Home

Выпуск №170. Адар Бет 5774 (03.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора


Мы рады сообщить уважаемым читателям, что строительство молельного дома/еврейского культурного центра в поселке Высоком идет полным ходом.

В прошлый понедельник в Бейт Шемеше состоялась праздничная встреча с высочанами, посвященная Пуриму. Мероприятие происходило в синагоге Нецах Менаше, и включало в себя викторину в формате игры «Кто хочет стать миллионером», музыку и угощение, небольшой урок, а также выступление почетного гостя встречи — Ури Кармиэля, политического и общественного деятеля, выходца из Ильинки. Участники получили брошюры, посвященные законам и традициям Пурима, выпущенные Шавей Исраэль специально к этому празднику.

Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Шмини — Шабат Пара

«…И вышел огонь от Б-га»

«И было, на восьмой день призвал Моше, Аарона, и сынов его, и старейшин Израиля. И сказал Аарону: «Возьми себе быка молодого для грехоочистительной жертвы и барана для всесожжения без порока…» (Ваикра, 9:1). Служение в Храме начинается с принесения жертвы за грех золотого тельца, невольным изготовителем которого явился сам Аарон. Именно поэтому молодой бык — это первая жертва, принесенная в Мишкане. Никто не зажигал огонь на жертвеннике. Все ждали знака Всевышнего, который подтвердил бы, что жертвы за грех приняты, что прошлый период еврейской истории закончился, и перед людьми раскрывается новый мир — мир совершенства, в котором нет греха, и ничто не закрывает Присутствия Всевышнего. Этот момент сравним с моментом дарования Торы у горы Синай, когда народ, освободившийся из плена, Всевышний нес, как орел на крыльях, оберегая не только от стрел врагов, но и от греха. Когда были прощены все неправильные поступки, совершенные до дарования Торы, как жениху и невесте прощаются все грехи перед хупой (ибо душа должна говорить с душой, и даже тень греха не должна препятствовать этому диалогу). «И зарезал Аарон быка и барана в жертву «шламим» мирную жертву, которая от народа… И вошли Моше и Аарон в шатер откровения, и вышли, и благословили народ. И явилась Слава Б-га всему народу, и вышел огонь от Б-га, и сжег на жертвеннике жертвы всесожжения…» (Ваикра, 9:18,23-24). Вновь достигнут идеал — явное раскрытие Б-жественного Присутствия в мире. «И увидел весь народ, и возликовал, и пал на лицо свое…» (Ваикра, 9:24). Люди не бросились бежать, как у горы Синай, когда они услышали Голос Всевышнего, произносящий Десять Заповедей, — теперь раскрытие Присутствия наполнило их радостью, а не страхом. Так бывает всегда, когда раскрытие Присутствия Всевышнего — результат духовной работы человека, воплощающей его искреннее желание, в отличие от тех моментов, когда Всевышний Сам, по Своей воле, снимает завесу, отделяющую Его свет от человека.

Но это величайшее событие всегда является и моментом испытания: сможет ли человек воспринять его? Не ошибется ли он?
«И взяли сыны Аарона, Надав и Авигу, каждый свой совок, и положили в них огонь, и возложили на него курений, и принесли пред Б-гом огонь чужой, какого Он не велел им. И вышел огонь от Б-га, и сжег их, и умерли они перед Б-гом» (Ваикра, 10:1-2). Две тонкие нити огня, вышедшего из Святая Святых, вошли в ноздри Надава и Авигу и сожгли их изнутри, оставив тело и одежду в целости. Наказание по принципу «мера за меру». Что же сделали они?

Надав и Авигу поступили в полном соответствии с законом, сделали то, чему их учил Моше на протяжении семи дней посвящения. И совершили преступление! Надав и Авигу, как это было положено, разожгли огонь на жертвеннике, в стороне от основного костра, на котором сжигались жертвы, взяли раскаленные угли, чтобы войти в Храм и принести, как положено, воскурение. Но в тот день, когда упал огонь с Небес, нельзя было поступать «как всегда». Если бы они спросили у Моше, он бы сказал им: «Возьмите уголь из основного костра, который загорелся от огня, упавшего с Небес». В первый день обновления Храма нельзя было разжечь на жертвеннике костер от огня, зажженного рукой человека, и пренебречь уже горевшим на нем огнем, упавшим с Небес. Огонь, разведенный Надавом и Авигу, приравнивается к огню идолопоклонников, которые не верят во всемогущество Творца и считают, что силы, которыми располагает человек, не подчинены Ему и не нуждаются в Его благословении.

Но Надав и Авигу считаются величайшими праведниками. За ошибки в столь тонких вещах Всевышний наказывает лишь праведных людей, чье сердце переполнено желанием служить Ему. Приближение к Б-гу требует напряжения всех сил — незначительная оплошность перед лицом Царя приравнивается к грубому нарушению законa.

Рав Зеев Мешков

ШАБАТ ПАРА

Предпоследняя суббота адара (если рош-ходеш месяца Адар — будний день) или последняя суббота адара (если рош-ходеш месяца Адар совпадает с субботой) называется Шаббат пара, поскольку в эту субботу в качестве «мафтира» читают гл. 19-ю книги Бемидбар, где говорится о приготовлении пепла рыжей телицы (на иврите — пара), необходимого для очищения от ритуальной нечистоты высшей степени — трупной нечистоты. Мудрецы постановили читать в синагоге эту главу в память о том, что во времена Храма все евреи были обязаны пройти перед Песахом процедуру ритуального очищения. Слушание этого отрывка является, по многим мнениям, выполнением заповеди Торы.

ЗАКОНЫ ПЕСАХА.

Уважаемые читатели! Ввиду того, что законы приближающегося праздника Песах очень объемны, мы начинаем уже за месяц публиковать некоторые из них. Данная редакция законов взята из книги раввина Яакова Беленького. В этом году канун Песаха приходится на 14.04.14.

1. Запрет «хамеца» (квасное).

Запрещено есть и иметь в своем владении хамец в течение Песаха. Хамец — это любые продукты, содержащие пшеницу, ячмень, рожь, овес, полбу даже в малых количествах, за исключением мацы и изготовленных из нее продуктов, имеющих удостоверение об их кашерности в Песах. Примеры продуктов, которые содержат или могут содержать хамец: мука и мучные изделия, пиво, виски, водка, манная крупа, перловая крупа, заменители кофе. Также колбасы, сосиски, горчица, порошки для приготовления супа, приправы, сладости и консервы — если они не имеют специального удостоверения об их кашерности на Песах. Прочие продукты, которые покупаются на Песах, тоже должны иметь удостоверение компетентного раввина или раввината об их кашерности на Песах, за исключением свежих фруктов и овощей, яиц, молока, кошерного мяса и рыбы (без приправ, не фарш). В тех местах, где есть опасение, что хамец (например, коровий корм) мог попасть в молоко — молоко требует удостоверения о кашерности. Мясо в упаковке требует удостоверения о кашерности. В некоторых общинах, в частности среди ашкеназских евреев, принято не употреблять в Песах и другие зерновые и бобовые культуры («китнийот»), хотя они и не являются хамецем.

2. Продажа хамеца

Следует приложить все усилия, чтобы съесть заведомый хамец (как хлеб, печенье, макаронные изделия, манная крупа, овсянка и пр.) до наступления Песаха. Небольшой остаток хамеца подлежит сожжению. Тот, у кого все же остались большие остатки заведомого хамеца, которые он не хочет сжигать, должен продать их нееврею. Продукты, подозреваемые в том, что в них есть примесь хамеца, также принято продавать нееврею. Лучше всего, если нееврей заберет к себе все, что он покупает, в особенности заведомый хамец. Для тех, у кого есть слишком много продуктов на продажу, местный раввин обычно устраивает централизованную продажу по специальным законам, при которой хамец, несмотря на то, что переходит во владение нееврея, продолжает оставаться дома. (Как уже было написано, крайне желательно не пользоваться этой продажей для настоящего хамеца, но лишь для продуктов, подозреваемых на хамец.) Следует обратиться к раввину или в синагогу и действовать в соответствии с полученными указаниями. Весь продаваемый хамец, если он остается дома, следует собрать в определенное место (комнату, шкафы, коробки) и закрыть их со всех сторон (чтобы случайно не воспользоваться в Песах). Раввин позаботится о том, чтобы после Песаха обратно приобрести для вас проданный хамец. Тот, кто не продал свой заведомый хамец до Песаха, даже по ошибке, не имеет права пользоваться им, и даже после Песаха он подлежит уничтожению. Если речь идет о продуктах, содержащих лишь немного хамеца — следует проконсультироваться с раввином.

4. Лекарства

Есть лекарства, содержащие хамец. В особенности представляют проблему сиропы и таблетки для сосания. Следует иметь в виду, что многие лекарства существуют в разных формах (капли, порошки, таблетки, сиропы), и часть из этих форм может содержать хамец, а часть — нет. Лекарствами в капсулах или очень горькими можно пользоваться в любом случае. Лекарства, которые хранятся в доме на всякий случай, следует продать. В случае, если в них возникнет острая необходимость в течение Песаха, ими можно будет воспользоваться. Лекарственные средства и прочие вещества, не пригодные для употребления внутрь (например, мыло, чернила, краски, моющие средства — кроме как для посуды и пр.) разрешены к употреблению в Песах, даже если они содержат хамец.

5. Пасхальная посуда

Посуда и предметы кухонной утвари, которой пользуются в течение года, впитывают вкус хамеца, поэтому в Песах нужно пользоваться только прокашерованной посудой или отдельной пасхальной посудой, а также прокашеровать кухню. Способ и сама возможность кашерования зависят от материала, из которого изготовлена посуда, и способа ее употребления в течение года. Ниже приведены основы законов кашерования кухни и посуды. Посуду, которой не собираются пользоваться в Песах, следует хорошо вымыть и спрятать в отдельное закрытое место на весь Песах.

Вопросы раввину.

Шалом. Скажите, можно ли есть на морозе руками, на которые надеты перчатки? Надо ли перед этим делать омовение рук?

Спасибо за актуальный вопрос.

Иногда можно оказаться в таких местах, где нет воды или до неё трудно добраться. Шульхан Арух (Орах Хаим 163, 1) пишет: «Если нет воды (у человека, который находится в дороге) и по пути он не найдёт её, даже пройдя более четырёх миль, а если вернётся, не найдёт воды на расстоянии менее одной мили (миля — примерно километр), ему следует завернуть чем-либо руки и есть хлеб…». Рамо добавляет, что можно воспользоваться ложкой. Автор комментария Мишна Брура добавляет: если человек знает, что, пройдя это расстояние, найдёт воду, ему запрещено есть хлеб, пользуясь перчатками или салфеткой.

Тот, кто находится дома или на рабочем месте, может не искать воду, если для этого надо пройти более одной мили. Ему можно сразу есть хлеб, надев перчатки или обернув руки салфеткой. Больным или ослабленным людям также можно не искать воду.

Автор комментария Мишна Брура в Беур Галаха пишет: всё это относится к тому, кто идёт пешком. Но если человек едет на телеге (или в автомобиле), расстояние для него измеряется не милями, а временем, за которое это расстояние можно пройти пешком. Четыре мили — это примерно 72 минуты. И тому, кто на автомобиле, требуется проехать 72 минуты (если по пути он найдёт воду), даже если за это время он преодолеет гораздо большее расстояние.

С уважением, рав Давид-Йеуда Вертлиб

Шалом, уважаемый рав. Хотел бы задать вопрос по книге Михи. А именно, можно ли буквально понимать его слова: «Враги человеку домашние его» (Миха 7:6). Применимы ли они к настоящему времени? И можно ли ими руководствоваться по жизни? Или эти слова показывают лишь личный жизненный опыт пророка Михи, имевшего непростые отношения, как я понял, с женой, т.к. написано: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (Миха 7:5), и далее: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7:8). Что говорит по этому поводу Талмуд? Описывает ли как-то этот эпизод из ТаНаХа? Святослав

Шалом, уважаемый Святослав!

Трудно представить, что в пророчество, записанное в ТаНаХе, а, следовательно, имеющее значение для всех поколений, пророк включил бы свои личные переживания. Здесь речь идет о том, как тяжело пророку оттого, что он оказался духовным руководителем своего поколения, весьма испорченного. И хотя словам пророка есть, по некоторым мнениям, буквальное объяснение, они относятся не к его личному опыту, а к состоянию того поколения: нельзя доверять даже близким людям, даже собственной жене нельзя ничего сказать так, чтобы это потом не стало известно тем, о ком говорилось. (Это правило, впрочем, верно всегда: дурное о другом человеке нельзя говорить даже жене — с точки зрения законов о злословии).

А более глубокое понимание его слов (об этом говорится в Талмуде и в книге Зогар) следующее: человек не должен слушать, что нашептывает ему тот, кто ближе всего, — его йецер (дурное начало). Йецер, как известно, прикидывается другом человека: согреши, ничего страшного, Б-г простит, Он милосерден. Об этом и говорит пророк — не надо полагаться на это, не надо верить, что просто так все тебе простят. И не надейся на ту, которая возле тебя — твою душу. Не надейся, что она защитит тебя на Небесах, потому что на самом деле, если ты грешен, сама душа станет твоим обвинителем на Высшем Суде.

С уважением, рав Овадья Климовский

Еврейский юмор

***
— Абрам, можно я воспользуюсь твоей газонокосилкой?
— Да, Моше, но только в пределах моего участка.

***
— Фима, мне кажется, что ты таки ко мне неровно дышишь.
— Циля, я тебя умоляю! Я астматик, отдай мой ингалятор!..

***
Старый еврей влюбился в молодую красивую девушку. День ходил мучился, неделю, месяц, потом не выдержал, собрался свататься. К зеркалу подошел посмотрел на себя. Волосы висят, в бороде седина, костюм заношен. Стоит думает:
«нет, так не пойдет». Сходил магазин, приоделся постригся, побрился, помылся, подошел к зеркалу — глаз не оторвешь. «О, теперь пойдет» — и пошел свататься.
При переходе через дорогу его сбивает машина. Лежит он на асфальте и жалобно так говорит:
— Господи, за что? Ведь всю свою жизнь верой и правдой служил я тебе, молился…
Разверзаются небеса, и голос Свыше говорит:
— Прости, Моше, … Я тебя не узнал.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ШМИНИ: зажигание (21.03) – 19.11, исход (22.03) – 20.22

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s