Home

Выпуск №144. Тишрей 5774 (09.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

РЕДАКЦИЯ ЖЕЛАЕТ ВСЕМ СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ В КНИГУ ЖИЗНИ!

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
• Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Йом Кипур – День Искупления.

ДЕНЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К ТВОРЦУ

Незадолго до захода солнца (ведь день начинается с вечера), перед наступлением великого дня 10-го числа месяца Тишрей, каждая синагога, где бы она ни находилась, наполняется людьми. Как когда-то наполнялись дворы Храма. Приходит в день великого прощения. Три еврея (те, кого выбрала община) берут свитки Торы и начинают молитву. Они — эти трое — еврейский суд, и в этот день они разрешают молиться вместе со всей общиной даже тем, кто совершил великие преступления и должен быть отторгнут от общины. Силой, данной еврейскому суду, они отменяют все обещания и клятвы, которые необдуманно или под угрозой дал человек. Это «развязывание» — отмена клятв, обещаний и обетов еврейским судом перед наступлением Йом Кипур известно как молитва Коль Нидрей («Все обеты и все клятвы»). Такое начало вошло в обычай вскоре после изгнания евреев из Испании, произошедшего в 1492 году евреи были изгнаны из Испании. 30 тысяч испанских евреев предпочли остаться ценою измены вере отцов и перехода в христианство. Позднее возникло понятие маран (евреи, принявшие христианство, но тайно соблюдавшие еврейский закон). Но ведь даже под страхом смерти запрещено принимать чужую веру. Свою слабость мараны искупили: 20 тысяч из них были сожжены испанской инквизицией за то, что, приняв христианство лишь для вида, они продолжали втайне соблюдать еврейский закон. Именно для них — для маранов — звучало это разрешение еврейского суда прийти и молиться вместе со всей общиной. Постепенно такое начало Йом Кипур распространилось во всех еврейских общинах. Так начинается Йом Кипур — День Искупления. Драма встречи человека с Творцом. Что может быть полнее, великолепнее и трагичней?! В этот день года, Вс-вышний с необыкновенной силой открывается человеку, и два великих чувства переполняют сердце любого еврея: с одной стороны, ощущение величайшего блага, изливающегося как потоки чистейшего света, и, с другой стороны, чувство трепета, дрожи и страха, ибо перед лицом Творца становится явным любое несовершенство… Даже ангелы не могут устоять перед Его судом. Но если еврейское сердце стремится приблизиться к Творцу и человек сожалеет о своих несовершенных поступках — все будет прощено. Трепет и радость, суд и прощение, боль наказания (цель которого — устранить дурное) и раскрытие величайшего блага и света по мере приближения творения к совершенству — все эти противоположности смешались и слились в единое целое в этот великий день. В молитве мы вспоминаем, что Йом Кипур — это решение всех судеб в небесах. В ней говорится, что в Рош а-Шана выносится приговор, а в Йом Кипур ставится под ним печать. И лежит перед Творцом книга, и читается из нее само по себе, кто будет сотворен, а кто уйдет из мира: кто — от огня, а кто — от воды, кто — от голода, а кто — от жажды, кто — от меча, а кто — упадет на камни. Но молитва, раскаяние и добрые дела стирают любой приговор. Близость к Творцу являет несовершенство человека, но одновременно приближение к Нему пробуждает милость и прощение. Так и стоит еврей в этот день перед Творцом, отказавшись от еды и питья от захода солнца и до выхода звезд следующего дня, устранившись от всего материального, чтобы быть похожим на ангела, которому открыты высшие миры. Его губы бесконечно повторяют: «Прости», — и он знает, что в ответ в этот день звучит с Небес «салахти» («уже простил»). Как слуга перед грозным царем, как сын перед любящим отцом, стоит еврей. И говорит он: «Ты меня сотворил, я — в Твоей руке, подчиняюсь Твоей воле. И в этом мое величайшее счастье, ибо Ты — царь наш, отец наш». Вот, как глина в руке горшечника: По воле своей надавит, по воле своей отпустит — Так и мы в руке твоей. Как веревка в руке моряка: По воле своей притянет, по воле своей отпустит — Так и мы в руке твоей. Две тысячи лет назад, когда в Иерусалиме, на горе Мория, еще возвышался Храм, в его дворах собирался чуть ли не весь народ. Это был день приближения к Творцу: приоткрывалась завеса и в Святая Святых заходил человек, Только первосвященнику, только один раз в году дозволялось войти туда, где небо соединяется с землей. Он быстро ставил на камень совок с углями, высыпал на них состав пахучих трав, произносил короткую молитву, прося о благополучии для всего народа в начавшемся году, и быстро выходил. Это было самое страшное и самое великое мгновение всего года. Так рассказывает Рабби Ишмаэль, который не один год был первосвященником Храма: «Однажды я зашел в Святая Святых, чтобы принести воскурения, и увидел Акатриэля, ангела высочайшего уровня, сидящим на высоком престоле. И сказал он мне: «Ишмаэль, сын мой, благослови меня». И сказал я ему: «Пусть будет желанно перед лицом Твоим, чтобы милость Твоя преодолела гнев твой, и проявилась бы милость Твоя и дала бы детям твоим более того, что им положено по суду». И качнул он головой (в знак согласия). С тех пор, как разрушен Храм, мы, произнося молитву, пытаемся описать словами то, что происходило в его дворах в это день. Мы вспоминаем, как народ с трепетом ждал выхода первосвященника из Святая Святых. Как великолепен был он в тот момент: как блеск шатра раскинутого над всем миром, как искры ангелов, несущих на себе престол, как радуга в облаке, как чистота самой короны. Так было, когда стоял Храм. А теперь его нет, и мы умоляем Творца, чтобы вновь было нам даровано место, где человек может так приблизиться к Б-гу. В Святая Святых первосвященник произносил исповедь и просил прощения за себя, за свой дом, за весь народ Израиля. И так он говорил: «О, Г-споди, согрешил я, искривил пути, пошел против Тебя как бунтарь». Первосвященник, прося о милости, произносил 72-х буквенное имя Всевышнего. И когда слышали это великое имя, то священники и весь народ преклоняли колени и распростирались на плитах Храма. Одно из чудес Храма проявлялось в этот момент: стояли в тесноте, а распростирались свободно. И подводили к первосвященнику двух козлов одинакового вида, и ставили по правую и по левую его руку, и вытаскивал он жребий, какой их них будет принесен в жертву, а какой — сброшен со скалы. С назначенным человеком отправляли в пустыню козла, которому выпало быть сброшенным со скалы. На рога его повязывали красную полосу из шерсти, от которой отрывали половину и вешали над воротами внутреннего двора. И еще одно чудо Храма: эта шерсть белела на глазах у всех в тот момент, когда в пустыне сбрасывали со скалы козла, вместе с которым улетали в пропасть все прегрешения народа. Как и сказано в книге пророка Йешаяѓу: «Если будут ваши грехи алы, обелю их, как шерсть». Когда был разрушен Храм, ушла защита Всевышнего, каждый день добавляет беду. И вот замучены римлянами десять праведников (среди них Рабби Ишмаэль). Молитва разрывает сердце, когда кантор читает об их смерти. И вывели прежде двоих из них — великих сынов Израиля Рабби Ишмаэля, первосвященника, и князя Раббан Шимона. Раббан Шимон умолял палачей: «Убейте меня первым, чтобы не видеть мне смерти того, кто служил господу и поднимался до самых небес». Но повелел злодей, издеваясь, бросить жребий. И пал жребий на Раббан Шимона. Сейчас же пролили кровь его — отсекли голову. Рабби Ишмаэль поднял ее и возопил: «Язык, который раскрывал Божественное учение, лижет ныне прах земной». О, как рыдал он. Дочь тирана римского, проходившая мимо, остановилась узнать, откуда этот вопль. Красота первосвященника поразила ее, и она просила отца пощадить его. Но разгневался злодей, услышав ее просьбу. Тогда она попросила снять кожу с лица Рабби Ишмаэля, и на это злодей согласился с готовностью. И вот, сдирая кожу с лица праведника, дошли до того места, куда налагают тфилин. Возопил Рабби Ишмаэль. Закричали ангелы-серафимы на небесах: «Это ли награда за великую приверженность Торе?! Вот супостат дразнит Великое и Страшное Имя твое, издевается над учением и законом Твоим». Тогда раздался голос с небес: «Если услышу еще одно слово — превращу весь мир в воду. Мое постановление — и вам надлежит принять его».

Рав Зеев Мешков

ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ В ХРАМЕ

Служба Йом Кипура в синагоге – наиболее длинная, сложная и торжественная из всех служб. В Йом Кипур еврею особенно важно молиться в синагоге в общине, а не дома в одиночку. Пять служб Йом Кипура занимают весь день, с вечера до вечера. Человек полностью отключен от обычной жизни, он остается один на один с Б-гом.

Синагогальная литургия берет начало в Храмовой службе. Приведем отрывки из описания службы в Храме на Йом Кипур.

Каждая служба этого дня, все жертвоприношения, осуществлялись исключительно Первосвященником. Другие коhены (священники) лишь совершали для него подсобную работу.

Всю ночь Первосвященник не спал. Если он уже был знатоком Торы, то всю ночь учил ей коhенов. Если он был еще учеником — учился сам. Если Первосвященник был уже пожилой человек и начинал дремать, молодые когены будили и подбадривали его. Затем наступало время утреннего жертвоприношения. Еще до первых петухов двор святилища был заполнен народом.

Весь день, в течение 12 часов, люди стояли на ногах, не двигаясь и не произнося ни звука, и сердца их были полны святости и страха, а глаза были устремлены к месту, где Первосвященник занимался служением.

В этот день приносилось пятнадцать жертв (не считая козла отпущения, которого не зарезают, а сталкивают со скалы) — два быка, три барана, один козел и девять ягнят. Два ягненка соответствуют ежедневным жертвоприношениям — утреннему и вечернему; семь годовалых ягнят, бык и баран идут на дополнительное праздничное жертвоприношение — мусаф. Кроме быков, баранов и ягнят, приносились хлебные дары и возлияния вина. В дополнение к тому приносился бык в очистительную жертву для искупления Первосвященника, его семьи и когенов, баран за Первосвященника, баран за народ и козел в очистительную жертву — итого, еще четыре. И в заключение — козел отпущения, над которым Первосвященник произносил признание грехов от лица всего Израиля. Все жертвы зарезались только Первосвященником. Потом он кропил кровью на внешний жертвенник, золотой жертвенник внутри Храма и на полог между шестами Ковчега Завета. Затем он отделял части для приношения на жертвенник, сжигал их на внешнем жертвеннике, приносил хлебные дары, совершал возлияния. Кроме хлебных даров и возлияний, полагающихся к каждому приносимому в жертву животному, приносились еще два обязательных приношения, которые Первосвященник приносил ежедневно — утром и вечером.

Первосвященник в этот день совершал воскурения три раза: два раза в соответствии с ежедневными правилами — одно утром и одно вечером, и еще одно особое, дополнительное воскурение, в три раза дольше обычного. Это воскурение приготавливали для Первосвященника с предыдущего дня. Он брал обеими руками полную лопатку курений и наполнял ими золотую ложку. Затем брал ложку в одну руку, другой брал противень с раскаленными угольями из внешнего жертвенника и приносил все это в Святая Святых — место, в которое мог заходить только Первосвященник и только в день Йом Кипура. Там он помещал противень между шестами Ковчега со Скрижалями, а во Втором Храме, в котором не было Ковчега, — на «камень основания» (эвен hа-штия). Взяв кончиками пальцев конец ложки, он высыпал курения себе в ладони большим пальцем; это было исключительно трудным действием. Затем он высыпал курения на уголья, на противень, и ждал, пока все помещение не наполнится дымом, и тогда выходил.

Первосвященник переодевался в Йом Кипур пять раз. Перед каждым переодеванием он погружался в микву, специальную ванну для предписанного омовения. Два раза он ополаскивал свои руки и ноги водой из золотого умывальника: один раз — перед тем, как снять старую одежду и один раз — после надевания новой. Сначала он снимал свою личную одежду и одевался в священные золотые одеяния, состоящие из восьми предметов (они перечислены в Торе). Затем он приносил утреннюю ежедневную жертву и утреннее воскурение, зажигал светильник, сжигал голову и ноги жертвы на жертвеннике, приносил хлебный дар и совершал возлияния, приносил дополнительные праздничные жертвоприношения (быка и семь ягнят) на внешнем жертвеннике, освящал водой свои руки и ноги, снимал золотую одежду, погружался в микву, одевался в белую одежду (четыре предмета, также перечисленные в Торе) и снова освящал руки и ноги. Затем приносил быка в очистительную жертву, бросал жребий относительно двух козлов — какой будет принесен в жертву, а какой отпущен в пустыню — и повязывал последнему красную нить. Затем вносил курения и кровь быка в Святая Святых, где сжигал курение и кропил кровью.

Почему Первосвященник не входил в Святая Святых в своих золотых одеждах? Потому, что золото связано с преступлением (изготовлением золотого тельца), и не нужно напоминать о преступлении в час защиты. И другая причина: чтобы он был, как ангелы-служители, о которых у пророков сказано: «И они были одеты в белое… »

Три раза в Йом Кипур произносил Первосвященник признание грехов. В первый раз он клал руки на голову быка, приносимого в очистительную жертву за него самого, и произносил признание за себя и свою семью. Во второй раз он клал руки на того же быка и произносил признание за себя, свою семью и когенов, а в третий раз он клал руки на голову козла отпущения и произносил признание за весь народ.

Десять раз произносил Первосвященник в Йом Кипур Шем га-Мефораш — непроизносимое Имя Б-га: три раза во время каждого признания — итого девять раз; и десятый раз, когда он бросал жребий относительно козлов. Он произносил это имя над козлом, которому выпало быть принесенным в жертву. Когда коhены и остальные люди, стоящие во дворе Святилища, слышали, как Первосвященник произносит Святое Имя в святости и чистоте, они вставали на колени, кланялись и падали ниц, говоря: «Благословенно Имя славного царствования Его вовеки…» Это слова, которыми славят Г-спода ангелы. Люди, стоящие во дворе, уподоблялись ангелам, не нуждающимся больше в том, в чем нуждается человек. Их не ослабляло долгое стояние, и они не чувствовали тесноты, хотя двор был переполнен. Это стояние во дворе во время служения Первосвященника было их собственным служением и молитвой. Они непосредственно видели одно из чудес, явленных в Храме: люди стояли тесно друг к другу, но когда они падали ниц, вокруг каждого оставалось еще по четыре локтя свободного пространства.

Человек из плоти и крови, даже Первосвященник, не может произнести Имя Б-га. Даже ангелы не могут его произнести. Как же выговаривал его Первосвященник?

В этот святой день в этом святом месте Первосвященник — святейший из людей — очищался и освящался до тех пор, пока он не поднимался над всем земным и не был готов произнести Имя. И тогда он открывал рот, и Святое Имя само сходило с его уст. Человек не может произнести это Имя, Б-г Сам произносил его.

Заповеди и обычаи Йом Кипура

• За несколько часов до наступления Йом Кипура приступают к праздничной трапезе. Несмотря на атмосферу серьезности и трепета перед моментом «подписания» (в конце Йом Кипура) приговора на Новый год, мы не должны ни на секунду усомниться, что жизнь наша находится в руках Всевышнего, бесконечно любящего свой народ и каждого из нас.

• Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца. Перед этим следует надевать обувь, для производства которой совершенно не была использована кожа. Ношение любой другой обуви разрешается. В дополнение к запрету на еду и питье это — один из элементов поста в Йом Кипур. Кроме этого, в этот день нельзя прикасаться к воде и любой жидкости (исключение – омовение рук утром и после туалета, но омывают только пальцы), а также запрет на умащение тела и лица (косметика и кремы), и запрет на супружескую близость.

• Хозяйка дома зажигает свечи, как и перед наступлением субботы.

• В Йом Кипур молитвенная служба в синагоге состоит из пяти частей. Вечером — Маарив (вечерняя). Утром — Шахарит (утренняя), затем, до полудня — Мусаф (дополнительная, как в любую субботу и праздники), во второй половине дня — Минха (послеполуденная) и, наконец, перед заходом солнца — Неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова «Неила» — «закрытие», т.е. завершение всего процесса очищения и исправления.

• Вечерняя молитва в Йом Кипур продолжается около двух часов, а четыре дневные переходят одна в другую, как правило почти без перерыва. Напомним, что содержание дня Йом Кипура — пост и молитва.

• После окончания Йом Кипура совершают дома краткую молитву, — Гавдала, — разделяющую святое и будничное. С этого момента можно есть и пить.

• Многие в этот же вечер приступают к подготовке к празднику Суккот, который наступит на пятый день после Йом Кипура.

• По еврейским законам в тааните (посте) принимают участие все взрослые, мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки — с 12.

• Тот, кто заболел внезапной или хронической болезнью, должен посоветоваться со знающим еврейские законы врачом. Задача поста — не ухудшить здоровье человека, а помочь ему в очищении и исправлении. Естественно, что, в духе атмосферы Йом Кипура, те, кто все-таки должны есть и пить, обязаны делать это самым скромным образом.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ НА ШАБАТ – ЙОМ КИПУР (13.09.) – 19.17
ИСХОД СУББОТЫ (14.09.) – 20.24

Благословение на зажигание свечей:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s