Home

Выпуск №145. Тишрей 5774 (09.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

РЕДАКЦИЯ ПОЗДРАВЛЯЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ С НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ СУККОТ!

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
• Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

О ПРАЗДНИКЕ СУККОТ.

Шалом, уважаемые читатели!

После дней Б-жественного суда, тшувы и искупления приходят дни праздника и веселья: когда сердце наше очищается, мы становимся достойными радости.

Праздник начинается 15 Тишрея, на пятый день после Йом Кипура, и продолжается восемь дней. Он состоит из двух основных частей: собственно Суккота и Шмини Ацерета, законы двух этих праздников различны.

В диаспоре, где праздничные дни удваиваются, это выглядит так:

15 Тишрея (18-19.09): Первый день Суккота – праздник (Йом Тов)
16 Тишрея (19-20.09): Второй день Суккота – праздник (Йом Тов)
18 Тишрея (20-21.09): Шабат Холь а-Моэд (поэтому нужно накануне первого дня праздника делать «эрув тавшилин)
19-21 Тишрея (22-25.09): Холь а-Моэд, т. е. полупраздничные дни Суккота
22 Тишрея (25-26.09): Шмини Ацерет – праздник (Йом Тов)
23 Тишрея (26-27.09): Симхат Тора — праздник (Йом Тов)

В переживании радости недели Суккот есть три основных темы: шалаш, единство и вода.

Что такое «сукка»?

Сказано в Торе (Левит 23:42-43): «В шалашах живите семь дней, всякий еврей должен жить в шалашах, чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я – Б-г, Господь ваш». Все семь дней Суккота мы должны постараться провести в шалаше, сукке, как можно больше времени. Если нет возможности жить там, надо, по крайней мере, есть в сукке два раза в день.

Как рассказывает нам Талмуд, выход евреев из Египта начался в Рош а-Шана, т. е. почти за шесть месяцев до собственно Исхода, до Песаха. И первым шагом на этом пути было освобождение из рабства. Евреи через Моисея уже просили фараона отпустить их, но тот не отпускал. Моисей боролся с фараоном, а что эти полгода делали евреи? Они, не будучи уже рабами, сидели в своих домах в спокойствии и достатке, т. е. вели, в общем-то, неплохую жизнь. Египтяне искали дружбы с Израилем, а фараон и его слуги пытались убедить Израиль не выходить из Египта. Евреи в это время гораздо меньше, чем раньше, испытывали влияние Египта в духовной области: они уже решили уйти, и им не нужно было больше подстраиваться под египетскую культуру. Такая полусвободная жизнь в Египте имела свои преимущества, и фараон обещал им еще лучшие условия, если они останутся. Но в назначенный день все евреи всё же вышли. И вот как написано об этом в Торе (Исход 12:37): «И двинулись сыны Израилевы из Рамсеса в Суккот». Из «городов запасов» они двинулись в пустыню, где нет тени и убежища, где нет пищи и воды, в пустыню большую и страшную, полную змей и скорпионов; и не спрашивали они Б-га: «Куда мы идем, и где найдем воду, и откуда достанем еды?» И потому Вс-вышний сделал им чудо — трехдневный путь от Рамсеса до Суккота они со скарбом и с детьми прошли всего за один день и в Суккоте устроили отдых на один день. И Б-г сделал им шалаши (на иврите «суккот»), т. е. название этой местности совпадает с именем события, которое там произошло.

Б-г сделал евреям шалаши. Но почему бы Ему не сделать для них другое чудо: «нормальные» дома? Разве это было бы для Него трудно? Но Вс-вышний специально поселил евреев в шалашах, во временных и ненадежных жилищах, чтобы знало поколение Исхода, что только присутствие Б-га в нашем жилище делает его надежным домом, как сказано в Псалмах: «Если Б-г не созидает дома, то напрасно трудятся строители» (Псалмы 127:1).

Итак, в праздник Суккот евреи на неделю покидают свои дома и живут в шалашах в память о происшедшем при выходе из Египта. Но почему же Тора велит нам праздновать Суккот в Тишрее, а не в Нисане, когда и происходили эти события? На это есть несколько причин. Прежде всего, уже в Тишрее, за полгода до фактического Исхода, мы празднуем начало нашего перехода из египетского рабства под власть Всевышнего.

Кроме этого, есть еще одна очень важная причина того, что праздник Суккот празднуется осенью. Это — место праздника в сельскохозяйственном цикле, т. е. годовом диалоге между народом Израиля и страной Израиля.

Суккот — время сбора урожая, праздник плодородия. В Торе установлено, что от плодов Земли Израиля надо отдавать десятую часть на нужды левитов и бедняков. Таким образом, Суккот — праздник урожая и десятины. Взаимоотношения еврея со страной Израиля и через нее — с Б-гом не исчерпываются отделением десятины. Человек собрал богатый урожай. Он отделил десятину, но оставшаяся часть урожая достаточно весома. Он наполнил свои амбары, он получил справедливое вознаграждение за недели и месяцы тяжелого труда, получил право радоваться. Суккот — «время веселья нашего», и это замечательно. Но существует опасность, что может возгордиться его сердце, и будет он думать: «Своим умом, силой рук своих приобрел я себе все это богатство».

И потому в Суккот читают свиток Экклезиаст, написанный мудрым царем Соломоном, самым богатым человеком в Израиле.

«Собрал я себе и серебра, и золота, и сокровищ царей и государств; завел я себе певцов и певиц, и услады сынов человеческих, роскошные колесницы. И возвысился я более всех, кто был до меня в Иерусалиме, и мудрость моя помогала мне. И ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, ни от какой радости не удерживал сердца своего, ибо радовалось сердце мое от всех трудов моих, и это была моя доля от трудов моих. Но оглянулся я на все дела свои, что сделали руки мои, и на труды, что я свершил, и вот, все суета и погоня за ветром, и нет в том преимущества перед солнцем» (Экклезиаст 2:8-11).

В соответствии с традиционной еврейской системой ассоциаций, в которой написан Экклезиаст, под словом «солнце» имеется в виду Тора. Таким образом, царь Соломон говорит нам: «Тщетна жизнь и труды того, кто чем-либо заменит себе солнце — Тору — и тратит свою жизнь на бездуховные цели». Этому же должна научить нас жизнь в шалашах в Суккот.

Единство в поколении.

Одно из красочных действий праздника Суккот — нетилат лулав — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, так и связанный с его помощью набор арба миним — «четыре вида». В Торе заповедано (Левит 23:40):

«И возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, (этрог — вид цитрусового), листья финиковой пальмы (лулав), и ветви дерева густолиственного (мирт), и куста речного (ива)».

Лулав, мирт и иву крепко перевязывают (но не нитками, а листом лулава, чтобы в связке не было ничего, кроме перечисленных растений), берут их в правую руку, этрог в левую и, соединив, благословляют и потрясают последовательно в направлении всех сторон света. Эту процедуру повторяют все семь дней праздника.

В те времена, когда существовал Храм, «вознесение лулава» проводилось только в нем. Сейчас, когда Храма нет, наше «вознесение лулава» — память о Храме, и каждый человек обязан исполнять эту заповедь Торы. Что она символизирует? Она символизирует единство народа:

Ива — у нее нет ни запаха, ни вкуса — это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел.

Мирт — запах у него приятен, но нет вкуса — это евреи, распространяющие, как аромат, добрые дела, но не обладающие Торой.

Лулав — финик сладок, но лишен запаха — это евреи, у которых есть Тора (от их познаний можно вкусить), но нет добрых дел.

Этрог — обладатель и вкуса и запаха — это евреи, у которых есть и понимание Торы, и добрые дела в этом мире.

Все мы разные, но мы составляем один народ. И соединяя «четыре вида», мы показываем, что осознаем наше единство.

Почему же «вознесение лулава», символизирующее единство евреев, производится именно в Суккот? Потому, что основной мотив этого праздника — «радость после очищения», веселье после дней тшувы и суда. Наши грехи являются перегородкой между евреями, они мешают нам чувствовать себя единым целым. Кроме того, они являются преградой между нами и Вс-вышним. Очистившись в Рош а-Шана и в Йом Кипур, мы вновь провозглашаем наше единство и нашу близость к Б-гу.

Во время «вознесения лулава» следует взмахнуть им поочередно в направлении каждой из четырех сторон света, а также вверх и вниз. Это действие — символ: единство евреев, провозглашаемое «четырьмя видами», распространяется на весь мир, и, кроме того, на весь мир распространяется власть Б-га и наша связь с Ним.

Единство еврейского народа во всех его поколениях.

Народ Израиля — это не только евреи, живущие сегодня, это также и ушедшие, и будущие поколения. Мы получили в наследство Тору, язык и Страну Израиля. Наши дети получат все это от нас.

В праздник Суккот, когда после очищения от грехов уничтожаются преграды между Израилем и Б-гом и перегородки внутри Израиля, мы начинаем острее ощущать связь с нашими истоками. Эта связь находит свое выражение в образе ушпизин — «высокие гости».

В книге Зоhар сказано: «Когда народ Израиля покидает свои дома и во имя Б-га уходит в шалаши, он удостаивается Шехины, Божественного присутствия, и семь великих праведников спускаются в наш мир и приходят в шалаш в качестве гостей». Это Авраам, отец наш, Ицхак, отец наш, Яаков, отец наш, Иосиф праведный, Моисей, учитель наш, Аhарон- Первосвященник, и Давид, царь наш. Они живут в шалашах со всем Израилем все семь дней праздника. Поэтому в праздник «веселья после очищения», когда уничтожаются преграды между евреями, и связь с предками ощущается особенно сильно, евреи рады приветствовать в своих шалашах тех, кому обязаны они своей верой и своим пониманием действительности. И перед тем, как сесть за праздничную трапезу, евреи приветствуют своих «высоких гостей». Текст этого традиционного приветствия приведен в махзоре (сборнике молитв и гимнов) на Суккот. В восточных общинах принято оставлять для этих почетных гостей специальные места.

(по материалам сайта «Маханаим»)

ЗАКОНЫ СУККИ И ЧЕТЫРЕХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ.

Сукка — шалаш

Сукка должна быть построена под открытым небом, не под навесом и не под густым деревом, в чистом месте, желательно в частном владении. Принято начинать строить сукку на следующий день после Йом Кипура (даже если этот день пятница, и нужно готовиться к Субботе). Желательно, чтобы каждый лично участвовал в постройке сукки, украшении ее и т.д.

Сукка должна иметь три полные достаточно прочные стены (в крайнем случае — две полные и одну неполную). Основной элемент — крыша. Она должна строиться после того, как сделаны стены. Покров делается из веток (можно брать нетолстые стволы) или тростника. Покров должен быть достаточно плотным, чтобы в сукке, даже если листья покрытия завянут, было больше тени, чем солнца (сукка должна напоминать жилище), но в то же время не слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и проходил дождь (сукка — не постоянный дом).

Заповедь сукки относится ко всем дням Праздника, поэтому, если сукка сломалась или вы не успели построить ее до Праздника, можно строить ее в промежуточные дни Праздника (Холь hа-Моэд), но, конечно, не в первые два дня Суккота (в Израиле — один), когда работать запрещено. К сукке надо относиться с почтением, и даже после Праздника нельзя пренебрежительно относиться к материалу, из которого сукка была сделана.

В сукке надо стараться жить как в доме — есть, пить, спать, заниматься, отдыхать и т. д. Запрещено есть вне сукки «еду постоянную» (т. е. насыщающую, с хлебом и т.п.).

В первый (вне Израиля — и во второй) день Суккота после «Маарива» (вечерней молитвы) идут в сукку, произносят там Кидуш и едят там. Эта трапеза — обязательна.

Перед началом любой трапезы в сукке, читают благословение на сидение в сукке: «Благословен Ты, Бог, Господин наш, который освятил нас своими заповедями и повелел нам сидеть в сукке».

Сильный дождь или холод (такой, что пища застывает) освобождает от выполнения этой заповеди.

«Арба миним»- «четыре вида»

Выше мы уже рассказывали о значении благословения на соединение «четырех видов» — этрога, лулава, мирта и ивы. Нетилат лулав — «вознесение лулава» — делают утром в каждый из семи дней Суккота, кроме Субботы. В левую руку берут этрог, в правую — связанные вместе лулав, мирт и иву, произносят благословение «Барух Ата Адо-най Эло-гейну Мелех га-Олам ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану аль нетилат лулав», и потрясают поочередно во все стороны света, вверх и вниз. Заповедь следует выполнять с собственным лулавом, поэтому на время благословения человек должен получить его от хозяина в законную собственность.

В нашем поселке «лулав» будет находиться у Михаэля Исаевича Бочарникова.

Заповедь обязывает только мужчин. Женщины – по желанию.

(по материалам сайта «Маханаим»)

«ЭРУВ ТАВШИЛИН»

Накануне праздника, который примыкает к субботе, т.е. выпадает на пятницу или на четверг и пятницу, следует подготовить небольшое количество пищи в качестве «эрув тавшилин». Это позволит варить и готовить в пятницу еду для субботы, а также зажигать субботние свечи.

Для приготовления эрув тавшилин необходимы хлеб (принято брать целую халу или булочку) и немного вареной пищи (рыба, мясо или вареное яйцо), которую можно есть с хлебом. В Песах, разумеется, вместо хлеба берут мацу.

Накануне праздника берут в руки хлеб (или мацу) и вместе с ним кусок вареной пищи и произносят следующее благословение:

«Благословен Ты, Б-г, наш Б-г, Царь вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел нам исполнять заповедь эрува».

Затем произносят: «Благодаря этому эруву да будет позволено нам печь, варить, укутывать еду (чтобы не остывала), зажигать огонь и делать в праздник все необходимое для субботы».

Эрув принято съедать в третью субботнюю трапезу, причем для благословения на хлеб берут хлеб из эрува.
Желательно закончить приготовления еды в пятницу на субботу так, чтобы оставалось еще значительное время до захода солнца, а не перед самым заходом. (По материалам сайта Толдот)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание свечей в праздник:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Йом Тов!»
1-ый день Суккота (18.09.) – 19.05
2-ой день Суккота (19.09.) – 20.12

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ХОЛЬ А-МОЭД: зажигание (20.09) — 19.01, исход (21.09) – 20.07

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s