Home

Выпуск №147. Тишрей — Хешван 5774 (09.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Глава Ноах.
Строители башни, коммунизм и ислам

«Со Всесильным ходил Ноах…» (Берешит 6:9). Это значит, что все остальные ходили без Всесильного — сами по себе. Но когда люди решают жить без Б-га, вселенная портится. Вместо человеческого облика — сострадания и оказания помощи — повсюду проявляется звериный лик — желание властвовать и существовать за счет других.

До потопа люди рождались с добрым началом, перевешивающим их дурные склонности, подобно Адаму, для которого тяга к истинному знанию мира и его Творца была изначальным инстинктом, а стремление к дурному – подсознательным, слабо выраженным желанием. Но испорченность общества и то воспитание, которое оно давало детям, постепенно привели к тому, что «умножилось зло человека на земле, и все помыслы его сердца — только зло» (Берешит 6:5).

Причиной отказа «ходить с Б-гом» были необузданные страсти. Всевышний наделил людей способностью получать удовольствие от всего сотворенного Им. Ведь для этого все и было создано — чтобы человеку было хорошо. Но благо возможно только в том случае, если человек умеет видеть руку Творца, стремиться к Нему и благодарить Его. Забыв же о бесконечности, человек не может удовлетворить свои желания: каждое новое удовольствие, извлеченное из ограниченного мира, пробуждает еще большее желание, и он оказывается в плену собственных страстей, – раб материи, слепо бегущий за теми крохами наслаждений, которые она способна дать ему.

К тому времени, когда Ноаху исполнилось 500 лет, потоп стал неизбежностью, так как ничто не могло исправить общество, превращавшее каждого ребенка в ненасытное и вечно неудовлетворенное существо. Только Ноах — вопреки всему окружению — сумел сохранить праведность и связь с Б-гом. Имя Ноах означает «покой», «успокоение» — прекращение безудержной гонки за удовольствиями, разрушающей человека.

После потопа Всевышний отнял у человека прежнюю способность извлекать удовольствие из всего окружающего и дал ему гораздо менее сильные органы чувств. Но такое ограничение не решило проблемы – дурное желание обрело новые формы. Теперь человек захотел ощутить себя хозяином земли. Люди решили «изгнать Б-га», определив ему место на небе, а законы жизни на земле установить самостоятельно, и в этом суть первого совместного действия людей после потопа — строительства Вавилонской башни.

Все попытки построить общество так, чтобы совместные усилия людей, отказавшихся от Б-га, привели к изобилию («всем по потребностям»), всегда кончались несчастьями и гибелью многих людей. Самые яркие примеры тому — разрушение, явившееся следствием строительства Вавилонской башни, и строительство коммунизма. Человек не может быть хорошим без Б-га, не может без Него достичь блага для себя и для других – какие бы красивые идеи он ни выдвигал и какие бы правильные принципы ни декларировал.

Люди не могут жить без идеологии: на смену потерпевшей крах коммунистической доктрине пришел исламский фундаментализм. Миром по-прежнему управляют потомки строителей Вавилонской башни. И как те боролись с Б-гом, так и эти бесконечно перекраивают мир на свой лад, вместо того чтобы один раз переделать себя. Если они и дают кому-то место в своих сердцах, то только жестокому, неумному и невсесильному богу, похожему на них самих.

Возможно ли исправление и будет ли конец этим трагическим ошибкам, в основе которых лежит испорченность человеческой натуры? Исправление — потоп. Но не затопление водой, а поток истины, который хлынет в их сознание, когда не останется возможности думать, что Б-г не всесилен или жесток. Тогда народы мира поймут, что истина исходит из Йерушалаима, хранящего слово Б-га. И тогда скажут они: «Пойдемте взойдем на гору Б-га, поднимемся в дом Всесильного Яакова. Ибо из Циона выйдет Тора и слово Б-га – из Иерусалима».

Рав Зеев Мешков

ВОПРОСЫ РАВВИНУ
(материалы с сайта Толдот.ру)

Шалом, Рав! Хотелось бы узнать объяснение к книге Пеле Йойэц. Написано там, в разделе Шмира, говорящем об обязанности человека беречь свою жизнь и здоровье, избегать неоправданного риска:
«Тот, кто приходит в опасное место и полагается на чудо, причиняет себе два несчастья… И пусть не отправляется человек в дорогу, и не входит в море и реку без крайней необходимости».
Каким образом тогда разрешено купание в речке или море, тем более, известно большое количество несчастных случаев?

Рав Яаков-Меир Штерн пишет в своём комментарии к Шулхан Арух а-Рав (книга Имрэй Яаков, глава 10, закон 6): если это место посещает много людей и оно популярно среди отдыхающих, оно не считается опасным местом, которого следует остерегаться. То, что туда приходит большое количество людей, доказывает, что оно не опасно.

Но таких мест отдыха, которые принято посещать в поисках острых ощущений, надо избегать.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что морской пляж или речной берег, популярные как места отдыха, посещать можно. Однако экстремальных ситуаций (возникающих при занятиях альпинизмом, парашютным спортом, при экспедициях в опасные места и т.д.) следует избегать. Ведь участвовать в подобных мероприятиях означает подвергать жизнь и здоровье неоправданному риску.

С уважением, рав Даниэль Маршальский

Слышал, что Талмуд обязывает научить детей плавать. Так ли это?

В Талмуде (трактат Кидушин 29а) сказано, что родители должны обучить ребенка Торе, специальности, а также научить плавать.

Торе необходимо обучить, потому что это — главное, ради чего человек приходит в мир. Талмуд в трактате Сангедрин говорит (99 б): человек был создан, чтобы изучать Тору. Заповедь обучить сына Торе — очень важная. Мы упоминаем её дважды в день, читая Крият Шма: «И повторяй их (слова Торы; вэ-шинантам — “зазубри их”, “затверди их”) детям твоим». Специальности необходимо обучить, чтобы дать детям возможность зарабатывать на жизнь, ведь без «мукИ» (пропитания), как известно, нет и Торы (Пиркей Авот 3, 17). Плавать ребёнка нужно научить, чтобы если он в будущем попадёт в опасную ситуацию (например, потонет корабль, на котором он будет плыть), мог бы спастись.

Однако самое важное — обучить сына Торе. В конце трактата Кидушин приводятся слова рабби Негорая: «ОСТАВЛЯЮ я ВСЕ РЕМЕСЛА, КОТОРЫЕ есть В МИРЕ, И НЕ УЧУ МОЕГО СЫНА ничему, КРОМЕ ТОРЫ. ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК ПИТАЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВОЗДАЯНИЯ ЗА НЕЕ В ЭТОМ МИРЕ, А ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ воздаяния СОХРАНЯЕТСЯ для него В МИРЕ ГРЯДУЩЕМ. А ОСТАЛЬНЫЕ РЕМЕСЛА — совсем НЕ ТАКИЕ: КОГДА ЧЕЛОВЕК ДОЖИВАЕТ ДО БОЛЕЗНИ, ИЛИ ДО СТАРОСТИ, ИЛИ ДО МУК И НЕ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ — ТО ОН УМИРАЕТ ОТ ГОЛОДА, ОДНАКО ТОРА — совсем НЕ ТАКАЯ: она ОХРАНЯЕТ ЕГО ОТ ВСЯКОГО ЗЛА В ЕГО ЮНОСТИ И ДАЕТ ЕМУ БУДУЩЕЕ И НАДЕЖДУ В ЕГО СТАРОСТИ». Из упомянутых обязанностей в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа, 245,1) упоминается только обязанность обучить сына Торе. Возможно, причина этому заключается в том, что это самая важная обязанность.

C уважением, рав Реувен Куклин

Шалом! У меня один большой вопрос: Можно ли в Шабат купаться в бассейне? Я уже прочитал, что нельзя, поскольку МБ (автор комментария Мишна Брура) пишет, что купаться в реке нельзя, потому что намокнут волосы. Но мне интересно разобраться в этом вопросе поподробнее. Являются ли мокрые волосы единственной проблемой? То, что сказал МБ, является его личным постановлением? По МБ могу ли я купаться в плавательной шапочке? Спасибо за ответ!

При купании в субботу могут возникнуть следующие проблемы:

1. Можно случайно брызнуть водой так, что капли вылетят из водоёма, в котором Вы купаетесь, и приземлятся в общественном владении (ршут а-рабим). Это одна из работ, запрещённых в субботу — тильтуль («перенос»).

2. Даже если водоём находится в частном владении и нет опасения, что брызги вылетят за пределы этого владения, может быть, следует опасаться, что человек привыкнет плавать в субботу и в одну прекрасную субботу пойдёт поплавать в реке. И брызнет там водой, совершив нарушение, описанное в предыдущем пункте.

3. Плавание похоже на мытьё, а мытьё в горячей воде запрещено Мудрецами, так как для него необходимо нагревать воду в субботу.

4. Выйдя из воды, можно случайно выжать волосы, нарушив, таким образом, запрещение выжимать (работа «выжимание» является «производной» от работы даш — «молотить»).

5. Выйдя из воды, можно случайно пройти четыре амот («локтя») в общественном владении с каплями воды в волосах и таким образом нарушить запрет «переноса». Так как «носить» воду в волосах — не обычный способ её переноса, это будет только нарушением постановления Мудрецов.

7. Увлекшись купанием, можно попытаться соорудить плот или спасательный круг.

8. Купание — это занятие, не соответствующее духу субботы, относится к так называемым увдин дэ-холь («будничным делам»).

Теперь давайте попытаемся рассмотреть эти проблемы по порядку.

1. Если бассейн находится во дворе или в доме, нет опасности, что брызги вылетят из одного владения в другое. Эта опасность существует в основном в естественных водоёмах.

2. См. пункт 7.

3. Если Вы плаваете в холодной или прохладной воде, это не может быть уподоблено мытью, и не запрещено. Тем не менее, см. дальше пункт 7.

4. Можно решить проблему выжимания разными способами — коротко постричься (брить наголо можно только некоторые участки головы) или, как Вы уже предложили, надеть шапочку и т.п. Но на самом деле мы видим, что без этого можно обойтись. Ведь есть немало общин, где принято, чтобы мужчины окунались в миквэ каждое утро, включая субботу. Им разрешают это делать при условии, что они остерегутся выжимать волосы. Конечно, им разрешили окунаться в миквэ не просто так, а ради духовного очищения. Поэтому не очевидно, что это разрешение можно отнести также к плаванию или купанию в бассейне.

5. См. предыдущий пункт.

6. Этот пункт я бы хотел разобрать более подробно. В Мишне в Трактате Бейца (глава 5, мишна 2) сказано, что мудрецы запретили плавать в воде. Талмуд (Бейца 36 б) объясняет, что мудрецы опасались: человек, увлёкшись плаванием, соорудит плот (по Раши) или спасательный круг (по Тосафот). В трактате Шаббат (лист 40 б) говорится, что это запрещено только при плавании в водоёме с земляными или песчаными берегами. А если у водоёма твёрдые берега (как, скажем, в современном бассейне, — из бетона), то плавать там не запрещено. Комментаторы объясняют смысл этого разрешения. Так как такой водоём больше похож на сосуд, чем на реку, не существует опасения, что человек попытается соорудить приспособление, которое поможет ему плавать. Так же нет опасения, что человек придёт к выводу, что в реке плавать также разрешено. Шулхан Арух (Орах Хаим 339, 2) пишет так: «Нельзя плавать в воде, даже в бассейне, который находится во дворе, т.к. вода выплёскивается за пределы бассейна, а это похоже на реку. А если бассейн окружен стенкой, то можно, т.к. даже вода, которую разбрызгивают, не может вылететь за пределы бассейна из-за стенки. И такой бассейн похож на сосуд, поэтому не нужно опасаться, что (человек) сделает себе плот (или спасательный круг)». Получается, по мнению Шулхан Аруха в современном бассейне можно плавать! Тем не менее, Хаей Адам (Законы Субботы, гл. 44, пункт 20) пишет, что в бассейне плавать нельзя. Современные галахические авторитеты (см., например, Рав Нойберт, Шмират Шабат кэ-Гилхата, гл. 16, пункт 39, Пискей Тшувот 339, 2) пошли по стопам Хаей Адам и запретили плавать в бассейне в субботу. Причина: в наше время не принято мыть всё тело даже в холодной воде, и даже просто погружаться в холодную воду разрешили только тем, кто ежедневно ходит в миквэ. И даже в миквэ следует только быстро окунуться и сразу выйти. Плавание в бассейне было бы нарушением этой традиции.

7. Плавание в бассейне не соответствует духу субботы, это ещё одна причина, по которой современные авторитеты не разрешают плавать в бассейне в субботу.

Надеюсь, мне удалось прояснить Вам этот вопрос. Хочу добавить: тому, кто очень сильно страдает от жары, и привык каждый день плавать в холодной воде, чтобы остыть, разрешили окунуться в холодную воду даже в субботу. Конечно, даже если Вам очень жарко, лучше всего не погружаться полностью в холодную воду, а облить ею разные части тела по отдельности. При этом не стоит обливать те места, где растут волосы.

С уважением, рав Берл Набутовский

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ НОАХ: зажигание (27.09) – 18.44, исход (28.09) – 19.50

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s