Home

Выпуск №150. Хешван 5774 (10.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Глава Хаей Сара.
СОМНЕНИЯ И ИХ ОТСУТСTВИЕ

«И было жизни Сары сто, и двадцать, и семь лет – годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон…»

Сара умерла после того, как ей открылось то, что произошло на горе Мория. И хотя она знала, что Ицхак остался жив, пережить то, что Авраам поднял сына на жертвенник, она не смогла.

Авраам знал, что Сара никогда не согласится с ним, и поэтому не сказал ей правду. И об этом рассказывает мидраш (Ялкут Шимони, Вайера 98): «Что мне делать? – размышлял Авраам. – Если не скажу ей, то она, не найдя его, покончит с собой». Тогда он сказал Саре, чтобы она приготовила праздничную трапезу… Спросила она: «Что особенного в этом дне?» Ответил ей Авраам: «У таких стариков, как мы, родился сын, а мы не будем радоваться?» Когда они ели, сказал он ей: «Знаешь ты, что когда мне было три года, узнал я Творца, а юноша наш вырос, и так и не получил воспитания. Есть место одно, на небольшом расстоянии отсюда, где воспитывают детей. Возьму его туда…» И сказала ему: «Возьми».

Почему Авраам даже не попытался отменить жертвоприношение Ицхака? Ведь он мог сказать Вс-вышнему: «Как же Ты велишь мне это? Ведь Сара никогда не согласится!»

Более того, он знал, что его поступок может привести к гибели Сары. И об этом также рассказывает мидраш: «Сказал Ицхак Аврааму: «Отец, не рассказывай маме в то время, когда она будет возле колодца или поднимется на крышу. Ведь она может броситься вниз» (Танхума, Ваера, 23). Аврааму не нужно было это напоминание – он понимал ситуацию не хуже Ицхака. Так почему же он даже не попытался обратиться к Вс-вышнему? Ведь наш праотец умел спорить с Вс-вышним и в свое время не побоялся сказать, что нельзя без суда уничтожить сдомскую долину. А тут, когда ему было велено положить сына на жертвенник, он не стал говорить, что это приведет к гибели Сары или что это вообще противоречит морали.

Авраама не оставляли сомнения. Мидраш представил размышления Авраама по дороге на гору Мория, как ответы на вопросы, которые поставил перед ним Сатан (мидраш отражает внутреннюю борьбу Авраама): «Старик, тебе Б-г дал сына в сто лет, а ты хочешь принести его в жертву?». «Для этого Он и дал его мне», — ответил Авраам. «Завтра скажут тебе, что ты пролил кровь», — продолжал Сатан. «Даже, если скажут» — сказал Авраам.

Для того, чтобы понять Авраама, нужно вспомнить, что он пытался доказать, что он ничем принципиально не отличается от других людей, и любой человек может приблизиться ко Вс-вышнему, отказавшись от идолопоклонства и перестав творить плохие дела. Вопреки повелению Вс-вышнего уйти из Харрана одному, Авраам взял с собой Лота и своих последователей, он просил за жителей Сдома, заключил союз с Авимелехом – и все это потому, что он верил в людей. И вот Вс-вышний поставил его перед выбором: либо ты пройдешь через испытание и поймешь, что ты и твой сын отличаетесь от всех людей, либо ты перестанешь быть избранным человеком, мир останется без надежды на исправление и придет к катастрофе. И Авраам признал правоту Вс-вышнего. Что же он должен был понять в момент испытания? То, что любой идолопоклонник принес бы в жертву своего сына, если бы ему сказал Б-г. Но идолопоклонник сделал бы это без сомнений, без колебаний. Он бы связал ребенка по рукам и ногам и зарезал бы его, и устроил бы праздник, полагая, что исполнил волю высшего божества, которое теперь всегда будет защищать его. Только Авраам был способен сомневаться. Только Авраам верил в вечность морального закона. И Авраам выстоял в испытании, потому что всю дорогу к горе Мория сомневался, и даже хотел повернуть обратно! Авраам выстоял в испытании, потому что преодолел сомнения и поднял на жертвенник сына, не ради себя, а ради всего человечества, проявив полную веру в то, что Б-г не сделает ничего плохого и не совершит ничего противоречащего морали. Б-г найдет выход из безвыходного положения. Он совместит несовместимое – жизнь и смерть.

А Сара? Если бы Вс-вышний велел ей взять Ицхака и поднять его на жертвенник, она бы не исполнила это. Она бы умерла: душа оставила бы тело, не найдя выхода из положения.

Ни сомнения Авраама, ни его решение поднять Ицхака на жертвенник и, если потребуется, принести его в жертву, ни неприятие его поступка Сарой, не является преступлением против Вс-вышнего. Ведь Он требует не безропотного подчинения, а искренности и принятия ответственности за свои поступки и тогда, когда человек получает приказы, и даже тогда, когда эти приказы исходят свыше.

Но как не ошибиться, как найти единственно верное решение? Пойти против Вс-вышнего? А ведь у тебя самого, как правило, нет уверенности, что тобой не руководит стремление защитить себя или не управляет дурное желание… Кто может подсказать?

Говорят, что разум должен владеть сердцем: прежде, чем принять решение, нужно взвесить все за и против. Это справедливо во многих случаях, но не всегда. И бывают такие ситуации, когда может подсказать только сердце. «Вс-вышний требует сердца», — сказал Рава. И Авраам, Ицхак и Сара были верны сердцу – каждый по-своему.

Агада (Бава Меция, 59б) рассказывает: «Раби Элиэзер бен Урканос, раби Йегошуа бен Хананья и другие мудрецы разбирали вопрос о глиняной печи, которую для переноса на другое место распилили так, что образовались круги. Потом их сложили снова, насыпав между ними песок, чтобы дым не выходил через прорези. Раби Элиэзер утверждал, что, поскольку эта печь не является целым предметом, она не принимает ритуальную нечистоту, а мудрецы, рассматривая ее как нечто цельное, настаивали на том, что такая печь может быть ритуально нечистой. Раби Элиэзер настаивал на своем и для того, чтобы доказать свою правоту, сотворил чудеса: на глазах у всех вода в арыке потекла в обратном направление, дерево перепрыгнуло с места на место, стены дома учения наклонились и были готовы упасть. А мудрецы настаивали на своем. Тогда услышали все голос Вс-вышнего (слабый, похожий на эхо, так как в это время пророчества уже не было): «Что вы хотите от раби Элиэзера? Ведь закон во всех случаях соответствует его мнению». Тогда встал раби Йегошуа и сказал: «Мы не принимаем во внимание голос Вс-вышнего».

А через какое-то время Небеса открыли раби Акиве, что происходило в тот день в духовных мирах: «Покачал Вс-вышний головой (в знак одобрения) и сказал: «Победили Меня Мои дети».

Дело в том, что всегда существуют два взгляда на вещи: один – Небес, другой – человека. Раби Элиэзер умел смотреть на вещи так, как смотрит Небесный суд, а раби Йегошуа видел мир так, как его воспринимает мудрец Торы, ходящий по земле. И Вс-вышний признал правоту раби Йегошуа: решения должны основываться на представлении о мире обычного человека. Вс-вышний хотел, чтобы Его дети победили.

Рав Зеев Мешков

Суббота и будни

Суббота — понятие, связанное с аспектом времени, а не с аспектом пространства. Прежде всего, это день, когда был остановлен процесс творения — прекратилось раскрытие созданных за шесть дней потенциалов, находивших свое выражение через образование новых пространственных форм. Но если созидательный процесс во внешнем по отношению к человеку мире остановился, то внутренний мир — душа человека — продолжал претерпевать глобальные изменения. Следовательно, время не остановилось. Оно продолжило свое поступательное движение.

Каждый недельный цикл несет в себе особенности шести дней творения и первой субботы: каждый из будней еще полнее, чем раньше, раскрывает силу, созданную в этот конкретный день, а суббота постоянно привносит изменения во внутренний мир человека. В Талмуде эта особенность седьмого дня разъясняется через понятие «дополнительная душа»: «Сказал Рабби Шимон бен Лакиш: «С наступлением субботы Всевышний вкладывает в человека дополнительную душу, а на исходе субботы забирает ее, как сказано (Бейца, 16а): «А седьмой день устранился от работы и отдыхал душою» (на иврите — шават веинафаш, буквально: «устранился от совершения действия и добавил душу»)». Время, как было определено выше, является планом реализации замысла в материальном мире, планом действия, превращающимся в энергию. Но оно гораздо активней проявляется во внутреннем мире человека, чем в материи. Там, в глубине души, происходят основные изменения, которые выражаются как новое понимание действительности и духовных миров, как новые мысли и новые идеи, определяющие изменения во внешнем мире, направленные на совершенствование уже существующего. Движение в материальном мире похоже на движение по кругу, которое не приводит к качественному развитию. Его нельзя назвать движением во времени или течением времени в полном смысле слова, так как оно не приближает мир к раскрытию замысла Творца. Для человека время в большей степени связано с внутренними потенциалами его души, чем с движением тела, работой и созданием материальных ценностей, которые являются проявлением времени, но не самим временем.

Подведя итог сказанному, можно заметить, что прекращение развития внешних пространственных форм и усиление духовной составляющей человека в седьмой день явно указывает на то, что суббота относится к временным, а не пространственным категориям.

Суббота обладает еще одной характеристикой — она несет в себе образ вечности. Однако на первый взгляд понятие «вечность» и понятие «время» несовместимы, и их нельзя связать одновременно с одним и тем же аспектом (в данном случае — с седьмым днем недели). Если время — динамика, постоянное течение мысли и поиск новых путей преобразования и раскрытия потенциалов материи, то вечность представляется как покой, когда цель достигнута и нет необходимости в дальнейшем развитии. С достижением цели время должно было бы остановиться. Но это представление не совсем верное. Момент претворения Б-жественного плана в жизнь связан не с остановкой, а с качественным изменением соотношения творческой энергии и пространственных форм, служащих средством выражения идеи. Как только внешние формы обретут способность максимально полно выражать сущностные аспекты бытия, время (раскрытие замысла Творца) перестанет постоянно наталкиваться на препятствия и недостаток средств для самовыражения. Возможность беспрепятственно и без искажений реализовать потенциалы творческой энергии приведет к идеальному состоянию мира, одна из характеристик которого — вечность. Соприкосновение с субботой — это соединение с вечностью и с бесконечным потенциалом сил, раскрывающих замысел Творца. Это соединение необходимо нам, особенно в те периоды, когда мир представляется нам самодостаточным, не нуждающимся ни в каких принципиальных изменениях, или, наоборот, столь испорченным, что стремление к идеалу кажется абсурдным.

Суббота на протяжении всей истории приближает нас к Творцу. Вне зависимости от нашего желания или нежелания, она привносит в ограниченный мир бесконечное, без соприкосновения с которым (даже если бесконечное нечетко выражено) невозможно продвигаться к достижению цели, поставленной Творцом. Суббота, перенося нас в исправленный мир и даруя нам возможность соприкосновения с его светом, рождает ощущение, что задача достижения идеала реальна. Вопреки окружающей действительности, отблеск будущего идеального мира достигает наших дней и позволяет радоваться не только делам рук своих, но и покою как явлению, совершенно самостоятельному, не связанному с накоплением сил для трудовой деятельности. Кроме того, субботний покой наполняет душу восторгом от ощущения, что недельный труд получил новое осмысление. И те цели и задачи, которые ставил перед собой человек — добыть пропитание и обеспечить свое физическое существование, — оказываются незначительными и мелкими, а сама его работа и приложенные усилия, раскрывшись в свете Б-жественной цели, обрели глобальный смысл, стали основой для исправления мира и принесли дополнительную радость.

Субботу от будней отличает еще одна характерная черта: святость. Привнесение элемента святости в будничные действия человека было бы невозможным, если бы само течение времени не изменялось в субботний день. Свято все то, что дает человеку ощущение соприкосновения с бесконечностью — будь то момент времени сам по себе, совершенное действие, место или предмет. А все необъятное и бесконечное, не поддающееся никакому анализу, человеческое сознание способно воспринимать только благодаря тому, что внутренний мир людей постоянно преобразуется субботой, приоткрывающей для еврейского народа завесу вечности. Не будь субботы, не было бы у людей ощущения святости. И не случайно понятие «святость» первый раз используется в Торе именно в связи с субботой. Будни — время созидания. Седьмой день не только останавливает работу, но и обязывает человека осмыслить все сделанное им. Он выдвигает новые критерии оценки, несколько более возвышенные, чем те, которыми люди пользовались до этого. Погрузившись в созидательную деятельность, человек рассматривает все окружающее с точки зрения пользы и практической необходимости. Но в субботу сознание человека перестраивается — оно волей-неволей оказывается направленным на постижение не функциональной, а сущностной стороны. А она проявляется только тогда, когда принимается во внимание аспект вечности и бесконечности. Приподняться над созидательным процессом, выйти из круга постоянных изменений внешних форм и практической направленности — такова задача, стоящая перед человеком в субботу. Он не оценивает мир, пользуясь исключительно критерием личной или общественной пользы, начинает видеть самостоятельную ценность каждого объекта и каждого аспекта и осознает их не как выражение или порождение его собственной мыслительной деятельности, а как проявление глобальной мысли, с одной стороны, уходящей корнями в вечность и бесконечность, а с другой стороны, находящей свое выражение в каждой отдельной частности мироздания. При этом все составляющие сотворенного мира обретают непреходящую ценность, не зависящую от возможности извлечь из них выгоду или удовольствие. Каждый из нас обязан пронести через будние дни отпечаток, оставленный в душе человека прошедшей субботой. Это во многом изменит направленность нашей деятельности в течение шести рабочих дней: сознание перестанет быть рабом циклических процессов, направленных на удовлетворение сиюминутных потребностей, и начнет соотноситься с мировыми проблемами духовного плана. Это позволит нам подготовиться к очередному седьмому дню, чтобы на новом витке приблизиться к восприятию непреходящих ценностей. Таким образом, благодаря субботе в сознании человека сочетаются временное и вечное, конкретные формы и замыслы Творца.

Рав Зеев Султанович
Литературная обработка — рав Зеев Мешков

Еврейский юмор

Еврей приходит к раввину и говорит: «Ребе! У меня большая проблема! Пятнадцать лет назад мы вдвоем с соседом построили дом на две семьи. Но теперь наши семьи разрослись, слава Б-гу, и я хотел бы, чтобы весь дом принадлежал нашей семье!» «Так в чем же проблема?» — отвечает раввин – «Выкупи у соседа его половину!» — А где же взять на это деньги? – сокрушается еврей. – Не морочь мне голову – говорит раввин – продай свою половину, и купи соседскую!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ХАЕЙ САРА: зажигание (25.10) – 17.42, исход (26.10) – 18.50

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s