Home

Выпуск №156. Тевет 5774 (12.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ДО 31.12.13 ЗАПИСЬ БЕСПЛАТНО! СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ! ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ ИЛИ ЛЕЕ БОЧАРНИКОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Поступили календари на новый 5774 год, их можно получить у Михаэля Исаевича Бочарникова
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Ваехи.

Тень от вавилонской башни.

«Хотел Яаков раскрыть своим сыновьям тайну конца времен, но Шхина (Б-жественное присутствие) отошла от него» (Раши к Берейшит, 47:28).

Тем не менее, в благословениях Яакова прозвучало описание будущего величия еврейского народа. Он говорил о тех процессах, которые будут происходить с сыновьями Израиля, а пророки Иудеи раскрыли картину великого дня исправления мира, включая все народы, населяющие его. Что же ждет нас и весь мир в конце – согласно словам Яакова и пророков народа Израиля?

Только один раз за всю историю человечество объединилось вместе. Это произошло во время строительства Вавилонской башни. Отсюда вытекает, что единственная идея, способная объединить все народы, – это борьба с Б-гом. И она настолько прочно объединяет людей, что их невозможно уже разобщить. Если бы Всевышний не лишил все нации взаимопонимания, смешав языки, то они так бы и продолжали прикладывать усилия, чтобы избавиться от ощущения Б-жественного присутствия. Но и разойдясь по континентам и странам, каждый из народов продолжал нести в своей среде, пусть и в завуалированной форме, ту же самую идею – противостояние Б-жественной воле и стремление построить мир по-своему, дав волю своим дурным желаниям.

Инстинкты человека, берущие свое начало в силах природы, приводят к уродливым отношениям не только между человеком и Б-гом, но и между людьми: к обману, воровству, грабежу, войнам, порабощению себе подобных, убийству. На протяжении истории технический прогресс менял и производительные силы, и производственные отношения, государственные формации сменяли друг друга, старые идолы отбрасывались и появлялись более прогрессивные. Оставалось неизменным только одно: настойчивое следование дурным наклонностям души, как сказано: «Ибо желание человека – только к дурному с дней юности его» (Берейшит, 8:21).

Древние греки, стремясь оправдать свои дурные наклонности, придумали богов, наделенных всеми человеческими слабостями и пороками, и обожествили не только их внешнюю красоту, но и отвратительное поведение и черты характера. Но поскольку развитие общества требует объединения человеческих усилий и в какой-то момент насилие над людьми становится неэффективным, на сцене истории появилось христианство, провозглашавшее на словах любовь и уважение к каждому человеку. На самом деле, позаимствовав несколько высоких идей из Торы, христианство поставило целью не исправить человека, а лишь дать новое прикрытие его дурным желаниям, вседозволенности и нежеланию подчиниться воле Творца. В самом деле: если бы людьми двигало желание подчиниться Б-жественной воле, направленной на то, чтобы раскрыть прекрасные потенциалы в них же самих, они бы признали, что с горы Синай прозвучал, обращаясь ко всему человечеству, голос Всевышнего, и начали бы исполнять обязанности, возложенные на них, а не придумывали бы себе нового бога, который освободил их от заповедей и готов за деньги простить грехи.

Еще более утилитарную роль сыграла религия, объединившая арабские племена. Цель ислама – оправдать войны и власть одного человека над другим. Но самым прямым и непосредственным образом инстинкт «борьбы с Б-гом» воплотился в жизнь при построении коммунистического общества, идеологией которого стал атеизм. Дурное желание человека вновь выплеснулось наружу и принесло человечеству много бед.

Новое время, освободив человека от лжи искусственно созданных религий, оставило его один на один со своим сознанием. И психология пришла к выводу, что инстинкт управляет человеком, а его неспособность реализовать свои желания порождает у него комплексы. Веру в высшее начало психология также отнесла к разряду комплексов, возникающих из-за подавления детей родителями и свободной личности – обществом. Философия Ницше превратила самого человека со всеми его инстинктами в божество. Камю написал труд под названием «Бунтующий человек», посвященный теме борьбы человека с теми ограничениями, который ставит перед ним Б-г. Чем вам не продолжение идеи Вавилонской башни и борьбы народов с Б-гом?

Естественно, что еврейский народ, со времен строительства Вавилонской башни отделившийся от всего человечества и служивший живым укором для всех тех, кто во главу своей жизни поставил дурное желание, рассматривался как общий враг. Это было характерно и для тех периодов истории, когда в Йерушалаиме возвышался Храм, и для тех, когда народ был в изгнании. Таким образом, борьба с еврейским народом и все попытки уничтожить его – продолжение борьбы с проявлением Б-жественного присутствия в мире, подобной борьбе строителей Вавилонской башни.

Но мир, так или иначе, должен быть исправлен и прийти к своему идеальному состоянию. А это значит, что человечество должно сплотиться на основе идей добра и любви к человеку, что само по себе невозможно, пока народы не придут к верному пониманию Всевышнего и не осознают, что Б-жественное провидение управляет всем миром. Это может произойти двумя путями: либо мирным, как описано у пророка Йешаягу, либо через новое восстание против Всевышнего, которое объединит все народы и приведет их к Йерушалаиму с войной – о возможности такого развития событий пишет пророк Зхарья. После того, как восставшие народы потерпят поражение, они поймут истину и будут приходит в Йерушалаим каждый год – на праздник Суккот. А те, что не появятся здесь в Суккот, когда на небесах решается судьба дождей на будущий год, – останутся без осадков.

Рав Зеев Мешков

Пост 10-ого Тевета

На этой неделе, 13 декабря выпадает Пост «10-ого Тевета». Мы хотим напомнить основные моменты, связанные с этой датой.

Четыре дня в году напоминают о разрушении Иерусалимского Храма и соответствуют четырем этапам этого бедствия. Эти дни: 10-е Тевета, 17-ое Таммуза, 9-ое Ава и Пост Гедалии (3 Тишрея).

10-ого Тевета вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима. Так сказано об этом в Священном Писании: «И было, на девятом году своего царствования, в десятом месяце, в десятый день месяца пришел Навуходоносор, царь Вавилона, со всем своим войском под Иерусалим, и расположился лагерем возле него, и выстроил вокруг него осадный вал. И попал город в осаду до двенадцатого года правления царя Цидкиягу. В девятый день месяца голод стал невыносим, и не было хлеба у народа….». В конечном итоге стена города была пробита, а затем он пал, а Храм был сожжен.

Кроме этого, 8 Тевета был завершен перевод Торы на греческий язык по указу царя Птолемея. Этот день считается столь же несчастным для Израиля, как и день, когда был сделан Золотой телец (ведь адекватно перевести Тору невозможно, поэтому замена Торы переводом подобна созданию тельца).

9 Тевета умерли Эзра и Нехемия, которые вели за собой Израиль во время возвращения из вавилонского плена. Это была невосполнимая утрата.

В нашем поколении этот день приобрел дополнительное значение: согласно постановлению раввината Израиля, изданному сразу после образования государства, день 10-ого Тевета был объявлен днем всеобщего Кадиша – днем поминовения всех жертв Катастрофы (да отомстит Вс-вышний за их кровь!), дата гибели которых точно неизвестна.

Большая символика заключена в соединении этих двух трагических событий – начала крушения Первого Храма и попыткой полного уничтожения Дома Израиля в прошлом поколении. В этот день мы выражаем надежду, что Катастрофа европейского еврейства завершит страшную эпоху в истории нашего народа, и впереди нас ждет светлое будущее.

Вот законы этого и других дневных постов:

— нельзя есть и пить от восхода солнца до выхода звезд

— в Шахарит (утреннюю молитву) читаются специальные плачи на 10-е Тевета

— если есть в миньяне 6 постящихся, в Шахарит и в Минху читают отрывок из Торы, в котором Моше (Моисей) просит Вс-вышнего простить евреев за грех золотого тельца.

— в молитве «Амида» (18 благословений) на Минху есть специальная вставка на пост.

(По материалам сайта «Маханаим»)

Вопросы раввину

Добрый день. В связи со сносом памятника мы перезахоронили дедушку. Что делать с памятником, который остался на старой могиле? Спасибо. Юрий

Уважаемый Юрий,

Талмуд в трактате Авода Зара 29 б говорит, что любыми вещами, предназначенными для умершего (например, специальная одежда для захоронения или гроб), запрещено пользоваться, как следует из главы об эгла аруфа — «телице с переломленной шеей» (см. Дварим 21, 1—9). Гемара в трактате Сангедрин 47 б учит: запрещено использовать каменное надгробие, как сказано в книге Млахим II, 23,6: «И вынес он Ашейру (дерево, объект идолопоклонства) из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока Кидрон, и истер ее в прах, и бросил прах ее на гробницы сынов народа». Из того, что слова «прах (Ашейры)» и «гробницы» соседствуют, Талмуд учит, что гробница, подобно предметам идолопоклонства, запрещена к использованию (Шульхан Арух, Йорэ Дэа 364, 1).

Знаменитый комментатор Шулхан Аруха, раби Давид бен-Шмуэль а-Леви, пишет: «Всё, что сделано ради нужд умершего и уважения к нему, запрещено к использованию, и поэтому запрещено продавать могильную плиту, которая разбилась, и запрещено облокачиваться на плиту, а также топтаться на могилах, и пишет Байт Хадаш, что таков обычай». Шульхан Арух постановляет, что каменная могильная плита запрещена к использованию. Всё сказанное относится к плите, которая «плашмя» укладывается на могилу.

Возвращаясь к Вашему вопросу, что делать в случае перезахоронения: такую могильную плиту лучше всего захоронить.

Однако часто дополнительно к могильной плите устанавливают вертикальный памятник-стелу, на котором обычно пишут имя покойного. Запрет использования на него не распространяется.

С уважением, рав Давид-Йегуда Вертлиб

Шалом алейхем, большое вам спасибо за то, что приближаете нас с помощью сайта к Творцу. Пусть Ашем благословит вас, как Эфраима и Менаше. У меня вот такой вопрос: что должно быть написано на надгробии? Эмиль

Уважаемый Эмиль!

Могу ответить, что принято писать на надгробии (это не закон). Пишут имя покойного и имя его отца, фамилию, дату кончины, пишут кратко о добрых делах, которые он совершил, и добавляют сокращение тав-нун-цадик-бэт-гэй — тигйе нишмато црура бэ-црор га-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»).

С уважением, рав Бен-Цион Зильбер

Что делать, если 30 день после похорон приходится на шабат, когда идти на кладбище?

Сначала напомним, что тридцатый день следует отсчитывать со дня похорон (Шах 402:5). Если тридцатый день выпадает на субботу, то существует два обычая: некоторые посещают кладбище за день до субботы, другие — на следующий день после субботы. Сложно отдать предпочтение какому-либо из обычаев, поэтому в Вашей ситуации можете поступить, как Вам удобно.

Поскольку обычно кладбище не посещают в рош-ходеш (новомесячье), то если новый месяц выпадает на воскресенье, а тридцатый день на субботу, по всем мнениям следует посетить кладбище до субботы. Точно также, если новый месяц выпадает на пятницу, на кладбище идут в воскресенье.

Напомним также: когда тридцатый день выпадает на субботу, по всем мнениям разрешено вымыться до субботы, но стричься (в случаях, когда траур заканчивается на тридцатый день) разрешено только после субботы (Пней Барух 31:21).

С уважением, рав Яков Шуб

(По материалам сайта «Толдот.ру»)

Еврейские притчи.

Истопник и царевич.

Некий ремесленник очень возлюбил своего царя и, чтобы быть к нему ближе, нанялся истопником во дворец. Чтобы непрестанно наслаждаться лицезрением любимого царя, он проделал отверстие в стене, отделявшей доступную ему комнату от недоступного царского кабинета, и через это отверстие тайно любовался своим кумиром.

Однажды царский сын за какую-то оплошность в разговоре впал в немилость и был заключён в ту же комнату, где сидел истопник. Тоскуя по своему отцу, царевич выпросил позволения у истопника уступить ему отверстие и отводил себе душу тем, что хоть издали смотрел на своего отца. Тогда истопник сказал ему:

— Горе тебе! Я, человек простой и бедный, не могу быть допущен к царю и вынужден любоваться им издали и через маленькое отверстие. Ты же, человек умный и воспитанный, способный заседать в царском совете и постоянно нужный царю, теперь обречён на ту же участь лишь потому, что не сумел вести себя хорошо и внимательно взвешивать свои слова перед царём. Послушайся меня: исправь своё поведение — и ты всегда будешь восседать возле царя!

ПОСТ 10-ого ТЕВЕТА (13.12.13)

НАЧАЛО – 07.23 утра, КОНЕЦ – 17.35 вечера

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЕХИ: зажигание (13.12) – 16.44, исход (14.12) – 18.02

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s