Home

Выпуск №159. Шват 5774 (01.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ДО 31.12.13 ЗАПИСЬ БЕСПЛАТНО! СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ! ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Бо

Семья – залог избавления

Еврейская семья в целом и сыновья, рождающиеся и воспитывающиеся в ней, являются одной из тех принципиальных основ еврейского существования, без которых не было бы возможно ни физическое, ни духовное освобождение народа. Тора раскрывает этот секрет нашего народа в первых же строках книги Шмот, в которых сказано: «…каждый пришел со своим домом» (1:1).

Фараон усматривает в необычно быстром увеличении численности сынов Израиля действие Б-жественного провидения и объявляет войну Всевышнему: «Давайте перехитрим Его!» — говорит он своим приближенным. (Местоимение «его» ряд комментаторов понимает как указание не на еврейский народ, а на Всевышнего.) Борьбу фараон начинает с того, что пытается уменьшить численность еврейского народа, а Всевышний отвечает приданием необычных сил сынам Израиля: «…и чем больше мучили его, тем больше он плодился и размножался» (Шмот, 1:12).

Когда фараону не удается заставить повитух убивать мальчиков при рождении, он повелевает бросать всех новорожденных младенцев мужского пола в реку. План фараона — уничтожить еврейский народ, уничтожив еврейскую семью. Он считает, что мальчики — основа существования сынов Израиля в последующих поколениях: они женятся и построят семьи, в которых дети будут воспитываться так, что понятия, привитые им, а также качества и привычки, выработанные у них, никогда не позволят им слиться с египтянами. Фараон полагает, что девочки в этом смысле не представляют для него опасности — они не смогут создать еврейские семьи и, будучи вынуждены подчиниться своим мужьям-египтянам, вырастят надежных граждан государства.

Далее Тора говорит еще об одном моменте, указывающем на важность еврейской семьи и на постоянное желание фараона разрушить ее: согласие выпустить из Египта с целью принести жертвы Вс-вышнему только взрослых людей, оставив пожилых и молодежь в пределах подвластной ему страны. Фараон спрашивает Моше: «Кто и кто пойдет?» Моше отвечает: «С нашими юношами и с нашими стариками пойдем, с дочерями и сыновьями». Фараон же заявляет: «Пусть идут взрослые мужчины и служат Всевышнему». Фараон знал, что, разрушив семью и оставив детей в Египте, он зачеркнет будущее еврейского народа. И только после наказания темнотой, обрушившегося на Египет, он произносит: «Идите служите Всевышнему, и малые дети пусть тоже идут с вами». Из Египта вышли семьи в полном их составе.

Желание разрушить еврейскую семью и вырвать из нее детей возникает у наших врагов в каждом поколении, и в каждом поколении мы продолжаем борьбу за сохранение еврейской семьи и за детей, растущих в ней.

Исход из Египта утратил бы смысл, если бы память о нем не передавалась сыновьям в каждой еврейской семье в те годы, когда только формируется сознание детей и они способны не только слушать, но и сопереживать и живо представлять себя участниками прошлых событий. Поэтому, объявив евреям в Египте о приближающемся освобождении, Всевышний обязал соблюдать законы праздника свободы так, чтобы традиция отцов не оставляла сыновей равнодушными: «Выведите, и возьмите себе мелкий скот для семейств ваших, и зарежьте (жертву) песах… И пойдет Б-г для поражения египтян… и не даст губителю войти в дома ваши для поражения. Храните это (исполняйте законы пасхального дня из года в год) как закон для себя и для сынов своих навеки, и будет когда войдете в землю, которую даст вам Б-г, как Он говорил, соблюдайте это служение (принесение жертвы и проведение пасхальной трапезы). И когда скажут вам дети ваши: «Что это за служение у вас (почему вы едите пасхальную жертву в этот день)?», то скажите: «Это жертва песаха Б-гу, Который прошел мимо домов сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома избавил». И (услышав это повеление из уст Моше) преклонился народ и поклонился» (Шмот, 12:23-27).

Раши разъясняет, что сыны Израиля склонились перед Всевышним, благодаря Его за три добрые вести: за то, что будут они освобождены, за то, что унаследуют землю, и за то, что у них будут сыновья. Легко можно представить себе, что известие об освобождении и о даровании земли, где можно начать новую жизнь, вызвало чувство благодарности, но почему известие о том, что у них будут сыновья, должно было обрадовать евреев в такой же степени? Ведь рождение и становление каждого нового поколения не требует чуда — это естественный процесс.

Оказывается, в данном случае говорится о сыновьях, поставивших себя вне общества, т. к. только человек, отошедший от традиции отцов, может спросить «Что это за служение у вас?» Но и подобных детей Тора называет сыновьями. Значит, несмотря на их измену вере и насмешку над соблюдением заповедей, они все равно считаются потомством еврейского народа. «Человек из Израиля, даже согрешив, остается евреем» (Сангедрин, 44а). Известие о том, что Всевышний не отторгает окончательно даже тех, кто не признает чудеса, произошедшие при исходе из Египта, и обязанность служить Ему, вызвало у народа чувство глубокой благодарности к Творцу. Сыновья всегда останутся сыновьями и не нужно отказываться от них, даже если они оставили веру отцов. Ведь пройдя по Египту, Б-г коснулся каждой еврейской души. И с тех пор все они чисты, и глубинное желание любого еврея — служить Б-гу и творить добро. И даже если человек из-за внешних обстоятельств отрывается от традиции, его душа остается связанной с ней и когда-нибудь вернет его обратно в еврейскую семью, передающую из поколения в поколение живую память об исходе и прямую связь с Б-гом.

Рав Яаков а-Леви Фильбер

Не оскверняйте Имени Моего святого

И храните заповеди Мои и исполняйте их – Я Б-г. И не оскверняйте имени Моего Святого, и Я освящусь среди сыновей Израиля – Я Б-г, освящающий вас, выводящий вас из земли египетской, чтобы быть вам Вс-сильным, Я – Б-г» (Эмор, 22:33).

Освятить имя – показать, что Б-г превыше всего. Еврей обязан пожертвовать своей жизнью, но не склониться перед изображением идола – даже если он не верит в него, и, следовательно, не нарушает запрет идолопоклонства. (Идолопоклонником Тора называет только убежденных людей, а про тех, кто служит богам только потому, что так делали его предки, она говорит «традиция отцов у них – и не более того.) Про человека, проявившего слабость и преклонившего колени перед истуканом или отказавшегося от своей веры, не говорят, что он нарушил запрет идолопоклонства (ведь в своем сердце он хранит истинную веру). Преступление, совершенное им, называется «осквернение имени Вс-вышнего». Какое же наказание ожидает его?

Земной суд не наложит на него никакого конкретного наказания, так как в еврейском законе действует общее правило онес Рахмана патрей – «в случае, когда человек совершал действия, находясь в вынужденной ситуации, он освобожден от ответственности перед людьми». Да, проявивший слабость выйдет из суда «оправданным». Но на Небесах ему нет оправдания. Ему будет очень трудно раскаяться в этом грехе, и ответственность за него ему придется нести не только в земной жизни, но и после ста двадцати лет. Рамбам в книге Сефер а-мада говорит, что проявившего слабость и склонившегося перед идолом или отказавшегося от веры под угрозой смерти, не принимают в общину и после того, как он раскается. Доказывая это положение закона, он опирается на стих из «Шир а-Ширим»: «Все ушедшие к ней (развратной женщине, символизирующей идолов) – не вернуться».

В наше время, когда к великому сожалению случаи измены своей вере стали более частым явлением, авторитеты галахи вынесли решение не отталкивать тех, кто искренне возвращается к своему народу. Они обосновали свое решение тем, что в наше время многие евреи плохо знакомы со своей традицией, не понимают ее принципов, а окружающий мир оказывает на еврейские общины, ставшие более открытыми, гораздо более сильное чем раньше идеологическое давление. Но это не означает, что кто-то отменил заповедь Торы «не склоняться перед чужими богами и не признавать их ни при каких обстоятельствах».

Запрет осквернения имени Вс-вышнего распространяется и на случай, когда еврея вынуждают убить другого еврея. Следует пожертвовать своей жизнью, но не забрать чужую. И не важно, кто он этот еврей, которого заставляют убить, – взрослый или ребенок, мужчина или женщина, великий мудрец Торы или простой человек.

Это положение закона не выводится непосредственно из текста Торы. Мудрецы доказывали его, опираясь на общие соображения. Однажды к Раве, жившему в Персии, пришел человек и спросил: «Князь нашей местности заставляет меня убить другого еврея, и, если я не выполню его приказ, он убьет меня. Что мне делать?» Рава ответил ему: «Кто тебе сказал, что твоя кровь краснее?»

Многие современные комментаторы удивляются и спрашивают, как такое серьезное положение закона можно было вывести из общих соображений, не опираясь на конкретные слова Писания? Ответом может служить то, что закон, переданный по традиции от имени мудрецов прошлого, остается законом, даже если мы его не понимаем. Скорее всего Рава знал, как доказывается это положение Торы, но в тот момент, когда к тебе приходят с подобными вопросами, не времени заниматься рассуждениями и выводами – нужно ответить четко и убедительно. Именно это он и сделал.

Рав Зеев Мешков

Тора или бизнес?

Тора дарована еврейскому народу в целом. Сказано перед 10-ю заповедями: «И вы будете Мне царством священников и народом святым». Это означает, что Высший Закон должен присутствовать во всех проявлениях как национальной, так и личной жизни нашего народа. В принципе у евреев нет понятия «духовенство», как его принято понимать. Ответственность перед Всевышним за поступки, слова, свойства своего характера нельзя передать кому-то другому. Поэтому невозможно представить себе, чтобы чей-то путь к духовному совершенству был перекрыт из-за его рода деятельности, при условии, что род занятий этого человека отвечает принципам морали и святости, таким как соблюдение Субботы и праздников, честность, скромность и т.д. Но есть и еще один важнейший аспект в этом вопросе. Наши мудрецы не смотрели на труд как на неизбежное зло. Сам человеческий труд воспринимается как нравственная ценность!

Написано в трактате «Авот»: «Рабан Гамлиэль, сын Раби Йегуды Га-Наси, говорит: «Хорошо совмещать изучение Торы и труд, ибо вместе они удаляют человека от греха. И всякое изучение без работы приводит к праздности и влечет за собой грех…»» (2:2). Трактат «Кидушин» приводит изречение Раби Йегуды: «Каждый, кто не обучает сына ремеслу, обучает его (тем самым) грабежу» (Тосефта 1:11, Вав. Тал. 29а).

Зачастую нетрудно найти путь к духовности, отстраняясь от обыденной жизни. Но Всевышний говорит нам, что идеал в том, чтобы соединить и связать все стороны жизни и привести их в то состояние гармонии, которое позволит воплотить слова царя Соломона: «Во всех путях своих познавай Его…» (Мишлей 3:6). Во время длительного изгнания нашего народа со своей Земли был нарушен этот баланс. Из-за гонений и преследований пришлось большинству евреев заниматься почти исключительно тяжелым трудом, а наиболее праведные и ученые несли на своих плечах ответственность за духовный мир народа.

Но в наше время видно наяву, как Тора проникает все больше и больше во все слои евреев. Количество учащихся разных возрастов растет с каждым годом. Люди «простые» на вид, врачи, земледельцы, профессора, бизнесмены, военные и т.д. обладают обширнейшими знаниями в Торе, которые обогащают их и делают их «светскую» жизнь более возвышенной и интересной. Эрец Исраэль по сути своей дает возможность увидеть, как можно превратить обыденное в святое, как Тора и Традиция переплетаются с каждой деталью жизни. Наша Страна позволяет не только изучить этот принцип, но и прочувствовать его в себе.

Рав Шимон Гар-Шалом

Еврейские притчи.

Пастух и его жена.

Рабби Акива (один из принявших мученическую кончину при императоре Адриане) в молодости служил пастухом у знаменитого богача Калба-Савуа («Сытая Собака»). Дочь Калба-Савуа, Рахель, приглядываясь к бедному пастуху и видя в нём честного и достойного юношу, полюбила его.

— Акива, — сказала она ему однажды, — если я соглашусь стать твоею женой, поступишь ли ты в школу, чтобы посвятить себя науке?

— Да, — ответил Акива.

Они тайком и обручились. А когда об этом узнал Калба-Савуа, он выгнал дочь из дому и объявил о лишении её наследства. Молодые люди повенчались. Жили они настолько бедно, что на зиму вынуждены были искать приют в сенном сарае.

Сидит однажды Акива и, выбирая соломинки, приставшие к волосам Рахели, говорит:

— Имей я деньги, я подарил бы тебе золотой «Иерусалим» (диадему с выгравированными на ней изображением Священного Града).

В это время у дверей сарая появляется пророк Элиягу в образе нищего и начинает молить:

— Пожертвуйте охапку соломы, — жена моя родила и лежит на голой земле.

— Видишь, — говорит жене Акива, — у этого бедняка даже соломы нет. В сравнении с ним мы — богачи.

— Не о богатстве мечтаю я, — отвечает Рахиль, — единственное желание моё — это чтобы ты отправился в школу учиться.

Поступил Акива в школу р. Элиэзера и р. Йегошуа.

Прошло двенадцать лет. Бедный пастух стал учёным законоведом с аудиторией из двенадцати тысяч учеников. И тогда он решил, что пора ему возвратиться к жене.

Подойдя к дверям избушки, в которой жила в одиночестве Рахель, он слышит, как один из соседей, человек злой и безнравственный, говорит его жене:

— Что ни говори, отец твой вполне прав. Во-первых, нищий пастух вообще тебе не пара; а затем, подумай, столько лет оставлять тебя в положении вдовы при живом муже!

А Рахель на это отвечает:

— Если бы Акива послушался меня, он остался бы в академии ещё на двенадцать лет.

Получив таким образом согласие жены, р. Акива возвратился в академию.

Прошло ещё двенадцать лет.

Наставником двадцати четырёх тысяч учеников возвращался р. Акива в родные места.

Весь город вышел навстречу знаменитому учёному. Пошла и Рахель.

— Ты бы хотя одолжила у кого-нибудь во что одеться поприличнее, — стали говорить ей соседки.

— Не беда и так, — отвечала Рахель, — праведный знает, что в сердце моём.

Приблизившись к Акиве, она склонилась до земли и стала целовать ноги его. Видя незнакомую женщину, ученики бросились отгонять её.

— Пустите её ко мне, — остановил их р. Акива, — все мои и ваши знания принадлежат этой женщине.

Услышал о прибытии какого-то знаменитого учёного и старый Калба-Савуа, раскаявшись в жестоком отношении к дочери, и подумал:

— Пойду к нему, не разрешит ли он меня от моего обета в отношении дочери.

Приходит он к р. Акиве и рассказывает ему своё дело.

Спрашивает р. Акива:

— А если бы тебе было известно, что пастух тот сделается знаменитым учёным, дал бы ты такой обет?

— Никоим образом, — отвечает Калба-Савуа, — даже если бы он одну-единственную галаху взялся выучить.

— Если так, — говорит р. Акива, — то знай же, что муж твоей дочери — это я.

Поклонился до земли старый Калба-Савуа и, целуя ноги у р. Акивы, заявил, что отдаёт ему с дочерью половину своего состояния.

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Наша редакция выражает соболезнования всем родным и близким в связи с кончиной
Шишлянникова Анатолия Яковлевича,
душа которого оставила этот мир 20-ого Тевета (22.12.13),
Да будет его душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЭРА: зажигание (27.12) – 16.50, исход (28.12) – 18.09

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s