Home

Выпуск №160. Шват 5774 (01.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ –
НОВЫМ ГОДОМ ДЕРЕВЬЕВ!
МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО ГОДА НАЧИНАЮТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Бешалах – Шабат Шира

Короткий путь

«И было, когда Паро отпустил народ, Б-г не повел их по дороге через землю Плиштим, ибо коротка она; потому что Б-г сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет…» (Шмот, 13:17).

Не повел – но хотел повести. Иначе зачем бы Тора упоминала об этом?

Желание Всевышнего – привести еврейский народ в Землю в кратчайший срок. И если бы сыновья Израиля не опустились в Египте на 49 ступеней нечистоты, то не потребовалось бы совершать все переходы по пустыне, чтобы, добравшись до горы Синай, внимать голосу Всевышнего. Тора – лекарство, исцеляющее внутренний мир человека, раскрывающее в нем прекрасное начало. Но для того, чтобы ее воспринять, необходимо обладать чистой душой – ведь, в конечном итоге, высокие сущности человек воспринимает не разумом, а пропускает через глубины своего существа. Заколдованный круг: каждый воспринимает Тору в меру своей душевной чистоты или испорченности, но не может очистить себя без Торы.

Всевышний, по милости Своей, сделал чудо: 49 дней до горы Синай стали 49 воротами, через которые Он провел еврейский народ, освобождая их от заимствованных у египтян понятий, представлений и жизненных привычек. Переход от одного духовного состояния к другому – еще большее чудо, чем переход границ Египта. Мидраш «Шохар Тов», говоря об отделении еврейского народа от египтян, приводит в пример плавильщика, очищающего золото, и пастуха, помогающего скотине при родах: «Так же, как плавильщик протягивает руку и берет золото из печи, и как пастух засовывает руку в утробу скотины и вынимает плод – так вывел Всевышний народ из Египта». Все чуждое, проникшее в среду народа за период рабства, похоже на примеси, которые выжигаются огнем.

Поколение Исхода опустилось на 49 ступеней нечистоты, и поэтому было выведено в поспешности, ибо пятидесятая ступень – последняя, и с нее нет возврата. Родившиеся в Египте хотя и не настолько погрязли в идолопоклонстве, но во многом разделяли мировоззрение и представления о жизни, существовавшие у их поработителей. Они были связаны с их обычаями и культурой так же, как теленок пуповиной связан с коровой. Но чудо исправления еврейских душ, пишет МаГаРаЛь в книге «Гвурот га-Шем», оборвало эту связь: рука Всевышнего очистила души в момент наказания первенцев, на протяжении 49 дней пути по пустыне, тогда, когда расступилось море и начал выпадать манн, и, наконец, у горы Синай, когда прозвучали слова: «Я Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства». Изменения, произошедшие с сыновьями Израиля, были подобны рождению нового человека.

И все же могли ли евреи реализовать себя как избранный народ без всего того, что было даровано на горе Синай – не услышав от Моше свод Б-жественных законов, на которых держится мир? РаМБаН полагает, что теоретически это было возможно. Евреи могли направиться в Землю Израиля прямой, короткой дорогой, минуя этап странствий по пустыне и гору Синай, при одном условии: они должны были обладать абсолютной чистотой души. Чистая душа способна воспринимать окружающую действительность как сад Всевышнего и позволяет сердцу биться в унисон с импульсами Его воли. И лишь из-за того, что евреи спустились в Египте на «49-ю ступень нечистоты», этот путь стал для них невозможным.

Когда сыновья Израиля совершили грех золотого тельца, прозвучали слова Творца: «Иди, спускайся, ибо испортился народ твой» (Шмот, 32:7). Дарование Торы не завершилось – ее раскрытие было приостановлено. Моше разбил первые скрижали, и, несмотря на то, что позже он вернулся на Синай, с этого момента даже для него стало невозможным принять здесь Тору полностью, на таком же высоком уровне, как до разбития скрижалей. Принятие Торы был призван завершить Йегошуа – но не у горы Синай, внимая словам Творца, а в Земле Израиля, путем ее завоевания и преобразования. Жизнь в ней должна быть наполнена чистотой и святостью. Тора Йегошуа – это живущее в сердце ощущение постоянного Б-жественного Присутствия: в каждом дуновении ветра на Святой Земле, в каждом цветке и каждом созревшем плоде. В таком Учении – залог победы над врагами, ибо побеждает вера. Именно так происходит получение Торы в Земле Израиля: она объединяет в себе силы всех других земель, соотносясь с ними, как общее соотносится с частным. А там, где возможна общность, цельность и единство, – там происходит соединение духовного мира, не терпящего раздробленности и расколов, с миром материальным.
Тора Моше также могла стать Торой Земли Израиля – прикоснуться и войти в сердца евреев. Границы святости могли пройти иначе. При первом разговоре Моше с Творцом у горы Хорев (она же — гора Синай), когда зазвучал голос из сердцевины огня, ему было сказано: «Сними обувь свою, потому что на Святой земле стоишь ты» (Шмот, 3:5). Теми же словами воспользовался ангел, разговаривая с Йегошуа в Земле Израиля: «Сними обувь твою, потому что на Святой земле стоишь ты» (Йегошуа, 5:15).

Рав Зеев Мешков

НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ.

Уважаемые читатели! Мы поздравляем вас с наступающим Новым Годом Деревьев, который приходится в этом году на 15-16 января. Вот небольшая статья об этом празднике.

1. Новый год для урожая с деревьев

В еврейском календаре несколько «новыx годов». Осенью мы празднуем Рош га-Шана — счет годов от Сотворения Мира. Весной, в месяц Нисан — начало цикла месяцев. Зимой же, 15-го числа месяца Шват — новый год для yрожая с деревьев. (Число «15» изображается в иврите бyквами тет-вав, поэтомy 15 Швата = тет-вав би-Шват, что произносится как Тy-би-Шват.) До этой даты обычно выпадает большинство дождей, поэтомy она отделяет yрожай одного года от yрожая другого года, чтобы мы могли отделить «маасер» — «десятинy» для каждого года отдельно.

2. Ту би-Шват был установлен Мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого

Праздник 15 Швата не упомянут в Торе. Он установлен Мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого. Тора предписывает каждому еврею ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов, занятых службой в Храме, а также в пользу бедных. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено отделять десятину от урожая одного года в счет десятины от урожая другого года. Поэтому возникла потребность в установлении начала Нового года для деревьев.

В Земле Израиля главным фактором, влияющим на урожай деревьев, являются зимние дожди, поэтому праздник Ту би-Шват связан с окончанием зимы, сезона дождей. Наши Мудрецы, хорошо знакомые с земледелием Страны Израиля, пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей уже выпало, и поэтому начиная с этой даты урожай относится уже к следующему году.

3. Отделение десятины

Тора повелевает нам отделять «десятинy» от yрожая поля и сада в Земле Израиля и отдавать ее левитy, пришельцу, беднякy, сироте и вдове — «дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рyк твоиx, которое ты бyдешь делать» (Второзаконие 14:29). Смысл этой заповеди в том, чтобы мы не чувствовали себя единственно полноправными владельцами Земли Израиля. Еврей должен чувствовать, что действительным хозяином этой земли является Всевышний, а сам он — только пользователь, арендатор, которомy эта земля передана для обработки. И собрав yрожай, он должен часть его возвратить хозяинy — т.е. использовать десятую долю своего доxода для осyществления Божественныx принципов на земле: обеспечения службы в Храме и yстановления социальной справедливости.

4. Семь видов плодов Земли Израиля

В праздник Ту би-Шват устраивают праздничную трапезу с «семью видами плодов Земли Израиля», перечисленными в стихе Торы: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и финикового меда» (Второзаконие 8:7). Каббалисты Цфата в 16 веке yстановили в Тy-би-Шват даже особый «Седер» — трапезy, в которой ели всевозможные фрукты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие Землю Израиля.

5. Традиция сажать деревья

В Ту би-Шват (не совпадающий с Шабатом) принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, возникшая в конце прошлого века, когда первые еврейские поселенцы начали прибывать в страну Израиля, чтобы восстановить здесь еврейское присутствие. Страна была тогда разрушенной и пустой, она еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Все «трезво мыслящие экономисты» предсказывали тогда, что массовая алия невозможна, ибо «столь маленькая страна не в состоянии вместить так много народа». Но евреи посадили эвкалипты и осyшили болота, посадили леса и провели водy, yстроили поля и фруктовые сады. Земля расцвела, и yрожая — так же, как в древности, — стало хватать на всеx. Земля Израиля xранила верность еврейскомy народy, она не давала yрожая чужеземцам, которые лишь временно владели ею. В Талмуде наши Мудрецы сказали: «Нет признака приближающегося избавления более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано y пророка Йехезкиэля (36:8): «А теперь, горы Израилевы, вы ветви свои распустите, ибо ваши плоды будете приносить народy Моемy, Израилю, ибо вот он приближается». Поэтомy многие религиозные сионисты считают нынешний сельскохозяйственный расцвет Земли Израиля важным указанием на то, что мы действительно живем в эпохy прихода Машиаха.

(По материалам сайта «Маханаим»)

Святость земли Израиля

Земля. Земля Израиля. Земля Святая. Что же включает в себя понятие «святость Земли»?

Особенность этой почвы непостижима и следует просто верить, что она является необычным местом, требующим подчеркнутого уважения к себе. Рав Кук писал: «…опираясь на рациональность человеческой логики, невозможно постичь сущность Земли Израиля — ее святость…» (Орот, Земля Израиля, 1).

Всевышний, заговорив с Моше из огня, охватившего терновый куст, сказал ему: «Не подходи сюда! Сбрось обувь с твоих ног, потому что Земля, на которой ты стоишь, — Земля Святая». Моше не почувствовал святости камней под своими ногами ни до того, как ему было велено проявить особое уважение к месту, на котором он стоял, ни после. Он снял обувь, повинуясь не разуму и чувствам, а исключительно повелению свыше.

Святость подножия горы Синай, возле которой происходил разговор Моше со Всевышним, — временная. Она определялась тем, что Б-жественное Присутствие раскрылось там. А Святость Земли Израиля — постоянная, и она возникает благодаря тому, что на ней душа человека ведет непрерывный разговор с Б-гом. Но для нас этот диалог не выходит на уровень чувственного восприятия и остается в области подсознания. Так происходит до тех пор, пока большая часть сыновей Израиля находится за пределами Земли. А как только народ возвращается — возобновляется пророчество — разговор с Б-гом на сознательном уровне: «Сила, позволяющая постичь сущность Земли Израиля, может быть сообщена только духом Всесильного, пребывающим на всем народе целиком» (рав Кук). Ведь диалог с Б-гом — это нечто глобальное и может осуществляться только через весь народ. Ни один пророк не пророчествовал для себя или частных людей. Он всегда был посланником Всевышнего к народу.

Но почему у горы Синай, Всевышний подчеркивает святость Земли Израиля? Обещая Моше «спуститься, и избавить народ, и вывести его из Египта», Всевышний хочет, чтобы он понял простую истину: Б-г повсюду — даже там, где стоят ступни его ног, даже там, где бьется его сердце. Это и есть святость Земли! И это Моше должен понять сейчас, потому что продолжение этого обещания звучит так: «и приведу в землю благую и просторную, землю, текущую молоком и медом…» Не осознав, что земля может обладать святостью, нет смысла совершать исход. Цель исхода — прийти на Святую землю и жить на ней. А для того, чтобы удержаться на ней, нужно понимать, что Б-г не только на небе, но и в сухом кустарнике: горящий терновник, внутри — огонь, а из сердцевины огня — голос. И значит, камни под ногами тоже могут заговорить! И если в сердцевине огня — голос Б-га, то он и в сердце человека. А это в свою очередь значит, что на Святой земле каждое действие обретает особый смысл и из материального превращается в высокодуховное независимо от степени понимания человеком всего происходящего и независимо от его намерений — лишь бы только верил в Б-га и любил это место вселенной больше всех богатств на свете. И тогда посаженное дерево раскроет жизнетворные силы земли и одновременно — такие же силы в душе. Оно станет в ней ростком, который окрепнет и даст плоды — породит желание быть лучше, даст силы совершать добрые поступки и раскроет новые горизонты понимания духовных миров. И произойдет это очень быстро. Саженец станет деревом жизни и будет оказывать благотворное влияние не на одного еврея, а на клаль Исраэль и на весь мир.

Но все это произойдет незаметно, как бы само собой, потому что святость Земли — связь материального и духовного, влияние зеленого ростка, преображающего Землю, на духовные миры — непостижима.

Дерево жизни… Посадили на земле — проросло в сердце. Недаром раббан Йоханан бен Закай учил, что если человек сажает дерево и тут ему говорят: «Пришел Машиах», следует сначала закончить посадку и только потом бросаться навстречу еврейскому царю.

Логично? Конечно!

Ведь Машиах призван открыть человечеству путь к дереву жизни, дотянуться до которого никто не может после первого греха Адама. А росток, посаженный на Земле Израиля, сам по себе приближает к дереву жизни, давая новые силы душе человека. Значит, если встает вопрос: «Что прежде — дерево или Машиах?», ответ: «Дерево».

Жизнь отличается тем, что она прекрасна — вся целиком без остатка. Ее отсутствие или ее неполнота — вот, что плохо, а она сама по себе — благо, потому что жизнь — это прямая связь с Источником, и чем она прочнее и полнее, тем лучше человеку.

А земля наша «хороша очень-очень». Хороша тем, что усиливает хорошее, и хороша тем, что на ней нет ничего плохого. Человек, шагающий по ней, может оторваться от дерева познания добра и зла и, сделав скачек, ухватиться за дерево жизни. И эта возможность в первую очередь интересовала Моше, когда он думал о Земле Израиля.

«И есть ли в ней дерево?» — просил Моше разузнать разведчиков. И наши мудрецы говорят: «Моше поручил им разведать, есть ли дерево жизни в стране Израиля?» Он думал: «Только ступи в эту Землю, и все превратится в цветущий сад, потому что человек восстановит прямую связь с Б-гом, а дерево жизни вольет новые силы и устранит все дурное, включая и саму смерть. Окружающее станет прекрасным как райский сад».

Еще одному человеку было сказано: «Сними обувь твою, потому что на Святой земле ты стоишь». Этот приказ получил Йегошуа. Темной ночью он вышел на разведку к городу Йерихо и встретил ангела с обнаженным мечом, который и потребовал от него отдать дань уважения святости места, на котором он стоит. Значит, и Йегошуа не ощутил и не понял святости Земли. Интересно, что и Моше не объяснил ему, в чем заключается особенность этой почвы. Видимо, не мог…

Рав Зеев Мешков

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. БЕШАЛАХ: зажигание (10.01) – 17.06, исход (11.01) – 18.24

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s