Home

Выпуск №153. Кислев 5774 (11.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С НОВОГО КАЛЕНДАРНОГО НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!

НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО СИНАГОГИ! НУЖНА ПОМОЩЬ ДОБРОВОЛЬЦЕВ!
Обращаться к Александру Моисеевичу Гридневу.

• Поступили календари на новый 5774 год, их можно получить у Михаэля Исаевича Бочарникова
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Ваишлах.

Б-жья защита.

«И остался Яаков один, и боролся человек с ним до восхода солнца. Но увидел тот, что не одолевает его, и тронул сустав бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова в борьбе его с ним» (Берешит, 32:25). «И взошло перед ним солнце, когда он проходил Пнуэль. А он хромает на бедро свое: И пришел Яаков цельным в город Шхем, который в земле Кнаан» (Берешит, 33:18).

Перед тем, как вернуться на Святую Землю, Яаков подвергся тяжелому испытанию: ангел, посланник Вс-вышнего, боролся с ним, проверяя, не проникла ли в его душу испорченность тех злодеев, обманщиков и колдунов, среди которых ему пришлось жить двадцать лет.

«Горе злодею и горе его соседу» — так говорили наши мудрецы, имея в виду, что запрещено проживать в среде людей, чьи нравы испорчены, а поведение не подчиняется никаким моральным нормам. Соседство с ними не может не повлиять даже на хороших людей. И поэтому человеку говорят: «Либо попытайся воздействовать на них и изменить их, либо встань и уйди в другое место, так как они могут незаметно распространить свои понятия и образ жизни даже на тех, кто стремится к праведности».

Двадцать лет у злодея Лавана, необходимость работать на него, зависимое положение: Разве можно после этого остаться тем же Яаковом, любившим сидеть в шатрах, постигать учение Авраама и Ицхака, размышлять о высших мирах, быть прямым и простым в отношениях со всеми? (Да, он купил первородство у брата за чечевичную похлебку. Да, он пришел, предстал перед отцом и назвался Эйсавом, чтобы получить благословения, но в этой — на первый взгляд — нечестности была настоящая любовь к правде и справедливости, которая нашла поддержку Вс-вышнего, одобрение отца и любовь матери.) Неужели его честность, неиспорченность и простота остались такими же, какими они были изначально? Ведь давление общества, всегда призывающего: «Будь, как все», слишком велико, слишком велики соблазны вседозволенности. И даже, если человек не переступил порог и не нарушил закон, он, наверняка, хотя бы один раз позавидовал удачливости и самодовольству злодеев, их достатку и легкой жизни, преисполненной самых разных удовольствий. А ведь такая зависть разрушает духовный мир человека. И иногда, еще сильнее, чем совершенные им преступления. Кроме того, Яакову, скорее всего, пришлось освоить колдовство и пользоваться им, чтобы научиться защищать себя от козней Лавана! Так можно ли предположить, что он устоял против злодеев, не пользуясь их же оружием? Очень трудно. Значит, он стал таким же, как они!

Но Тора рассказывает, что Яаков победил в ночной борьбе с ангелом, который испытывал его и проверял его цельность, как человека духовного, совершенного, не оставившего в своем теле ни одного органа, который служит для удовлетворения собственных целей, не связанных с Высшим желанием. Посланец небес не нашел в нем мелочности, эгоизма, привязанности к удовольствиям, которые навязывает человеку его материальная составляющая, не нашел надежды на колдовство и неверия в Б-жественную защиту. Жизнь среди злодеев не отразилась на его внутреннем мире.

Только одно место оказалось несовершенным — и поэтому ангелу удалось вывихнуть бедро Яакова. Но то повреждение, которое ангел нанес ему, исцелилось к утру «И пришел Яаков цельным в Шхем».

Что же его защитило? Не «что», а «Кто»:

Его охранял Вс-вышний, обещавший ему Свою защиту в тот момент, когда Яаков покидал Святую землю: «И снилось ему (Яакову): вот лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и вот ангелы Вс-сильного восходят и спускаются по ней. И вот Б-г стоит над ним, и говорит: «И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю:» (Берешит, 28, 12-16). Кроме того, пробудившись, Яаков уже сам попросил об охране: «Если со мною будет Вс-сильный, и сохранит меня на том пути, которым я иду, и даст мне хлеб для еды и платье для одежды, и возвращусь с миром в дом отца моего:» (Берешит, 28:20).

И Вс-вышний хранил его все эти годы. Его защита распространялась не только на то, чтобы с нашим праотцем ничего не случилось, но и на цельность его внутреннего мира. Иначе невозможно было бы устоять. Яд злодеев проник бы во внутренний мир праведника. От него невозможно уберечься, как от неожиданного укуса змеи.

И поэтому становится понятным, почему Яаков, пробудившись от сна, обратился к Вс-вышнему с просьбой о защите, хотя из пророческого сна уже было ясно, что защита ему обеспечена. Он знал, что Вс-вышний готов уберечь человека от любого дурного желания только в том случае, если человек, ненавидя плохое и стараясь исторгнуть его из своего внутреннего мира, сам обращается к Нему с молитвой о помощи.

Есть еще одно условие: защита действует только в том случае, если человек не остается среди злодеев по своей воле. Яаков все годы на чужбине мечтал о возвращении. И, даже, если он остался на шесть лет после того, как уже отработал за жен, Вс-вышний не убрал своей защиты. Значит, даже если это была ошибка — мечта о возвращении и ненависть к тому образу жизни, который вели окружающие его люди, не ослабли в душе Яакова. Рав Кук пишет, что «воздух Земли Израиля» окружает человека за ее пределами даже в том случае, если он оказался там по ошибке. Лишь бы он испытывал страстное желание вернуться, а не пустить корни на «благодатной почве». («Орот», Эрец Исраэль).

Стремление в Землю Израиля — это стремление уберечь себя и своих детей от пагубного влияния, желание быть свободным, чтобы реализовать в жизни все то хорошее, что заложено в еврейской душе.

Галаха, если так можно сказать, идет еще дальше: «Следует человеку всегда жить в Земле Израиля, даже в (том) месте, где большинство неевреев, и не следует жить за пределами земли Израиля, даже в (том) месте, где большинство евреев (Ктубот, 112а, Рамбам, Законы царей).

Казалось бы, это в значительной степени противоречит принципу «горе злодею и горе его соседу». Действительно, легко представить себе, насколько губительно может быть проживание в нееврейском окружении для всех сыновей Израиля, и в особенности, для их детей. И, тем не менее, галаха настоятельно рекомендует жить в Земле Израиля, и, если нет другого выхода, находиться среди неевреев.

Такое предпочтение нееврейскому окружению на Земле Израиля по сравнению с еврейским окружением за ее пределами легко объяснить.

Обосновавшиеся за пределами родины сделали свой выбор. Они находятся там по своей воле и не могут рассчитывать на Б-жественную защиту, которая могла бы оградить их от воздействия всего дурного. Влияние нееврейского окружения проникает в их среду. Недаром раби Элиэзер говорил: «Те, кто проживает за пределами Земли Израиля, занимаются идолопоклонством разрешенным образом» (Авода Зара). Это выражение мудреца Торы необходимо понять, ибо у него нет простого смысла. Дело в том, что нет разрешенных способов для идолопоклонства! Раби Элиэзер имел в виду, что само общение с идолопоклонниками портит людей, но они этого не замечают. И, не нарушая закона формально, наносят вред своей душе, сравнимый с тем, который наносит идолопоклонство.

Они вольно или невольно усваивают их обычаи и привычки, вынуждены посещать их домашние празднества и различные церемонии, хвалить злодеев, обладающих силой или власть предержащих. И получается, что, живя в еврейском обществе за пределами Земли Израиля, человек не защищен от проникновения испорченности в самые глубины его души. Если даже он будет молиться и просить о помощи, он будет похож на еврея, опустившегося в микву, чтобы очиститься, и держащего мертвую мышь в руке — как только вынырнет из миквы, снова станет нечистым. И хотя он считает, что исполняет верно все законы Торы, распространяющиеся на него независимо от места проживания, путь раскаяния закрыт для него.

А в Земле Израиля? Разве влияние неевреев не будет губительным для еврейских семей? Человек, живущий среди неевреев в Земле Израиля, совершает подвиг. Это не личное геройство, а исполнение заповеди завоевания Земли Израиля. Война и проживание в Земле — одна и та же заповедь. Война отодвигает на задний план обязанность заботиться о сохранении собственной жизни и жизни других евреев. Точно так же и проживание в любом месте Святой Земли отодвигает заповедь, повелевающую прежде всего заботиться о сохранении жизни. И те люди, которые рискуют собой, проживая среди неевреев, не рискуют бессмысленно, а исполняют великую заповедь.

Да и о каком влиянии неевреев здесь можно говорить? Неевреи в Земле Израиля знают, что они захватили чужую собственность, и смотрят на евреев, как на хозяев, даже когда те малочисленны и безоружны. Это исключает по-настоящему «добрососедские отношения». Конечно, когда еврей начинает чувствовать себя в Земле Израиля гостем или подданным чужих правителей, ситуация меняется. В этот момент правило «лучше жить в Земле Израиля, даже среди неевреев:» перестает действовать. Те, кто смирился с чужой и чуждой властью — и более того, рад ей в душе, не исполняют никакой заповеди, и Вс-вышний не защищает их.

Наиболее ярко это проявилось в период сирийского владычества, когда многие евреи, проживающие в Земле Израиля, перестали чувствовать себя хозяевами, теми, кому предписано завоевать и преобразовать ее. Они потянулись за чужой культурой, и испорченность проникла в еврейскую среду.

Восстание Хашмонаев прервало этот процесс на долгое время. Тот, кто утратил мечту о свободе, о независимости от нееврейской власти, тот, кто готов удовлетвориться проживанием среди носителей других культур, основанных на идолопоклонстве, оставаясь по своей воле за пределами Земли Израиля, не удостаивается Б-жественной защиты от дурного влияния. А рассчитывать на свои силы — бесполезно. Таков закон: плохое сильнее хорошего, для того, чтобы добро победило, необходима прямая и непосредственная помощь Небес.

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину

Вопрос: Добрый день. Меня в последнее время очень мучает один вопрос. Я стараюсь соблюдать все правила иудаизма, в частности, о субботе и кашруте. Но есть одна проблема, которую решить я не в состоянии. Я живу в Украине. Занимаюсь бизнесом, неплохо зарабатываю. Не вдаваясь в подробности, скажу по-простому: если я закрою свой бизнес в субботу или откажусь от ассортимента некошерных продуктов (например, креветки, колбаса, кальмары), то, исходя из обычных расчетов, — бизнес обанкротится… Рассчитывать на то, что Всевышний взамен на этот поступок сделает чудо и бизнес все-таки останется на плаву, я не могу, ведь запрещено надеяться на явные чудеса… Мой вопрос: достаточно ли того, что я лично соблюдаю правила питания и субботы, а бизнес, управляемый директорами, работает как бы отдельно?.. Все еще усложняется тем, что один из директоров — еврей… В субботу он сам не работает, но бизнес-то под его прямым руководством… И уволить его за то, что он еврей, я не могу…

Спасибо за Ваш вопрос. Он действительно очень важен. Сразу заметим, что теоретически существуют способы организовать бизнес таким образом, чтобы не нарушалась суббота. Но т.к. конкретные решения зависят от многих нюансов и специфики работы каждого конкретного бизнеса, для получения чёткого ответа и консультации Вам следует отдельно обратиться к компетентному раввину (можно через наш сайт) и детально изложить ему все необходимые подробности.

Здесь же хотелось бы обратиться к мировоззренческой стороне вопроса. А именно — к понятиям битахон (упование на помощь Всевышнего, способность полагаться на Него) и гиштадлут (усилия со стороны человека для достижения какого-либо результата) и их связи с соблюдением субботы.
В Талмуде сказано: «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение субботы и обучение детей Торе» (Бейца 16а). Т.е. всё, что касается пропитания и, в частности, финансовый успех устанавливается для человека по результатам суда в Рош а-Шана (еврейского Нового года, когда весь мир подводит своего рода «годовой баланс» и по результатам года получает все ресурсы для года наступающего).

Но для того, чтобы переправить всё это «добро» «с Небес на землю», человеку необходимо приложить определённые усилия со своей стороны (гиштадлут). Это — одно из проклятий, посланных нам после греха первого человека, как сказано (Берейшит 3:17—19): «…а Адаму сказал (Б-г): так как внял ты голосу жены своей и отведал от запрещённого древа, проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои… в поте лица будешь есть хлеб…». До греха земля взращивала уже готовую к употреблению пищу, а мидраш, выражаясь аллегорически, говорит, что ангелы разбавляли человеку вино и жарили мясо (здесь говорится также о разных видах постижения Торы, которая уподобляется мясу и вину). Сам же человек был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя главной и единственной цели, ради которой был сотворен, — постижению Творца и соблюдению Его воли.

Но, увы, мы находимся уже на следующем этапе, после того, как… И к нам относится проклятие «в муках и в поте лица будешь есть хлеб…». Однако по мере духовного роста человека и его приближения к Создателю он исправляет в себе те дурные свойства, которые явились следствием этого греха, таким образом, уменьшая влияние проклятия и «освобождаясь» от необходимости чрезмерного гиштадлут. А сэкономленные время и силы, соответственно, направляются в «духовные» сферы. А праведники, находившиеся на самом высоком уровне, порой совсем игнорировали гиштадлут, полагаясь только на помощь и опеку Всевышнего. Но понятно, что этого уровня они достигали путём тяжёлой работы над собой в течение многих лет.

И всё же, исходя из сказанного, понятно, что в любом случае чрезмерный гиштадлут не сможет привести к результатам, превосходящим те, что было заранее установлены для данного человека в Новолетие. Приведём в качестве сравнения: если добавить к баку с водой ещё один краник, это не увеличит количества воды, а разве что приведёт к тому, что вода будет израсходована преждевременно. И ещё один момент. Мы уже поняли, что усилия, которые мы прилагаем, добывая пропитание, — не причина, по которой нам посылают пропитание, а только стороннее условие (исполнение проклятия) для его получения. А отсюда вытекает: различные запретные действия, направленные на достижение прибыли, не могут быть засчитаны как исполнение этого условия, не являются «необходимыми стараниями». И даже если, на первый взгляд, они приводят к желаемому результату, это только вопрос времени (которого у Всевышнего много) — когда человеку предъявят неоплаченный счёт с добавлением штрафа и т.д.

Особое место во всём этом «механизме» занимает суббота. С одной стороны, сама суть этого дня связана с качеством упования, способностью полагаться на Всевышнего. Мидраш приводит следующую притчу, выражающую эту мысль. У одного великого царя был верный и мужественный полководец. И вот однажды появилась необходимость послать его на завоевание далёкой страны, где тому предстояло занять должность наместника. Однако царя не покидало одно опасение: вдруг блистательные победы и вкус власти побудят его слугу взбунтоваться против него и объявить полную автономию. Чтобы предотвратить это, царь строжайшим образом наказал ему: раз в неделю лично являться в царский дворец и докладывать о происходящем. Таким образом, полководец не забудет свою истинную роль: что он всего лишь посланник, а не сам царь. Во-первых, сам факт пребывания во дворце, где всё исполнено славы царя, способствует этому. А во-вторых, сам факт того, что полководец оставляет линию фронта, подвергая явной опасности всю свою миссию и карьеру только потому, что так велел царь, внедряет в его сознание: есть кто-то над ним, а он — всего лишь исполнитель.

Человеческая душа — не что иное как посланник Всевышнего в этот «далёкий» мир. Она послана, чтобы завоевать этот мир и раскрыть в нем Его царство. Но поскольку человек получает множество орудий и средств для выполнения своей задачи, велико опасение, что он забудется, ощутит собственное величие и славу и объявит об автономном правлении. Суббота предотвращает такое развитие событий. В этот день еврей закрывает свой цветущий бизнес, полностью осознавая все возможные последствия, и тем самым объявляет всему миру, а главное, — самому себе: здесь есть Хозяин! Он создал всё и продолжает «из-за кулис» руководить всеми процессами, Он приказал мне воздержаться от работы в субботу и Он же восполнит любой ущерб! Как мы упомянули выше, расходы на субботу и праздники составляют отдельную «бюджетную статью» и не включаются в сумму, установленную для человека в Новолетие. Если человек решил потратиться ради субботы (в разумных пределах), это будет ему возвращено. Вне зависимости от динамики прочих доходов и расходов!

А с другой стороны, сказано, что суббота — это источник благословения, и благо всей недели зависит от неё. Поэтому достойное соблюдение субботы является залогом достойного заработка, а пренебрежение к ней ведёт к обратному результату.

Что же касается правила «не полагаться на явные чудеса», тут многое относительно — что именно рассматривать как явное чудо. Тем более, в финансовой области, где так много «скрытых» путей предотвратить ущерб. И на сегодняшний день известно много истинных историй наших современников, которые положились на Всевышнего, а Он удостоил их «явных чудес» в области заработка и достатка.

Желаю успеха во всех отношениях, и чтобы Всевышний помог Вам принять правильное решение по этому вопросу.

Еврейские притчи.

Хозяин.

Один еврей пришёл к Дов Беру и стал жаловаться, что его донимают нечистые мысли и нехорошие фантазии, мешают думать о хороших и святых вещах. Тот сказал:

— Тебе нужно ехать к рабби Зееву.

Надо — значит надо. Рабби Зеев держал корчму недалеко от города, в одной из деревушек. Когда еврей добрался туда, была уже ночь. И как гость ни стучал, никто не открыл ему. Так он простоял под дверью до утра.

Утром корчму открыли. Еврей зашёл туда и, следуя совету проповедника, попросил приют на несколько дней. Всё это время хозяин, рабби Зеев, ничего не говорил, ни о чём не спрашивал. Ни мудрых советов, ни суровых наставлений. Еврей же всё время думал, зачем его послали сюда. И, не найдя ответа, он решил уехать домой. Стоя у порога, он сказал хозяину:

— Проповедник послал меня к вам, а зачем — я не знаю.

Рабби Зеев ответил:

— Я скажу тебе зачем. Чтобы ты понял, что когда человек — хозяин в своём доме, то незваные гости к нему не войдут.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАИШЛАХ: зажигание (15.11) – 17.05, исход (16.11) – 18.18

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s