Home

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Михаэль Фройнд
19/11/2013

Сидя среди моря еврейских книг в раввинском суде Иерусалима, Тони Пина из Пальма де Майорка смог, наконец, восстановить историческую справедливость и совершить невозможное.

Более пятисот лет назад его еврейские предки были насильственно обращены в католичество. Если смотреть на ситуацию с позиций рационализма, их еврейская самоидентификация должна была бы быть утеряна давным-давно, уничтожена течением времени, антисемитизмом или сочетанием этих двух факторов. Тем не менее, ее удалось сохранить в ожидании освобождения.

И вот, в прошлый четверг оно, наконец, наступило. После долгого и эмоционального собеседования с судьями раввинского суда, Пина объявил о своей победе над инквизицией и теми, кто преследовал его предков на протяжении поколений. С большой гордостью он подтвердил свои корни и официально вернулся к еврейскому народу: «Я хочу прожить жизнь, как еврей, всем своим телом и сердцем и до конца моих дней».

Особенно примечательна эта история своим контектом, где сочетаются еврейское отчаяние, непокорность и, парадоксальным образом, радость.

Пина принадлежит еврейской общине Чуэта, состоящей из потомков крещеных евреев Пальма де Майорка. Достоверно неизвестно, когда там появились евреи, однако первые упоминания о них датируются пятым веком нашей эры.

В начале 14 века положение евреев серьезно ухудшилось. В 1305 вспыхнули анти-еврейские беспорядки, а в 1309 имел место первый кровавый навет, когда несколько евреев были обвинены в убийстве христианского ребенка.

Однако поворотным пунктом в их истории стал 1391 год, когда по всей Испании прокатилась волна еврейских погромов. Многие евреи Пальма де Майорка были убиты, либо принудительно обращены в христианство, и к 1435 году еврейская община острова была фактически уничтожена.

Но несмотря на крещение, коренные жители Пальма де Майорка никогда не принимали новообращенных и презрительно называли их Чуэтас (каталонский эквивалент известного испанского термина «марраны»).

Многие, подобно семье Пина, тайно соблюдали заповеди иудаизма, постоянно рискуя своей жизнью и благосостоянием, однако оставаясь верными вере своих предков. Ведь впоследствии инквизиция проявила особую активность в этом регионе, целенаправленно выискивая подозреваемых в тайной приверженности иудаизму.

В конце 17 века, спустя более 250 лет после насильственного крещения, Рафаэль Диего Фотеса Акилло, один из предков Пина, был допрошен инквизиторами на предмет его иудейских корней. Его имя, как и десятки имен других евреев, представших перед судом инквизиторов, сохранилось на генеалогическом древе семьи Пина, которое охватывает историю длиной в пять сотен лет.

Чуэтас сталкивались с враждебностью и предубеждением со стороны их соседей-католиков, которые никогда не признавали их христианами и отказывались заключать с ними браки — феномен, сохранившийся и по сей день. Что касается инквизиции, та действовала на Пальма де Майорка вплоть до захвата острова Францией в начале 19 века, хотя даже это не положило конец дискриминации Чуэтас.

Тяжелое положение Чуэтас нашло отражение и в литературе: Жорж Санд в 19 веке и Роберт Грэйвс — в 20 — писали об этой общине с большим сопереживанием, сожалея о той нетерпимости, которую они видят со стороны своих соседей.

Юридическая дискриминация Чуэтас прекратилась лишь в 1931 году, после создания Испанской республики, и только в последние 50-60 лет наблюдается практика смешанных браков между Чуэтас и католическим населением острова. Согласно статистическим данным, сегодня на Пальма де Майорка проживает порядка 20 000 Чуэтас.

Когда я познакомился с Пина несколько лет назад, он рассказал, что терпел множество насмешек со стороны одноклассников. Когда ему было восемь лет, те пели популярную песню, в которой называли его Чуэта. Когда Пина спросил родителей о том, что она означает, отец объяснил, что они — потомки евреев, а мама вручила ему подарок, который он бережно хранил — звезду Давида на цепочке.

Когда Тони вырос, он стал известным экспертом по национальной кухне, издал книгу, ставшую бестселлером и начал преподавать кулинарное искусство. Его интерес к средиземноморской кухне побудил его заняться исследованиями, в результате которых он с удивлением обнаружил колоссальное влияние, оказанное сефардским еврейством. Узнавая больше о еврейских кулинарных традициях, он все сильнее интересовался своим бэкграундом Чуэта и еврейскими корнями. «Мое возвращение к иудаизму началось в сковородке», — шутит он.

Пина начал посещать уроки рабби Нисана бен Авраама, посланника Шавей Исраэль на Пальма де Майорка, участвовать в программах организации Арахим и придерживаться образа жизни соблюдающего еврея. Эти изменения не дались ему легко — так, например, свинина занимает центральное место в меню жителей Пальма де Майорка. Тем не менее, Пина проявил твердость и целеустремленность, отказавшись от свинины к удивлению своих коллег.

Во время одной из наших встреч Пина достал сверток старой ткани и развернул его, показывая мне острый нож, который традиционно использовался в его семье для шхиты (забоя скота в соответствии с предписаниями кашрута) на протяжении веков под самым носом у инквизиции.

Он был одновременно и доказательством связи предков Пина с иудаизмом, и символом возобновления и продолжения этого пути. Ведь сейчас, вернувшись к еврейскому народу, Пина планирует на несколько месяцев приехать в Израиль и пройти курсы шойхета, так что старому ножу найдется хорошее применение.

Наблюдая за Пина в раввинском суде, я размышлял над тем, насколько сильна еврейская генетическая память. Веками инквизиторы стремились уничтожить еврейское присутствие на Пальма де Майорка, одако Чуэтас упорно боролись за свое право на самоидентификацию.

Наша обязанность состоит в том, чтобы помочь им и их предкам восстановить свое право называться полноценными евреями и устранить ту историческую несправедливость, которой они подверглись.

Добро пожаловать домой, шеф-повар Тони Пина, и пусть ваше возвращение станет достойным примером для подражания для многих других Чуэтас!

В оригинале статья представлена на сайте Jerusalem Post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s