете пить вино, пейте виноградный сок.

Когда мы едим мацу, пьём четыре бокала вина, едим афикоман и корех, мы делаем это, опираясь на левый бок — «асева». Мицва «асева» существует для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Опирайтесь на левый бок, стараясь избегать неудобной позы. По существующей традиции ашкеназские женщины не облокачиваются.

Количество

1) Бокал должен быть рассчитан, по крайней мере, на меру «ревиит» (четверть лога). (Размеры ревиита: Хазон Иш — 150 куб. см; Рав Моше Файнштейн: норма — 97,6 куб. см, строгий вариант — 130,7 куб.см; Рав Наэ — 86 куб. см.) Чтобы не заснуть: (а) возьмите бокал, размер которого не превышает минимального. (Если Седер проводится в пятницу вечером, надо выпить с первым бокалом больший размер ревиит.) (б) бокал вина можно сразу запить водой из стакана. Причем вода должна все время находиться на столе, чтобы при произнесении благословения «…Творящий плод виноградной лозы», вода была включена в это благословение.

2) Постараться выпить из бокала все вино.

3) Если вам очень трудно это сделать, достаточно выпить больше половины бокала.

4) Если у вас есть только крупные бокалы и трудно пить много, можете выпить неполный «ревиит» (но больше половины этой меры и не меньше вашей одной полной щеки), даже если бокал вмещает более одного ревиита.

Лимит времени

Старайтесь выпить бокал в два глотка. Если вам это трудно, выпейте вино за четыре минуты.

Агада

Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву — «рассказ о выходе из Египта», мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников, не имеет значения, на иврите или на другом языке. Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать — часть «Раббан Гамлиэль говорил» — о причине, по которой были даны мицвот о Песах, маце и мароре.

Постарайтесь начать Сэдер сразу после выхода звезд (цейт а-кохавим). Придя домой с вечерней молитвы, немедленно приступайте к Седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца трапезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Наилучшее — это уложить детей днём спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь Седера.

С сайта «Толдот.ру»

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Наша редакция выражает соболезнования родным и близким в связи с кончиной
БОЧАРНИКОВОЙ ХАННЫ ИСАЕВНЫ,
душа которой покинула этот мир 23-ого Адара ב (25.03.14),
Да будет ее душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ:

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (11.04.14) – 19.47
ИСХОД СУББОТЫ (12.04.14) – 21.01

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

КАНУН ПЕСАХА (14.04)
ВРЕМЯ ЗАПРЕТА ЕСТЬ ХАМЕЦ (КВАСНОЕ) – 10.07
ВРЕМЯ СЖИГАНИЯ ХАМЕЦА (КВАСНОГО) – 11.41

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ:
НА 1-ый ДЕНЬ ПЕСАХА (14.04) – 19.52
НА 2-ой ДЕНЬ ПЕСАХА (15.04) – 21.07
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ АФИКОМАНА – 01.15 ночи
ИСХОД ПРАЗДНИКА (16.04) – 21.09

Благословение на зажигание свечей на Шабат и Праздник:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Йом Тов!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s