Home

Михаэль Фройнд
10/03/2014

Незадолго до Пурима, когда все мы празднуем историческое избавление нашего народа, еврейская община после долгого ожидания получила, наконец, хорошие новости.

После почти десяти лет бюрократических препятствий, остающиеся на территориии бывшего Советского Союза евреи-субботники получат возможность вернуться домой, в еврейское государство.

На протяжении всего столетия евреи-субботники могли совершать алию без каких-либо проблем, пока в 2005 году процесс был временно приостановлен.

Девять долгих лет Шавей Исраэль, организация, которую я возглавляю, лоббировала проект возобновления алии и восстановления справедливости в отношении наших братьев, евреев-субботников. Я встречался с министрами и депутатами Кнессета, общественными деятелями и журналистами, обращался даже в Высший Суд Справедливости.

Хвала Вс-вышнему, министр абсорбции Софа Ландвер проявила исключительное внимание и сопереживание, и вместе с руководителем Еврейского Агентства, Натаном Щаранским, содействовала тому, чтобы политическая линия в отношении евреев-субботников изменилась, и для них вновь открылись двери.

Удивительная история евреев-субботников начинается около двухсот лет назад, когда среди крестьян южных регионов России стали возникать иудействующие религиозные движения. Неизвестно наверняка, каким образом или по каким причинам эти движения получили столь стремительное развитие, однако вскоре они включали в себя десятки тысяч последователей. Многие из них, оставаясь христианами, включили в свою религиозную практику различные традиции иудаизма, в частности, соблюдение субботы, еврейского Шабата, откуда и происходит термин «субботники».

Но была среди них и группа тех, кто пошел намного дальше, окончательно разорвав связи с православием и обратившись в иудаизм. Они называют себя «герами», что на иврите означает «принявший иудейскую веру», и стали открыто соблюдать заповеди иудаизма.

Эти евреи-субботники жили по еврейскому закону, заключали браки с ашкеназскими евреями России, некоторые из них посылали своих детей учиться в великих иешивах Литвы и Украины. Около столетия назад шестой Любавический Ребе даже направил своего посланника для работы с этой общиной.

Быть евреем в царской России уже само по себе подразумевало выдающуюся храбрость и, разумеется, влекло за собой большой риск. Вскоре евреям-субботникам пришлось заплатить высокую цену за принятия иудаизма. Как пишет Шимон Дубнов, известный историк и исследователь российского и польского еврейства, царь Александр I впервые услышал о существовании евреев-субботников в 1817 году, когда те обратились к нему с жалобой на антисемитизм, которому они подвергались за следование закону Моше.

Царь был разгневан: разумеется, не проявлениями антисемитизма, а тем, что его подданные приняли решение обратить в еврейскую веру. Он подписал ряд жестоких указов, направленных против евреев-субботников, что, в итоге, привело к их депортации и переселению в отдаленные регионы Российской империи.

Однако, невзирая на преследования со стороны царских, а затем и коммунистических властей, евреи-субботники упорно продолжали вести еврейский образ жизни.

Многие были убиты немцами после вторжения нацистов на территорию Советского Союза в 1941 году. Немало они пострадали и от коммунизма, а в последние годы получило распространение такое явление, как ассимиляция и смешанные браки, что представляет угрозу для них как еврейской общины.

Вот почему чрезвычайно важно для Израиля как можно скорее позволить евреям-субботникам сделать алию — прежде, чем те окончательно ассимилируются и растворятся среди окружающих народов.

До 2005 года сотни евреев-субботников из поселка Высокий на юге России репатриировались в Израиль, и еще тысячи собрались со всех частей бывшего СССР в ходе масштабной алии из России в 90-х.

Многие выдающиеся фигуры в современной истории нашего народа по происхождению имели связь с общиной евреев-субботников: в качестве примера можно назвать бывшего начальника Генштаба Армии обороны Израиля Рафаэля (Рафуля) Эйтана и легендарного Александра Зайда, пионера второй алии и основателя еврейской организации обороны «аШомер».

С приостановлением алии в 2005 году евреи-субботники столкнулись с колоссальными сложностями: семьи оказались разделены, а та часть общины, что осталась в России, чувствовала, что их присутствие в Израиле нежелательно. В результате, сотни евреев Высокого и тысячи — во всей России, — пришли к выводу, что о них просто забыли.

Однако, ситуация вот-вот изменится к лучшему, так как правительство в ближайшем будущем готовится принять резолюцию, позволяющую возобновить алию евреев-субботников. Это историческое решение станет частью совместной работы министерства абсорбции, Еврейского Агентства, Главного Раввината и Шавей Исраэль.

В последние десять лет субботники были отвергнутой еврейской общиной. Они вели мужественную борьбу за сохранение своей еврейской идентичности и следовали заповедям иудаизма в самых сложных обстоятельствах.

После всего, через что им пришлось пройти, наш долг привезти их домой. И теперь, наконец, эта мечта будет воплощена в жизнь.

С оригиналом статьи на английском можно ознакомиться на сайте The Jerusalem Post

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s