Home

Выпуск №151. Хешван 5774 (10.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Глава Толдот.

ОХОТНИК ИЛИ ПАСТУХ?

Наша недельная глава Толдот открывает эру великого противостояния двух личностей, которое впоследствии вылилось в противостояние двух народов, двух культур, двух стилей жизни. Речь идёт, как вы уже конечно догадались, о двух единоутробных братьях Эйсаве и Яакове, детях праотца Ицхака и праматери Ривки, да пребудет с ними мир.

Их противоборство начинается уже в утробе матери. Согласно Мидрашу, который приводит РаШИ в своем комментарии, когда Ривка проходила мимо йешивы, где преподавали Шем и Эвер (именно они унаследовали от Ноаха веру в Единого Б-га и обучали ее заветам всех желающих, не ведя, впрочем, активной внешней просветительской работы), Яаков начинал беспокойно шевелиться внутри ее, словно желая бежать туда, чтобы изучать Тору. Когда же она проходила мимо языческих капищ, где приносили жертвы идолам, тут уже Эйсав порывался выскочить. МаГаРаЛь задает здесь вопрос: ведь благое начало просыпается в человеке только после совершеннолетия, т.е. после 13-ти лет, а дурное начало – только с рождения. Соответственно, в эмбриональном периоде у ребенка нет ни того, ни другого! Так почему же имели место подобные поползновения со стороны нерожденных еще младенцев? Объяснение, которое приводит МаГаРаЛь, просто и элегантно – хотя младенцы Яаков и Эйсав не имели пока сознательных устремлений, существо каждого из них ощущало сильное сродство – у одного со святостью, а у другого со скверной. Именно такого рода позыв пронизывал их, когда они находились на близком расстоянии от объектов, излучающих флюиды, соответствующие их глубинной сути.

Ощущая беспокойство по поводу такого странного поведения плода, Ривка обратилась за разъяснениями к Шему, который был пророком и первосвященником Вс-вышнего, и в ответ получила пророчество, гласящее: «Два народа во чреве твоем, и две нации разойдутся из твоих внутренностей; и нация от нации будет укрепляться, и старший будет служить младшему» (Берейшит 25:23). Согласно пророческой традиции, нельзя передавать другим людям сведения, полученные в индивидуальном обращении Вс-вышнего к пророку, если на это не было соответствующего указания. Поэтому Ривка не сообщает ничего Ицхаку, и до самого момента получения Яаковом благословений не совсем честным способом, он уверен, что его старший сын Эйсав займет ведущую роль в процессе становления избранного народа. И лишь когда Яаков, получив благословения, уходит из шатра Ицхака, а Эйсав входит туда, не зная, что его опередили (братья разминулись на считанные мгновения!), — Ицхак осознает свое заблуждение и постфактум подтверждает благословения, данные им Яакову, притворившемуся Эйсавом: «И задрожал тогда Ицхак великой дрожью, и сказал: «Пусть тот, кто охотился за дичью, и принес мне (блюдо из нее), и я поел от всего, (что было принесено), прежде, чем пришел ты (Эйсав), и благословил его – да будет он также благословлен» (Берейшит 27:32).

Но что же заставило Яакова, которого Тора называет совершенным, и который всю жизнь стремился к правде, в этом случае пойти на подлог? Прежде всего, приказ матери, Ривки, которая, в свою очередь, руководствовалась полученным пророчеством. Но не только это. И Ривка, и Яаков, хорошо знали природу и привычки Эйсава, который был «человеком, сведущим в охоте, человеком поля». В чем проблематика «человека охоты»? Почему следует отдать предпочтение Яакову, «человеку шатров», т.е. пастуху? Если взглянуть на эту проблему под глобальным социально-историческим углом, то можно легко увидеть, что развитие общества шло от потребительского отношения к природе к хозяйственному отношению. Охотник ничего не производит, не вкладывает свой труд в создание объекта потребления, а лишь выслеживает и ловит его. Он – хищник. Следующая ступень – пастух. Он уже заботится о стаде, охраняет его, способствует выживанию и размножению животных. Он все еще пассивен в своем труде, но уже может планировать. Следующий шаг – земледелец. Больше труда, больше инициативы, больше культуры. Общество становится более стабильным и культурным.

А что же с нашими праотцами? Авраам стоял на верхушке этой лестницы – он был городским жителем (ремёсла, наука, культура – все это концентрировалось в городах), но он добровольно отходит на две ступени назад – становится пастухом. Для чего? Чтобы основать новый народ, идущий по иному пути, надо начать этот путь с той развилки, где все остальные пошли не туда. Его сын, Ицхак, пробует себя на поприще земледелия, делая шаг вперед, и у него получается: «И посеял Ицхак в той земле, и выросло (у него) в том году сто мер (за одну посеянную), и благословил его Вс-вышний» (Берейшит 26:12). Но мир все еще не готов к подобному проявлению благословения – плиштим, в среде которых жил тогда Ицхак, начинают завидовать ему, и в конечном итоге изгоняют его в пустыню, где возможно только животноводство. Происходит временный регресс. Эйсав же только его усугубляет – он становится охотником, человеком, моральные устои которого вплотную близки к моральным устоям голодного хищника, чистого потребителя готового продукта, не участвующего в процессе производства материальных (и духовных) благ. Психологию охотника наглядно демонстрирует следующий анекдот:

«Идёт чукча с сыном по тундре. Видит – стоит олень. Чукча поднял ружье. «Бах!». Подходит к туше, и наставительно говорит сыну: «Это шкура, мясо, кость!» Идут дальше. Видят белого медведя. «Бах!» — «Это жир, шерсть, мясо!» Идут дальше, видят – геолог бурит пробную скважину. «Бах»! – «Это, сынок, спички, соль, сахар, спирт, веревка и батарейки!»

Вот таким же был и Эйсав. Если не удавалось промыслить дичь – грабил прохожих. Потом понял, что это проще и выгоднее. Но ввиду своего уважения к отцу, скрывал свои источники добычи. Однако Яаков и Ривка знали о его делах, и поэтому понимали – получи Эйсав благословления Ицхака, которые официально сделают его главным наследником – весь процесс создания еврейского народа, призванного нести в мир святость и гуманизм, обречен. Порой бывает пора, когда из двух зол надо выбрать меньшее, так называемый «принцип меньшего зла». Например, когда человек тонет в реке, можно оборвать веревку, на которой сушиться чужое бельё, и кинуть утопающему. Это – великая заповедь, как сказано: «Спасающий жизнь одного человека – как будто спасает целый мир». Но с точки зрения еврейского закона, это не снимает со спасителя обязанности заплатить хозяину веревки за испорченное имущество. Как говорится, «булочки – отдельно, изюм – отдельно». И поэтому Яакову тоже придётся платить за этот святой обман – 20 лет он будет служить Лавану, и десятки раз тот будет пытаться обмануть Яакова, и несколько раз – удачно. Но об этом – в следующей главе ….

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Тайны мироздания.

Всегда живо желание проникнуть в тайны рождения мира. Но для того, чтобы приблизиться к их пониманию, нужно отказаться от обычной логики и дать волю своему воображению. Тогда есть надежда мысленно прорваться в иной мир, где действуют свои правила и свои законы. Логика предполагает, что при выборе чего-то одного, мы исключаем его противоположность: при любом логическом построении исключается возможность существования противоположностей одновременно в одно и то же время, в одном и том же месте, или действие двух взаимоисключающих правил одновременно, а Тора, прорываясь в мир, где не действуют никакие ограничения, совмещает противоположности и говорит одновременно о двух взаимоисключающих понятиях. Итак попытаемся представить себе зарождение мира в тот момент, когда не существовала никакая материя. Свет, существующий до появления первой точки, называется «свет бесконечности» (ор эйн соф). Ему не присуще движение, не присущи никакие характеристики, хотя он содержит в себе все то движение и ту множественность, которые проявятся в дальнейшем в мирах. Он органически совмещает в себе все противоположности. Свет бесконечности движется с бесконечной скоростью. Движение с бесконечной скоростью эквивалентно покою во всем пространстве, которое, фактически еще не существует и может быть образно представлено, как точка света. Свет — стремление давать или, что то же самое — стремление выразить Себя. Точка, лишенная света, — преграда для претворения в жизнь стремления давать. Она выделяется из самого света. Причина ее возникновения — стремление совершенства стать еще более полным совершенством, которое естественным образом рождается в бесконечности — ведь совершенство предполагает ограниченность и статичность, а бесконечное совершенство должно включать в себя и статику и динамику — и завершенность и бесконечное развитие. И это приводит к возникновению первой точки, которая должна вернуться к своему источнику и тем самым сделать свое единство с ним еще более полным, хотя изначально оно уже было самым полным. Стремление давать обрушивается на первую выделившуюся точку, а она не принимает ничего. Свет, в котором появилась первая точка, называется «высший свет» (ор эльйон). Точка представляет собой первое творение. Сотворить — выделить из себя. Это первая и единственная деталь на первом этапе, отличающаяся от окружающего ее света. Бесконечный свет не принимает никаких изменений. Он остается в другой плоскости бытия, становится неощутим на уровне точки и пространства вокруг нее, но пронизывает все, подобно нейтрино, который невозможно поймать, но который проходит сквозь материю любой толщины. Это характерно для света любой силы: когда возникает материя более грубая, чем та, с которой он способен контактировать, он «перестает замечать ее» и как бы уходит в другую плоскость бытия, т.е. сам на этом уровне становится несуществующим, так как нет инструментов его восприятия. Ведь восприятие может возникнуть только при взаимодействии. Свет, ушедший в другую плоскость, продолжает пронизывать все, дает всему жизненные силы и определяет все процессы, но сам становится неощутим. Понятие «высший свет» (ор эльйон) возникает в момент появления точки. Высший свет соотносится с точкой. Он находится в той же плоскости бытия, что и она, их силы и плотность соизмеримы. Он хочет пробиться внутрь и отталкивается от точки с определенной силой, которая отбрасывает его на расстояние, определенное размером точки. Высший свет начинает возвращаться, так как природа, заставляющая его пытаться пробиться внутрь первой точки, сильнее, чем отталкивание, порожденное жесткостью точки. Этот процесс происходит вне времени, поскольку на уровне одной точки невозможно говорить о временном или пространственном разделении. Свет постоянно утекает и притекает (похоже на движение одновременно в двух направлениях). Это движение статично из-за его вневременного характера. Оно определяет статику пространства. Вокруг точки как бы мгновенно возникают различные уровни, определяемые столкновением света, текущего вверх и спускающегося вниз. Эти линии напряженности определяют впоследствии пространство миров.

Рав Зеев Мешков

НОВАЯ ЛУНА

Накануне Исхода Вс-вышний хотел дать первую заповедь всем сыновьям Израиля и научить их, как отсчитывать время, определяя начало месяца по луне. Но Моше никак не мог представить себе, какой величины должен быть ее серп, чтобы можно было освятить очередной период времени, связанный с циклом вращения малого светила. Показал ему Вс-вышний пальцем на луну на небе и сказал: «Вот, когда увидишь такой (серп) — освящай новый месяц». Известно, что многие качества народа Израиля похожи на свойства луны. Например, свет луны непостоянный: то он нарастает, то убывает. Так и народ Израиля: иногда проявляется все его величие, а иногда нет. Силы народа Израиля раскрываются в те времена, когда он пребывает на своей земле (Мегила, 2а). А в то время, когда мы в изгнании, мы похожи на луну, скрывшуюся от глаз. Показав на луну, Вс-вышний дал намек на то, что даже минимального света достаточно, чтобы началось новое время истории, когда еврейский народ возвращается на свою землю и выбирается из ночи изгнания. Даже слабый свет способен прогнать темноту.

Рав Дов Бигон

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Мы выражаем соболезнования родным и близким в связи с кончиной
Удлер Ривки Гилелевны,
душа которой оставила этот мир 16 Хешвана (20.10.13).
Да будет ее душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Мы выражаем соболезнования родным и близким в связи с кончиной
Бочарникова Авраама (Анатолия),
душа которого оставила этот мир 14 Хешвана (18.10.13).
Да будет его душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ТОЛДОТ: зажигание (01.11) – 17.28, исход (02.11) – 18.38

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s