Home

Выпуск №172. Нисан 5774 (апрель 2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора
Желающие продать свой «хамец» («квасное») перед Песахом могут обращаться к раввину С.И. Аврасину по тел. 8920-4114513
Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

ДВЕ ПТИЦЫ

Ритуальная нечистота — состояние души, которое не позволяет человеку войти в Храм. Она не связана с чистотой тела (рук или ног), а возникает в момент соприкосновения с «источниками нечистоты». Она имеет практическое значение только в то время, когда стоит Храм. (Не следует путать ритуальную нечистоту с особыми законами чистоты семейной жизни, которые действуют во все времена. Омовение рук перед едой хлеба также не является в наше время действием, направленным на достижение ритуальной чистоты, а является особым постановлением мудрецов, введенным с целью сохранить в каждом еврейском доме память о Храме).

Соблюдение законов ритуальной чистоты было необходимо, чтобы сыновья Израиля, вошедшие во двор Храма, могли воспринимать — пусть даже на подсознательном уровне, не разумом, а силами души — первозданный свет, спрятанный Всевышним из-за греха Адама. Этот свет не может оказывать воздействие на душу человека, пребывающую в несовершенном мире. Но поскольку Храм создавался как модель идеального мира, то человек, приходивший туда, должен был не только очиститься от греха (раскаявшись и принеся жертву), но и отдалиться от воздействия разбросанных во всем мире последствий преступления Адама — источника всех грехов.

Первое преступление привнесло в мир смерть, а следовательно, прежде, чем войти в Храм, следовало отдалиться от всего, что связано с ней. Прикосновение к мертвому телу сообщает человеку статус ритуальной нечистоты на семь дней и требует особой процедуры очищения.

Второй источник ритуальной нечистоты — кожное заболевание, называемое «цараат». Его причина — использование силы речи, дарованной человеку, для очернения других людей. Оно не может быть излечено ничем, кроме раскаяния. «Дурной язык» назван вторым источником нечистоты, так как Адам на вопрос Всевышнего: «Не с дерева ли, о котором Я сказал тебе: «Не ешь с него», ты ел?» — ответил: «Женщина, которую Ты дал мне, дала мне, и я ел». Т.е. Адам обвинил Творца в том, что Его творения не совершенны. Если бы он взял вину на себя и сказал: «Все созданное Тобой — прекрасно, но я не смог уберечь Твой сад», то он не был бы наказан. Таким образом, желание перенести ответственность на другого — часть первого греха.

Третий из основных источников ритуальной нечистоты — женщина в период «нида». Все физиологические особенности, присущие женщине, появились только после греха, когда ей было сказано «в муках будешь рожать». Не только рождение ребенка стало опасным и болезненным, но и потенциал привести в мир новую жизнь был в значительной степени отобран у Хавы. Женщина считается нечистой в то время, когда в силу своих физиологических особенностей она теряет возможность родить ребенка. В период беременности женщина не обладает ритуальной нечистотой.

В недельной главе говорится: «И сказал Всевышний Моше, говоря: «Вот Тора (закон) для мецора. Когда нужно очистить его, то приведут его к коэну. И выйдет коэн за стан, и если увидит коэн — вот, исцелилась язва болезни цараат на больном, то прикажет коэн взять для очищения двух птиц живых чистых, и кедрового дерева, и червленую нить, и (траву) эзов. И прикажет коэн зарезать одну птицу над глиняным сосудом, над водой живой, водой, набранной из источника. Живую птицу он возьмет с кедровым деревом, и с эзовом, и с червленой нитью и обмакнет их. И обмакнет живую птицу в кровь птицы зарезанной над живой водой. И покропит очищаемого от болезни цараат семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле» (Ваикра, 14).

Живая птица, отпускаемая на волю, и птица, приносимая в жертву, — это два пути, каждый из которых человек волен избрать сам. Тот, кто обвиняет Творца в том, что он создал человека для страдания или, вложив в него дурное начало, поставил его перед непреодолимым испытанием, сокращает свою жизнь и делает свои дни безрадостными. Тот, кто уверен, что Б-г сотворил все во благо, помогает раскрыться всему хорошему и одним своим мировосприятием исправляет окружающую действительность. Раскаявшийся человек привносит в мир жизнь.

Кровь на крыльях живой птицы — знак смертельной опасности, которой она избежала. Птица, принесенная в жертву, как и другие жертвы за грех, указывает на то, что за совершенное преступление человеку полагается смерть от руки Небес и лишь по великой милости Творца живое существо становится его заменой. Приносимая в жертву птица — подобие силы дурного языка, который поражает душу, сравниваемую с птицей.
Самое высокое и самое низкое растения — кедр и трава эзов — соединяются вместе, напоминая, что гордыня привела человека к этому греху и ему предстоит стать таким же незаметным, как невысокая трава. В предложении «Это Тора (закон) для мецора…» содержится намек на то, что занятие Торой — главное исправление ущерба, нанесенного языком человека.

Рав Зеев Мешков

ЗАКОНЫ ПЕСАХА.

В этом году канун Песаха приходится на 14.04.14.

10. Проверка хамеца
Нужно проверить весь дом (у кого есть — и автомобиль), чтобы в нем не осталось хамеца к Песаху. Проверке подлежат все те места, в которые хамец мог попасть в течение года. Внимание — в особенности в домах, где есть или бывают маленькие дети, хамец мог попасть в самые неожиданные места! (В частности, среди игрушек, в портфелях, в карманах и т.п.) Начать проверку следует заблаговременно, чтобы успеть проверить весь дом. Последняя проверка устраивается в ночь, предшествующую ночи Пасхального Седера после выхода звезд. Перед этой проверкой говорят благословение:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hА-ОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ БИУР ХАМЕЦ
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ЦАРЬ ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ УНИЧТОЖАТЬ ХАМЕЦ.

Проверку следует производить при свете свечи. В местах, где неудобно или опасно пользоваться свечой, можно пользоваться электрическим фонарем. После проверки следует сказать (тот, кто не понимает по-арамейски, пусть скажет по-русски):

КОЛЬ ХАМИРА ВА-ХАМИА ДЕ-ИКА БИРШУТИ ДЕ-ЛА ХАМИТЕ У-ДЕ-ЛА БИАРТЕ ЛИБАТЕЛЬ ВЕ-ЛЕhЕВЕ hЕФКЕР КЕ-АФРА ДЕ-АР’A.
ВЕСЬ ХАМЕЦ И ЗАКВАСКА, НАХОДЯЩИЕСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НЕ НАШЕЛ И НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ СЧИТАЮТСЯ УПРАЗДНЕННЫМИ И НИКОМУ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ, ПОДОБНЫМИ ПРАХУ ЗЕМЛИ.

Тот, кто искал хамец и ничего не нашел, также выполнил заповедь. Весь найденный хамец, подлежащий сожжению, а также оставленный на завтрак следующего дня, следует спрятать в недоступном для детей месте.

11. Канун Песаха

В канун Песаха разрешается есть хамец только в течение первой трети дня. Точное время указано на последней странице листка. После окончания времени, когда можно есть хамец, в течение еще одного часа можно продавать его неевреям и/или сжигать. После сжигания хамеца следует сказать (тот, кто не понимает по-арамейски, пусть скажет по-русски):

КОЛЬ ХАМИРА ВА-ХАМИА ДЕ-ИКА БИРШУТИ ДА-ХАМИТЕ У-ДЕ-ЛА ХАМИТЕ ДЕ-ВИАРТЕ У-ДЕ-ЛА БИАРТЕ ЛИБАТЕЛЬ ВЕ-ЛЕhЕВЕ hЕФКЕР КЕ-АФРА ДЕ-АР’A.
ВЕСЬ ХАМЕЦ И ЗАКВАСКА, НАХОДЯЩИЕСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НАШЕЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ НАШЕЛ, КОТОРЫЕ Я УНИЧТОЖИЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ СЧИТАЮТСЯ УПРАЗДНЕННЫМИ И НИКОМУ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ, ПОДОБНЫМИ ПРАХУ ЗЕМЛИ.

К концу вышеозначенного часа никакого хамеца не должно остаться в еврейском владении. Хамец, найденный после этого, уже нельзя продавать, и он подлежит немедленному уничтожению.

С утра в канун Песаха и до Пасхального Седера нельзя есть мацу, однако можно есть вареные (но не печеные) изделия из мацовой муки. В последнюю четверть дня вовсе не едят мучных изделий, чтобы на Седере есть мацу с аппетитом.

12. Принадлежности Седера

Маца. Для правильного исполнения каждого из трех связанных с мацой действий Седера («маца», «корех» и «афикоман») надо иметь как минимум трижды по 26 см3 мацы на каждого из взрослых присутствующих (несколько больше половины стандартных квадратных листа). Следует пользоваться мацой, специально изготовленной для исполнения заповедей Седера («маца шмура»). За отсутствием таковой можно воспользоваться любой кашерной на Песах мацой, за исключением «маца ашира» — «богатой мацы», замешанной на соке вместо воды. Сверх минимального количества для соблюдения законов, на Седере может использоваться любая кашерная на Песах маца.

Вино. Каждый присутствующий должен в течение Седера выпить четыре бокала вина или виноградного сока (разумеется, кашерного на Песах). Стакан должен вмещать не менее 86 см3, и нужно каждый из четырех раз выпивать более половины этого количества.

Марор. Марор — это горькая зелень, вкус которой напоминает нам о горечи рабства. Лучший марор — кресс-салат или другой горький салат; на вкус он сначала кажется сладким, а потом горьким, и таким же было для нас рабство в Египте. Если нет салата, можно использовать хрен. Хрен рекомендуется предварительно натереть, чтобы он был не таким острым. Марор должен быть свежим (не консервированным). Нужно внимательно проверить салат, чтобы в нем не было насекомых. Если не удалось раздобыть подходящий марор, можно использовать не только горький салат или хрен, но и любую другую горькую зелень.

Кеара (Поднос для Седера). Этот поднос ставят на праздничный стол возле главы Седера. На нем располагают шесть тарелочек, в которые кладут:

а) «Зроа» — кусочек кашерного жареного мяса на косточке, символизирующий Пасхальную жертву; во время Седера его не едят, но можно съесть на следующий день. (Если не удалось найти кашерного мяса, то лучше оставить эту тарелку пустой.)
б) «Бейца» — крутое яйцо. Оно символизирует на Пасхальном столе праздничную жертву -«хагига».
в) «Карпас» — любой из овощей, например, морковь или картошка, нарезанный на кусочки для всех участников Седера.
г) «Марор» — о нем уже говорилось выше.
д) «Хазерет» — мелко нарезанный марор для «корех». Обычно хазерет приготовляют из тертого хрена.
е) «Харосет» — пюре из яблок, вина и толченых орехов. Харосет служит напоминанием о глине, из которой наши предки делали кирпичи в Египте. В харосет обмакивают марор.

Свечи. Нужно не менее двух свечей, которые перед началом Седера зажигает хозяйка дома.

Важность обрезания.

История о женщине и сыне, которому надо было совершить одну из самых важных еврейских заповедей

На восьмой день будет обрезан» (12:3). Этот закон, по которому нужно совершать обрезание на восьмой день, уже был дан нашему отцу Аврааму: «Восьмидневным да будет обрезан у вас всякий мальчик во всех поколениях ваших» (Берейшит 17:12). А в нашей главе эта фраза открывает новую деталь: «На восьмой день — даже в шаббат» (Шаббат 132 а).

В Мидраше в связи с этим привели притчу. К царю приходят двое придворных, но мы не знаем, кто из них более почтенный и уважаемый. Когда один из них уступает другому, становится ясно, что этот другой стоит выше. Точно так же, «шаббат равносилен всем заповедям» (Йерушалми, Брахот 1:5), и «велико обрезания, ибо в нем заключено тринадцать союзов» (Недарим 31 б). Однако мы не знаем, какая из этих заповедей важнее. Когда же шаббат уступает обрезанию, становится ясно, что обрезание важнее.

Отсюда можно выучить, что шаббат — это наше свидетельство о том, что Всевышний сотворил небо и землю, а обрезание — знак того, что мы Его служители, отмеченные Его печатью. Нам нужно понимать, что недостаточно знания о том, что Творец создал мир — мы еще должны быть Его слугами, соблюдающими Его приказы. Эта задача — наше главное призвание, цель нашего прихода в этот мир!

Одна женщина, несоблюдавшая Тору, однажды позвонила моэлю (специалисту, делающему обрезание), которого звали рабби Авраам, и попросила придти к ней домой и сделать обрезание ее сыну. Моэль записал адрес и прибыл к ней домой. Он постучал в дверь и спросил хозяйку, где она хотела бы организовать эту процедуру. К его удивлению она ответила: «Здесь, прямо в доме». Он зашел в дом и увидел, что нет там ни одной живой души, отчего его удивление еще больше выросло.

Хозяйка, заметив это, тотчас объяснила ему, что семья у них нерелигиозная, и, по правде говоря, они с мужем вовсе и не собирались устраивать обрезание сыну. Они далеки от соблюдения Торы и заповедей, и их даже можно назвать «антирелигиозными». Но кое-что не давало им покоя: тот факт, что если не сделать обрезание сыну, ему придется быть отличным от других. Когда он вырастет, то будет стыдиться того, что не похож на своих друзей. Поэтому она вместе с мужем решила позвать моэля, чтобы он сделал их сыну обрезание.

Пока моэль пребывал в недоумении, женщина сообщила, что ее муж уже ушел на работу, да и самой ей пора бежать. Поэтому она просит, чтобы он постарался и завершил процедуру вовремя. На ее взгляд, — как она объяснила, — обрезание является легкой операцией, а потому ей даже не обязательно присутствовать. К этому она лишь добавила, что через полчаса должна придти няня, ухаживающая за ребенком.

Ребенок пребывал в глубоком сне. Ему было уже два месяца, а звали его Йовель. Спустя некоторое время, мать ушла из дома, и моэль остался наедине с маленьким Йовелем. Обрезание в пустом доме — кто слыхал о таком? Но рабби Авраам не стал терять времени. Он знал, что ему следует использовать этот подходящий час, пока кто-нибудь не стал сожалеть о таком решении. Он приготовил инструменты и сам подготовился к процедуре. Двухмесячному ребенку требуется иной подход и отношение, чем восьмидневному. Он нежно разбудил его и подготовил к обрезанию.

Рабби Авраам стал для Йовеля и моэлем, и сандаком (тем, кто держит ребенка). Он исполнил обрезание профессионально и по всем правилам Торы. Сам себя пригласил произнести благословения и специально вставал для этого, а когда дошел до слов «И назовется имя его в Израиле…», назвал его Йовель, как это ранее сделали родители.

Ребенок начал плакать. Рабби Авраам нежно погладил его и стал ждать прихода няни. Впрочем, по какой-то причине она задерживалась, и моэль стал терять терпение. Вновь и вновь смотрел он на часы, а няни все не было. Большой и роскошный дом пустовал. Моэль хотел позвонить на работу матери ребенка, но под рукой не нашлось номера телефона.

Йовель проголодался и стал плакать еще больше. Раби Авраам пошел на кухню, но там не нашлось детского питания. Ребенок кричал, и он постарался его успокоить, однако, не сумев это сделать, моэль и сам разрыдался. Плакал он и о несчастном ребенке, и о позорном состоянии, в которое он угодил, — о том, что родители почти уже хотели лишить его союза с Творцом мира. Плакал он и о бедных родителях, которые живут не по-еврейски. Он все продолжал плакать и, наконец, стал молиться за ребенка, чтобы, несмотря на свое воспитание в «антирелигиозном» доме, он удостоился Торы и трепета перед Небесами.

Тем временем пришла няня и, к своему удивлению, застала взрослого человека с ребенком на руках, причем оба плакали. От всего сердца она извинилась и объяснила, что задержалась из-за дорожной пробки, а потому опоздала на полтора часа. На вопрос о том, кто он, рабби Авраам ответил, что он моэль, а затем доброжелательно расстался с ней. Наконец-то он вздохнул с облегчением.

По прошествии тринадцати лет рабби Авраам стал известным и преуспевающим моэлем. В один прекрасный день зазвонил телефон, и некая женщина попросила поговорить с ним. Она представилась как г-жа Голан и спросила, помнит ли он ее. В первый момент он не вспомнил, но она рассказала, что тринадцать лет назад он делал обрезание ее сыну у них в пустом доме, а няня пришла с опозданием. Рабби Авраам тут же вспомнил. Такое обрезание за всю жизнь не забудешь! Он спросил, все ли в порядке у сына, но мать ответила, что поэтому-то она и звонит.

«Уж не случилось ли что?» — спросил моэль. Мать ответила: «Есть проблемы, но это не то, что вы думаете». Спустя тринадцать лет, она попросила его вновь приехать к ним домой. Моэль почувствовал некоторую ответственность за ребенка вследствие сделанного ему обрезания и решил приехать. И вот, он прибыл в их роскошный дом — дом людей, богатых деньгами, но бедных духом.

Женщина представила своего сына Йовеля и сказала, что в последнее время он сильно изменился и отказывается ходить в школу, поскольку там воспитывают светское отношение к жизни. «Он хочет быть религиозным! Как может быть, чтобы наш сын, у которого с религией и связи-то никакой не было, вдруг захотел такого?» — спросили родители.

Мать рассказала, что они боролись, но сын остался на своем, и они боятся потерять его. Он просил их соблюдать шаббат, есть только кошерную пищу и даже выразил желание пойти учиться в йешиву. Они водили его к лучшим психологам и психиатрам, но все единогласно заявляли, что нет у ребенка психических отклонений. Он совершенно нормальный, просто хочет быть религиозным. Все они советовали не бороться с этим: «Не хотите, чтоб сын закончил в психиатрической лечебнице — не сопротивляйтесь, следуйте его пожеланиям». «Мы очень любим нашего мальчика, и вот почему вы здесь, — сказала мать, — вы единственный знакомый нам религиозный человек, и через вас лежит вся его связь с религией».

Рабби Авраам решил взять Йовеля под свою опеку. У мальчика было мощнейшее стремление изучить всю Тору. С позволения родителей он пошел в йешиву для подростков и там доказал, что наделен прекрасными талантами. Через несколько лет он стал большим и известным знатоком Торы.

Как-то раз моэль встретил одного из каббалистов в своем городе и рассказал ему о событиях с Йовелем, выразив недоумение: «Как может быть, что мы так стараемся воспитать наших детей по Торе, и иногда нам удается, а иногда, к сожалению, нет, а тут ребенок, выросший в доме неверующих, без всякого отношения к иудаизму, становится знатоком Торы? И похоже, он еще может стать одним из величайших в поколении! Как такое возможно?»

Рав спросил моэля: «Расскажите, что произошло в тот день, когда вы делали ему обрезание?»

Моэль ответил: «Ребенок голодный, няня опаздывает, я ничего не могу поделать. Я плакал вместе с ребенком, мы были одни с ним».

«Ошибаешься, — сказал рав, — не одни. Пророк Элиягу тоже был с вами в доме. Он плакал вместе с вами, и этот плач был услышан на небе. Молитва и плач во время обрезания способны сотворить великое!» (Эмуна Шлема).
(С сайта Толдот.ру)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. МЕЦОРА: зажигание (04.04) – 20.35, исход (05.04) – 21.47

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s