Home

Выпуск №165.                                                         Адар Алеф  5774 (02.2014 г.)

 

                                  Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Ки-Тиса
Левиафан

«И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали свидетельства… Народ же увидел, что Моше опаздывает, не сходит с горы. И собрался народ к Аарону, и сказали: «Встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами, ибо этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, – не знаем, что случилось с ним…» и сделал тельца литого… И сказали они: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской…» И встали они на другой день рано утром, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные, и сел народ есть, и пить, и поднялись люди веселиться. И сказал Б-г Моше (на горе Синай): «Ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца литого… А теперь оставь Меня, и возгорится на них гнев Мой, и истреблю Я их…» (Шмот, 31-32).

Что же вызвало столь сильный гнев Всевышнего? Ну, сделали тельца, чтобы он шел по пустыне перед ними, ну, назвали его божеством. Глупость. Разве стоит так сердиться на людей из-за глупости? Они поймут, они исправятся… А если и не поймут, ведь они же не сделали ничего плохого…

Да, современному человеку не так просто понять, почему идолопоклонство вызывает гнев Всевышнего и ненависть еврейского народа.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, начнем с начала: что есть идолопоклонство?

«Пусть не будет у тебя божеств других перед лицом Моим…»

О каких божествах идет речь? Как они могут быть, когда их нет?

Да, действительно, божеств нет – они существуют только в воображении человека, если, конечно, он верит в них. И в этом-то и заключается запрет Торы: верить, что есть нечто, чего нет. Верить в то, что чье-то существование не зависит от Б-га, и этот кто-то может действовать самостоятельно, в отрыве от единого источника жизни и сил. И как только вообразит человек, что кто-то существует сам по себе и действует исключительно благодаря своим силам – сразу же нарушит запрет Торы создавать божества.

Всевышний не похож на строителя, который, закончив работу, уходит в другое место. Сотворив мир, Он продолжает держать его в своих руках, поддерживая существование сущего и давая силы всему живому. И представить себе это не так просто. Народы мира придумали для себя облегченные варианты: Творец создал мир, но оставил свои творения, и те делают, что хотят. Так появилась вера в божества, олицетворяющие силы природы, управляющие жизнью людей. Одни народы поселили их на высоких горах, другие – на облаках. Божества извергают огонь вулканов, посылают дождь и бросают молнии. Веру в то, что Всевышний держит мир в Своих руках, поменяли на представление о земле, которая стоит на слонах, а те – на черепахе, а та – на еще одной черепахе. У человечества выработался мистический образ мышления: за каждым объектом: солнцем, океаном, деревьями, животными – скрывается сверхъестественное существо, управляющее им по своей воле.

Повзрослев, человечество перешло к философскому образу мышления: «я формирую свои представления на основе того, что я вижу, и на основе тех законов, которые я вывел». Но и это не помогло обрести веру во Всевышнего. Логика не позволяла связать конечный мир с бесконечным Б-гом.

Но если идолопоклонство – это неверные представления о Б-ге и Его связи с миром, то как же можно наказывать за мысли?

Так-то оно так, да есть исключения: за веру в то, что кто-то или что-то не зависит от Б-га, человек получает наказание от руки Небес. Если бы земной суд мог читать мысли, он бы тоже наказывал за идолопоклонство. Но он не может, и наказывает только за служение идолам: за совершение таких действий как принесение жертв, воскурений, преклонение коленей перед изваянием и т.п.

Но когда современный человек узнает о том, что кого-то наказывают за убеждения, в его душе возникает резкий протест. Ведь современное общество, стоящее на позициях свободы совести, признает за каждым право верить или не верить, во что он хочет, – лишь бы человек был хороший. И часто это срабатывает: человек живет, никого не беспокоит, а иногда делает и что-то хорошее.

Но сказали мудрецы: «Где идолопоклонство, там убийство и разврат» (Берешит раба, 53:9-10) – имея в виду, что человек на частном уровне может сохранить добро, а общество, в основе которого не лежит истинная вера, обязательно натворит много зла. И, как бы продолжая их мысль, Томас Гоббс, философ XVI века, представлял себе общество огромным зверем, которого он назвал Левиафаном. Он изображал его страшным хищником, каждая деталь тела которого состоит из добрых, улыбающихся человеческих лиц.

Поэтому за извращенные представления о Боге или неверие в Него, Небеса сурово наказывают людей, посылая им страдания и сокращая годы их жизни, а земной суд призван защищать общество от распространения ложных верований в среде народа.

Особую нетерпимость Тора проявляет к подстрекателю: к тому, кто склоняет людей к идолопоклонству. В качестве примера того, что один человек способен превратить общество людей, не обладающих верой, в чудовище, Тора приводит историю о Вавилонской башне, которую строили народы, объединившись под рукой царя Нимрода. Сначала все дружно работали во имя претворения в жизнь одной идеи: построив башню, подняться на небо и, вступив в войну с Б-гом, освободиться от Его власти. Но по прошествии времени кирпичи стали ценить больше, чем жизнь людей, и в среде строителей распространились зло, ненависть и убийства. Христианство, ислам, коммунизм и фашизм, распространившие извращенные представления о мире, являются примером превращения огромных масс в «Левиафана».

Если сыновья Израиля не будут хранить верные представления о мире и Б-ге –кто же сохранит ту точку опоры, которая сохраняет возможность исправить мир, истребить из него зло и жестокость?! И поэтому они были сурово наказаны за поклонение золотому тельцу, которого изготовили на сороковой день после того, как голос Всевышнего прозвучал для них с горы Синай. Три тысячи человек, приносивших жертвы и распростиравшихся перед идолом, были казнены. Многие из тех, кто радовался золотому изображению и веселился перед ним, погибли от тяжелой болезни.

И нам следует извлечь из этого простой урок: даже хорошие, самоотверженные люди не способны создать общество и государство, если они не обладают истинной верой. Если человек в одном- двух поколениях может быть хорошим без Б-га, то для общества это невозможно. Это особенно справедливо для избранного народа, живущего на святой земле.

Рав Зеев Мешков

Из «Книги нашего наследия».
Месяц Адар

Обычай, связанный с седьмым Адара, его смысл и происхождение

Во многих еврейских общинах принято, что седьмое Адара является днем Хевра Кадиша – «погребального общества», которое, в соответствии с названием, отвечает за погребение умерших членов общины.

Седьмого Адара все, кто имеет отношение к Хевра Кадиша, собираются вместе и устраивают праздничную трапезу, в которой участвуют и самые именитые члены общины. В этот день в Хевра Кадиша принимаются важные решения и делаются новые назначения, а также устраивается настоящий праздник для себя и всей общины.

Почему праздником для Хевра Кадиша стало именно седьмое Адара? Каково происхождение этого обычая?

Этот обычай прославляет народ Израиля и тех, кто посвятил свою жизнь исполнению заповедей.

Для тех, кто занимается обычными профессиями и ремеслами, ясно, когда они веселы и когда – печальны. Они веселы, когда у них много работы, и печальны, когда работы мало. Иначе обстоит дело с Хевра Кадиша. Хотя вся ее деятельность – исполнение заповедей как по отношению к мертвым, так и по отношению к живым, те, кто в ней работают, не могут радоваться, когда исполняют свои обязанности.

Когда же они радуются? Когда у них нет работы.

Но мы знаем только один случай, когда у них действительно не было работы и они не должны были исполнять заповеди, связанные с погребением покойного. Это произошло седьмого Адара, в день смерти Моше, погребением которого занимался сам Всевышний.

Кроме того, день седьмого Адара был выбран для празднования дня Хевра Кадиша еще и потому, что он никогда не приходится на субботу.

О точном исполнении закона

Чтобы убедиться в том, что Всевышний с абсолютной точностью отмеривает и взвешивает судьбы праведников, а также и в том, насколько серьезно проклятие праведника, вспомним еще одно событие из жизни Моше.

Когда Израиль согрешил, сделав «золотого тельца», и Всевышний разгневался на него, Моше, рискуя собой, спас еврейский народ, вымолив ему прощение. Он сказал Всевышнему: «И вот, простишь ли Ты их грех? И если нет – то сотри и меня из Твоей книги, которую Ты написал».

Мидраш учит:

«Проклятие мудреца, даже если оно несет в себе условие, которое не исполняется – исполняется все равно».

Откуда Мидраш делает такой вывод? Из истории этих слов Моше. Ведь несмотря на то, что Всевышний простил евреям грех создания «золотого тельца», имя Моше все-таки было стерто из одной из глав Торы – из главы Ве-ата тецавэ («Ты же вели»). В ней оно, как отметил рабейну Бехайей, не упоминается ни разу.

Но почему Всевышний выбрал именно эту главу для исполнения приговора, который вынес себе Моше? Потому, что почти в каждом году эта глава Торы читается в ту неделю, на которую приходится день седьмого Адара, день смерти Моше Рабейну, да почиет он в мире.

Пурим катан

В високосный год два месяца адара: адар алеф и адар бет. Пурим отмечается во втором адаре, т.к. согласно еврейской традиции, тот год, когда Гаман решил уничтожить еврейский народ, был високосным, и чудесное спасение наступило во втором по счету адаре.

В первом адаре – 14 и 15 числа отмечается Пурим катан. В эти полупраздичные дни не читают Таханун и «Ламенацеах» (и также нет Тахануна в минху 13 адара) и желательно несколько увеличить трапезу.

Существует также другое понятие Пурим катан – т.н. Местный Пурим. Его отмечают некоторые общины в память об их чудесном спасении, в тот день года, когда это произошло. Известно порядка ста таких событий. Один из наиболее известных – в испанском городе Сарагоса, в 1420 году.

В городе проводились парады в честь короля, на которых евреи должны были нести ковчеги со свитками Торы. На самом деле свитки вынимались, о чём и донёс один из вероотступников королю. Король отдал приказ на ближайшем параде проверить это. Однако в ночь перед парадом пророк Элиягу явился во сне служителям двенадцати синагог и посоветовал не вынимать свитки из ковчегов. Во время парада ковчеги были проверены и Торы оказались на месте. Доносчик был повешен. В память об этом событии установили ежегодный «Сарагосский Пурим», который праздновался 17–18 швата.

14 ноября 1541 года (4 хешвана) флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Евреям это грозило гибелью или крещением. Они постились, и стон их молитв доносился из окон синагог. Вдруг разразилась буря, и испанский флот погиб. Произошло это в субботу. С тех пор 4 хешвана отмечался Алжирский Пурим.

29 декабря 1690 года (21 тевета 5440 года) Анкона, морской порт Италии, был разрушен землетрясением. Еврейская община города чудесным образом избежала гибели. В память об избавлении в этот день празднуется Пурим Анкона.

25 августа 1743 года (4 элула) Сулейман-Паша после 83 дней осады отвёл свои войска от осаждаемой им почти три месяца Тверии. Через три дня он умер. С тех пор 4-7 элула евреи Тверии празднуют в эти дни местный Пурим.

Традиции Местных Пуримов устанавливались их раввинами.

Возвращение из Индии: «Вновь выпала душистая манна…»

Северо-восточная Индия
Две с половиной тысячи лет община Бней Менаше придерживалась еврейской традиции и исполняла заповеди Торы, память о которых хранила все эти годы. Но в конце 19-го века община подверглась влиянию христианских миссионеров. Они вынудили Бней Менаше изменить своей вере. Первые миссионеры прибыли в районы, где проживали Бней Менаше, после британского захвата Индии.

Превратить мечту в быль
Их деятельность в этих районах продолжалась с конца 19-го века до 1910 года. В отдаленных областях Индии, которые никогда прежде не были подвержены какому-либо христианскому или мусульманскому влиянию, миссионеры с изумлением обнаружили общину, члены которой знакомы с библейскими историями и верят в Единого Б-га — Б-га еврейского колена Менаше.

В молитвах общины «Бней Менаше» испокон веков говорилось о том дне, когда «наш старший брат Йеѓуда найдет нас и возвратит к нашим братьям в Землю Израиля». Миссионеры, узнав об этой молитве, коварно использовали ее в своих целях. Они представились Бней Менаше тем самым далеким «старшим братом», который пришел, чтобы спасти племя и возвратить его к исконной традиции, а также вернуть ему Священную книгу, утраченную им. Бней Менаше поверили и, движимые стремлением возвратиться в лоно народа Израиля, приняли христианство.

Именно еврейские корни и страстное желание возобновить связь с исконной еврейской традицией привели к тому, что они перешли в христианство. И как в другие периоды еврейской истории в других странах (например, в Испании и Португалии в годы инквизиции), так и в этом случае переход в другую религию не заставил членов общины забыть их происхождение и исконную веру.

Когда Бней Менаше обнаружили обман, они захотели вернуться к своим корням. Возвращению к вере отцов способствовал сон. Один из глав общины, господин Чала, поведал членам общины, что у него было пророческое видение, в котором к Бней Менаше был обращен призыв возвратиться к вере отцов. Это событие, которое имело место в 40-х годах двадцатого века, положило начало процессу возвращения Бней Менаше к иудаизму.

Члены общины, которые еще помнили, как их отцы и деды соблюдали обычаи Бней Менаше, оставили христианство и встали на путь духовного поиска и соблюдения заповедей. Важно отметить, что на этом этапе они восстановили ортодоксальную форму соблюдения заповедей иудаизма, которая принята в еврейском народе на протяжении всех поколений, и не вернулись к той синкретической форме, в которой соблюдали заповеди их отцы до появления христианских миссионеров. Сегодня Бней Менаше, живущие в Израиле, соблюдают заповеди иудаизма в их классической форме: молятся три раза в день, накладывают тфилин каждое утро, разделяются на тех, кто принял обычаи сефардов, и тех, кто идет по традиции ашкеназов… В вечернюю субботнюю молитву они вставляют мелодии рава Шломо Карлебаха (как принято во многих общинах Израиля), а на субботней трапезе поют песни Мордехая Бен Давида.

«Мы уже не потерянные»

Все жители районов Мизорам и Манипур, численность которых составляет около полутора миллионов человек, являются биологическими потомками еврейского колена Менаше, но только 7 тысяч человек ведут еврейский образ жизни и мечтают вернуться на землю отцов.

Первые обращения от Бней Менаше к еврейскому государству поступили в 1948 году. В этом году произошло два события, которые способствовали этому: было создано государство Израиль, а Индия получила независимость от Британской империи. В 1974 году главы общины обратились с взволнованным письмом к тогдашней главе израильского правительства — Голде Меир. В этом письме освещалась история общины Бней Менаше и излагалась просьба сделать все возможное, дабы приблизить членов общины к исконной еврейской традиции и возвратить их в лоно еврейского народа и в надел их отцов в Земле Израиля.
Вот выдержки из этого важного исторического документа: «Мы — сыны Израиля, ваши братья по крови, которые оплакивают Сион. Мы тоскуем по Земле Израиля и по паломничеству в Храм. Сегодня мы имеем высокую честь обратиться к Вам с этим письмом… Мы — одно из десяти потерянных колен, которые израильское правительство еще не обнаружило… Мы уверены, что мы уже не потерянные… Мы нашли свои корни, как обещал нам Всевышний».

Но Бней Менаше не получили ответа на свои официальные обращения, и только благодаря деятельности частных лиц и организаций, которые оказывали помощь Бней Менаше, связь с ними была возобновлена. Первым израильским раввином, который посетил Бней Менаше, был рав Элияѓу Авихайль. Он посетил общину в 1981 году (американский раввин Марвин Токарь посетил Бней Менаше еще в 1963 году).

Вопрос галахического статуса Бней Менаше, конечно, должен был рассматриваться величайшими галахическими законодателями нашего поколения, а также главными раввинами Израиля. Так же было в прошлом, как далеком, так и недавнем, когда в каком-нибудь уголке мира обнаруживались затерянные еврейские общины, как например, марраны, Бней Исраэль в Индии, караимы и т.д.

Так было и в данном случае. Организация Шавей Исраэль (которая занимается возвращением общин, утративших связь с еврейским народом, в лоно еврейства) обратилась в главному раввину Израиля, раву Шломо Моше Амару, с просьбой проверить галахический статус Бней Менаше относительно их принадлежности к еврейскому народу. Главный раввин послал комиссию, состоящую из судей Верховного раввинского суда — рава Циона Буарона и рава Амрама Эльхадада — которая вместе с представителями организации Шавей Исраэль (председателем которой является рав Михаэль Фройнд) отправилась в северо-восточную Индию, чтобы исследовать корни происхождения Бней Менаше.

Рав Элиягу Бирнбойм
Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. КИ-ТИСА: зажигание (14.02) – 17.08, исход (15.02) – 18.20

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s