Home

Выпуск №157. Тевет 5774 (12.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК

Приветствие редактора.

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ДО 31.12.13 ЗАПИСЬ БЕСПЛАТНО! СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ! ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ ИЛИ ЛЕЕ БОЧАРНИКОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Поступили календари на новый 5774 год, их можно получить у Михаэля Исаевича Бочарникова
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Шмот

Вера или знание?

Когда Б-г посылал Моше вывести евреев из Египта, у Моше было немало сомнений относительно успеха своей миссии, и в первую очередь: поверят ли ему евреи? Не скажут ли они: «Не являлся тебе Г-сподь» (Шмот 4:1)? В ответ на это Всевышний наделяет Моше способностью производить некоторые сверхъестественные явления (т.е. показывать знамения) и обещает Моше, что евреи «поверят голосу знамений» (4:8).

Но чудеса и знамения даже в то время не были достаточным основанием для убеждения. И потому Тора сообщает также и об интеллектуальном диалоге между Б-гом и Моше. Моше спрашивает: «А если скажут мне они: «Как Ему имя?» — Что же сказать мне им?» (3:13). И Бог отвечает: «Эгье, ашер Эгье».

Этот ответ Бога загадочен. Буквально слова «Эгье, ашер Эгье» означают: «Буду, который буду». Обычно используемый перевод на русский дает менее буквальную версию: «Я Сущий, который пребудет», но такой перевод основывается на Септуагинте (древнегреческом переводе 3 в. до н.э.), который стремится подчеркнуть неизменность, статичность Б-га. Еврейский текст, однако, совершенно не настаивает на статичности Всевышнего и дает широкое поле для различных интерпретаций.

Как нам следует понимать Имя «Буду, который Буду»? Может ли это быть сообщением известного евреям имени? Вряд ли, по той простой причине, что нигде в ТаНаХе такое Имя Б-га больше не встречается. Не может это быть и простым описанием Б-га или указанием на монотеизм, т.к. рядом уже написано: «Б-г отцов ваших послал меня к вам, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова» (Шмот 3:13). И если это «Буду» не является ни указанием на одно из известных Имен Бога, ни доказательством того, что Моше послан Б-гом, — тогда что же это?

Одна из возможностей понимания этого таинственного Имени была дана Маймонидом (12 век) в «Путеводителе заблудших». Его объяснение таково: в течение долгой жизни в пронизанном идолопоклонством Египте знание среди евреев о Б-ге Авраама в значительной степени утратилось, если не исчезло совсем. Поэтому Моше хотел сначала восстановить веру евреев в Единого Бога – и лишь затем доказать, что является Его пророком. Согласно Маймониду, Моше сказал: «В первую очередь они потребуют удостовериться в том, что у мира есть Божество, и лишь затем я смогу утверждать, что Оно послало меня».

(Заметим в скобках, что когда Моше прибыл в Египет, про Имя Б-га его не спрашивали, т.е. уровень веры упал не так низко, как он опасался.)

Здесь мы сталкиваемся с извечной проблемой: как убедиться в существовании Б-га? Подход человечества к этому вопросу радикально менялся в различные периоды истории.

Во времена ТаНаХа существовали пророки — люди, которым была дана способность непосредственного восприятия Б-га. Высший пик на этом пути — получение Торы у горы Синай. Восприятие этого события и было обоснованием веры в то время, как сказано: «Вот тебе знамение, что Я послал тебя: Вы совершите служение Б-гу на этой горе» (Шмот 3:13).

В талмудическое время в ходе диспутов с философами, в эпоху, когда люди уже лишились возможности непосредственного восприятия Божественности, наметилась новая тенденция, достигшая расцвета в средние века, — подкреплять веру «логическими доказательствами».

И потому Маймонид не ограничивается простым пониманием этого стиха, но предлагает считать данное Моше «Имя Бога» краткой формулировкой логического доказательства Его существования. «Буду, который буду», утверждает Маймонид, означает следующее: «Я — Тот, кто будет всегда, существует независимо ни от чего, так что Мое существование не зависит ни от какой другой причины, кроме Меня самого». Таким образом, Бог является первопричиной всего — и потому, по логике Маймонида, не может не существовать, является «необходимо сущим», ибо у всего есть причины, а значит, имеется единая первопричина всего сущего, т.е. Б-г.

Это т.н. «онтологическое доказательство бытия Б-га» считалось в средние века вполне научно обоснованным рассуждением. Существовали и другие «доказательства» — от гармонии сущего, например, типа такой формулировки: «Тот, кто нашел часы в пустыне, может быть уверен, что их сделал часовщик». Или же доказательства типа «необходимого двигателя»: «Ведь мы наблюдаем непрерывное движение небесных тел, почему же они не останавливаются? Значит, их кто-то подталкивает» — и т.п.

Здесь очень ярко проявляется разница в ментальности Средневековья и нового времени.

Во времена Маймонида большинство мыслителей были уверены, что существуют надежные доказательства Бытия Божия. Более того, первая из Десяти заповедей: «Я – Г-сподь, Б-г твой» — интерпретировалась ими как обязанность изучить эти доказательства и прийти к твердому знанию, что Б-г есть. Знание — все, просто вера — это еще ничто.

С течением времени, однако, эти доказательства опровергались одно за другим — как философами, так и логикой научного прогресса. Коперник и Галилей объяснили несостоятельность доказательств, основывающихся на наблюдаемом вращении небесных сфер. Доказательство от «наблюдаемой гармонии в живой природе» прекратило свое существование с появлением теории эволюции. Но однако, и противоположный подход — мнение о том, что наука может доказать отсутствие Б-га — тоже оказалось несостоятельным. Наука сама постепенно подорвала «степень доказательности» своих концепций, так что на место разрушенной средневековой рациональной (схоластической) схемы доказательств не встало никакой другой.

Все это привело к пониманию того, что бытие Б-га нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Более того, именно такое положение сейчас осмысливается как желательное. Человек устанавливает свои отношения с Б-гом и религией не потому, что его принудили доказательствами, а потому, что он делает свой экзистенциальный выбор.

Леви Китросский, Маханаим

Отношение галахи к альтернативной медицине

Зрение Ф. ухудшалось. Проверка его офтальмологом обнаружила катаракты обоих глаз, один на более продвинутой стадии чем другой.. Доктор порекомендовал прежде всего немедленное хирургическое вмешательство, которое должно быть произведено в течении нескольких месяцев. Ф, который никогда не подвергался хирургическому вмешательству, спросил, является ли операция необходимой и может быть существует другой метод лечения, который исправит его зрение. Врач, который, по мнению Ф. слишком часто сталкивался с этой проблемой, чтобы не обращать на неё внимания к ней сухо заключил, что хирургия действительно неизбежна.

Ф. не был в восторге от отношения к нему врача, которое отличалось недостатком понимания его забот и тревог. Когда он прочёл, что научная медицина превратилась из медицинского искусства в техническую дисциплину, он согласился с этим и привёл в доказательство своей точки зрения подробную иллюстрацию. Целитель очень понравился Ф. Он казался больше человеком, чем просто техническим специалистом, и пообещал ему по возможности излечить его или, по крайней мере, улучшение самочувствия. Ф. решил начать курс, который прописал ему целитель, основываясь на том, что этим он много приобретёт и почти ничего не потеряет. В случае же неудачи всегда будет время для лечения обычным способом.

Использование нетрадиционной медицины, известной также как альтернативная вероятно также старо, как и само человечество. Оно существовало в каждом поколении наравне с традиционной медициной. Талмуд обсуждает этот метод лечения, говоря про право человека не выполнить заповедь если речь идёт об угрозе человеческой жизни. В трактате Йома 8/4 приводятся два мнения относительно того запрещено ли человеку, которого укусила бешеная собака употребление в пищу диафрагмы этой собаки с тем, чтобы защитить этого человека от бешенства. Собаки в иудаизме считаются нечистыми животными, поэтому их мясо запрещено в пищу. Основная мысль заключается в том, что даже в случае очевидной опасности для человеческой жизни запрет употребления собачьего мяса не должен быть нарушен.

Маймонид в своём комментарии к мишне объясняет, что употребление диафрагмы бешеной собаки помогает пациенту только с точки зрения мистицизма. С другой стороны, лечебные процедуры, которые основаны на ненаучных предположениях, не заслуживают внимания потому, что логика основывается на том предположении, что методы ненаучной являются уязвимыми и непрочными, экспериментальные подтверждения этих методов почти невозможны. Истина этих методов базируется только на предположениях практиков. Маймонид заключает: «я научил вас очень важной принципиальной концепции, которую вы должны полностью понять и помнить”.

Комментарий к Мишне был составлен в молодости Маймонидом.. В своём путеводителе заблудших (том III глава . 37), который являлся его последней большой работой, он разработал эту идею в деталях. В еврейском законе существует отдельный раздел, объектом которого является выяснение ложных идей, которые человечество воспринимает вместе с идолопоклонством.. Эти идеи преобладали главным образом, во времена ТаНаХа, среди египтян и кнаанеев. Эти убеждения ассоциировались с различными видами магии, в том числе, с различными замечательными качествами вещей или действий. Эти качества никогда не могут быть объяснены логически. Из-за того, что люди всегда боялись голода, они с радостью воспринимали методы магии, например, для усиления дождя. Так как они боялись заболеть, а лекарство не могло излечить от всех болезней, они приняли ненаучный метод лечения, с помощью которого излечение, действительно могло прийти. Маймонид заключает, что Тора категорически запрещает использование любых видов лечения, которые не основаны на научной логике. Тем не менее, существуют доказательства — Маймонид ссылается на употребление слабительных средств как пример того, что мы знаем эмпирически их медицинские качества даже если мы нуждаемся в теоретическом знании для понимания их значения.

Мнение Маймонида о том, что любой медицинский метод, который не основан ни на научной теории, ни на предыдущих эмпирических знаниях запрещен, не являлось компромиссной точкой зрения.. Один из видных мудрецов средневековья, рав Шломо бен Адерет (известный как РаШбА) категорически опровергает эту точку зрения.. В своей подробной респонсе (том 1 респонса 413) он утверждает, что упомянутый аргумент Маймонида, которую использование любой нового лекарства запрещено, потому оригинальная идея романа не имеет правильную теоретическую основу, и конечно же не эмпирическую.

Данная несогласованность распространилась также и на другую область. В иудаизме существует чёткий закон о запрете всех видов волшебства и чародейства. После перечисления запрещенных практик (Дварим 18/9-12) Тора постановляет, что человек должен поддерживать полную веру в Б-га. Маймонид объясняет различные практики, на которые ссылается Тора (Мишнэ Тора — там же 11/4-15), и объясняет, что одной из них является астрология, которая ничем не отличается от других видов магии. Его толкование веры в Б-га состоит в том, что [там же. 11/16] что всякое волшебство и колдовство основаны на лжи и были употребляемы ранними языческими жрецами для привлечения простых людей.

Неправильно. Для евреев, которые унаследовали истинную мудрость не подобает быть вовлечёнными в эту глупость, полагая, что в ней может быть какое-то реальное благо. Человек, верящий в эту практику и другие им подобные и считающий их воплощением истины и мудрости действительно глупый и необразованный. Человек по настоящему умный должен ясно уяснить, что все эти методы, которые были запрещены в Торе не являются примерами мудрости, но они своей простотой захватывают умы людей и заставляют их отказаться от истиной мудрости Вот почему Toра устанавливает запрет всей этой фальши для того, чтобы человек сохранил полную веру в Б-га.

РаШБа доказывает что каждодневный опыт демонстрирует практическую правду специфических атрибутов гербов, самоцветов и металлов, которые могут помочь в процессе излечения Он полагает, что (том IX – респонса, приписанная Нахманиду (респонса 283), что астрология – это реальная наука. Человечество развило эту науку взгляда в будущее из-за своего врожденного страха перед грядущими событиями. Тем не менее, человек должен следовать за Вс-вышним беспрекословно и верить в то, что Б-г всегда за ним наблюдает.

Последнее разногласие в том существует ли какая-нибудь истина в магических и мистических методах не отличается от первого аргумента о том, что практика ненаучного лечения запрещена. Так как, согласно Маймониду, человек должен быть уверен в том, что существует только одно Б-г, таким же образом человек должен понять, что есть только одна логика. Очевидно, что наука сегодняшнего дня не представляет предельную правду. Традиционная медицина по определению ненаучна и поэтому представляет альтернативную логику и может вести к поискам альтернативного Б-га. Поэтому запрещено практиковать это как часть общего запрета против идолопоклонства. Подытожив всё, что было сказано выше, мы можем сказать, что всё, что существует — это собственность Вс-вышнего и поэтому астрология запрещена.

Согласно РаШБа, наука не покрывает всю реальность, ненаучная медицина действительно может излечить, и она не запрещена. Даже практики, которые запрещены, могут иметь практическую ценность.

Кажется, что на сегодняшний день это несогласие могло быть решено. установлено. Наука статистики, которая постоянно развивается, позволяет нам судить есть ли в методах и теориях практическая основа, что позволяет получить лучшие результаты. Существует постоянно развивающийся, общепринятый метод контролирования проверки лекарств. Одна единственная проверка не может показать «реальную» альтернативу лечению, которое более выгодно чем “мнимое” лечение. Именно потому, что люди верят в это излечение, сама эта вера помогает им. Единственно важное преимущество альтернативной медицины, показанное до сих пор — это облегчение боли. Пациенты, страдающие от катаракты глаза сообщают об улучшении когда они используют метод ненаучной медицины., но во время проверки зрения было показано, что зрение не улучшилось. Улучшилось только их субъективное ощущение своего зрения.
Согласно этому правила Маймонида должны быть приняты как истина в последней инстанции. Ф. не должен, был принимать лечения для своей катаракты исцелителя обработка для его катаракт, так как это является сумасшествием, и это также нарушение заповедей Торы.
Рав Шабтай га-коген Раппопорт
Перевёл Яков Герштейн (Мидраша)

Еврейские притчи.

Облик Моше Рабейну.

Весь мир был потрясён чудом Исхода. Имя Моше было у всех на устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал царь лучшего живописца и повелел ему отправиться к Моше, написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им по облику определить характер Моше, свойства, наклонности, привычки, и в чём таится чудесная сила его.

— Государь! — ответили мудрецы. — Облик этот принадлежит человеку жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержимому властолюбием и всеми пороками, какие существуют на свете.

Возмутили царя эти слова.

— Как! — воскликнул он. — Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные подвиги которого гремят по всему миру?!

Пошёл спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик Моше написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моше определена ими по этому изображению безошибочно.

Мудрый царь Арабистана решил сам узнать, кто из спорящих прав, и лично отправился в стан Израилев.

При первом же взгляде царь убедился, что облик Моше изображён художником безукоризненно. Войдя в шатёр человека Б-жьего, преклонил царь колено, поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами.

— Сначала, прежде чем я увидел твоё лицо, — сказал царь, — я подумал: должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке физиогномики люди весьма опытные. Ныне же убеждаюсь, что это люди совершенно ничтожные и что суетна и ничтожна мудрость их.

— Нет, — ответил Моше Рабейну, — это не так: и художник, и физиономисты — люди весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присущи мне были от природы, и, быть может, ещё и в большей степени, нежели это определено ими по облику моему. Но долгими и напряжёнными усилиями воли боролся я с пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока всё противоположное им не стало второй натурой моей.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ШМОТ: зажигание (20.12) – 16.46, исход (21.12) – 18.05

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s