Home

Выпуск №166. Адар Алеф 5774 (02.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.
Глава Ваякгель
Бецалель — первый еврейский художник

Художники делятся на две группы. Одни работают в соответствии с установившимися правилами (к ним относятся те, кто обладает обостренным эстетическим чувством и тонким чувством красоты), а другие творят спонтанно, подчиняясь порыву, выплескивая свои эмоции или выражая свой особый внутренний мир. К какому из этих двух типов деятелей искусства ближе Бецалель?

На этот вопрос можно ответить, представив себе характер искусного мастера. А характер более всего определяется принадлежностью к тому или иному колену. Саадья Гаон разъясняет, что Бецалель, избранный на должность руководителя работ по созданию Мишкана, принадлежал колену Йеуды, а его помощник Элиав — колену Дана. Несмотря на то, что во всех переходах Йеуда шел впереди, а Дан замыкал шествие, между ними есть нечто общее: колено Йеуды уподоблено льву в благословениях Яакова, а колено Дана уподоблено льву в благословениях Моше. В трактате Мидот со львом сравнивается Храм, а в пророчестве Йехезкеля Храм назван Ариэль («сила льва»).

Лев — символ мощи, которая врывается в этот мир неожиданно, и никто не может ее остановить — так же, как ни одно животное не может встать на пути царя зверей. Но образ льва, использованный для описания Храма, говорит не о привнесении в мир ничем не сдерживаемых сил, а, напротив, о мощи, проявляющейся в служении Всевышнему, способной положить предел необузданным инстинктам человека, которые могут расплескаться и превратиться в идолопоклонство, разврат и пролитие крови. Раскрывая новые потенциалы в душе человека, Храм призван одновременно направить их в то русло, где они воплотятся как силы добра.

По всей видимости, Саадья Гаон считает, что Бецалель относился к типу художников, творящих спонтанно. Однако работа над сосудами Храма требует сдержанности и следованию строго определенным правилам. Она должна была стать исправлением для ничем не сдерживаемых творческих сил человека и направить их на привнесение в мир святости.

В отличие от Саадьи Гаона Раавад подчеркивает рационализм в творчестве Бецалеля: создатель сосудов Храма обладает знанием форм предметов и правилами их сочетания, умеет определить прочность и устойчивость постройки, досконально знаком со всеми приемами литья и обработки металлов, изготовления тканей и шитья одежд.

Рамбан добавляет, что Бецалель знал тайны структуры души или, иными словами, обладал знаниями «Книги творения».

Каждый из комментаторов не ставил перед собой цели высказать свое мнение относительно того, что является самым главным для творческой личности, а лишь подчеркнул одну из многих сторон характера и способностей Бецалеля, упомянутых Торой: и интерес к существующим наукам и правилам изобразительного искусства, и способность творить спонтанно, отдаваясь порыву. Как сказано: «И исполнил его духом Всесильного, мудростью, разумением, знанием и всяким искусством. И способностью изобретательной для работы по золоту, серебру и по меди» (Шмот, 35:31,32). Разъяснение Раши помогает понять, как разные комментаторы смогли найти в этих словах подтверждение диаметрально противоположным мнениям: «мудрость и разумение» — способность мыслить в соответствии с определенной логикой (и создавать произведения искусства в соответствии со строгим каноном), а «знание» — естественное знание, приходящее к человеку свыше, похожее на высокоразвитую интуицию. Тора, рассказывая о Бецалеле, приоткрыла тайны творчества: художник может добиться успеха только в том случае, если он обладает совершенно противоположными качествами. Только сочетание разных свойств творческой личности детей возможность выразить то, что хранится в душе, преисполненной Б-жественного откровения.

Рав Азриэль Ариэль

Месяц Адар

Адар и… вновь Адар!

Адар — неполный месяц, его продолжительность 29 дней. Поскольку еврейский календарь основывается как на лунном, так и на солнечном циклах, для их согласования к двенадцати лунным месяцам года иногда (примерно один раз в три года) добавляется еще один месяц. Дополнительный месяц удлиненного года следует за месяцем Шват и предшествует Адару. Его принято называть Адар ришон («первый Адар»), а месяц, следующий за ним, — Адар шени («второй Адар»). В первом (дополнительном) Адаре 30 дней, а во втором (обычном) — 29. Если к году добавляется дополнительный месяц, праздник Пурим и все события, приходящиеся на Адар отмечаются в обычном месяце (во втором Адаре), а не в дополнительном (первом).

В те времена, когда стоял Храм, Сангедрин посылал специальных людей, чтобы сообщить жителям стран диаспоры в какой день был освящен новый месяц. Гонцы выходили только в те месяцы, на которые приходились важные праздники. Таких месяцев в еврейском календаре шесть. Один из них — Адар.
Пришел Адар — пришло веселье
«В отличие от месяца Ав, который считается неблагоприятным месяцем для евреев, и с его приходом уменьшают веселье, с наступлением месяца Адар увеличивают веселье, и каждому, у кого есть разногласия и споры с неевреем, следует идти с ним в суд в месяце Адар…» (Вавилонский Талмуд трактат Таанит 29 а-б).Своего апогея веселье достигает 14 Адара — в праздник Пурим, и 15 Адара — в так называемый Шушан Пурим.

Особенности месяца

По мнению Маарала из Праги (Ор Хадаш), название месяца Адар связано с глаголом нээдар («исчез»). Угроза полного уничтожения, нависшая над всем еврейским народом, оказавшимся в плену у персидской империи, возникла из-за того, что сыны Израиля забыли, что жизненные силы даруются им свыше. Другие народы могут черпать энергию, позволяющую им существовать, из материальных источников, для еврейского же народа Всевышний — единственный источник жизненных сил, отдаление от Него влечет за собой гибель. Во времена царя Кореша евреи не откликнулись на призыв Всевышнего вернуться к Нему: переселиться за Иордан и заново отстроить Иерусалим и Храм, полагая, что и в изгнании, где не проявляется Божественное Присутствие, они смогут жить на протяжении тысячелетий, довольствуясь формальным соблюдением лишь некоторых заповедей. Кто-то должен был помочь народу раскаяться и осознать, что без прямой связи со Всевышним, которая заключается в искренней приверженности Торе, без стремления быть свободным народом, восстановить Храм и заселить Землю Израиля существование невозможно. Стремление к свободе и отвращение к самой идее жизни в изгнании под чужой властью были возвращены еврейскому народу через праведников Мордехая и Эстер, потомков Биньямина, младшего сына Яакова. Биньямин, родившийся после встречи своей семьи с Эсавом (когда Яаков и все его дети подошли к Эсаву и склонились перед ним), нес в себе силу непреклонности и несгибаемости.

Однако месяц Адар ассоциируется не с Биньямином, а с его братом Йосефом, благодаря которому смогли раскрыться эти характерные качества Биньямина в его потомках. Йосеф, заложивший основы освобождения из египетского рабства и возвращения из всех изгнаний, до глубины души осознавал, что все силы, которыми обладает человек, дарованы свыше. Осознание своего полного бессилия превращается в колоссальную силу: Всевышний, в ответ на благодарность за дарованную жизнь — постоянно добавляет новые силы, помогающие выстоять в любом испытании. На это ощущение полной зависимости от Всевышнего опирается Мордехай, когда начинает борьбу за независимость своего народа от правителей мировых империй: отказ склониться перед Аманом вызван осознанием того, что его жизнь — в руках Всевышнего и не принадлежит больше никому.

Созвездие месяца — рыбы (которые символизируют скрытые жизненные силы).

Общий смысл ступени — полностью кончается запас жизненных сил, полученных в Нисане, и необходимо их возобновление. Жизненные силы не рождаются на материальном уровне, они всегда приходят с более высокой ступени. Колено, соответствующее месяцу, — Йосеф. Имя образовано от глагола легосиф («добавить»). В Йосефе таятся дополнительные силы, которые никому не видны и не понятны. Благодаря ему в этом месяце проявляются и силы Биньямина — способность противостоять врагам и побеждать их. Когда рождается Йосеф, Яаков сразу же определяет основное свойство первенца Рахели: придать силы тому, кто вступил в открытую борьбу с противником добра. И именно поэтому после рождения Йосефа он начинает собираться в Эрец-Исраэль, несмотря на то, что там ему предстоит встретиться лицом к лицу с Эсавом, который ненавидит его. Мидраш Раба объясняет: «Сказано у пророка Овадии: «И будет дом Йосефа языком пламени, а дом Эсава — соломой». Язык пламени вырывается неожиданно и, хотя угасает раньше, чем глаза успевают разглядеть его, он сжигает даже то, что находится на расстоянии. Победа того, кто пользуется силой Йосефа, предрешена: невидимая вспышка поражает врага на духовном уровне, и остается лишь сломить его физическое сопротивление.

Эмблема на знамени: в соответствии с завещанием Яакова, потомки Йосефа образовали два отдельных колена — Эфраима и Менаше. На стяге Эфраима был изображен бык с двумя рогами, а на стяге Менаше — бык-единорог. Бык всегда идет прямо и не отступает ни перед кем. Его название — шор — имеет общий корень со словом яшар («прямой»). Однако, несмотря на то, что в пустыне у Эфраима и Менаше были отдельные стоянки и отдельные знамена, на нагруднике первосвященника колено Йосефа не было разделено. Колену Йосефа соответствовал камень шогам (оникс). Этот камень помогает найти расположение в глазах и простых людей и могучих правителей. Можно сказать, что в Йосефе таится сила Биньямина, вступающего в открытую борьбу с властителями и побеждающего их. Следует отметить, что такие же камни находились на плечах первосвященника.

1-го Адара оповещают о начале сбора шекелей… 15-го Адара начинают чинить дороги и приводить в порядок улицы и микваот (бассейны для ритуального омовения)… а также отмечают места захоронений… (Мишна Шкалим, 1:11)

Задолго до начала праздника Песах посыльные Верховного Суда проверяли исправность дорог, а жители Иерусалима чинили предназначенные для приготовления пасхальной жертвы глиняные печи во дворах и освобождали место в домах, чтобы принять олей регель — прибывающих на праздничную неделю. (Требовать плату за проживание в дни праздника в Иерусалиме было запрещено.)

Рав Зеев Мешков

Еврейские анекдоты

Спрашивают у одного долгожителя:
— Семен Маркович, а вы верите в приметы?
— Смотря в какие.
— Ну вот, например, проснулись вы утром, а за окном…
— Ой, деточка! В моем возрасте, если проснулся утром — это уже хорошая примета…

К Шолом-Алейхему пришёл молодой автор:
— Я оставил медицину и решил писать, — сказал он. — Думаю, что так я принесу людям больше пользы.
— Вы уже принесли им массу пользы, бросив медицину, — похвалил его писатель.

Новый учитель, придя в класс, обнаружил, что одного мальчика дразнят «Мойше-дурачок. На перемене он спросил ребят, почему они его так обзывают. — Да он и вправду дурачок, господин учитель. Если дать ему большую монету в пять шекелей и маленькую в десять, он выберет пять, потому что думает, что она больше. Вот, смотрите… Парень достает две монеты и предлагает Мойше выбрать. Тот, как всегда, выбирает пять. Учитель с удивлением спрашивает: — Почему же ты выбрал монету в пять шекелей, а не в десять? — Посмотрите, она же больше, господин учитель! После уроков учитель подошел к Мойше. — Неужели ты не понимаешь, что пять шекелей больше только по размерам, но на десять шекелей можно купить больше? — Конечно понимаю, господин учитель. — Так почему же ты выбираешь пять? — Потому что, если я выберу десять, они перестанут давать мне деньги!

Вы слышали, Мойша вчера открыл на Дерибасовской ювелирный магазин!
— Да? И шо было?
— Да ничего… Сработала сигнализация, и за ним приехали..

Еврея запустили в космос. Он там вращается на орбите. Трубный голос Левитана: «Работают все радиостанции Советского Союза! Полёт проходит нормально, все системы космического корабля работают в штатном режиме. Абрам Соломонович Финкельштейн ВПЕРВЫЕ чувствует себя ХОРОШО!!!»

— А вы знаете, что жизнь на Земле зародилась в Одессе?
— Как в Одессе?
— Ну так! В Писании что сказано? «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…» И где это, по-вашему, было, в Воронеже?!

Еврей, доехав до дома на такси, выходит молча из машины и начинает шарить по карманам, а под нос бормочет:
— Черт, кажется в машине кошелёк выронил…
Услышав это, таксист нажимает на газ и сматывается. Еврей, глядя вслед такси, ехидно говорит:
— А Рабинович был-таки прав, это действительно работает…

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЯКГЕЛЬ: зажигание (21.01) – 17.21, исход (22.02) – 18.32

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s