Home

Выпуск №171. Адар Бет 5774 (03.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора

Мы поздравляем наших читателей с Новомесячьем Нисана (01.14), который является одним из четырех Новолетий еврейского календаря.
Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Тазриа — Шабат га-Ходеш

ИМЯ ДЛЯ ВЫШЕДШЕГО ИЗ РАБСТВА

В начале недельной главы Тазриа Тора повторяет заповедь об обрезании (Ваикра 12:2-3): «В восьмой день да обрежут крайнюю плоть его». Уникальная роль заповеди обрезания нашла свое отражение не только в Галахе – еврейском законе, но и в историческом развитии еврейского общества.

Талмуд учит нас (трактат Шабат 132а), что обрезание должно быть сделано на восьмой день, даже если он пришелся на Шабат. Это один из считанных случаев, когда законы субботы отступают перед другой заповедью — ведь в ходе обрезания нарушается целый ряд законов Шабата. Кроме того, обрезание (наряду с пасхальной жертвой) – одна из двух повелительных заповедей, преднамеренное невыполнение которых наказывается отторжением души еврея от общего корня душ народа Израиля (на иврите это называется карет).

В ходе истории еврейский народ упорно сохранял заповедь обрезания, несмотря на любые обстоятельства. Это полностью соответствует предсказанию мудрецов древности: «Все заповеди, за которые сыны Израиля отдавали свои жизни во время гонений со стороны нееврейских властей, как то запрет идолопоклонства и обрезание, — будут строго соблюдать их вовеки веков».

Что же придает обрезанию такую важность? Объясняя, почему заповедь брит-мила связана именно с «исправлением» полового органа человека, мудрецы говорят, что обрезание олицетворяет идею еврейской жизни, основанной на святости и чистоте. Книга «Тур» (Йоре Деа 160) объясняет, что обрезание уникально среди знамений и знаков, которые даровал нам Всевышний через Тору. «Она (эта заповедь) не подобна заповедям тфилин и кистей цицит – ведь они не связаны с нашей плотью, и когда мы снимаем их, исчезает знак союза. Однако обрезание запечатлено на нашей плоти. Оно свидетельствует о том, что Творец избрал нас из всех народов, что мы – Его народ и Его стадо, и что во всех поколениях мы обязаны служить Ему и возвещать о Его славе».

То, что остается неясным из приведенных выше объяснений, — это древний обычай давать ребенку имя именно во время церемонии брит (обрезания). Мне видится возможным следующее объяснение. В прошлом, когда, к сожалению, повсеместно еще практиковалось рабство, рабу ставили клеймо на теле. Поэтому, если он совершал побег, все знали, что перед ними беглый раб. Тора, запретив любые акты жестокости, в том числе и по отношению к рабу, строго запрещает ставить на теле клеймо или любые другие знаки. Тот, кто повреждает любой из 24 основных органов тела раба, обязан немедленно отпустить его на свободу. (Следует учесть, что статус так называемого «раба», упоминаемого в Торе, нельзя сравнить с положением раба в других древних обществах. Раб в еврейском обществе обладал огромными правами, личными свободами и являлся по сути не рабом, а наемным работником, живущим в доме наравне с членами семьи).

Когда рождается еврейский мальчик, мы провозглашаем, что он родился свободным человеком, ибо истинно свободным человеком может быть назван лишь тот, кто принимает заповеди Торы и служит Всевышнему. Брит-мила, обрезание – знак того, что мы являемся слугами Творца, а не рабами других рабов (т.е. других людей), и не рабами наших собственных желаний. Обычному рабу не нужно имя – ему достаточно номера, поскольку он – всего лишь предмет инвентаря в хозяйстве господина.

Поэтому во время церемонии, когда мы «ставим знак» на теле ребенка, тем самым, на самом деле, давая ему духовную свободу, — мы также даем ему имя, показывая этим, что еще один свободный человек присоединился к своим товарищам, вышедшим когда-то из Египта, «дома рабства».

Рав Йосеф Кармель,
глава Института «Эрец Хемда»

ШАБАТ га-Ходеш (СУББОТА НОВОМЕСЯЧЬЯ НИСАН)

Шаббат га-Ходеш (`суббота месяца`), последняя из четырех суббот «арба паршиот» («четырех глав»), предшествующая первому дню месяца Нисан или совпадающая с ним. В эту субботу в дополнение к обычному недельному отрывку читаются стихи из книги Исход, 12:1–20, где говорится, что месяц нисан будет «началом месяцев», и устанавливаются правила пасхального жертвоприношения и запрет употребления в пищу квасного. В некоторых общинах принято читать также особые гимны.

ЗАКОНЫ ПЕСАХА.

Уважаемые читатели! Ввиду того, что законы приближающегося праздника Песах очень объемны, мы начинаем уже за месяц публиковать некоторые из них. Данная редакция законов взята из книги раввина Яакова Беленького. В этом году канун Песаха приходится на 14.04.14.

6. Общие принципы кашерования

Посуду, которой пользуются для жарения на огне без жидкости (шампуры и решетки для жарения мяса, сковородка для жарения без масла и пр.), следует сильно прокалить на огне. Если посуда не может выдержать подобного прокаливания (например, алюминиевая кастрюля-чудо, эмалированный поддон, сковородка с тефлоновым покрытием), ее невозможно прокашеровать. Прочую посуду (если она поддается кашерованию — см. ниже) кашеруют путем полного погружения в кипящий стоящий на огне бак с водой. Перед кашерованием следует:

• если есть отвинчивающиеся ручки — отвинтить их (их тоже нужно прокашеровать);
• очистить посуду от остатков еды, ржавчины и т.п.;
• не пользоваться ею в течение 24 часов;
• если остались места, где очистить посуду не удалось (например, в месте присоединения неотвинчивающихся ручек) — прокалить их на огне.

При погружении в кипящую воду следует подождать, пока кипение восстановится, и только после этого вынимать. После кашерования принято помещать посуду в холодную воду (можно под струю). Стеклянные кастрюли (дюралекс, пайрекс) кашеруют так же, только рекомендуется помещать их под холодную воду не сразу, чтобы не лопнули. Стеклянные стаканы и рюмки можно кашеровать, трижды погружая их целиком на сутки в холодную воду. Между каждыми двумя суточными погружениями следует сменить воду. Однако предпочтительно иметь отдельные стаканы и рюмки на Песах. Посуда из фарфора, фаянса, керамики, глины, а также с трещинами — не поддается кашерованию. Так же, как правило, не поддаются кашерованию ножи с деревянной ручкой из-за наличия зазора между ручкой и лезвием.

7. Кашерование предметов кухонной утвари

Раковину и кухонный стол (или кухонный мрамор) следует очистить моющим средством, после чего обдать кипящей водой, желательно из включенного электрического чайника. Многие после этого покрывают мрамор чем-нибудь на время Песаха. В раковине, даже после кашерования, не рекомендуется пользоваться горячей (под которой трудно держать руку) водой для мытья посуды и тем более овощей. Раковинами из «неросты» после кашерования можно пользоваться без ограничений. Кухонный стол из формайки или пластика после очистки моющим средством следует или накрыть скатертью на Песах, или облить кипятком. Все части газовой плиты следует очистить моющим средством. Решетки следует тщательно очистить и на некоторое время зажечь под ними огонь. Некоторые прокаливают решетки. Эмалированный поддон следует обдать горячей водой. Некоторые покрывают и его фольгой. Для кашерования духовки необходимо:

• очистить сильными моющими средствами, обращая особое внимание на вентилятор, если таковой имеется, и на зазоры в дверце и в других местах;
• после этого не пользоваться духовкой в течение 24 часов;
• включить духовку на максимальную мощность примерно на час.

Эмалированные поддоны в духовке не поддаются кашерованию, однако решетки, на которые их ставят, кашеруются погружением в кипящую воду. Микроволновую печь следует очистить и в Песах ставить еду в печь только в закрытой коробке (например, из картона). Нельзя открывать коробку, пока она не вынута из печи. Поднос, на который ставят еду, следует прокашеровать (путем опускания в кипящую воду, как описано выше). Холодильник не требует кашерования, но требует тщательной очистки водой с моющими средствами снаружи и изнутри (однако важно не переусердствовать и не допустить попадания воды в мотор). Нет нужды в обработке кипятком, и следует иметь в виду, что такая обработка может испортить холодильник.

8. Окунание посуды

Новую посуду, изготовленную неевреями или купленную у неевреев, частично или полностью изготовленную из металла или стекла, следует окунуть в ритуальный бассейн — микву, предварительно очистив ее от всех наклеек. Вместо миквы можно окунуть в море, в озеро или в источник, но не в реку и не в искусственный резервуар, отличный от миквы. Этот закон действует в течение всего года, безотносительно к Песаху. Использованную посуду, которую в свое время не окунули, также следует окунуть; если она требует также кашерования, то следует сначала прокашеровать ее, а затем окунуть.

Что случается с теми, кто обижает ближних.

История о женщине, которая предпочла не отвечать на обидные высказывания коллег

«И вышел огонь от Б-га» (10:2). Есть суд и есть Судья. Эта истина должна быть высечена на сердце каждого, у кого есть разум. Каждое совершенное нами действие, каждое произнесенное слово учитывается, и ничто не исчезает и не забывается.

Как-то раз ко мне пришла одна женщина, — рассказывает рав Зильберштейн, — и едва начав говорить, сразу же разрыдалась, так что и не успокоишь. Она все никак не могла вымолвить ни слова. Лишь спустя несколько минут, она начала рассказывать, что в том месте, где она работает, есть еще пять женщин. Это ее коллеги по работе, и они обидели ее до глубины души.

«Даже если просижу здесь целый час, не смогу описать вам все их издевательства надо мной», — произнесла женщина. Она рассказала, что коллеги возводили на нее напрасные обвинения в том, чего никогда не было, ужасно ей досаждали, позорили ее публично и т. д. Их жуткое поведение продолжалось в течение долгого периода, и все это время жизнь ее была горче смерти. Ни днем, ни ночью не было покоя.

«А я, — продолжала она свой рассказ, — никак на них не реагировала! Оскорбляли меня, а я молчала, смеялись надо мной, но я не говорила ни слова; позорили меня на людях, а я словно воды в рот набрала. Решила, уж лучше быть среди обижаемых, которые не обижают других взамен».

Что же произошло в итоге?

Всевышний взыскал все долги. «На всех пятерых коллег, оскорблявших меня, — сказала женщина со слезами, — напала страшная болезнь. Ни одна из них не избежала этого».

Далее женщина рассказала, что, когда об этом стало известно, эти заболевшие отправляли к ней посланников попросить, чтобы она простила их за все. «Но что тут скажешь? Даже если я произнесу слово “прощаю”, это не будет чистосердечным прощением после всего, что я пережила и вытерпела от них».

Вот что бывает, когда человек совершает поступки, не отдавая себе отчета. Иногда ему кажется, что он свободен и предоставлен самому себе, и что никто не воздаст ему за содеянное. Но, как уже было сказано, Всевышний ничего не забывает.

Хуже всего то, что иногда человек доводит себя до состояния, когда уже ничего не исправишь. Даже если он хочет раскаяться, попросить прощения за содеянное и даже заплатить большие деньги, чтобы примириться с тем, кого обидел, пострадавший просто не способен его простить. Не может и все! Бывает, что обидчик не собирался никого обижать, а просто сказал, что сказал, — словно в шутку. Его-то шутка рассмешила, а вот ближнего — отнюдь. Поэтому есть лишь один выход — никого не обижать, даже в шутку! Такой смех может превратиться в нечто весьма серьезное, и тогда уже и обидчику будет не до смеха.

Всем нам известны такие случаи, все мы это осознаем. И тем не менее случается встретить людей, которые обижают ближних — в шутку или всерьез. Им следует знать, что за все это они будут отвечать. Будем же мудрыми прежде, чем совершать поступки! (Бархи Нафши)

(С сайта Толдот.ру)

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!
Наша редакция выражает соболезнования родным и близким в связи с кончиной
БОЧАРНИКОВА АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА,
душа которого покинула этот мир 3-ого Адара ב (05.03.14), а также

БОЧАРНИКОВА АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВИЧА,
душа которого покинула этот мир 4-ого Адара ב (06.03.14) , а также

ТИМЛЯНЦЕВА ЯКОВА НИКНОРОВИЧА,
душа которого покинула этот мир 6-ого Адара ב (08.03.14)
Да будут их души включены Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ТАЗРИА: зажигание (28.03) – 19.23, исход (29.03) – 20.34

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s