Home

Michael-and-Yaakov-in-Kaifeng
Михаэль Фройнд
Jerusalem Post
27/03/2014

Стоя возле погребальной плиты на могиле своего дедушки, Яаков Вонг , выходец из общины кайфынских евреев Китая, выглядит полностью погруженным в свои мысли. Прошел всего год с тех пор, как раввинский суд Иерусалима принял официальное решение по вопросу его гиюра, и теперь он вернулся на родину, чтобы выразить уважение памяти человека, что первым обучал его всему, связанному с уникальным наследием китайских евреев.

Особая значимость момента заключается в том, что он символизирует возрождение китайского еврейства. В девяностых годах дедушка Яакова рассказал ему о еврейских корнях их семьи, и хотя о традиции ему было известно очень мало, ему все же удалось привить Яакову сильное чувство еврейской гордости. Кроме того, он рассказал внуку, что где-то далеко у евреев есть своя страна, в которую рано или поздно все они смогут вернуться.

Все это сильнейшим образом повлияло на мировоззрение и поведение Яакова. Он отказался от употребления в пищу свинины, несмотря на тот факт, что она является одним из центральных блюд в китайской кулинарии. Когда Яаков рассказывал своим товарищам в школе о том, что он еврей, то часто получал ответ: «Теперь понятно, почему ты умнее меня».

По мере взросления, Яаков стал узнавать все больше о прошлом кайфынских евреев, об их древней богатой и, в основном, не знакомой широким массам истории.

Предположительно, евреи обосновались в Кайфыне, одной из столиц китайской империи, в 8 веке, когда у власти находилась династия Сун, или даже раньше. По мнениям исследователей, речь шла о сефардских купцах из Персии и Ирака, торговые маршруты которых пролегали в пределах Великого Шелкового пути. Они осели в Кайфыне с позволения китайского императора и быстро адаптировались в городе, доброжелательная атмосфера толерантности которого вступала в резкий контраст с другими странами диаспоры.

В 1163 году кайфынские евреи построили большую и красивую синагогу, которая периодически обновлялась и перестраивалась на протяжении столетий. В годы правления династии Мин (1368-1644) община евреев Кайфына насчитывала порядка 5000 человек.

В 17 веке некоторые китайские евреи получили высокие военные звания в китайской армии, но вместе с успехом пришла и эпоха ассимиляции, резко негативно сказавшаяся на облике общины. В результате в середине 1800-х гг уровень знаний и соблюдения китайских евреев существенно снизился. Последний раввин общины умер в начале 19 века, а здание синагоги было уничтожено в результате серии наводнений в 1840-х гг.

Тем не менее, несмотря на все трудности, китайские евреи боролись за сохранение своего еврейского наследия, из поколения в поколение передавая то немного, что еще было им известно.

В 1920-х китайский ученый по имени Чен Юань написал серию работ о религии в Китае, включая «Исследование еврейской веры в Кайфыне». Юань отмечает, что хотя община значительно уменьшилась, ее представители все еще прилагают максимум усилий к сохранению и соблюдению различных традиций и предписаний еврейского закона, включая пост на Йом Кипур.

«Хотя сегодня у евреев Кайфына нет предназначенного для молитвы места, где они могли бы в полной мере соблюдать законы этого святого дня, — пишет Юань, — они все еще держат пост и скорбят в десятый день месяца».

Сегодня, когда население города превышает 4,5 миллиона человек, несколько сотен — в лучшем случае, тысяча — остаются потомками евреев. Под влиянием смешанных браков многие из них больше не соответствуют определению еврея с точки зрения религиозного права.

Тем не менее, в последнее время наблюдается пробуждение интереса к своей истории со стороны молодого поколения потомков кайфынских евреев, многие из которых хотят узнать больше о своем наследии и подтвердить свои корни.

По этой причине в октябре 2009 года Яаков Вонг и шесть других выходцев из еврейских семей Кайфына решили сделать алию. Они приехали в Израиль при поддержке Шавей Исраэль. Ранее, в 2006 году, мы уже помогли репатриироваться четырем молодым кайфынским евреям, успешно завершившим процесс гиюра. И, с Б-жьей помощью, мы планируем привезти еще больше в будущем.

Трудно преувеличить масштаб этого чуда. Согласно здравому смыслу, китайские евреи должны были исчезнуть много лет назад. Находясь под угрозой ассимиляции в эпоху коммунизма, еврейское пламя в Кайфыне давно должно было погаснуть. Однако и сегодня, в одном из отдаленных уголков китайской провинции, продолжает гореть а пинтеле ид — еврейская искра.

Посетив могилу дедушки, Яаков повторяет слова, которые уже говорил мне ранее: он хочет продолжить свое еврейское образование, чтобы стать раввином — первым раввином китайских евреев за последние двести лет — и помочь другим потомкам кайфынских евреев узнать больше об иудаизме.

Несомненно, со своим интеллектом и целеустремленностью, а также осознанием четко поставленной задачи, Яаков преуспеет и вскоре удостоится титула рава и духовного лидера. И хотя его дедушка не может видеть, как исполняется его мечта, душа его, несомненно, испытывает глубокое наслаждение, поскольку община китайских евреев продолжает процветать, а его собственный внук, наконец, вернулся домой, присоединился к нашему народу на нашей земле.

Оригинал статьи на сайте The Jerusalem Post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s