Home

Выпуск №152. Кислев 5774 (11.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Глава Вайеце.
КТО ОНИ – АНГЕЛЫ?

«И вышел Яаков из Беэр Шевы, чтобы идти в Харан. И пришел на одно место, и заночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе в изголовье, и лег на том месте. И снилось ему: вот лестница, поставлена на земле, а вершина ее достигает небес. И вот ангелы Вс-сильного нисходят и восходят по ней» (Берешит, 28:11-12).

Все люди разные. Их отличают врожденные способности, которые могут быть использованы на благо. Но, кроме положительной составляющей, в каждом присутствует и отрицательная сторона, которая отражает все неисправленные ошибки предыдущих поколений.

Первым, кто изменил и себя и своих потомков не в лучшую сторону, был Адам. После него – Каин. А вслед за ним – поколение потопа и строители Вавилонской башни, часть из которых, согласно мидрашу, была наказана тем, что утратила человеческий облик.

Но врожденная испорченность людей может быть преодолена. Достаточно обратиться к Всевышнему – и все начнет меняться. Однако если человек тянется за своей испорченностью – решать проблемы придется следующим поколениям.

Кроме того, каждый человек является «продуктом того общества», в котором он рос и воспитывался: знакомился с верованиями и мировоззренческими позициями окружающих. Но правда только одна, и она заключена в Торе, дарованной сыновьям Израиля.

Люди других народов рождаются в среде, где господствует культура и вера, в основе которых лежат извращенные представления о мире и Б-ге. И в результате, не все люди оказываются равны, как «генетически», так и «идеологически». Однако того, кто придерживается подобных взглядов, часто называют расистом. И в современном мире гораздо более популярны идеи равенства и толерантности по отношению ко всем людям, мнениям, религиям и обычаям. Но этот подход является еще одной попыткой переделать мир: сотворить его заново, добиться справедливости, которой, якобы, пренебрегает Всевышний.

Люди, рассуждающие подобным образом, постоянно сталкиваются с той же проблемой, что и Дон Кихот, который был закидан камнями теми же самыми преступниками, которых он только что освободил, разбив их цепи.

Наш праотец Яаков знал, что истина у него, и был готов бороться со всеми людьми и со всеми идеологиями. Он удостоился имени Исраэль, которое означает «тот, кто сражается на стороне Б-га». И ему было сказано: «Ты боролся с ангелами и с людьми – и победил». Он победил Эсава, собиравшегося убить его, он победил Лавана, жившего обманом и колдовством. Он победил сам себя – свое дурное начало. Ведь неслучайно сказано: «И остался Яаков один, и боролся с ним человек до утренней зари». Но если он остался один, то с кем же он боролся? Сам с собой, со своей темной стороной.

Сначала Яаков хотел отказаться от борьбы. Мидраш рассказывает, что Яаков, убегая от Эсава, заночевал на том месте, где Авраам положил Ицхака на жертвенник, и где в будущем должен был быть построен Храм. Но он понял, что остановился на ночлег в святом месте, только после того, когда ночью ему приснилась лестница, соединяющая землю и небо, по которой поднимаются и спускаются ангелы.

Ангелы – идеи, которые дают силы народам мира, – поднимались на семьдесят ступеней и спускались вниз. Яакову была показана вся мировая история: расцвет и падение Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Рима, Германии и Советского Союза. И он понял, что все те страны, которые не попытаются честно понять, чего Всевышний хочет от человечества, и не сделают ту часть Торы, которая обязательна для всех людей, своим законом, ожидает падение. Но когда Всевышний обратился к нему и сказал: «Теперь поднимайся ты», Яаков отказался. Тогда один из ангелов пошел вверх, и Яаков не увидел, где он остановился. Он проснулся в ужасе.

В этот момент Яаков понял, что без борьбы с извращенными идеями и идеологиями его потомки не смогут ни выжить, ни исполнить свое предназначение.

Сыновья Израиля призваны бороться со своим дурным началом, изучая Тору, работая над собой. А государство Израиль призвано бороться не только с террором и с иранской угрозой, но и с идеологией, порождающей их. В этом нет ничего нового: всегда страна воюет не с отдельными группами и даже не с армией, а с идеями, и если бы были побеждены немцы, но не нацизм, Вторую мировую войну нельзя было бы считать выигранной.

В современном мире Израиль обязан взять на себя роль Яакова: бороться с ангелами или, по крайней мере, оставаться выше их.

Рав Зеев Мешков

Свойства Торы.

«Гений и злодейство — несовместимы». Если человек ведет себя недобро нечестно и некрасиво — он не понимает глубин Торы, а взял только самую поверхностную структуру. Пусть он оперирует сложными понятиями, произносит загадочные и таинственные термины — не понимает, что говорит и что творит! В этом достоинство Торы, а не ее недостаток. «Тайна Всевышнего — для тех, кто трепещет перед ним» (Псалом Давида). Трепет — это не боязнь — это ощущение, возникающее от четкого осознания Присутствия. МаГаРаЛь пишет (Натив а-Тора) о запрете обучать Торе человека недостойного, который основывается на положении трактата Талмуда (Сангедрин): «Тот, кто обучает ученика недостойного, похож на того, кто бросает камень Меркурию (бросание камня в груду камней, сложенных у дороги, — вид служения этому идолу)». И действительно, если ты говоришь одно, а человек понимает совсем другое, рождаются неверные образы, которые сродни идолам. Чем более высокие аспекты затрагиваются, тем более сильное искажение в мозгах того, кто воспринимает неверно. Можно вспомнить старую поговорку: «Каждый воспринимает по мере своей испорченности». Неверные представления, в свою очередь, порождают неверное восприятие действительности и приводят к неправильному поведению. Так значит, душевные качества первичны! Душа — первична! Сначала Всевышний вдохнул в человека душу, и только после этого человек начал воспринимать мир и постигать его тайны, что отражено в Торе как называние имен животных. А агада говорит, что Адам дал имена всему сущему. Где же взять душу? Душу можно взять только от Вс-вышнего. Поэтому евреем можно только родиться или стать, приняв гиюр, иными словами, присоединившись к еврейскому народу, к той общей душевной силе, которая есть у него изначально и своими истоками восходит к тем структурам, которые «существовали» до сотворения мира. «Тора является как эликсиром жизни, так и ядом смерти» (Таанит). Под жизнью понимается непосредственная связь со Всевышним, а под смертью — ее отсутствие. Есть два способа изучения Торы: один — забыть обо всем и разбирать тот текст, который перед тобой. Другой — помнить постоянно, каждое мгновение о цели изучения, о раскрытии Присутствия. Уже одна эта направленность мысли создает живую связь с Творцом, так как высокое желание никогда не остается без ответа, а нематериальное желание реализуется мгновенно! Тора перестает быть самоцелью и перестает измеряться количеством прочитанного, проанализированного и запомненного. Она превращается в канал живой связи, по которому течет жизнь. Жизнь не только как продолжительность дней, но и как их наполненность радостью. Если же пойти по первому пути технического анализа текстов, изучение Торы становится вечной подготовкой к достижению цели (причем о цели изучающий часто не догадывается). При движении по этому пути Тора постепенно превращается в инструмент скрытия Присутствия, как, скажем, бинокль в руках человека, который смотрит, в него так, что все наблюдаемые им объекты кажутся находящимися далеко. Отдаление от источника жизни — смерть. Рав Кук говорит (Орот) о том, что чистота еврейской души непосредственно связана с любовью к Земле Израиля. По мере возвращения человека к Истоку, где бы он ни находился — нарастает его любовь к Земле. Поэтому тот, кто владеет тайнами Торы (а ведь знание тайны также зависит от духовной чистоты), безумно любит эту Землю и стремится к ней, не взирая ни на какие опасности. А тот, кто не понимает Тору, готов торговать Землей. Здесь, на этой Земле начинает действовать то, что в технике называется «прямая связь замкнутой цепи»: сама Земля обладает силой влияния и непосредственного духовного очищения — даже тогда, когда человек спит. Было бы только, что очищать. И поэтому, тот, у кого есть душа и он не «забил» ее и не утопил в крови, здесь автоматически становится лучше, чувствительней и умней. А тот, у кого ее нету или он приговорил ее к пожизненному заключению внутри своего тела, звереет. В одном из своих высказываний Рав Кук предупреждает, что тот, у кого нет изначально большой любви к евреям, как тем, в ком жив тот же отблеск души, что и в нем самом, кто не любит эту Землю, как откликающуюся на биение его сердца, постепенно придет к ненависти к своему народу и земле. Земля Израиля — последняя надежда исправления, потому что она воздействует на душу еврея, замученную и забитую долгим изгнанием, забывшую и не воспринимающую учение изнутри. Кроме того, она обладает способностью «сортировать»: сначала выявляя плохое, а потом выбрасывая его вон, за свои пределы. «Больше всего хранимого — храни свое сердце» (Мишлей).

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину

Вопрос. «Мне попалась книга одного раввина, в которой приводится большое число рекомендаций по поводу того, как следует заботиться о своем здоровье. Следует ли воспринимать эти советы как постановления авторитета Торы, обязательные для каждого еврея? Являются ли высказывания раввина, относящиеся к области медицины, частью устной традиции? К кому следует обращаться человеку, у которого возникли проблемы со здоровьем: к врачу или к авторитету в области еврейского закона?

Ответ. В Талмуде содержится немало медицинских советов (например, см. Гитин, 68). Сразу оговоримся, что речь идет не о законах, связанных с мясом, разрешенным для употребления в пищу, не о законах семейных отношений или обрезания. Постановления в этих областях не зависят от мнения врачей. Так, животное с определенным физическим недостатком, разрешенное для употребления в пищу по закону Торы, считается кашерным, независимо от мнения врачей по поводу его жизнеспособности (Рамбам, Гилхот шхита, 10-12). Вопрос о том, что должно служить ориентиром при принятии решения, как поступить и какие шаги предпринять для спасения больного или возвращения ему здоровья, решается совсем по-другому.

Вопрос о том, как относиться к медицинским советам, упомянутым в Талмуде, задавался уже в эпоху гаонов. В их ответах встречаются такие слова: «Раввины не являются врачами. Описанные в Талмуде медицинские средства – это те лекарства и способы лечения, которые применялись в определенное время. К ним нельзя относиться как к раввинским постановлениям, обязательным для еврея, а лишь как к обычной информации. Поэтому не стоит полагаться ни на какие рекомендации до тех пор, пока они не будут проверены и одобрены врачом-специалистом, который установит, что они, по крайней мере, не принесут вреда (Оцар а-геоним, ком. на Гитин, 68). Следует также принять во внимание, что трудно определить, соответствие между растениями и названиями, приведенными в Талмуде. То же самое относится к живым существам, мерам веса и пропорциям. Методы лечения, описанные в Талмуде, использовались врачами-неевреями. Так Рамбам очень хвалил врача Галиуса и считал его величайшим авторитетом. Однако в тех случаях, когда вопросы медицины оказываются тесно связанными с вопросами этики, мнению врачей-неевреев доверять нельзя. Когда тот же Галиус сравнил себя с Моше рабейну, Рамбам охарактеризовал его высказывание как «глупое».

Многие раввины, пользуясь своим многолетним опытом, могут посоветовать, к кому из специалистов следует обратиться в том или ином случае, но эти рекомендации не стоит воспринимать как постановления, обязательные для еврея, обратившегося к авторитету Торы с вопросом. Если человек болен, ему следует обратиться к врачу, а не к раввину. В Шулхан Арух упоминается камень, ношение которого помогает беременным женщинам сохранить плод (Орах а-хаим, 303:24). Гаон рав Шломо Залман Оербах сказал об этом: «В то время не было других средств, а в наши дни следует обращаться к врачам» (Мааданей Шломо, моадим, стр. 148).

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что в том случае, когда возникает этический вопрос (например, «Сколько детей должно быть в семье?»), обращаться следует к раввину.

Пожелаем, чтобы было ниспослано с Небес выздоровление всем больным народа Израиля в самое ближайшее время.

Рав Шломо Авинер

Еврейские притчи.

Пир для Б-га.

Однажды император Адриан сказал:

— Хочу устроить пир для вашего Б-га.

— Не по силам тебе это будет, — ответил р. Йегошуа.

— Почему?

— Слишком много войска сопровождает его.

— А всё-таки, — упорствовал Адриан.

— Хорошо. Выбери на берегу реки место посвободнее и приготовь там свой пир.

Всю весну и всё лето провёл Адриан за работами по приготовлению пира. Но подули осенние ветры, разрушили всё и снесли в реку. Снова начал строить Адриан, всю зиму проработал. Но полили весенние дожди и смыли всё в реку.

— Что же всё это значит? — спросил Адриан.

— А это, видишь ли, Божьи подметальщики и поливальщики, предшествующие Ему.

— Да, — согласился Адриан, — не по силам мне затея моя.

Первая виноградная лоза.

Посадил Ноах первую виноградную лозу. А Сатан пришёл и спрашивает:

— Что будет из этой посадки?

— Виноградник, — ответил Ной.

— Не желаешь ли взять меня в компаньоны?

Ноах согласился. Что же сделал Сатан? Привёл к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочерёдно полил виноградник их кровью.

Человек, пьющий вино, обнаруживает поочерёдно же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи подобно свинье. Всё это произошло и с праведным Ноахом.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАЙЕЦЕ: зажигание (08.11) – 17.16, исход (09.11) – 18.27

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s