Home

Karol-at-bar-mitzvahМихаэль Фройнд
29/10/2013

Медленно и взволнованно Кароль начинает благословение перед чтением Торы. В его голосе еще можно различить некоторый оттенок неуверенности, с которым он произносит слова на иврите, несомненно, осознавая всю торжественность момента…

Вместе с родителями, братьям и сестрами, наблюдающими за ним с гордостью, и общиной, поддерживающей его теплом и радостью, Кароль проходит этот важнейший обряд посвящения в мужчины, как и все еврейские мальчики в мире.

Однако на этот раз речь идет не об обычной бар-мицве.

Каролю шестнадцать, он живет в польском городе Катовице и в детстве понятия не имел о том, что он еврей. И его история — еще одно яркое подверждение вечности народа Израиля.

Город Катовице, расположенный в области Силезия, до 1921 года являлся частью Пруссии, будучи известен под своим немецким названием, Каттовиц. После того, как в середине 19 века в этом районе обнаружили большие залежи угля, город начал расти и развиваться, привлекая множество евреев. Первая синагога была открыта в сентябре 1862 года, а к 1867 евреи составляли 12% от общего населения Катовице.

В ноябре 1884 года городу выпал шанс сыграть значительную роль в современной истории сионизма, принимая у себя важное мероприятие — учредительную встречу представителей движения Хиббат Цион из разных стран, во главе с Леоном Пинскером и Моше-Лейбом Лилиенблюмом, — вошедшее в историю, как конференция в Катовице. На конференции были заложены основы идеологии сионистского движения, сформулированы конкретные меры по заселению Земли Израиля и помощи ее храбрым пионерам.

Спустя недолгое время после того, как Катовице стал частью Польши, антисемитизм поднял свою уродливую голову. В 1937 году местные евреи пережили погромы, жестокие нападения и экономические бойкоты, вследствие чего многие из них покинули город. Накануне второй мировой войны еврейским было лишь 6% городского населения.

Вскоре после захвата Польши Германией 1 сентября 1939 года, Катовице оказался в руках оккупантов, которые подожгли большую синагогу, а затем и изгнали евреев, отправив большинство из них в Аушвиц.

После войны некоторые евреи предприняли попытку вернуться в город и его окрестности, но коммунистический режим вынудил их либо уехать в последующие десятилетия, либо из страха скрывать свое происхождение от окружающих.

Несколько лет назад организация Шавей Исраэль направила молодого раввина, Иегошуа Эллиса, для работы в Катовице в качестве духовного лидера общины и для оказания помощи потомкам евреев в воссоединении с нашим народом.

Вместе со своей женой рабби Эллис организует уроки и семинары, проводит молитвы, навещает пожилых евреев, переживших Катастрофу и не покидающих дом, — словом, привносит новую жизнь в этот город. В сотрудничестве с главным раввином Польши Михаэлем Шудрихом рабби Эллис буквально изменил жизни многих людей, среди которых оказалась и семья Кароля.

Несколько месяцев назад к рабби Эллису обратился отец Кароля, узнавший об открывшихся курсах по изучению иврита. Он рассказал, что еврейские корни есть как в его семье, так и в семье его жены — ее мать была еврейкой. Рабби Эллис подтвердил факт их принадлежности к еврейской общине.

Семья начала посещать молитвы и общинные мероприятия на регулярной основе. Однажды они обратились к рабби Эллису с необычным вопросом: необходима ли Каролю бар-мицва, если у него не было возможности провести ее раньше? Рабби Эллис объяснил, что Алаха (еврейское религиозное право) к этому не обязывает, однако подчеркнул, что праздник, посвященный такому важному событию, несомненно станет ярким и значимым воспоминанием в жизни юноши.

И вот, в прошлый Шабат, я стоял возле Кароля  в небольшом помещении, служащем в качестве синагоги, и слушал, как он благодарит Все-вышнего за дарование Торы еврейскому народу.

Если рассуждать рационально, подумалось мне, подобная картина казалась немыслимой семьдесят лет назад, когда само существование еврейской жизни в Катовице стояло перед угрозой вечного забвения. И вот мы стоим здесь, в атмосфере святости Субботы, отрицая любые исторические и логические законы, доказывая, что народ Израиля все еще жив! И когда мы с Каролем танцевали вокруг бимы, на ум мне пришел отрывок из книги Зоар, в котором утверждается, что в особенно торжественные для семьи моменты души всех ее предков собираются для того, чтобы тоже поучаствовать в этом радостном событии.

И что-то подсказывало мне, что в данном случае здесь собрались не только души предков Кароля, но и все евреи города Катовице, погибшие от рук нацистов и их союзников. И хотя тем удалось физически уничтожить большую часть евреев Катовице, они определенно не смогли погусить дос пинтеле ид, еврейскую искру, переходящую от одного поколения к другому вне зависимости от происков наших врагов.

В это момент я был уверен: мы, без всякий сомнений, вечный народ.

Мазаль тов, Кароль, и пусть твой пример вдохновит многих других молодых евреев, в Польше и во всем мире!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s