Home

Выпуск №158. Тевет 5774 (12.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ДО 31.12.13 ЗАПИСЬ БЕСПЛАТНО! СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ! ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ ИЛИ ЛЕЕ БОЧАРНИКОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Поступили календари на новый 5774 год, их можно получить у Михаэля Исаевича Бочарникова
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Ваэра

Творец дает узнать себя

Когда сыны Израиля не были освобождены из Египта сразу и их положение только ухудшилось после требования Моше отпустить народ, Моше обратился к Творцу с претензией: «Владыка! Для чего ты сделал такое зло этому народу, зачем послал Ты меня?». В ответ на это Всевышний сказал: «Я — Б-г. Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как Сила Всемогущая, а по имени Б-г не дал им узнать Себя» (Шмот 6:2). Имя — рассказ о тех или иных свойствах Всевышнего, которые становятся известными, проявляясь в мире. Праотцам были известны все имена Творца и их смысл, но они не удостоились таких чудес, какие увидели сыны Израиля при исходе из Египта. Имени (Э)ль Ша(д)ай — «Сила Всемогущая» — соответствует спасение Авраама из огненной печи, куда его бросил царь Нимрод («Я Б-г, Который вывел тебя из Ур Касдим» — «печи халдейской»). Т. е. Всевышний, не изменяя формы материи, может изменить ее природу. Когда у раби Ханины бен Доса не было масла для субботней свечи, он сказал: «Тот, кто приказал гореть маслу, прикажет гореть и уксусу», — и зажег лампаду с уксусом, и она горела. Раби Ханина верил, что все зависит от Творца, а не определяется молекулярным составом вещества, что Творец не ограничен теми законами природы, которые Он создал. И если человек верит в это, для него творится чудо: палящий огонь будет источать приятную прохладу, как фонтан воды, а то, что обычно не горит, станет горючим. Четырехбуквенное имя (Адо-най) — это прямая связь с Творцом, нить, протянутая от источника жизни к сердцу. Ее нельзя описать никакими словами или образами материального мира — даже очень абстрактными. Это имя (в отличие от других, его запрещено произносить, потому что человек не может связать звуки с соответствующим им смыслом — он выше человеческого понимания) начинает раскрываться на Красном море, когда расступаются не только воды, но и небеса. Материя не мешает воспринимать духовные миры, и сыны Израиля ощущают присутствие Творца столь четко, что могут сказать: «Вот Б-г мой, и буду прославлять Его». Еще более полно это имя раскрылось в момент дарования Торы, когда Творец напрямую заговорил с человеком — зазвучал голос, который должно было воспринять не только ухом, но и сердцем.

Вечный исход
Целью десяти наказаний, обрушившихся на Египет, была не месть египтянам, а формирование веры сынов Израиля. Йегуда а-Леви в книге «Кузари» разъясняет, что десять египетских казней превратили десять речений, которыми был сотворен мир, в десять заповедей. Иными словами, еврейский народ смог понять, что весь окружающий мир — это речь Творца, обращающегося к нему с любовью, и принять на себя исполнение Его заповедей только благодаря тому, что он пережил исход. Всевышний, наказывая Египет, разрушал мир и в то же время творил его заново на глазах евреев. Каждую из основ мира — одну за другой — Он превращал в ее противоположность, а затем восстанавливал ее изначальные свойства. Б-г стирал границы между несовместимыми аспектами и разделял их вновь: живительная вода превращалась в кровь, несущую смерть, свет — в тьму, а огонь и вода смешивались в каждой градине. «Если бы не исход из Египта, творение мира было бы пустой сказкой», — говорит Йегуда а-Леви. И действительно, кто видел сотворение мира? Никто, кроме тех, кто совершил исход. Более того, они стали свидетелями не только чуда творения, но и чуда великой справедливости. Окружающий мир сам менял свои свойства в зависимости от поведения людей: египтянин зачерпывал воду — но она превращалась в кровь, заставлял еврея наполнить ему кувшин — но в нем только зловонная жидкость. И лишь заплатив еврею за работу, он мог напиться. Лягушки проникали повсюду, забирались даже в желудки египтян — но обходили еврейские дома, будто кто-то наделил их разумом. Кожные заболевания, дикие животные, мор скота, град — все бедствия обходили евреев стороной и совсем не касались земли Гошен, где жили только сыны Израиля. Свет, наполнивший еврейские дома, стал густой тьмой для их поработителей. Оказывается, все зависит от доброты человека, от его веры в торжество справедливости и во всемогущество Б-га. Свойства окружающего мира творятся людьми: будет ли природа светлым домом или темнотой, наполнится она плодами или колючками… Сыны Израиля, услышав с горы Синай «Я Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», не нуждались в комментариях — потому что в их душах хранилось знание и ощущение близости Того, Кто спустился в скверну Египта, взял их за руку, повел за Собой и очистил от нечистоты идолопоклонства и рабства. Переживание заново того, что было, когда обрушились десять казней, и того, что чувствовал народ, когда шел через расступившееся море, и само пьянящее чувство свободы, охватившее рабов, вырвавшихся из рабства, и голос, произнесший с горы Синай — «Я Б-г, Всесильный твой…» — все это должно передаваться из поколения в поколение: «Еврей в каждом поколении должен видеть себя вышедшим из Египта». Только благодаря тому, что мы в каждом поколении живо переживаем события исхода, включая и десять наказаний, обрушившихся на Египет, и стояние у горы Синай, мы в состоянии осознать, Кто обращается к нам сегодня словами «Я Б-г, Всесильный твой…». Только потомки тех, кто видел, как ради них Всевышний разрушает основы мира и создает все заново, могут представить себе и единую основу всего существующего, и постоянный непрекращающийся процесс творения, и бесконечность, в которой совмещается несовместимое. Только они знают, кто Царь, а потому только они могут исполнять заповеди — ибо тот, кто не представляет себе Высшего могущества и величия, не может с должным чувством любви, благодарности и трепета исполнять Б-жественные повеления. А немые, покорные рабы, служащие из страха или ради выгоды, никому не нужны.

Рав Зеев Мешков

Ответственность за человеческую жизнь

K. не особо гордился своим новым большим автомобилем, потому что не в его привычках было гордиться машинами. Тем не менее он был доволен покупкой. Как опытный водитель, он оценил надёжность своей машины на дороге, ее лёгкость в обслуживании и содержании. K. никогда не ездил на своей машине на высокой скорости — не только потому, что был осторожным водителем, но и потому, что гонки на сумасшедших скоростях не сочетались с его уравновешенным характером…

Утром того вторника, когда K. открыл дверь своего автомобиля, он обратил внимание на темную лужу между передними колесами машины, но подумал, что это обычная вода, которая сконденсировалась за ночь. И даже когда он ехал по дороге, а остатки тормозной жидкости продолжали вытекать из машины, K. не обратил на это внимания.

Мальчик внезапно выбежал на дорогу, пытаясь догнать автобус, который только что отъехал от остановки. К. заметил мальчика в тот момент, когда он спрыгнул с бровки на проезжую часть, и немедленно ударил по тормозам, чтобы не сбить его. Но к этому моменту в тормозной системе уже не было ни капли жидкости. Машина продолжала ехать на полной скорости — и через доли секунды сбила ребенка.

Подоспевшей вскоре машине скорой помощи оставалось только зафиксировать смерть подростка…

На этом спокойная и размеренная жизнь К. закончилась. Хотя суд и снял с него обвинение в небрежном вождении и убийстве, единственная мысль не давала ему покоя: был ли он на самом деле виновен в смерти мальчика? Все его будущее зависело от ответа на этот вопрос. Человек, чувствующий моральную ответственность за смерть другого человека, не может продолжать жить как ни в чем не бывало.

Маймонид (Законы убийства 4:8-9) указывает на существенное различие между обычной судебной процедурой и тем процессом, который ведет суд по отношению к обвиняемому в убийстве. Согласно правилам свидетельских показаний по уголовным делам, два свидетеля должны свидетельствовать о составе преступления. Чтобы обвиняемый был признан виновным, они должны подтвердить, что наблюдали преступление одновременно и вместе, и что каждый из них знал о присутствии второго свидетеля. Их показания должны совпасть вплоть до мельчайших деталей. Кроме того, они должны подтвердить, что предупредили обвиняемого о тяжести планируемого им преступления. Если хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств не будет выполнено, суд закрывает дело.

Тем не менее, если во время процесса по обвинению в убийстве суд будет убежден, что преступление было действительно совершено подозреваемым, то его можно осудить даже в том случае, когда одно или многие из этих требований не были выполнены. Причина, приведенная Маймонидом для обоснования этого отличия, является весьма показательной:

«Подобная процедура не практикуется при суде над обычными преступниками… несмотря на то, что существуют другие, не менее тяжелые преступления. Дело в том, что все другие преступления не разрушают саму суть существования мира. Эти другие преступления являются преступлениями против Б-га, а убийство — преступление против человека».

Рав Йосеф-Шауль Натанcон из Львова, известный авторитет девятнадцатого века, обсуждает в своей книге «Шоэль у-мэшив» (том II, респонса 172) случай, когда младенец, которому было девять недель от роду, умер при следующих обстоятельствах.

Ночью ребенок начал плакать. Мать покормила его и нянчилась с ним, пока он не успокоился. Она перепеленала его и уложила спать рядом с собой. Время от времени ребенок просыпался и снова начинал кричать. Тогда мать, которая за день очень устала, накормила его снова и уложила в колыбель, поставила колыбель рядом с кроватью мужа и попросила супруга качать колыбель. На рассвете измученные супруги, которые не спали всю ночь, заснули. Они были разбужены соседом, стучащим в запертую дверь. Они подошли к колыбели младенца и увидели, что он в очень тяжелом состоянии. Позвали за врачом, но два часа спустя ребенок умер. Сосед рассказал, что все утро он слышал плач ребёнка, однако измученные родители спали и ничего не слышали. Если бы родители проснулись и позвали врача немного раньше, ребенка почти точно удалось бы спасти. Родители обратились к раву Натансону с вопросом, виновны ли они в смерти ребенка.

Рабби Натансон ответил, что, согласно принятым нормам еврейской этики, родители ребёнка действительно несут ответственность за его смерть. Он обосновывает это тем, что ответственность за смерть другого человека выходит далеко за рамки ответственности во всех других случаях. Человек считается ответственным за смерть, которая стала причиной его действий, бездействия или даже действий, связанных с несчастьем очень косвенно. Рав Натансон указывает на то, что это правило фигурирует во многих ранних респонсах и основано на фрагменте Талмуда (трактат Сангедрин 95а). Согласно Талмуду, Всевышний посчитал царя Давида косвенно виновным в убийстве царём Шаулем священников из города Нов, а также в гибели самого царя Шауля и троих его сыновей от рук филистимлян. Царь Давид всего лишь попросил у священника Ахимелеха из Нова еду и оружие во время своего бегства от царя Шауля. Ахимелех снабдил его пищей, предполагая, что Давид выполняет секретное задание царя Шауля. Шауль, узнав об этом, обвинил Ахимелеха в измене и казнил всех священников города Нов (книга пророка Шмуэля I, 21:2-22:19). Тот факт, что царь Давид может считаться ответственным за это убийство, показывает, насколько велика степень ответственности за потерю чьей-либо жизни, если косвенной причиной смерти являешься ты.

Рав Натансон говорит, что эта необычайно высокая мера ответственности логически связана с тем, как Маймонид объясняет необычную процедуру суда над убийцами, описанную нами выше. Хотя он и не ссылается напрямую на Маймонида, обосновывая свое решение, — тем не менее мы можем попытаться на его примере проникнуть в уникальную логику Маймонида.

Казалось бы, Рамбам (Маймонид) утверждает, что все преступления определены законом Торы. Если бы не было соответствующих законов — не было бы и преступлений. Следовательно, когда в соответствии с обычной судебной процедурой обвиняемого невозможно осудить, мы говорим, что буква закона, дающая определение преступлению, оправдала обвиняемого. Убийство человека — беспрецедентное преступление, потому что оно определяется самой природой творения, а не только законом. Следовательно, даже когда обвиняемый может быть оправдан согласно закону Торы, он остается виновным в силу нашей основополагающей морали и понятия о справедливости. Это верно лишь для того случая, когда нет ни тени сомнения в самом факте преступления, и единственное препятствие на пути судопроизводства — установленная процедура.

Утверждение, что убийство человека является вопиющим нарушением основного закона человеческого существования вне зависимости от того, является ли оно формально преступлением против Торы или нет, служит базой для беспрецедентно высокой степени ответственности за убийство другого человека. Письменный закон (Тора) и правосудие всегда принимают во внимание преступное намерение и халатность виновника несчастья, а не только сам факт преступления. Непоправимый ущерб, который наносится всему миру при убийстве человека, который мог бы внести свой вклад в усовершенствование и исправление этого мира, является сам веским фактором. Поэтому тот, кто спровоцировал своими действиями смерть другого человека, даже если он невиновен согласно букве закона, все равно считается виновным в этой смерти и обязан искупить свою вину.
Вот почему K. несет ответственность за смерть мальчика и должен искупить свою вину — жертвуя своим временем, деньгами и прикладывая все усилия для того, чтобы предотвратить подобные нелепые смерти в будущем.

Рав Шабтай га-коген Раппопорт
Перевёл Яков Герштейн (Мидраша)

Еврейские притчи.

Р. Тарфон, сравнительно со своим колоссальным богатством, мало жертвовал на помощь бедным. Зная это, сказал ему однажды р. Акива:

— Имеются для продажи одно-два поместья. Не пожелаешь ли, чтобы я купил их для тебя?

— Хорошо, — ответил р. Тарфон и тут же передал р. Акиве четыре тысячи золотых динариев.

Взял р. Акива и раздал эти деньги нуждающимся учёным.

Через некоторое время встретил его р. Тарфон и спросил:

— А где находится поместье, которое ты взялся приобрести для меня?

Взял его р. Акива за руку и, приведя в школу, вызвал одного из учеников и велел ему читать из псалмов Давида. И когда ребёнок дошёл до стиха: «Широкой рукою раздавал он нищим; правда его пребывает во веки», — сказал р. Акива:

— Вот поместье, которое я приобрёл для тебя.

Кинулся к нему р. Тарфон и сказал, обнимая и целуя его:

— Учитель мой! Наставник мой! Учитель в Торе, наставник в жизни!

И стал он много давать р. Акиве на щедрую помощь бедным.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЭРА: зажигание (27.12) – 16.50, исход (28.12) – 18.09

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s