Home

Выпуск №148. Хешван 5774 (10.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

РЕДАКЦИЯ ПОЗДРАВЛЯЕТ АРИЭЛЯ (ЛЕОНИДА) И МОРИЮ (МАРИЮ) ШИШЛЯННИКОВЫХ С ПРИЕЗДОМ НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ!

03.10.13, В ПРОШЛЫЙ ЧЕТВЕРГ, МОРИЯ И АРИЭЛЬ ШИШЛЯННИКОВЫ СОВЕРШИЛИ РЕПАТРИАЦИЮ В ИЗРАИЛЬ. МЫ ХОТИМ ПОЗДРАВИТЬ ИХ С ПРИЕЗДОМ НА СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ, ПОЛУЧЕНИЕМ ИЗРАИЛЬСКОГО ГРАЖДАНСТВА, И ПОЖЕЛАТЬ ИМ УДАЧНОЙ АККЛИМАТИЗАЦИИ НА НОВОМ МЕСТЕ!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
• Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Глава Лех Леха.

Милость и сила

«И сказал Б-г Авраму: Иди себе из земли твоей, от родни твоей, от дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу. И сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будет благословение. И благословлю благословляющих тебя, и поносящих тебя прокляну. И благословятся тобой семейства земли. И пошел Аврам, как велел ему Б-г… ». «… И пришел Аврам в землю Кнаан, и прошел Авраам по земле (и дошел) до места Шхема, до Элон Море… И показался Б-г Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам землю эту. И построил там жертвенник Б-гу, открывшемуся ему» (Берешит 12)
Это первый стих в Торе, который раскрывает, что земля Кнаан отдана Всевышним праотцам еврейского народа и их потомкам, т.е. нам. Но Авраам не пришел в землю Кнаан как царь, которому принадлежит все богатство страны, а как путник, у которого нет своего клочка земли, путник, который вынужден просить у всех, чтобы ему оказали милость, позволив воспользоваться водой за плату. Если он разбивал шатер, то только в пустынной, никому не принадлежащей местности. Пастухи Лота, пошедшего вместе с ним, говорили «Следует пасти скот, где удобно, можно и на чужих полях. Ведь Всевышний обещал Аврааму эту землю». А Авраам, будучи не в силах убедить их, предпочел отделиться от Лота, лишь бы никто не сказал, что он пришел в Кнаан, как хозяин. До преклонных лет жизни у Авраама не было клочка земли, и только, когда пришло время похоронить Сару, он купил поле с пещерой в Хевроне. Почему он повел себя так? Авраам хотел быть учителем всех народов. Он стремился распространить знание о Б-ге среди всех людей. И потому он не хотел действовать силой, а стремился к тому, чтобы люди пришли к истинной вере сами. И, хотя он знал, что Б-г, выведший его из огненной печи, всегда защитит его, и заставит народы, проживавшие в ней, повиноваться ему, Авраам не стремился к власти. Пример тому его победа над четырьмя царями, пленившими Лота: «И взяли Лота, сына брата Авраама, и имущество его, и пошли… И услышал Авраам, что пленен брат его и взял воспитанников своих, домашних своих триста восемнадцать, и преследовал до Дана. И разделился (чтобы напасть) на них ночью, он и слуги его, и поразил их преследовал до Хова… И вернул все имущество и Лота, брата его» (Берешит 14).

И он строил жертвенники и провозглашал Имя Б-га. Но его голос оставался неуслышанным, пока он не одержал эту победу. И только показав, что за ним стоит Всемогущий Б-г, который дает ему силы, достаточные для того, чтобы обратить в бегство любые армии, он удостоился того, что цари земли пришли к нему, как просители, и благословили его: «И вышел царь Сдома навстречу ему… А Малки Цедек, царь (города) Шалем вынес хлеб и вино, а он священник Б-га Всевышнего. И благословил его и сказал: «Благословен Аврам Б-гу Всевышнему, сотворившему небо и землю, который отдал врагов твоих в руки твои…» (Берешит 14). Но Авраам, даже увидев, что Всевышний помог ему в вооруженной борьбе, и, убедившись в том, что победа сделала его царем всей земли, отказался от власти. Он переживал из-за того, что в сражении ему пришлось пролить кровь (Раши), и боялся, что люди теперь не поверят ему в том, что Б-г требует от них любви друг к другу, проявления милости и помощи слабым. Он думал, что его поступок породит новые войны и бесконечные волны насилия, которые никто уже не сможет остановить. Тогда сам Всевышний обратился к нему, чтобы успокоить его и благословить его: «Не бойся Аврам, Я – щит тебе, награда твоя велика» (Берешит 15). Иными словами – ты не только удостоишься защиты, если кто-то придет мстить тебе, но и должен знать, что ты совершил великое дело, за которое тебе полагается награда, которой не заслужил ни один человек в мире. Ты освятил Имя Б-га, показав, что Он – реальная сила, а не абстрактная идея. Б-г вмешивается в ход событий на земле, давая силы праведникам, чтобы они могли победить злодеев. Б-г делает праведников властителями мира, чтобы они вели его к исправлению, утверждая не только добро, но и справедливость. Произнеся «Я – щит тебе», Всевышний, фактически, сделал Авраама царем земли Кнаан. И для того, чтобы у нашего праотца не осталось сомнений, Всевышний добавил: «Я Б-г, который вывел тебя из Ур Касдим, чтобы дать тебе землю эту во владение» (Берешит 15). Но Авраам даже не предполагал, что он может владеть этой землей. Его потомки – может быть, а он… Ведь он один, а земля большая. Т.е. он не понял Всевышнего, который уже сделать его царем над народами, и уже отдал ему эту землю! Поэтому он спросил: «Через что я узнаю, что буду владеть ею?» (Берешит 15). Иными словами, он попросил знака, который убедит его, что в будущем он сможет овладеть землей. При этом Авраам имел в виду, что не он сам, а его многочисленные потомки смогут заселить эту землю. Но и в этом он сомневался, и просил знака. Как же в будущем, когда Всевышний сказал, что для того и вывел его из Ур Касдим, чтобы дать ему эту землю?! Как же в будущем, когда он и так уже признанный царь земли, обладающий достаточной силой, чтобы править ей?! Какой знак он хочет еще получить, когда победа в войне стала доказательством, что Б-г даст ему победу над любыми врагами, какими бы многочисленными они ни были»?! И Всевышний разгневался на Авраама, и предсказал ему, что его потомки четыреста лет будут рабами в чужой земле. Тот, кто не хочет отстаивать свои убеждения с оружием в руках, тот, кто не хочет властвовать, чтобы утверждать справедливость – наказание для него – рабство. И, когда его потомки придут из рабства в землю Кнаан, они должны будут завоевать ее, изгнав народы, которые погрязнут в идолопоклонстве и начнут приносить человеческие жертвы. А ведь этого можно было бы избежать, если бы Авраам захотел воспользоваться силой, данной ему Б-гом.

Все это ни в коей мере не уменьшает заслуг Авраама. Он был первым, кто прокладывал дорогу к освобождению мира от зла, которое распространили в нем Адам, Каин, поколение потопа, поколение Вавилонской башни, жители Сдомской долины. Никто, кроме него не мог заложить основы исправления, никто не мог привести в мир народ, способный исправить его. Но нам, его потомкам, следует сделать соответствующие выводы. Не надо ждать, когда Б-г отдаст нам эту землю, в то время как Он дает нам победы над врагами, и земля цветет там, где мы заселяем ее. Нам нужны еще какие-то знаки? Или нам не ясен путь, которым мы должны идти?

Рав Зеев Мешков

Хеврон навеки

По всей вероятности, земли Хеврона – города праотцов – были приобретены сионистами в Новое время еще до Петах-Тиквы и Рош-Пины.

Между жителями Петах-Тиквы и Рош-Пины издавна ведется спор: чей город был первым сионистским поселением. Однако купчая, датированная 1807 годом, показывает, что заселение сионистами Земли Израиля началось несколькими десятилетиями раньше семидесятых годов 19 века, когда были приобретены земли Петах-Тиквы и Рош-Пины. Документ, подписанный десятью самыми уважаемыми жителями Хеврона, среди которых и представители Вакфа, свидетельствует о приобретении земель у семьи Кашкуль «по цене двенадцать сотен грошей» («Сефер Хеврон», стр. 50). В купчей отмечено, что отныне земли принадлежат евреям, которые могут распоряжаться ими по своему усмотрению, возводить на них дома или сажать деревья. С еврейской стороны документ подписал «Хаим из Египта, возглавляющий еврейскую общину Хеврона». Это не кто иной, как рав Хаим-Йегошуа Беджайо, потомок знатного еврейского семейства из Португалии.

Что стоит за этим неожиданным приобретением, совершенным в начале 19 века, и можно ли рассматривать его как первое приобретение сионистов в Земле Израиля, или же речь идет всего лишь о заурядной торговой сделке?

Приобретения и долги

В первые годы 19 века евреи практически не покупали земель в Эрец-Исраэль. Помимо того, что эта тема их не очень занимала, перед ними воздвигала неодолимые препятствия Оттоманская империя: земли в Эрец-Исраэль считались собственностью султана, который сдавал их в аренду, главным образом, для сельскохозяйственных нужд. Обширные земельные участки также преподносились в дар солдатам и офицерам и потому также не подлежали продаже. История о покупке земель в Хевроне передавалась в семействе Беджайо из уст в уста в течение поколений, наряду с самой купчей, которую хранили как зеницу ока. Вместе с ней хранились документы об аренде и покупке других земельных участков в регионе, среди них свидетельство об аренде участка в 800 дунамов, датируемое 1811 годом. Двое потомков рава Беджайо – Ацмона Ваксман-Шабтай и Давид Бен-Гай – заинтересовались этой необычной сделкой и приступили к исследованию ее подробностей и предпосылок. Результаты своих исследований они представили на втором съезде исследователей Хеврона, состоявшемся летом 2012 года в Кирьят-Арбе.

Документы хевронской еврейской общины того периода свидетельствуют о том, что община была крайне бедна и погрязла в долгах. В числе прочего, был найден документ с просьбой о реструктуризации долга размером в 120 тыс. грошей, обращенной к султану в Константинополь. Еще одна подобная просьба была обращена к хевронским арабам и отклонена. Ходатаи, собиравшие пожертвования для евреев Хеврона в общинах Европы, привозили с собой письма с отчаянными призывами о помощи. Они собирали копейку к копейке, чтобы помочь евреям Хеврона. В свете таких неблагоприятных экономических условий еще острее встает вопрос, зачем евреи Хеврона покупали и брали в аренду столь обширные территории, и как им удавалось оплатить заключенные сделки.

По мнению Ацмоны Ваксман-Шабтай, эти данные свидетельствуют о том, что вышеупомянутую сделку заключил не кто-то из давних жителей Хеврона, а человек, приехавший в город недавно. Кроме прочего, об этом говорит и прозвище подписавшего купчую: Хаим из Египта. Это был, как упоминалось выше, рав Хаим-Йешуа Беджайо.

Рав Беджайо родился в португальском городе Бежа. По всей вероятности, он был потомком семьи марранов, возвратившейся к еврейству. Одна ветвь семейства Беджайо переехала в Землю Израиля и поселилась в Хевроне, а другая отправилась в Египет и обосновалась в Каире и Александрии. Одним из потомков был Хаим Беджайо, житель Хеврона, который в 1756 году отправился в качестве ходатая в еврейские общины Голландии, Франции и Италии, чтобы собрать средства для хевронских евреев. Известно, что во время этого путешествия он давал уроки Торы, а также занимался печатанием молитвенников и других священных книг.

(Продолжение следует)

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

(материалы с сайта Толдот.ру)

Недавно я слышал, что религиозные евреи в массе своей не ходят на футбол. Не пойму, в чём проблема пойти на стадион, чтобы расслабиться? Не обязательно в кипе, можно кепкой прикрыть, так что в этом плохого?

В общем, короткий ответ, почему мы не ходим на зрелища и что в этом плохого, не трудно дать. Укажем на три существенные причины.

1. Потерянное время. Есть два типа людей. Есть те, кто не знает, что делать со свободным временем, и поэтому мучается, как его провести. В таком случае сходить на футбол — это один из лучших способов времяпровождения, точнее, времяубиения. А есть люди, которые заняты достижением какой-то цели, поэтому у них просто не остаётся свободного времени. Религиозный еврей относится ко второму типу.

2. Влияние среды. Человек неизбежно подвластен влиянию среды. Поэтому у нас изначально принято искать общество мудрецов и праведников, ведь находясь среди них и даже ничего не поняв, становишься мудрее и лучше. Тяжело утверждать, что на стадионе именно такое общество «мудрецов» и «праведников» собирается…

3. Легкомыслие. На стадионе незаметно и подспудно присутствует атмосфера легкомыслия и шутовства. Она в самом азарте игры. Игра на языке Торы — «мисхак». Корень этого слова — «схок», смех, насмешка. Суть его — придать важность неважному, серьёзность несерьёзному. Из пустого сделать идола. Это приводит к легкомысленному поведению, которое порождает желание освободиться от привычных рамок, снять с себя ответственность. Ха-ха-ха! Мне хорошо, и я никому ничего не должен! Когда еврей находится в такой атмосфере развязности, он неизбежно начинает пренебрегать Торой и исполнением мицвот.

Об этом сказал Царь Давид в первом псалме: «Благословен тот, кто … не сидел среди легкомысленных…», тогда и кипу не придётся прикрывать.

А если действительно необходимо расслабиться, то лучше не пассивным, а активным образом. Не смотреть на других, а самому погонять в футбол, это здоровее и для тела и для души.

С уважением, рав Ашер Кушнир

Здравствуйте. Хотелось бы узнать, как иудаизм относится к контактным единоборствам и спорту в целом.

Спасибо за интересный вопрос! Он затрагивает одну из фундаментальных идей еврейской Традиции. Одна из заповедей Торы предписывает нам заботиться о своем здоровье. Почему? Тора ожидает от человека продуктивной и осмысленной жизни с правильными ценностями. А, как Вы сами понимаете, человек, у которого болит, например, живот, не может не только функционировать, но даже думать продуктивно. Т.к. все, что его заботит в данный момент, — это его боль.

Исходя из этого: любой вид спорта, будь то контактные единоборства или стандартные виды, является замечательным способом поддержания здоровья. Кроме того, занятия контактными единоборствами дают человеку возможность защитить себя, когда это необходимо. Но следует заранее проверить, чтобы «дух» занятий не противоречил основам иудаизма.

При всём том, важно не забывать, что спорт (как и многое другое в жизни) является лишь средством для достижения наших еврейских целей, а не целью самой по себе. И поиграть в футбол для разрядки тоже никогда не помешает.

С уважением, рав Давид Хунис

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ЛЕХ ЛЕХА: зажигание (27.09) – 18.44, исход (28.09) – 19.50

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s