Home

Выпуск №149. Хешван 5774 (10.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Глава Ваера.

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ

Тора говорит об Аврааме: «И показался ему Всевышний в Элоней-Мамрэ…» (Берешит, 18:1). Как Всевышний «показывается»? – спросите вы. – Разве можно увидеть Б-га?!

К примеру, про Моше сказано: «И картину (образ) Б-га созерцал…» Рамбам разъясняет, что слово «картина» в данном случае означает то понимание и ощущение, которое остается у человека после того, как он перестает воспринимать глазами или представлять себе мысленно объект, хоть сколько-нибудь связанный с материей (Морэ Невухим, 3). Такое истолкование правомерно: человек видит не только то, что находится перед его глазами. Мы говорим о «картине прошлого» и об «истинной картине событий», имея в виду главным образом понимание.

Любой пророческий образ, возникающий перед глазами, – путь к восприятию образа Творца. Отказ от всего, что навязано чувственным восприятием материи, от мировоззрения, основывающегося на законах природы и выводах человеческой логики, раскрывает «картину Творца». Это похоже на логический анализ, производимый методом «от противного». Попытаемся представить себе Б-га и начнем с того, что будем отбрасывать неверные представления о Нем одно за другим: Он не вода, не воздух, не огонь, не вся природа, вместе взятая, не идея, не что-либо, что можно выразить при помощи самой высокой абстракции… И вот, когда отброшено все это, рождается понимание: слова «…и картину (образ) Б-га созерцал» означают достижение истинного понимания Б-га!

Видение земли

Путь Авраама начинается с обращения к нему Всевышнего: «Иди себе… в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит 12:1). Что же может открыться в земле Кнаан? «И прошел Аврам по земле этой до места, где Шхем, до дубравы Море… И показался Б-г Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я эту землю»». Итак, в земле Кнаан Авраам увидел Б-га.

Однако не все способны на это. Сказано: «И поднял Лот глаза свои, и увидел всю долину Иордана, как вся она орошаема рекой: до истребления Б-гом Сдома и Аморы она была как сад Б-га, как земля египетская, – доходя до Цоара» (Берешит 13:10). Итак, можно увидеть эту землю как сад Б-га – сад, в котором все есть и остается только благодарить Творца. С другой же стороны, ее можно увидеть как землю египетскую, в которой все есть, а человек, несмотря на это, способен заявить, как фараон: «Кто Б-г, чтобы я послушал голоса Его?.. Я не знаю Б-га!» (Шмот 5:2). Пока Лот находился под влиянием Авраама, он видел сад Б-га; однако оторвавшись от праведника, увидел сходство с землей египетской.

Только благодаря Аврааму Лот смог поселиться в земле Кнаан. После отделения Лота Б-г сказал Аврааму: «Подними глаза свои… Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе отдам Я и потомству твоему навеки» (Берешит 13:16). Земля, созданная для раскрытия Творца, должна принадлежать тому, кто умеет видеть. Тому, кто не слушает Авраама и не может учиться у него, нет места на этой земле.

Союз как дарование умения видеть

«Аврам был девяносто девяти лет, и показался Б-г Авраму, и сказал ему: «Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь цельным. И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма и весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо свое…» (Берешит 17:1-3). Цельность достигается, когда человек убирает из себя все дурное и уничтожает его корень – неправильное восприятие мира. После того, как Авраам сделал обрезание и заключил союз с Б-гом, к его имени была добавлена буква hэй, числовое значение которой — 5. Мидраш говорит: «До этого у него не хватало пяти органов тела — двух глаз, двух ушей и головы. После добавления буквы сумма числовых значений букв, входящих в его имя, стала равна 248 – числу, которое соответствует количеству основных органов тела человека» (Раши, Берешит 17:1). Авраам стал цельным — он получил глаза, т.е способность видеть как человек, в котором нет дурного, уши, постоянно воспринимающие слово Б-га, и голову, понимающую все правильно. «И показался ему Всевышний в дубраве Мамрей, а он сидел при входе в шатер во время зноя дневного». Теперь, когда в Аврааме нет ничего дурного, он не падает на лицо свое, а сидит в присутствии Всевышнего, открывающегося ему.

Сидите здесь с ослом

Но раскрытие Б-га Аврааму на этом не закончилось. Всевышний поднимает его на новую ступень – когда способность видеть Б-га он может передать своим потомкам. «И было после этих событий, Всесильный испытывал Авраама, и сказал ему: «Прошу, возьми сына единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мория, и принеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе»» (Берешит 22:1-2). Аврааму нужно увидеть выбранную Б-гом гору. «На третий день возвел Авраам глаза свои и увидел то место издалека». Мидраш поясняет, что он увидел облако над горой. «Сказал Авраам Ицхаку, сыну своему: «Видишь ли ты то, что я вижу?». Сказал ему: «Да». Сказал Авраам двум отрокам (Ишмаэлю и слуге Элиезеру), которые были с ним: «Видите ли вы то, что я вижу?» Сказали ему: «Нет». Сказал Авраам: Поскольку осел не видит и вы не видите, сидите здесь с ослом» (Берешит, 22:4-5).

Б-г покажется

После того, как Ицхак был снят с жертвенника, Авраам дал этому месту имя «Б-г увидит» (Берешит 22:14). Раши объясняет это так: увидев самоотверженность еврейского народа, его стремление построить Храм и приносить жертвы на том месте, где Авраам поднял на жертвенник своего сына, Всевышний откроется еврейскому народу.

Придет день, когда весь народ Израиля скажет: «Вот Всесильный наш – тот, на Кого мы надеялись, и Он спас нас. Это Б-г, на Которого мы надеялись, – будем веселиться и возрадуемся ему» (Йешаягу 25).

Рав Зеев Мешков

Хеврон навеки

Сионизм Наполеона

Хотя историографию сионизма принято вести с последних десятилетий 19 века, некоторые ученые считают, что дело сионизма зародилось уже в конце 18 века. Точнее, в 1799 году, когда Наполеон Бонапарт прибыл в Землю Израиля. Летом 1798 года Наполеон захватил Египет, и оттуда его войско, которое насчитывало 30 тыс. солдат, отправилось в Святую Землю. Наполеон пересек Синайский полуостров, захватил Яффо и продолжил свой поход на север, к Акко. Во время осады Акко Наполеон написал воззвание к евреям, в котором призывал их принять из его рук захваченные им территории в Земле Израиля и основать на них еврейское государство. Воззвание, французский оригинал которого был утерян, сохранилось в переводе на немецкий язык. Ваксман-Шабтай видит в этом письме Наполеона главный фактор, повлиявший на то, что в начале 19 века евреи стали приезжать в Землю Израиля и покупать там земельные участки. По ее словам, послание Наполеона проникнуто таким жаром, что рядом с ним меркнет даже Декларация Бальфура.

«Израиль – избранный народ! Тираны и завоеватели силой отняли у вас удел отцов ваших, но им не удалось стереть память о вас и ваше национальное существование… А теперь, изгнанники, пробудитесь и возликуйте! Война, подобной которой не было во всей истории человечества, война, призванная защитить народ, чьи враги желают заполучить его исконные земли в качестве трофея… Пробудитесь, пробудитесь! Пробил час, и неизвестно, повторится ли он. Настало время требовать возвращения ваших гражданских прав, которых вы с позором были лишены, права вашего национального существования в своем государстве, подобно всем другим народам, естественного и неограниченного права служить Господу согласно заповедям вашей Торы перед глазами всего мира!» Вероятнее всего, с помощью этого послания Наполеон стремился мобилизовать в свою армию еврейских солдат, которые помогли бы ему захватить Землю Израиля. Свидетельство о подобном намерении можно найти в письме рава Аарона Бен-Леви из Иерусалима, датированном 1799 годом. В письме рав Бен-Леви призывает евреев записываться в армию Наполеона, чтобы возвратиться в Сион, как в дни Эзры и Нехемьи.

После суровой 54-дневной осады Акко войско Наполеона было вынуждено оставить Землю Израиля. Несмотря на его поражение и возращение в Египет, весть о его послании еще долго сотрясала весь еврейский мир. Оно упомянуто в трудах провозвестников сионизма, таких как рав Цви-Гирш Калишер, рав Йегуда Алкалай и Моше Гесс. Его цитировал даже Теодор Герцль. Рав Хаим-Йешуа Беджайо, живший в то время в Египте, несомненно, знал о послании Наполеона, и не исключено, что именно оно повлияло на его желание приобрести земли в Эрец-Исраэль.

Однако рав Хаим-Йешуа Беджайо действовал не в одиночку. Огромное влияние на него оказали слова рава Йегуды Бейбаса, внука великого рабби Хаима Бен-Атара, известного как Ор га-Хаим, по названию своего труда. Рав Бейбас изучал медицину в итальянском городе Ливорно, затем совершил алию в Святую Землю и под старость поселился в Хевроне. В начале 19 века он отправился в путешествие по еврейским общинам мира, призывая евреев переселяться в Святую Землю, заниматься там земледелием и перестать жить на пожертвования. Рав Йегуда Алкалай писал о нем в книге «Даркей ноам», в оригинале написанной на ладино (языке сефардских евреев):

«Не могу я утаить слова нравственные и разумные, которые услышал от святого человека, истинного мудреца, преисполненного трепета пред Господом, каббалиста рабби Йегуды Бейбаса, да будет вечно хранить его Господь, да возвеличится Имя Его вовеки! Сказал он, что Израиль восстал против Творца нашего… Скитаемся мы из города в город, моля о пропитании, но не идем в Землю Израиля… землю, в которой не в убогости будем есть мы хлеб наш… и там будем мы служить Творцу нашему».

Представляется, что рав Беджайо, который – под влиянием письма Наполеона – решил совершить алию в Землю Израиля из идеологических соображений и поселиться в Хевроне, встретил там рабби Йегуду Бейбаса, возвратился под его влиянием в Египет, чтобы собрать средства, и снова приехал в Хеврон, где приобрел земельные участки для еврейской общины города.

Купчая, датированная 1807 годом, относится к землям, расположенным на окраине еврейского квартала Хеврона. В наши дни этот квартал называется «Авраам-авину». Иорданцы, которые правили в Хевроне после англичан, разрушили дома и синагоги, построенные на этих территориях, и построили на развалинах оптовый рынок.

Как упоминалось выше, еще два сохранившихся документа свидетельствуют об аренде огромной территории в 800 дунамов, расположенной на холме Тель-Румейда. В этих документах данная территория называется «Керем Абу-Дафи», что является искажением ивритского «кэвэр ави Давид» («могила отца Давида»). Ацмона Ваксман-Шабтай утверждает, что это место было выбрано неслучайно – ведь рав Беджайо мог арендовать и другие места в Хевроне, но он выбрал именно земли, на которых расположены могилы Ишая и Рут. Согласно традиции, в древности эти территории принадлежали евреям.

Под документом от 1811 года стоит 11 подписей самых уважаемых горожан и представителей Вакфа. Возможно, позднее возникли сомнения в верности документа, так как 5 лет спустя, в 1816 году, был составлен новый документ, который также свидетельствует об аренде той же самой территории на холме Тель-Румейда. В документе говорится, что сама территория и оливковые деревья, растущие на ней, «стали собственностью евреев во веки вечные». Этот документ также подписан уважаемыми горожанами и представителями Вакфа.

ВОПРОСЫ РАВВИНУ
(материалы с сайта Толдот.ру)

Вопрос: Я начал соблюдать еврейскую традицию полгода назад. Недавно я услышал, как, между прочим, жена упомянула в разговоре с подругой, что я «стал религиозный». И это пробудило во мне простой вопрос: а в какой момент можно считать, что я стал религиозным?

Вряд ли я могу ответить на этот вопрос и вряд ли могу понять, что имела в виду Ваша жена. Но по сути вопроса приведу мысли, которые посетили моего знакомого по имени Абраша в тот момент, когда он окончательно почувствовал, что стал религиозным. Это было к концу его первого года соблюдения, когда он уже начал носить кипу.

Однажды Абраша стоял на пешеходном переходе с еще несколькими людьми. Все ждали, когда красный свет сменится зеленым. Но у Абраши был принцип: если нет никакого движения транспорта, то красный цвет это тот же зеленый, только другого оттенка. В общем, можно идти и на красный свет… что он и сделал. И тогда он услышал за спиной, как кто-то сказал: «А еще религиозный…». В одну секунду от стыда Абраша стал краснее светофора, и вот тогда-то пришло к нему осознание, что значит быть религиозным. «Я представитель Б-га. Я другой…».

Может быть, истинная жизнь еврея и начинается с этого первого ощущения Его присутствия. С осознания, что и в «мелочах» жить надо не как хочется, а как Б-г требует…

Вопрос: Мне 28 лет. Я прочел много статей по Интернету, много думал об этом и недавно пришел к окончательному решению начать жить по-еврейски. Какие сайты посоветуете? Могли бы подсказать, с чего начинать? На что важно обратить внимание?

Вы правы, очень важно прояснить, с чего практически начинать. В зависимости от обстоятельств есть разные пути.

Если у Вас есть такая возможность, то наиболее реальный и верный путь понять и разобраться в еврейской жизни — пойти учиться туда, где всему еврейскому учат, в йешиву.

Если же по разным причинам это не представляется возможным, то надо параллельно с учебой приложить определенные усилия к тому, чтобы начать жить по-еврейски. Для этого необходимо предпринять несколько практических шагов:

• Еврейское окружение. Нужно постараться оказаться там, где есть возможность жить еврейской жизнью. Где есть раввин, синагога, уроки Торы, магазин с кошерными продуктами питания, где живут еврейские религиозные семьи и т.д., то есть там, где есть еврейская община.

• Раввин. Возможно, Вам придется приложить серьезные усилия, чтобы найти себе раввина, учителя, который обучит Вас основам. Он подскажет, с каких книг начинать учебу и как практически начать исполнение мицвот. Заодно, можно спросить его о том, что не написано нигде, а если написано, то для Вас пока недоступно. Многое в еврейской жизни необходимо видеть своими глазами, поэтому никакие сайты не заменят раввина.

• Учеба. Начать постоянную учебу. Как в группе, так и индивидуально. Минимум два раза в неделю. (Интернет может служить лишь дополнительным источником информации).

• Соблюдение. Начать постепенно соблюдать те заповеди, которые Вы изучаете. Рав Шах рекомендовал начинать, в первую очередь, с кашрута.

Для начала этого достаточно, а что делать дальше, спросите Вашего раввина.

С уважением, рав Ашер Кушнир

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ВАЕРА: зажигание (18.10) – 17.57, исход (19.10) – 19.04

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s