Home

Выпуск №168. Адар Бет 5774 (03.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора

Мы рады сообщить уважаемым читателям, что строительство молельного дома/еврейского культурного центра в поселке Высоком идет полным ходом. В прошлые выходные силами группы активистов-высочан был проведен воскресник, в ходе которого в здании был наведен порядок. Особо мы благодарим тех, кто оказывает этому проекту финансовую поддержку!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Ваикра
На чем стоит мир?

На чем стоит мир

Сказал Шимон а-Цадик: «На трех основах стоит мир: на Торе, на работе и на оказании милости» (Пиркей авот, 1:2). И кто-то может подумать, что работой он назвал те действия, которые совершает человек ради пропитания или накопления материальных благ для себя или для других. Но это не так. Ибо такое понимание верно только для будничных дел.

А Шимон а-Цадик назвал работой принесение жертв в Храме и выделил их как одну из основ, без которой не может существовать человечество. И, следовательно, он говорил о работе для Б-га.

Подарок Б-гу

Но что же можно сделать для Б-га?

Только одно: сотворить человека. Точнее говоря, стать соучастником этого творения.
Это то единственное дело, которое Всевышний – после того, как даровал свободу воли, – «не может» сделать Сам и «нуждается» в помощнике: в каждом и каждом из сыновей Израиля.

Приступая к творению Адама, Всевышний сказал: «Сделаем человека». Он обратился к земле, чтобы она дала свои силы, а Сам вдохнул душу. Но, поскольку слова Всевышнего вечны, они продолжают звучать во всех поколениях, и теперь уже не как обращение к земле, а как обращение к самому человеку. Ибо Всевышний не создает Свой образ и подобие в одиночку. Он творит их только тогда, когда человек помогает Ему в этом.

Но как сотворить себя? Какие для этого нужно приобрести материалы и инструменты?
Все материалы есть в нас самих, и все инструменты даны нам. Для того чтобы быть подобным Всевышнему, нужно отбросить все эгоистические устремления. Ведь главное свойство Всевышнего, Который не нуждается ни в чем, – это творить добро.

Но есть и более высокая ступень подобия: испытывать радость и получать удовольствие, когда делаешь хорошо, и стремиться умножать добро, потому что тебе от этого хорошо. Иными словами, задача человека – исправить эгоистическое начало, превратить его в стремление к добру, сделать добро своей натурой или самому стать добром.

Эгоистические устремления возникают из-за того, что материи дана способность скрывать и искажать духовный свет. Душа, которая является лучом, исходящим от источника жизни, пронизывающим тело и дающим ему способности двигаться, чувствовать и мыслить, может преодолеть воздействие материи. И если душа становится главной, то мысли, чувства и действия человека – все это устремляется к добру. И тогда проявляется Образ и Подобие. Но если главенствуют силы материи, то и силы, которые дает душа телу, направлены на достижение своих собственных целей.

Борьба двух начал и определяемая ею свобода выбора характерны только для человека, так как у животных сила материальной оболочки во много раз превосходит силы их души. И поэтому говорят, что стать хорошим человеком – это преодолеть в себе животное начало.

Душа мироздания

Человек может стать душой всего мира и исправить не только себя, но и окружающую его действительность. Такая задача стояла перед Адамом, в котором были собраны все те силы, которые есть в материи. И не случайно Всевышний привел к нему всех животных, чтобы он посмотрел на них и дал им имя: посмотрев на каждое из животных, он должен был распознать свои недостатки, преодолеть их и исправить себя и весь мир. И он назвал осла хамор – от хомер («материя»), имея в виду, что в этом животном сконцентрирована сила инертности, нежелание менять направление движения, желание оставаться таким, как ты есть, не подчиняясь воздействию души. Верблюда, который может идти по пустыне без еды и воды, питаясь «самим собой», он назвал гамаль – от глагола гамаль («оторвал от источника питания, жизненных сил, энергии»), имея в виду, что в человеке такое «животное» проявляется, когда он думает, что может обойтись без помощи Всевышнего — опираясь только на свои силы. Лису, которая передвигается мелкими шагами, он назвал шуаль от слова шааль («шаг»). В человеке это свойство проявляется как уход от глобальных задач.

После того, как недостатки были выявлены и исправлены, Адам стал душою мира. И так было до тех пор, пока он не согрешил.

После греха высокие уровни души, о которых сказано «и вдохнул (Всевышний) в ноздри его душу живую», отдалились от Адама, и главными стали те силы, о которых сказано «да выпустит земля душу живую». Господство сил материи над душой привело к тому, что постепенно и человек, и весь мир утратили Образ и Подобие. И Всевышний привел на землю потоп.

После потопа

Когда сошла вода и высохла земля, глазам Ноаха открылся опустошенный мир, который ему предстояло отстроить заново. И первое, что он сделал, – принес в жертву животных. Он начал с жертвоприношений: «И построил Ноах жертвенник Б-гу. И взял из всякого скота чистого и из всяких птиц чистых, и принес жертву всесожжения на жертвеннике. И почувствовал Б-г приятный запах и сказал Б-г в сердце своем: не буду больше проклинать землю из-за человека». Всевышний решил, что человечество не погубит землю и не придется все начинать заново. Но ведь тут же Он подумал «стремления сердца человека ко злу от рождения его» (Берейшит 8). Да, дурное начало стало сильным, но запах жертв, а точнее «запах» самого Ноаха, который был преисполнен решимости бороться с животным началом в самом себе, убедил Всевышнего, что, всегда будут праведные люди, и всегда будут те, ради кого стоит сдерживать разрушительные силы материи, помогая душам преодолеть их.

Храм и государство

Работа в Храме – это работа, помогающая преодолеть дурное начало, дать преимущества душе над телом и проявить Образ и Подобие. Эта работа – создание человека, каждый раз заново.

Без такой работы мир не может существовать.

Когда сыновья Израиля вернулись из Вавилонского плена, и перед ними встала задача возродить государство, восстанавливая руины городов, они знали, что это невозможно сделать, не поборов дурное начало, которое всегда присутствует в сердцах людей. И сразу же, еще до того как приступили к строительству городов, еще до того, как был возведен Храм, Зерубавель, потомок Давида, и Йегошуа, первосвященник, возвели на горе Мория жертвенник и возобновили жертвоприношения. Затем они собрали всех сыновей Израиля и обратились к Всевышнему с просьбой устранить из их сердец дурное начало: будь то стремление к идолопоклонству, будь то стремление к власти и богатству или к удовольствиям (Сангедрин, 64а). Всевышний ответил на их молитву, но не уничтожил дурное начало, а лишь ослабил его, дав возможность справиться с ним и исправить его. В этот момент пророку Зхарье было дано видение: два ангела уносят корзину с развратной женщиной, олицетворяющей дурное желание, далеко за пределы страны (Зхарья 5).

Можно ли создать устойчивое государство, страну, в которой духовность – главная сила и «двигатель прогресса», в которой справедливость и милость господствуют над страстью к наживе и достижению власти и не позволяют дурному желанию разрушить все? Можно, если постоянно работать над созданием человека и привнесением образа и подобия во все слои общества.

Эта задача будет намного легче, если на горе Мория будет возведен Храм, в котором жертвы, приносимые за весь народ, будут помогать каждому и всем возвысить свои мысли и направлять дела только на благо.

Пока Храм лежит в развалинах, трудно найти замену жертвоприношениям. И все же необходимо хоть как-то восполнить возникший вакуум. Изучение Торы ради Торы, ради исправления общества, а не ради выгоды, молитва от всего сердца и хорошие добрые дела могут в какой-то степени заменить жертвоприношения.

Рав Зеев Мешков

К Шабату Захор

Мицват асе – содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь – обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта; все это – пока мы не истребим самую память о нем из этого мира, не «сотрем его имя», не уничтожим его без остатка, так, чтобы не уцелела ни одна живая душа – ни мужчина, ни женщина, ни один предмет, который был бы назван его именем. Вот чего требует от нас Тора, говоря: «Сотри память об Амалеке в мире под Небесами – не забудь». Наши мудрецы так объясняют эти слова: «Помни» – значит «пересказывай», «Не забудь» – «храни в сердце».

Чтобы выполнить позитивную заповедь Торы, обязывающую нас пересказывать злодейства Амалека и хранить в сердце ненависть и вражду к нему, мы, согласно постановлению еврейских мудрецов, читаем Парашат Захор по книге публично, в присутствии всей общины в субботу перед Пуримом для того, чтобы «уничтожение Амалека» непосредственно предшествовало «уничтожению Гамана», который был его прямым потомком.

Несмотря на то, что отрывок, содержащий заповедь ненависти к Амалеку, читается, в свой черед, в составе недельной главы Ки теце, в конце лета, мы обязаны читать его еще раз отдельно. Когда мы читаем его вместе с недельной главой, мы сосредоточены на том, чтобы выполнить установленную Моше заповедь чтения Торы по субботам; читая его отдельно, перед Пуримом, мы сосредоточиваемся на выполнении заповеди Торы, обязывающей нас хранить ненависть к Амалеку.

Поскольку чтение Парашат Захор является выполнением заповеди Торы, к нему следует относиться с особой серьезностью. Читающий должен сознательно помогать слушателям исполнить заповедь, а слушатели – быть готовыми исполнить ее, слушая это чтение, так, как если бы они читали Парашат Захор сами.

Существует мнение, что тот, кто пропустил специальное чтение Парашат Захар, все-таки выполняет заповедь Торы, выслушав читаемую в Пурим главу «И пришел Амалек».

Мальчик, не достигший возраста бар-мицвы, не должен читать в синагоге мафтир – Парашат Захар, потому что он не может помочь своим слушателям исполнить заповедь. Дело в том, что он сам еще свободен от исполнения заповедей, а тот, кто не обязан исполнять ту или иную заповедь, не может выполнить ее за других. В некоторых общинах по этой причине не позволяют мальчикам читать все четыре особенных главы, о которых мы уже говорили.

То, что женщины приходят в синагогу для того, чтобы слушать чтение Парашат Захор – это только обычай, а не требование еврейского закона. Заповедь «помнить [о злодеяниях Амалека]» относится только к мужчинам, на которых лежит обязанность победить потомков Амалека в битве. Поскольку женщины не участвуют в военных действиях, к ним вообще не относятся заповеди, связанные с ведением войны, в том числе и обязанность «помнить». Необходимо отметить, однако, что, по мнению ряда выдающихся авторитетов, женщины обязаны слушать чтение Парашат Захор наравне с мужчинами, потому что в особой, обязательной войне, милхемет мицва, участвует весь еврейский народ.

Существует еврейский закон, запрещающий выносить свитки Торы из синагоги даже для того, чтобы дать возможность больному, прикованному к постели, или узнику, томящемуся в тюрьме, участвовать в чтении Торы. Этот запрет действует в течение всего года – за исключением субботы, когда читается Парашат Захор. Поскольку чтение ее – это заповедь, предписанная самой Торой, разрешается выносить священные свитки из синагоги для того, чтобы больной или заключенный мог ее исполнить. Согласно некоторым авторитетам, исключение делается и для субботы, в которую читается Парашат Пара, о которой мы будем говорить дальше.

Согласно обычаю, принятому в большинстве сефардских общин, после чтения Парашат Захор читается пиют – стихотворение великого еврейского поэта и мыслителя рабби Йегуды Ґалеви Ми ка-моха («Кто сравнится с Тобой»). В нем в поэтической форме рассказывается история чуда, происшедшего в Пурим, согласно Мегилат Эстер и Мидрашу. В этом пиюте семьдесят три строфы, содержащих по четыре рифмованных строчки каждая. Первые двадцать две строфы устроены в алфавитном порядке, то же относится и к последним двадцати двум строфам. Средние двадцать девять строф несут в себе – если читать только их первые буквы – «автограф» автора: «Я – Йегуда Галеви младший, сын рабби Шмуэля Галеви». На иврите в этой фразе ровно двадцать девять букв.

Амалек

Амалек, прародитель амалекитян, был внуком Эсава. Его отец – Элифаз, первенец Эсава, мать – Тимна из семьи хурийских князей, живших в земле Сеир. Она была наложницей Элифаза и родила ему Амалека.

Наши мудрецы отмечают: Тимна была мамзерет – плодом кровосмесительного союза. Тора в главе Ваишлах упоминает ее как сестру Лотана, сына Сеира (по имени которого потом была названа целая страна). В то же время в книге Диврей Га-ямим («Хрониках») она упомянута в числе детей Элифаза, а не детей Сеира. Это означает, что Элифаз вступил в связь с женой Сеира, которая родила от него Тимну. Она была сестрой Лотана, князя Сеира, только по матери – ее отцом был Элифаз.

Став взрослой, Тимна решила породниться с одним из потомков Авраама, слава о котором распространилась по всему миру. Она предложила себя в жены Яакову, но он отказался вступить с ней в брак, потому что она была мамзерет. Тогда она пришла к собственному отцу, Элифазу, и он сделал ее своей наложницей. От этого кровосмесительного союза и родился Амалек – мамзер, сын мамзерет.

Элифаз, отец Амалека, вырос в доме Ицхака и был обрезан, согласно требованию Торы, на восьмой день после рождения. Пока был жив Ицхак, Эйсав совершал обрезание своим сыновьям и вообще всем мальчикам, рождавшимся в его доме. Но Амалек родился уже после смерти Ицхака и потому не был обрезан. Он рос в доме злодея Эсава и унаследовал у него ненависть к Яакову и его потомству, ненависть, которую сам Эйсав должен был сдерживать.

В Мидраше сказано:

«Эйсав сказал Амалеку: «Я много раз пытался убить Яакова, но мне это не удалось. Постарайся отомстить за меня».

Амалек спросил: «Но как могу я одолеть его?»

Эйсав ответил: «Я дам тебе совет, который ты должен всегда помнить. Если ты увидишь, что Израиль совершил ошибку и попал в трудное положение – напади на него в этот момент»».

Амалек прожил много лет. Он видел, как Яаков и его сыновья ушли в Египет, он был еще жив, когда, через двести десять лет, еврейский народ вышел из Египта. Когда египтяне поработили евреев, он обрадовался и решил, что месть Эсава свершилась: скорее всего, евреи никогда не освободятся от египетского рабства, но если они все-таки выйдут из Египта, он, Амалек, подстережет их в пустыне и уничтожит. Он насаждал в сердцах своих потомков, число которых быстро увеличивалось, пока они не стали настоящим народом, ненависть к Израилю, и преуспел в этом «воспитании». Когда Амалек увидел, что народ Израиля выходит из Египта, гордый и свободный, его ненависть запылала, как жаркий огонь. Он собрал всех своих людей и расположил их в скрытом месте на пути Израиля. Сыны Израиля устали и ослабели, и тогда Амалек вышел из засады и напал на них, как сказано в Торе – «И пришел Амалек».

Слово Амалек – עמלק – можно прочитать как לק עם – «народ-кровопийца»; это народ, мечтающий напиться крови Израиля. Амалека можно сравнить с мухой, которая ищет открытую рану, чтобы вкусить крови. Так он и преследовал Израиль.

(Из Книги Нашего Наследия)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ПЕКУДЕЙ: зажигание (07.03) – 18.46, исход (08.03) – 19.57

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s