Home

Выпуск №162. Шват 5774 (01.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.


ИДЕТ РЕМОНТ ЗДАНИЯ СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Мишпатим


Рабство в прошлом и настоящем

«Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на волю без выкупа…» (Шмот, 21:1,2).

Тора не отменила рабство, но ввела такие законы, которые ликвидировали его де-факто. Она запретила сыновьям Израиля покупать и продавать своих братьев. В рабство еврей мог попасть только по решению суда и только за то, что украл, использовал украденное и не смог вернуть его стоимость хозяину. Раба-еврея было запрещено бить и оскорблять, следовало заботиться о его семье и освободить его через шесть лет, дав подарок, который поможет ему устроиться в дальнейшей жизни. Раб из другого народа должен был пройти обрезание, и на нём лежала обязанность не нарушать запреты Торы и участвовать в пасхальной трапезе. Его нельзя было ни убить, ни нанести ему увечье, а будучи освобожден, он становился полноправным членом общества. Экономически рабский труд при таких законах становился невыгодным. И в Израиле ни в эпоху завоевания земли, ни в эпоху судей, ни в эпоху царей не было рабовладельческого строя. Все постройки, гораздо более внушительные, чем пирамиды, создавались свободными людьми. Это было и во времена Шломо, и во времена царя Ирода. Масштабность этого экономического чуда можно оценить только, если представить современное развитое государство, которое обходится без нефти и нефтепродуктов.

ЯВЛЕНИЕ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО


Рабство, как явление, отошло в прошлое. Законы стран стали более человечными, и в школах детей учат уважению к каждому человеку. И хотя общество не стало идеальным, оно поднялось на иную ступень развития по сравнению с древним миром. И это произошло благодаря влиянию Торы, изменившему сознание народов (но ни один из них до сих пор не выразил признательности еврейскому народу за неоценимую помощь, оказанную человечеству в подъеме на новую ступень развития).

Представим себе, что западный мир усвоил бы не ценности Торы, а взял бы за основу принципы греческой цивилизации. Аристотель называл раба одушевленным орудием, а орудие – неодушевленным рабом. И человечеству очень повезло, что его «Этика» не стала каноном для всего мира, как его представления о вселенной, которые завладели умами людей.

За отношением к рабу скрывается еще более серьезная проблема: отношение к человеческой жизни вообще. Не нужно забывать, что не только в Спарте, но и в Афинах убивали детей, если приходили к заключению, что ребенок недостаточно здоров, чтобы быть полезным для общества. И если бы сыновья Израиля не выстояли в борьбе с эллинизмом, отстаивая принципы Торы ценою своих жизней, то не было бы и современного общества, в котором декларируется равноправие, уважение к человеку и обязанность заботиться о сохранении каждой жизни.

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ…

Борьба за непреходящие ценности не закончена. Она будет продолжаться, пока мир не придет к своему исправлению. А пока только кажется, что принцип «человек создан по Образу и Подобию» ни у кого не вызывает возражения. И свидетельство тому та популярность и сила, которую обрел в современном мире ислам.

Еще РаМБаН говорил, что в отличие от христиан, с мусульманами не следует вести полемику. Он отмечал, что христиане признают истинность Торы, а мусульмане – нет. (Это не значит, что христиане осознали, что все, что у них есть хорошего, взято непосредственно из Торы, полюбили евреев, и стали нашими лучшими друзьями.)

Ислам утверждает, что евреи умышленно исказили текст Торы, внеся в него добавления: они записали, что человек создан по Образу и Подобию, в то время, как у Аллаха нет ни образа, ни подобия; добавили заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя», а также изобрели понятие святости брака и уважения к женщине. Истинной заповедью Торы, записанной так, как она была дана Моше, ислам считает «око за око, зуб за зуб». И палачи калечат людей, так как судьи не дали себе труда разобраться, что речь идет о денежной компенсации за нанесенное увечье. Телесные наказания и публичные казни на площадях – неотъемлемая часть жизни мусульманских стран. И эти законы преподаются в школах, как абсолютная, данная с Небес, истина.

Не поняв, что Всевышний, присутствуя повсюду и управляя всем, тем не менее, дает человеку свободу выбора, ислам провозгласил: «Если Б-г – все, то человек – ничто». И это привело их к утверждению, что все предопределено, а поэтому нет смысла беречь ни свою жизнь, ни чужую. Человек, с точки зрения ислама, – неисправимое зло. Он может сделать что-то хорошее, только повинуясь правителю, который знает, как воплотить в жизнь волю бога. Такие представления позволяют вербовать террористов-самоубийц и отправлять их в толпу с взрывчаткой.

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН

Некоторые европейские политики начали осознавать, что борьба за существование и благополучие Израиля – это борьба за существование их стран. Израиль начинают рассматривать как передовой фронт борьбы с «детьми пустыни», которые разрушают и превращают в пустыню все, что их окружает, все, что им встречается в жизни.

Это не первый случай в истории, когда на наши плечи ложится обязанность решать мировые проблемы. В свое время сыновьям Израиля было велено уничтожить кнаанские племена, которые отличались от окружающих народов тем, что приносили в жертву детей. Если бы не были уничтожены их города и капища, то идея принесения детей в жертву распространилась бы по всему миру. Доказательством этому может служить то, что остатки ханаанских племен предприняли попытку стать империей, определяющей судьбы мира. Они расселились на побережье и на островах Средиземного моря и создали одно из самых мощных государств Древнего мира. И только в 146 г. до н.э. Рим одержал над ними победу. Но до того, как была разрушена их столица Карфаген, ее жители принесли в жертву триста детей, чем привели в ужас даже римлян. По милости Своей Всевышний уничтожил злодеев руками злодеев.

ПЕСОК МОРСКОЙ

Не случайно Тора сравнивает сыновей Израиля с морским песком. Мидраш утверждает: «Положил Всевышний границы морю, и сколько бы его волны не пытались захлестнуть берег, они наталкиваются на песок и откатываются назад». Волны – это разрушительные идеи народов мира, а песок – это мы, призванные не дать им распространиться.

Мы не созданы для того, чтобы наступать, но и позволить прорвать оборону мы не можем. За нами никого. Ведь даже после того, как Всевышний обещал не приводить в мир потопа, угроза уничтожения человечества не исчезла. Не нужно заливать сушу водой, не нужно посылать огонь с небес: если сыновья Израиля не будут держаться за Тору и отстаивать ее идеалы, то люди уничтожат сами себя.

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ

В этой борьбе самое главное – не потерять уверенность в своей правоте. Но, к сожалению, израильтяне, как обычные люди, так и деятели науки и искусства, а также политики не понимают, насколько важно для всех стран, чтобы мы отстаивали свои идеалы.
Об этом писал израильский поэт Натан Альтерман:

«И тогда сказал Сатан: «Как мне одолеть этот народ? У него и отвага, и способности, и умение; И оружие у него, и военным искусством владеет он».

Сказал Сатан: «Не забрать мне у него силы, не надеть мне на него узду, не посеять мне страх в среде его, не ослабить мне его рук, как раньше. Вот что я сделаю: затуманю я разум его, и забудет он, что правда на его стороне».

Рав Зеев Мешков

Раввин Авраам Ицхак Кук


Земля Израиля.

Земля Израиля — это не внешний аспект для еврейского народа. Она — не имущество, которое приобретается для достижения каких-либо конкретных целей. Земля Израиля — это самостоятельный аспект, который неотделим от народа и связан с ним живой связью. Она сообщает народу особые положительные качества и неразрывно связана с самим его существованием. И поэтому, опираясь на рациональность человеческой логики, невозможно постичь сущность Земли Израиля — ее святость. Также невозможно выразить в мире действия любовь к этой Земле. Сила, позволяющая постичь эту сущность, может быть сообщена только духом Вс-сильного, пребывающим на всем народе целиком. И это может произойти только после того, как проявится глубинное качество здоровой души [народа] Израиля, которая пронизывает своими лучами все ощущения и которая [в свою очередь] озаряется отблеском самых высоких уровней духовности, наполняющих жизнью и блаженством сердца людей, освятившихся через понимание главной идеи и глубины еврейской мысли.

Нет никакого рационального зерна, достойного сохранения, в теории, доказывающей, что Земля Израиля является неким внешним аспектом, необходимым для объединения народа (проживающего в разных местах), позволяющим укрепить мировоззрение, выработанное евреями за время их пребывания в странах рассеяния, сохранить дух еврейской жизни в изгнании и унаследовать в должном виде обретенную там веру, трепет перед Небесами и всю силу соблюдения практических заповедей. Здание, воздвигаемое на подобной основе, представляет собой шаткое сооружение. Его даже приблизительно нельзя сравнивать с прочной постройкой, которая должна быть возведена на твердой почве Земли Израиля. Настоящая адаптация еврейского мировоззрения, выработанного в странах рассеяния, произойдет только в том случае, если оно глубоко погрузится в Землю Израиля и, благодаря надежде на Землю Израиля [на возрождение в ней], обретет свои сущностные качества. Ожидание спасения — это сила, поддерживающая существование не только еврейского мировоззрения, но и самой жизни в изгнании. Еврейское мировоззрение и жизнь в Земле Израиля – само спасение.

Из-за удаления от знаний тайного смысла Торы, наше понимание святости Земли Израиля стало туманным. Из-за отчуждения от Б-жественной тайны свойства высших сущностей, характерные для глубин жизни, порождаемой Высшим источником, становятся чем-то второстепенным, не затрагивающим глубины души. И это само по себе лишает нас самой большой силы, коренящейся в душе всего народа в целом и каждого еврея в отдельности, и галут как таковой (пребывание в изгнании за пределами Земли Израиля и все особенности еврейской жизни и еврейского характера, порожденные зависимым положением евреев в странах рассеяния) начинает казаться милым и дорогим. Это объясняется тем, что тот, кто постигает только открытую сторону Торы, никогда не испытывает недостатка от того, что он лишен земли, государства и всего того внутреннего содержания, которое обретает народ в те периоды, когда построены все его структуры (общественные, экономические, политические, военные, законодательные, общеобразовательные и т.п.; в странах рассеяния евреи не поднимаются выше общинных структур). Основа (иудаизма) — напряженное ожидание спасения для такого человека (знакомого только с открытой частью Торы) представляет собой побочное явление, которое ни коим образом не сочетается с той глубиной, которая необходима для понимания иудаизма. Это само по себе свидетельствует о недостаточности того понимания, к которому можно прейти с помощью любого метода изучения Торы, основывающегося исключительно на постижении ее открытой части. Все подобные методы не дают человеку достаточный для него запас жизненных сил.

Ни в коем случае нельзя отрицать значимость всех представлений и понимания вещей, достигнутых за счет прямоты человека и его чувствительности к изучаемым (открытым) аспектам Торы и ощущения сопричастности всему тому, что описывается в ней, а также благодаря его трепету перед Небесами. То, что должно вызывать резкий протест, и то, с чем следует бороться, — это стремление отбросить тайный смысл Торы и непризнание того, что его изучение оказывает огромное влияние на духовное состояние нации. Подобные тенденции — катастрофа, и мы должны воевать против их распространения, вооружившись мудростью, святостью, силой и пониманием ситуации.

Еврейские притчи

Полдела.

Один Раввин перед праздником Песах обходил жителей местечка, чтобы набрать денег и помочь беднякам организовать Седер. Вечером он вернулся домой и на вопрос жены, как идут дела, ответил, что поставленную задачу решил уже на половину.

— Сколько же ты собрал? — поинтересовалась жена.

— Нисколько, — ответил раввин, — но я сделал полдела. Бедные уже готовы получить помощь. Осталось найти в местечке богатых, которые эту помощь окажут.

Полная картина.

Всю жизнь прожили два брата за высокой городской стеной, никогда не видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в деревню.

Шли братья по дороге и увидели пашню, на которой работал земледелец. Глядели они на него и удивлялись:

— Что он делает? Раскапывает землю и оставляет на ней глубокие полосы! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зелёной травой?
Потом они увидели, как он бросает в борозды зёрна.

— Сумасшедший какой-то! — воскликнули они. — Берёт хорошую пшеницу и бросает в грязь!

— Не нравится мне деревня, — сказал раздражённо один из братьев, — странный народ тут живёт.

И он вернулся в город.

А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он заметил разительную перемену. Засеянное поле начало покрываться молодой зеленью, ещё более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приехал не мешкая, и сам посмотрел, какие чудесные перемены произошли в деревне.

Брат приехал и впрямь восхитился.

Шло время, и зелёные побеги становились золотыми колосьями. Теперь оба поняли, для чего трудился земледелец. Когда пшеница совсем поспела, принёс он косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал:

— Он ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все эти месяцы, выращивая чудную пшеницу, а теперь своими руками срезает её! Что за глупость! Смотреть тошно! Ухожу обратно в город!

А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от мякины, и пришёл в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто крат больше, чем посеял. Только теперь ему стало ясно до конца: во всём, что делал земледелец, были своя цель и здравый смысл.

Так же и с Б-гом. Все Его замыслы — нам на благо. Но смертный, видя малюсенькую часть Его творения, не может постичь всей сущности и смысла деяний Вс-вышнего.

Перемена мест.

Три года Зуся и Элимелех провели в странствиях. Они хотели разделить участь Божественного Присутствия в изгнании и обратить к Богу заблудшее человечество. Как-то они ночевали на одном постоялом дворе, где справляли свадьбу. Гости на свадьбе оказались шумными и задиристыми, да к тому же выпили чрезмерно. Увидев дремавших в уголке бедных странников, они решили позабавиться. Зуся лежал с краю, а Элимелех — у стены, поэтому разбушевавшиеся гости схватили Зусю, стали его толкать и бить, а затем, вконец измученного, бросили на пол. Сами же тем временем пошли плясать. Элимелех удивился, что его не тронули. В глубине души он позавидовал тому, что брат пострадал, а он нет. Поэтому Элимелех сказал:

— Дорогой брат, давай-ка я лягу на твоё место, а ты — на моё, где спокойно выспишься.

Так они поменялись местами.

Гости же тем временем кончили плясать, и у них опять появилось желание позабавиться. Они пошли хотели схватить Элимелеха. Но один из гостей сказал:

— Это не по правилам! Давай-ка и другому окажем подобающую честь!

Поэтому они выволокли Зусю из его угла и снова его отдубасили, приговаривая:

— Вот и тебе свадебный подарочек!

Когда Зусю наконец оставили в покое, он засмеялся и сказал Элимелеху:

—Так-то, дорогой брат. Если человеку суждено получить удары, он их получит, независимо от того, где он находится.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. МИШПАТИМ: зажигание (24.01) – 17.29, исход (25.01) – 18.44

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s