Home

Брайан Блюм
11/11/2013

IMG_20131004_173056Сотни лет улица под китайским названием, в переводе означающим «изучение Торы», являлась центром еврейской жизни в древнем городе Кайфыне. Однако после начала 1850х гг, разрушения синагоги и смерти последнего ее рава, «Изучение Торы» превратилось лишь в воспоминание о давно ушедших днях.

Сегодня, благодаря Шавей Исраэль, у «Изучения Торы» намечается потенциал для возрождения. В прошлом месяце организация открыла новый центр для кайфынских евреев в небольшой двухкомнатной квартире с прекрасным садом цветущих гранатовых деревьев. Новый центр Шавей Исраэль состоит из большого помещения для молитвы и уроков, гостевой комнаты для туристов, кухни, столовой и отдельного класса, предназначенного для интерактивных уроков по скайпу.

Центр был открыт в память о мистере Гарри Розентале, который приходился руководителю Шавей Исраэль Михаэлю Фройнду сводным дедом. Розенталь был американским сионистским деятелем и бизнесменом, часто путешествовавшим в Китай и пробудившим у Фройнда интерес к этой стране в юном возрасте.

Новый центр в Кайфыне примечателен и по другой причине: он призвал помочь преодолеть раскол, от которого в последние годы страдала община, когда внутри действовали и конкурировали между собой две еврейские школы. Отныне осталась лишь одна школа, объединившая всех.

Эран Барзилай — координатор Шавей Исраэль по вопросам, связанным с общиной кайфынских евреев. Барзилай свободно владеет китайским и провел год в Кайфыне в рамках учебной программы по направлению восточноазитской культуры в Еврейском Университете в 2010 году. Он рассказал о некоторых мероприятиях, которые уже успели состояться в новом центре после его открытия, и поделился планами.

Община собирается каждый вечер пятницы для встречи Шабата и торжественной трапезы. По воскресеньям проводятся занятия по скайпу — так, сейчас изучают Пиркей Авот (Поучение Отцов) с Ари Шаффером, который в прошлом году побывал в Кайфыне, представляя Шавей Исраэль, и теперь преподает из США,

Пик деятельности центра пришелся на Суккот, поскольку в этом году праздники в еврейском и китайском календарях пересеклись, и на это же самое время пришелся официальный государственный выходной — фестиваль середины осени. «Так как все были в отпусках, у них была возможность приехать в Кайфын и выполнить заповедь сукки», — рассказывает Барзилай.

В этом году Барзилай привез с собой в Кайфын своего хавруту (напарника по учебе), с которым они вместе учатся в иешиве. Хаврута ответил на множество вопросов общинеы о еврейском законе и был приятно удивлен тем, что в Китае все еще существует еврейская жизнь.

Конечно, некогда эта община была значительно больше, в период Средневековья насчитывая порядка пяти тысяч человек. Еврейские купцы приезжали в Кайфын из Персии и Ирака по торговым делам, следуя Великому Шелковому Пути.

В своей деятельности в Шавей Исраэль Барзилай сочетает работу как с общиной в Кайфыне, так и с китайскими евреями, уже сделавшими алию в Израиль. К ним относятся, в частности, семь молодых людей, успешно завершивших в Израиле процесс гиюра, которые в ближайшее время планируют первую поездку в Китай после начала своего сотрудничества с Шавей Исраэль.

Поездка в Китай не так проста, как может показаться на первый взгляд: Китай не признает двойное гражданство, поэтому путешественникам пришлось обращаться за стандартными туристическими визами. Остаться они думают примерно на месяц, хотя один рассчитывает провести в стране около полугода — для учебы. Это поможет ему реализовать свою мечту открыть настоящий китайский ресторан в Израиле. Все они планируют после своего возвращения из Китая пройти службу в израильской армии. «Они ждут этой возможности с нетерпением, — рассказывает Барзилай. — В этом они видят отличный способ почувствовать себя настоящими израильтянами и, конечно, подтянуть свой иврит».

Финансовое положение еврейской общины Кайфына оставляет желать лучшего. По словам Барзилая, Кайфын сегодня — довольно таки бедный город. Евреи здесь, в большинстве своем, владеют небольшими магазинчиками и текстильными мастерскими. Некоторые работают в государственных учреждениях, а один — в банке.

Открыто соблюдать заповеди иудаизма для них непросто. Хотя в местном университете есть возможность изучать иудаизм, как объясняет Барзилай, студенты не готовы к такому явлению, как кайфынские евреи. Более того, даже открыто провозгласить себя евреями они не могут. Официально в Китае зарегистрировано 56 национальных меньшинств, и евреев среди них не значится.

Барзилай признается, что опыт работы с еврейской общиной Кайфына способствовал его укреплению на пути соблюдения заповедей. Он рассказывает историю кайфынского еврея, который начал соблюдать кашрут. «Этот человек отправлялся на деловые встречи, где подавали мясо самых разных сортов — не только свинину, но даже собак. Мясо собаки очень популярно в кайфынской национальной кухне. Он отказывался от всего этого разнообразия и говорил: «Я не могу. Я еврей». Когда я услышал, с какими сложностями сопряжено соблюдение кашрута в Китае, я понял, что хочу последовать его примеру».

Таким образом, как мы видим, улица «Изучения Торы» вновь начинает оправдывать свое название.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s