Home

Выпуск №154. Кислев 5774 (11.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ ЧИТАТЕЛЕЙ С НАСТУПАЮЩЕЙ ХАНУКОЙ!

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. ДО 31.12.13 ЗАПИСЬ БЕСПЛАТНО! СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ! ЖЕЛАЮЩИМ ПОЛУЧИТЬ ПРАВО НА РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ ПРОСЬБА СООБЩИТЬ СВОИ ДАННЫЕ ТОВЕ ФИЛЬЧАГОВОЙ ИЛИ ЛЕЕ БОЧАРНИКОВОЙ.

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Поступили календари на новый 5774 год, их можно получить у Михаэля Исаевича Бочарникова
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Вайешев.

Кто исправит мир?

Наши праотцы думали не только о собственном духовном развитии или о передаче традиции из поколения в поколение. Как все великие праведники, они, прежде всего, мечтали о том, чтобы все человечество обрело счастье.

Авраам хотел исправить мир, разъяснив людям, что Б-г – добро, и обязанность человека — быть Его подобием: любить ближних и творить добро. Но ни простые люди, ни уж тем более могучие правители не хотели внять его слову. Оказалось, что добро не входит в мир само собой — для этого нужно изменить весь порядок жизни. Именно поэтому Ицхак избрал другой путь. Он решил, что только сильный властитель сможет заставить людей отказаться от идолопоклонства, искоренит несправедливость и порабощение. Ицхак хотел дать Эйсаву, наделенному природной силой, смелостью и пониманием людей, преимущество перед Яаковом, отличавшимся способностями в постижении Торы, чтобы Эйсав смог стать властителем, способным повлиять на весь мир. Но Всевышний отверг и этот план, ибо тот, кто не обладает высокой духовностью, не может управлять людьми: его помыслы будут направлены на укрепление собственной власти и на достижение богатства даже в ущерб интересам всех его подданных. Ни учение о добре Авраама, ни попытка Ицхака исправить людей, заставив их поступать хорошо, не принесли успеха. Яаков также постоянно размышлял над судьбами мира и искал пути его исправления. Возможно, есть третий путь?

Когда Яаков был вынужден убежать из дома, он не отправился сразу в Падан Арам, куда велел ему идти отец, а задержался на 14 лет в йешиве Шема и Эвера. Что мог усвоить Яаков у Шема после того, как он прожил всю жизнь рядом со своим дедом Авраамом, превосходство которого признал сам Шем?!

Учение Шема – это учение праведника народов мира о том, как избежать потопа: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, приносить жертвы Б-гу. Шем был первосвященником всего человечества и приносил воскурения за весь мир на горе Мория, на том самом месте, где его отец Ноах принес жертвы после потопа и успокоил гнев Всевышнего. Увидев, как люди убивают друг друга в кровопролитных войнах, Шем оставил свою высокую должность и ушел в горы, чтобы жить в уединении. Там и нашел его Яаков.

Шем не мог ничего противопоставить испорченности, которая вошла в сердца людей и сделала убийство и разврат общепринятой нормой. И Яаков решает, что общество можно исправить, указав ему путь развития — научить правилам торговли, обработки полей, обустройства жилья. Это направит людей на созидательный путь и заставит их думать о том, как привнести в мир благо, а не как отобрать у другого то, что тот сумел вырастить на своем поле. Т.е. он хотел не убеждать людей и не заставлять их, а незаметно для них самих изменить их образ мышления и указать иные жизненные цели. Мидраш утверждает, что поселившись возле Шхема, Яаков научил местных жителей законам товарообмена, чеканке монет и организовал открытую рыночную торговлю. Дина, вышедшая посмотреть на дочерей той страны, названа «дочерью Леи, порожденной Яаковом». Это объясняет, зачем Дина оставила шатер отца и пошла знакомиться с женщинами соседнего селения: наши праотцы обращались к мужчинам, а праматери — к женщинам, и Дина, подобно своему отцу, хотела познакомиться с хозяйками домов Шхема, чтобы научить их правильно строить семейные отношения и содержать дом. Яакову казалось, что преобразование общества – гораздо более важное дело, чем принесение жертв, поэтому он задержался в Шхеме и не пошел сразу в Бейт-Эль, где обещал принести жертвы Всевышнему по возвращению из изгнания. Но сразу же после похищения Дины и уничтожения жителей Шхема он призывает весь свой стан подняться в Бейт-Эль для принесения жертв.

Исправление мира или хотя бы жителей Святой Земли путем приобщения их к прогрессу не удалось. Яаков упрекает за это Шимона и Леви: кто послушает его после того, как стало известно, что его сыновья карают мечом всех, кто ведет себя недостойно?!

Яаков учил Торе всех своих сыновей, но выученное в йешиве Шема и Эвера он передал только Йосефу, в котором видел человека, призванного продолжить его дело исправления мира. Только Йосефу он разъяснил, как должно выглядеть общество — его внутреннее устройство и экономика, чтобы сам порядок жизни мог в значительной степени исправить людей. И Йосеф, оказавшись в Египте и получив власть, преобразовал весь уклад жизни в стране.

Но Всевышний, отвергший и путь исправления мира, избранный Авраамом, и путь, избранный Ицхаком, отверг также и стремление Яакова исправить весь мир. Человечество не может справиться собственными силами. Для того, чтобы исправиться, люди должны ощутить духовную составляющую бытия: благо придет в мир только вместе с раскрытием Б-жественного присутствия, и начнется это в Храме, построенном народом, прочно обосновавшимся на Святой Земле.

Это не значит, что все усилия были напрасны. Авраам, Ицхак и Яаков – отцы еврейского народа, указавшие ему три направления, в которых необходимо продвигаться: изучение Торы, ее распространение (в какой-то степени) среди других народов и создание справедливого и сильного государства, во главе которого стоит праведный царь, а также всестороннее развитие общества. Если наше стремление сделать лучше наш народ и все человечество не выражается в конкретных делах, не будет и помощи свыше. О возведении Храма мечтал Йегуда – полная противоположность Йосефа. Не случайно Храм, возведенный царем Шломо через 480 лет после исхода из Египта, был построен в уделе колена Йегуды. И Яаков, благословляя сыновей перед самой смертью, отдал предпочтение не Йосефу, а Йегуде, наделив его царским достоинством.

Рав Зеев Мешков

ИСТОРИЯ ХАНУКИ.

Наши Мудрецы учат: «Что такое Ханука? 25-ого Кислева начинаются восемь дней Хануки. Ханука — это празднование того, что, когда греки вошли в Святилище и осквернили все масло, то потом, когда дом Хасмонеев победил их, и искали масло, чтобы зажечь Менору (Храмовый светильник), и нашли только один кувшинчик, и было в нем масла только на один день, — и случилось чудо, и масло горело все восемь дней (нужные для приготовления нового). И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Бога» (Талмуд, Трактат Шабат, 21).

1. История — внешняя канва событий

В 3390 году от Сотворения мира (370 г. до н.э. по общепринятому исчислению) персидский царь Кир разрешил евреям вернуться из Вавилона в Землю Израиля для построения Храма. В 3408 г. Второй Храм был достроен и освящен. Храм стоял 420 лет, вплоть до 3828 г. (68 г. н.э.), когда он был разрушен римским императором Титом. В период строительства Второго Храма Земля Израиля была под властью Персии, но после победы Александра Македонского над персами она оказывается под контролем греков. С этого времени начинается галут яван — «изгнание под властью Греции» — двухсотлетняя история сложных взаимоотношений евреев с греками. Это время можно разделить на три периода.

Первый период. Пока был жив Александр Македонский, евреи находились под властью греков, но не испытывали физических или духовных притеснений. Агада рассказывает, что евреи признали власть Александра без войны, т.к. он обещал им самоуправление и свободу религиозной жизни. Александр Македонский весьма уважал еврейских Мудрецов.

Второй период. После смерти Александра Македонского его царство было разделено на три части. Один из его полководцев получил власть в самой Греции, другой — в Египте, третий — в Сирии. Земля Израиля попала под власть династии Птолемеев, правивших Египтом. Положение евреев несколько ухудшилось, хотя у евреев по-прежнему оставались автономия и духовная свобода. К этому периоду относится перевод Торы на греческий язык — Септуагинта, сделанный по настоянию царя.

Третий период. Территорию Земли Израиля завоевывает эллинистическая Сирия, в которой правит династия Селевкидов. Угнетение евреев резко усилилось.

(С сайта Маханаим)

ЗАКОНЫ ХАНУКИ.

В память о чуде, происшедшем при освящении Храма, мы зажигаем свечи Хануки, и это — центральный момент празднования, так что Хануку иногда даже называют «праздником огней». На каждом — на мужчинах, женщинах и детях старше девяти лет — лежит эта обязанность: зажигать свечи; но достаточно, чтобы хозяин дома зажигал один светильник на всю семью. Принято зажигать самые красивые свечи и ставить их в красивом подсвечнике в память о Меноре (Храмовом светильнике), которая была очень красива.

Законы свечей Хануки исходят из принципа пирсум га-нес — «прославления чуда». Подсвечник помещают слева перед входом в дом, или же внутри квартиры, на подоконнике, близком к улице, или слева от входа в комнату, или в другом месте, где их видит наибольшее число людей. И все эти обычаи установлены для «прославления чуда».

Время зажигания свечей Хануки — сразу же по выходе звезд, но если не удалось зажечь сразу, можно зажигать в течение всей ночи. Однако если зажигание происходит очень поздно, когда все домашние спят и уже не может быть «прославления чуда», то тогда зажигают, но не произносят благословения. Если же прошла вся ночь, а свечи не были зажжены, то никакого специального возмещения не делают, а просто зажигают на следующий день, как все остальные. За полчаса до времени зажигания свечей не едят и не пьют вина. Даже Тору запрещено учить, если это задерживает зажигание свечей Хануки. Сразу же по выходе звезд надо прочесть вечернюю молитву и зажечь свечи. В Иерусалиме принято зажигать свечи Хануки с заходом солнца, до вечерней молитвы.

Свечи должны гореть не менее получаса после выхода звезд, только тогда заповедь считается исполненной. Лучше всего использовать на Хануку светильник, в котором горит оливковое масло, но если его нет, то подходят все виды масла или обычные свечи. Если зажгли светильник, масла в котором не хватило на полчаса, то заповедь не считается выполненной, даже если добавить масла во время горения. В этом случае надо потушить и зажечь во второй раз.

Свечи должны гореть в ряд на одинаковой высоте. Необходимо также, чтобы было достаточное расстояние между свечами, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Каждый день устанавливают все восемь свечей, но в первый день зажигают одну свечу, во второй — две и т.д. до восьми. Порядок зажигания таков:

1-й день: 00000001, 2-й день: 00000012, 3-й день: 00000123, 4-й день: 00001234, 5-й день: 00012345, 6-й день: 00123456, 7-й день: 01234567, 8-й день: 12345678.

Обозначения: «0» — в данный день эта свеча остается незажженной. «1, 2…» — порядок зажигания свечей на каждый день. Каждый день начинают зажигать именно с той свечи, которая добавляется. И эта свеча особенно важна, ибо она — знак того усиления чуда, которое произошло именно в этот день.

Свечи Хануки — символ Меноры; и так же как Менора в помещении Храма служила источником не физического, а духовного света, который Храм давал миру (подробнее см. далее в разделе «Философия Хануки»), так и ныне свечи Хануки предназначены не для освещения комнаты, а для связи с Богом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш — дополнительную «рабочую свечу», как бы говоря этим: шамаш — для освещения комнаты, а свечи Хануки — для духовного света. Шамаш зажигают первым, от него зажигают все полагающиеся на этот день свечи Хануки, а затем шамаш устанавливают отдельно, не в ряду со свечами Хануки. При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего «прославления чуда».

Перед зажиганием говорят три благословения.

Благословение на зажигание:
«Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Ханукальный Светильник».

Благословение чуда:
«Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время».

Благословение времени:
«Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени».

Первые два благословения читают во все дни Хануки, а третье — только в первый день, один раз за всю Хануку (если первый день был пропущен, то читают его в тот день, с которого начинают зажигать свечи).

После зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) — «га-нерот галалу».

«Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коhенов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи — святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое».

После этого поют или читают пиют (религиозный гимн) «Маоз цур йешуати», рассказывающий историю наших изгнаний и спасение, приходившее от Всевышнего (см. в Сидуре)

После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить и снова зажечь на следующий день. Если свеча погасла, не прогорев установленного времени, то ее следует зажечь вновь без благословения. Ни для чего иного свечи, фитили и масло использовать нельзя, поэтому принято в последний день Хануки давать свечам догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, запрещено пользоваться ее светом, а также запрещено сдвигать ее с места; надо сначала погасить ее, а лишь потом двигать.

В вечер наступления Субботы зажигают сначала свечи Хануки, а затем свечи Субботы, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Суббота).

На исходе Субботы сначала делают hавдалу (ритуал окончания Субботы), а затем зажигают свечи Хануки.

В Хануку, в память о масле, чудом горевшем в Храме, принято есть «латкес» — картофельные оладьи, поджаренные на растительном масле; и также пончики, жаренные в масле, и любую пищу, в состав которой входит растительное масло, желательно оливковое.

(Из сайта Маханаим).

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЙЕШЕВ: зажигание (22.11) – 16.56, исход (23.11) – 18.10

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s