Home

Выпуск №161. Шват 5774 (01.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
ИДЕТ РЕМОНТ ЗДАНИЯ СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Самая тяжелая работа

«Когда выведешь народ из Египта – вы совершите работу для Всесильного на этой горе» (Шмот 3:13). Самая тяжелая работа на свете — не месить глину и обжигать кирпичи, а говорить с Творцом. Выдержит ли человек? Не исчезнет ли он, как мгновение перед лицом вечности? На пятидесятый день после исхода была дарована Тора. Тора — раскрытие Лица. Дарование Торы подобно заключению брака. Юноша передает девушке кольцо и в этот момент раскрывает свое, идущее из глубины сердца, желание — быть с ней и доставлять ей радость. И приобретает ее. Вернее, обретает, потому что отдал себя. И она — в ответ — дарит себя.

Жену нельзя приобрести подарком. Кольцо — выразитель желания. Желания добра. Неблагодарность (когда нужен только подарок, а подаривший, его стремления, намерения, доброта, светящаяся в его глазах, неинтересны) — разрывает связь между подарком и подарившим. Добро, не вызвавшее отклика, — попусту растраченный потенциал. Дарование Торы — раскрытие желания блага, которое проявляется как свет Лица. Все вышедшие из Египта и пересекшие пустыню хотели быть свидетелями раскрытия Б-жественного лица. Но все ли могут выдержать, все ли способны воспринять мировое благо? Благо — как раскрытие Лица. Как сущностное качество Творца. Как Тору. Как жизнь. «И было на третий день после прибытия на стоянку у горы Синай, когда настало утро, и были раскаты грома, и молнии, и облако, и очень сильный звук шофара, и задрожал весь народ, который в стане. И вышел Моше с народом навстречу Всесильному из лагеря, и остановились у подножия горы, а гора Синай — вся дым, потому что спустился на нее Б-г в огне…» (Шмот, 19:17-18).

Когда Бесконечное единственный раз захотело вторгнуться в этот мир, избрав Синай своими воротами, ничто из всего сотворенного не смогло вместить его. Гора превратилась в дым — материя начала исчезать. Буквы «аин», «шин», «нун» составляют слово «ашан» («дым»). Они же — аббревиатура слов «олам, шана, нефеш» – пространство, время, душа. Дарование Торы явилось настолько сильным раскрытием бесконечности, что составляющие реального мира – пространство и время – начали исчезать. А душа стала еще более мощным потоком света, направленным к сердцу, чтобы помочь ему раскрыться и увидеть все окружающее как Б-жественный рассказ: когда Рассказчик рядом и вот-вот раскроется в мире во всей силе и великолепии.

«Приподнимите свои притолоки, ворота, приподнимитесь, двери мира, и войдет Царь во славе Своей…» (Тегилим, 24:9-10). Голос зазвучал с горы Синай как трубный звук шофара, и превратил ее в дым, в материю, находящуюся на грани исчезновения. А когда раздались первые слова, они полились отовсюду. Весь мир задрожал и готов был рассыпаться, как глиняный горшок во время землетрясения. «Голос Б-га в полной силе. Голос Б-га во всей красоте. Голос Б-га ломает кедры, изломает в щепки Б-г кедры ливанские и заставит их прыгать, как тельцов, Леванон и Сирйон — как быка молодого. Голос Б-га высекает языки пламени. Голос Б-га приводит в содрогание пустыню, сотрясает Б-г пустыню Кадеш. От голоса Б-га разродились лани и облетела листва в лесах, и во дворце Его все говорит: Слава!» (Тегилим, 29:4-9). Голос, сотрясающий мир до его основания, — дарование Торы. Проникающий повсюду и делающий границы несущественными, он подобен не знающим преград водам потопа. По мере его нарастания все отчетливее проявляется единство всех творений, указывающее на единство Творца, Который становится Царем: «Б-г воссел на престол во время потопа, в момент дарования Торы, и воссядет Б-г, чтобы царствовать над миром» (Тегилим, 29:10). Дарование Торы – благо для Израиля: «Б-г даст силу народу Своему, Б-г благословит народ Свой миром» (Тегилим, 29:11).

А для других народов, решивших, что они погибнут из-за прорыва духовности, — это потоп. «Когда Всевышний дал Тору Израилю, голос Его прошел от конца мира и до конца его. Всех царей-неевреев охватила дрожь в их дворцах. И сказали они песнь, а потом собрались все у Билъама-злодея и спросили его: «Что за страшный гул мы слышали? Не потоп ли это надвигается?» Сказал он им: «Поклялся Пресвятой, благословен Он, что не приведет больше потопа». «Может быть, Б-жественная клятва не позволит затопить мир водою. А огнем Он сможет затопить мир?» — «Поклялся Он, что не истребит всякую плоть». – «Так что же за страшный гул мы слышали?» — «Есть у Него одна любимая драгоценность… и Он хочет дать ее Своим детям» (Звахим, 116а).

Когда же зазвучал голос: «Я – Б-г, Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», — полнотой Своего бытия он лишил реальности и небеса, и камни пустыни. И человека. И когда каждый ощутил всем своим существом, что нет другой реальности, кроме Б-га, и Он — начало и конец всего, вселенную наполнили слова: «Пусть не будет у тебя богов других…»

Рав Зеев Мешков

Раввин Авраам Ицхак Кук.

Раввин Авраам Ицхак Кук (7 сентября 1865, Грива, Латвия — 1935, Иерусалим). Крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века. Создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой, создание Государства Израиль является началом мессианского избавления.

Занимал должности раввина Яффы (1904—1914), раввина Иерусалима (1920—1921) и стал первым главным ашкеназским раввином Страны Израиля (1921—1935).

Биография

Родители происходили из семьи раввинов. Его отец, раввин Шломо Залман, происходил из семьи «литваков», мать Перла Злата из семьи любавических хасидов.

Ещё в детстве юный Авраам Ицхак проявил выдающиеся способности, в 9 лет отец забрал его из хедера, так как тот перерос всех учителей, и занялся его обучением сам. К 11 годам Авраам Ицхак написал свою первую книгу — комментарии к Псалмам. В 13 лет переехал в Люцин к дяде своей матери, раввину Элиэзеру Дон-Ихье, занимался у него и у раввина Якова Рабиновича. В 1880 вернулся в Гриву, учился у своего отца и Реувена га-Леви — раввина Двинска 1883 в Сморгони у раввина Хаима Авраама Шапиро. В 1884—1888 продолжил учёбу в йешиве Воложин, центральной йешиве литовского еврейства у раввина Нафтали Цви Иегуды Берлина.

В 1885 женился на Бат-Шеве Алте, дочери раввина Элиягу Давида Рабиновича-Теомим (Адерет), раввина Паневежиса. Адерет оказал сильное влияние на рава Кука, и они всю жизнь были духовно близки. В 1888 назначен на должность раввина Жеймели. В 1897 — Бауска.

В 1904 раввин Кук репатриировался в Палестину, где был назначен на должность раввина Яффо и Нового Ишува (еврейского населения Страны Израиля). В 1914 г. выехав в Европу на съезд Агудат Исраэль, из-за войны не смог вернуться обратно в Страну Израиля. Назначен раввином в Лондоне. В этот период начались разногласия рава Кука с движением Агудат Исраэль. В тоже время он полемизировал и с деятелями движения Мизрахи. На основе своих идей попытался создать движение Дегель Йерушалаим, но движение не получило распространение. Последователи раввина Кука в конечном итоге примкнули к движению Мизрахи, став в нём наиболее влиятельным течением.

В 1919 году вернулся в подмандатную Палестину. Был приглашен на должность раввина Иерусалима (1919). В 1920 на съезде раввинов подмандатной Палестины избран первым ашкеназским главным раввином. Как результат, раввин Йосеф Хаим Зоненфельд, придерживавшийся отрицательного отношения к сионизму, отказался признавать авторитет главного раввината и в том же году создал и сам возглавил Эда Харедит — отдельную религиозную общину, с отдельной системой школ и кашрута. Во время своей жизни в Иерусалиме Кук создал йешиву Мерказ а-Рав, которая стала основным учебным заведением, готовящим раввинов и общественных деятелей национально-религиозного направления.

В последние годы своей жизни активно участвовал в оправдании Ставского, обвиняемого представителями Хаганы в убийстве Хаима Арлозорова (1933).

Умер он в 1935 году. В последний путь его провожали десятки тысяч, среди которых были все крупные раввины и общественные деятели.

Учение р. Кука

Каббала как основа учения

Фундаментом учения рава А. И. Кука является Каббала, которая, фактически, составляет основу религиозного сионизма. Последователи школы р. Кука на сегодняшний день является самой большой религиозной группой в Израиле.

Каббала, в представлении р. Кука, является «Диалогом Б-га с еврейским народом». Он рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть даёт «социологическую проекцию Каббалы»). Вместе с тем, р. Кук рассматривает людей не как «исходно пустые сосуды, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Согласно этому подходу, лишь реализуя творческий потенциал своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

Концепция раввина Кука об уровнях диалога с Б-гом

Раввин Кук объясняет, что в вопросе понимания жизни как Диалога с Б-гом в иудаизме имеется не одна (обычный уровень монотеизма), а две центральные идеи. Первая — это изложенная выше идея индивидуального диалога человека с Б-гом; а вторая идея — это общенациональный диалог человека с Б-гом, то есть то же самое, но на уровне не только индивидуума, но и народа. Иными словами, народ как единое целое во всех своих поколениях тоже является Личностью, народ имеет свободу выбора, может поступать хорошо или плохо, может действовать, — и его решения и действия — это то слово, которое народ хочет сказать Б-гу, а то, что происходит с народом, есть слово Б-га, обращенное к нему. И если в индивидуальном случае Диалог развивается в рамках индивидуальной биографии, то в общенациональном плане Диалог разворачивается в течение многих столетий национальной истории.

И поскольку Диалог с Б-гом это, прежде всего, не наши слова и не наши молитвы, но наши действия, — то, для того, чтобы народ мог войти в полноценный диалог с Б-гом, народу требуется возможность действовать как единое целое, а для этого нужен национальный организм, национальное тело, та или иная форма государства, без него диалог не может быть полноценным. (Точно так же как если душа человека не имеет телесной оболочки, то есть «душа находится в загробной жизни», то она не может вести с Б-гом полноценный диалог, так как не может принимать решения и действовать.)

В применении к еврейскому народу из этого следует, что сионизм и создание Государства Израиль возвращают еврейский народ в рамки полноценного общенационального диалога с Б-гом. Главное религиозное значение Государства Израиль не в том, что в Израиле соблюдается Шабат и кашрут (хотя и это, конечно, тоже важно), — а в том, что само создание Государства заставляет еврейский народ принимать решения и действовать как единое целое, и этим оживляется наш общенациональный диалог с Б-гом. Общенациональные действия создают общенациональную ответственность; и это не только продвигает народ и воспитывает его, но и дает возможность осознать «общенациональный уровень монотеизма» для того, чтобы дальше передавать его человечеству.

Раввин Кук объясняет, что соотношения идей индивидуального и общенационального диалога с Богом изменялось в ходе четырёхтысячелетней истории еврейского народа. В начале, в эпоху праотцов и дарования Торы, были заложены обе эти идеи, и во времена ТаНаХа (до V века до н. э.) эти оба вида диалога проявляются и развиваются. Однако все человечество в целом не могло воспринять сразу оба эти уровня Диалога, оно еще не было готово к этому. Поэтому во времена Второго Храма осознание индивидуального диалога сохраняется в еврейской культуре, а чувство общенационального диалога с Б-гом постепенно разрушается, так что к концу эпохи Второго Храма оно почти совершенно исчезает (вследствие чего и распадается еврейское государство). Именно в этот момент из иудаизма исходит христианство, которое несет человечеству идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, и оно начинает распространять еврейские идеи по человечеству. Далее к этой работе подключается ислам, который несет идеи монотеизма другой части человечества. Еврейский же народ, уйдя в изгнание и рассеяние, почти полностью теряет уровень общенационального диалога с Богом и концентрируется на исправлении себя на индивидуальном уровне.

Потеря общенационального уровня Диалога является также и причиной, по которой в эпоху диаспоры, с III по XIX вв., более полутора тысячелетий, еврейский народ не мог внести такой вклад в мировую цивилизацию, который был бы сравним с нашим вкладом в цивилизацию во времена нашей жизни в Стране Израиля с XIV века до н. э. по II век н. э., выразившимся в создании Библии, заложившей духовные основы Западной культуры.

В наше время, по мнению раввина Кука, эти процессы подошли к своему завершению, то есть человечество постепенно переварило идею монотеизма на уровне индивидуального диалога с Богом, это стало понятным для человечества в целом, а евреи за это время исправили себя на индивидуальном уровне. Пришла пора, по его словам, начать передавать человечеству вторую порцию Божественного света. Для того, чтобы это стало возможным, возник сионизм, который строит государство Израиль, и еврейский народ снова попадает в ситуацию общенационального диалога с Б-гом. И хотя сионизм этого совершенно не планировал, и несмотря на то, что еврейский народ, по крайней мере, на сознательном уровне, зачастую этого не хочет — народ вынужден (то есть наличие Государства Израиль и то, что с ним происходит, заставляет его) начать вести и постепенно осознавать этот диалог с Б-гом, чтобы затем передать его человечеству. В этом будет проявляться дальнейшая реализация еврейской миссии (или, что то же самое, еврейской избранности), — которая, как нам формулирует ее пророк Исайя, состоит в том, чтобы быть «светочем для народов мира», продвигать человечество.

Кроме общенационального уровня диалога с Богом раввин Кук дает нам представление также и о Диалоге Б-га с человечеством как единым целым, но этот «общечеловеческий диалог с Богом», не отменяет, а дополняет общенациональный диалог каждого народа, и может быть построен только на его основе.

Концепция «Продолжающегося откровения»

Если Б-г ведет диалог с народом как с единым целым, и тем более со всем человечеством (а не только отдельные диалоги с каждым индивидуумом), то это один общий диалог на всем протяжении истории народа, длящийся во всех его поколениях. И если это действительно живой диалог, то в этом диалоге Б-г должен продолжать говорить что-то что будет новым для всего народа, что раньше не было открыто людям. (Если Б-г не говорит ничего нового, то на самом деле диалога нет, а есть только имитация диалога со стороны Б-га — в чем мы Его, конечно не подозреваем). В индивидуальном диалоге открывается новое для индивидуума, в общенациональном — новое для всего мира. Иными словами, из идеи общенационального диалога естественным образом следует концепция Продолжающегося Откровения, идущего в самом ходе исторического процесса. Для этого Откровения совсем не обязательны чудеса или пророки; Б-г говорит с нами в самом ходе истории, в ходе развития цивилизации, через то что происходит с народом и с человечеством.

Но если мы рассматриваем ход истории, развитие культуры и цивилизации как Продолжающееся Б-жественное Откровение — то это означает, что у нас есть не один источник Откровения (как обычно считается в религии), а два. Первый источник откровения — это исходное раскрытие Б-жественности, происходящее при возникновении религии — при праотцах, и Даровании Торы на горе Синай; и содержание этого Откровения передается нам через традицию. Но кроме этого «исходного Откровения» есть еще и «текущее» Продолжающееся откровение. Бог не устранился из истории, Он продолжает говорить с еврейским народом и человечеством; и это Откровение проявляется в ходе развития всех аспектов культуры, науки, этики, общества, социума и государства. Таким образом, это развитие не только не только имеет духовную ценность, но и более того — содержит в себе Откровение; и поэтому мы должны постоянно стараться понять, что именно Б-г в ходе истории хочет сказать нам.

При этом, разумеется, мы не можем отбросить ничего из Исходного Откровения — ведь оно представляет собой слово Б-га, а Б-жественное Слово не отменяемо. Но и мы не можем отвернуться также и от Продолжающегося Откровения, раздающегося в ходе истории — ведь мы, как религиозные люди, не хотим пренебречь тем, что Б-г хочет нам сказать. Поэтому мы должны полностью сохранить все аспекты религии (= ортодоксальность), и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире (= модернизм), и стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся Откровением (= ортодоксальный модернизм).

Суметь интегрировать эти два вида откровения так, чтобы не потерять ни того, ни другого — это необычайно сложная и творческая задача, ввиду которой творческий импульс (а творчество, наверное, есть самый Б-жественный аспект человека как «образа и подобия Б-га», и неслучайно первое описание Б-га, которое дает нам Тора в самом начале книги Бытия, это «Б-г как Творец») — инсталлируется в самую сердцевину религиозного мироощущения.

Ортодоксальная модернизация и программа развития иудаизма

Раввин Кук не только декларирует необходимость ортодоксальной модернизации, но он также дает схему этой модернизации и разрабатывает ее механизм. Этот процесс развития иудаизма путем «извлечения искр Б-жественного света из современных нерелигиозных идеологий». Более того: раввин Кук даже дал свою программу развития иудаизма на ближайший исторический период, порядка пары столетий. Подобная вещь — разработка программы развития религии — является совершенно уникальной.

Видение мессианского избавления

Раввин Ц.-Г. Калишер, провозвестник идеи религиозного сионизма (1860), рассматривал создание еврейского государства как начальную стадию мессианского процесса. Тем самым, уже в его подходе концепция «Машиаха» становится не только эсхатологической, но и возвращается в рамки текущей истории. Однако, в учении раввина Кука проблема соотношения реального «светского» сионистского движения и мессианского процесса получает гораздо более широкую разработку.

Основные элементы революционных идей раввина в этой области следующие:

a) Концепция двух стадий мессианского процесса — Машиах бен-Йосеф и Машиах Бен-Давид.
b) Динамика соотношения религиозных и нерелигиозных групп в сионизме и в процессе развития Государства Израиль (Арпилей Тогар § 247).
c) Понятие «Мессианский свет», как категорию «Хесед», дающий возможность положительно оценить всевозможные различные течения в современной жизни (Арпилей Тогар § 184).
d) Машиах как стадия развития еврейского народа. Анализируя стих из пророка Иеремии «Машиах — дыхание уст наших…», рав Кук разрабатывает концепцию, согласно которой приход Машиаха — это не «вмешательство извне», а наше собственное продвижение.

(По материалам сайта «Ежевики»)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. БЕШАЛАХ: зажигание (17.01) – 17.17, исход (18.01) – 18.34

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s