Home

Выпуск №143. Элуль 5773 – Тишрей 5774 (09.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

ШАНА ТОВА! С НОВЫМ, 5774-м ГОДОМ ВАС!

РЕДАКЦИЯ ЖЕЛАЕТ ВСЕМ СВОИМ ЧИТАТЕЛЯМ ХОРОШЕГО И СЛАДКОГО ГОДА!

МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!

• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

• Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Рош га-Шана – Недельная глава Гаазину – Шабат Шува.

«За грехи наши были мы изгнаны…»

По крайней мере раз в неделю, читаем мы слова молитвы: «И из-за грехов наших были изгнаны мы из Земли нашей»… Также и в недельной главе говорится, что изгнание – наказание за то, что «тучен стал Йешурун (еврейский народ – прим. ред), и стал брыкаться, и оставил Всесильного, создавшего его». В соответствии с духом дней перед Йом-Кипуром, посвященных милосердию и раскаянию, мы ожидаем, что раскаяние и возвращение к Творцу – тшува – будет упомянута в качестве условия будущего избавления, как мы видели это в главе Ницавим: «И вернешься к Б-гу, Всесильному твоему, и будешь слушаться голоса Его… И вернет Б-г, Всесильный твой, оставшихся из народа твоего и смилуется над тобой…»

Однако в главе «Гаазину» фигурирует совсем иной сценарий: народ Израиля – хочет он того или нет – живет не сам по себе и не сам для себя. Наш народ – посланник Б-га для всего мира. Если бы народ жил только ради самого себя, его избавление зависело бы исключительно от его собственных заслуг. Однако, поскольку он несет миссию для всего мира, невозможно принимать во внимание только его объективное духовное состояние. Если избранный народ изгнан из своей Земли, если его позорят другие народы – это осквернение имени Всевышнего в глазах всех народов. Поэтому избавление может прийти не столько в заслугу еврейского народа, сколько «в заслугу» злодейства и безбожия других народов, когда настанет время положить конец их бесчинствам. «Если бы не остерегался Я гнева врага, чтобы притеснители их не возомнили и не сказали: рука наша одолела, а не Б-г сделал все это…» (Дварим 32:27) – кому еще могут быть понятны эти слова, как не нам, поколению Катастрофы и возрождения!

Интересно, что точно так же мы относились к получению в дар Земли Израиля. Наши предки были уверены, что они удостаиваются завоевать Землю Израиля благодаря изучению Торы и своим добрым делам. И тогда Моше попробовал переубедить народ и сказал: «Не говори в сердце своем… за праведность мою привел меня Б-г завладеть этой страной… Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть этой страной, но за преступления народов этих (живших там раньше) Б-г, Всесильный твой, изгоняет их перед тобой, и чтобы исполнить то, о чем поклялся отцам твоим… ибо народ жестоковыйный ты» (Дварим 9:4-6).

Не за великие заслуги завоевали мы Землю Израиля в дни Йегошуа, и не за праведность сердец наших возвращаемся мы сюда в наши дни. И если поймем это по-настоящему – сможем действительно относиться к этой Земле, как к Земле Всевышнего.

Рав Азриэль Ариэль

РОШ ГА-ШАНА.

(Продолжение)

Когда трубят в шофар

Рош hа-Шана называется в Торе «днем трубных звуков»; момент трубления в шофар является центральным в службе.

Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош hа-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога.

В шофар трубят в месяц Элуль, кроме Субботы, после утренней молитвы, в напоминание о наступающем Рош hа-Шана. В канун Рош hа-Шана не трубят. Прекращение ежеутреннего трубления также является напоминанием о завтрашнем исполнении заповеди Торы. В оба дня Рош hа-Шана трубить в шофар обязательно. Трубят так, чтобы раздавалось до 100 звуков. (Это происходит к концу утренней службы). Если первый день Рош hа-Шана выпадает на Субботу, то трубят только во второй день; второй день никогда не выпадает на Субботу.

Заповедь трубить в шофар имеет множество различных аспектов. Мы упомянем лишь следующие:

1. День суда соответствует дню творения и воцарения Бога как Царя завершенной вселенной, и трубление в шофар (коронационная почесть) соответствует нашему признанию Бога Верховным Царем над сотворенным Им миром, Царем, не только давшим миру «первоначальный толчок», но и продолжающим им править.

2. Шофар пробуждает человека к раскаянию, к тшуве. Маймонид писал об этом так: «Пробуждаются спящие и взбадриваются дремлющие, чтобы внимательно исследовать дела свои и оценить их, и повернуться к раскаянию, и возвратиться к Создателю, да будет Он благословен; ибо они забыли об истине и в круговороте дел своих заблудились в пустом и тщетном, которое не поможет им и не спасет их. И теперь пусть взглянут они на душу свою и внимательно посмотрят на пути свои и на поступки свои, и пусть оставит каждый из них дорогу злую и намерения недобрые, и пусть повернется к Богу и добру» (Маймонид, Законы тшувы, гл. 3).

Природа шофара такова, что в человеке, слушающем непосредственно голос шофара, углубляется Богобоязненность и стремление к Божественной истине. Как говорит об этом пророк Амос: «Когда услышит народ голос шофара, разве может он не убояться?» (Амос 3:6). Шофар не только призывает нас к тшуве, но и дает нам силы для тшувы.

3. Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — бараний рог — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака (кстати, этот отрывок из Торы, «Акеда», читается в синагоге во время Богослужения во второй день Рош hа-Шана), и, как сказано в Мидраше, в меньший из двух рогов этого барана трубили у горы Синай, собирая народ для получения Торы, а в больший будет трубить Машиах (Мессия), собирая рассеянный Израиль со всех сторон земли. Кроме того, шофар напоминает о разрушении Храма и о многих других событиях еврейской истории.

Мы все стоим перед судом в Рош hа-Шана, как каждый человек в отдельности, так и весь народ во всех своих поколениях. Наше поколение само по себе, может быть, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде: он пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.
Ташлих.

После утреннего Богослужения в Рош hа-Шана устраивается сеуда шния — вторая (после вечерней) праздничная трапеза с кидушем, освящением праздника; и сразу после нее снова собираются в синагоге и читают Минху, дневную молитву, раньше, чем обычно, для того чтобы было время устроить процедуру ташлих (буквально — «выбрасывание»). Для выполнения ташлих идут на берег реки или озера и там читают соответствующие Псалмы и гимны, смысл которых — «Пусть вода унесет все наши грехи…» После этого встряхивают полы одежды и произносят при этом стих из пророка Михи: «… и Ты бросишь на дно моря все их грехи…» (Миха 7:18).

Обряд ташлих, конечно, сам по себе не очищает человека, но символизирует намерение человека укрепиться на пути тшувы в наступающем году. Если первый день Рош hа-Шана приходится на Субботу, то ташлих переносится на второй день.

Пост Гедалии.

Третьего Тишрея, сразу после Рош hа-Шана, (или 4-ого, если 3-е число пришлось на Шабат, как в этом году) устраивается пост в память об убийстве Гедалии; запрещается есть и пить от восхода солнца до захода. (Гедалия был убит Рош hа-Шана, но в Праздник поститься запрещено, и поэтому пост переносится на третье Тишрей. )

История Гедалии такова: Вавилонский царь Навуходоносор полностью подчинил себе царство Иудейское, разрушил Иерусалим и его величайшую святыню — Храм. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и знати страны. Элита еврейского общества, включая главных священнослужителей, гражданских и военных, была уведена в плен в Вавилон. Однако Навуходоносор не хотел превратить землю Иудеи в сплошную пустыню. Он разрешил простым людям остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Губернатором над ними Навуходоносор назначил уважаемого всеми еврея Гедалию бен Ахикама.

Пророку Иеремии был предложен выбор: остаться в Иудее или пойти в Вавилон и быть почетным гостем вавилонской царской семьи. Он предпочел остаться со своими братьями на Святой Земле. Иеремия пошел в город Мицпа. Там, на небольшом расстоянии к северу от Иерусалима, находилась резиденция губернатора. Иеремия предложил ему свою поддержку, и Гедалия с благодарностью принял это предложение. Таким образом, Мицпа превратился также и в центр духовной жизни народа.

Гедалия был дальновидным человеком. Он стал усиленно поощрять народ в его деятельности по обработке и возделыванию полей и виноградников, и еврейская община стала процветать. Это стало известным, и многие евреи, бежавшие во время войны в соседние страны, были привлечены новостями о возрождении еврейской общины в Иудее. Они приходили к Гедалии в Мицпу и вливались в общину. Еврейский губернатор призывал своих братьев оставаться лояльными вавилонскому царю и обещал им мир и безопасность. Обещание это было выполнено. Евреи находились на пути к возможному восстановлению государства, когда внезапно на них обрушился страшный удар.

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалии в Мицпе, находился Ишмаэль бен Нетания, потомок царского дома Цедекии, последнего царя Иудеи. Ишмаэль был честолюбив, почет и успех Гедалии наполняли его жестокой завистью. Он нашел союзника в лице царя Аммона, который с беспокойством следил за восстановлением еврейской страны. Эти интриги стали известны преданному офицеру Гедалии Йоханану бен Кораху. Он предупредил губернатора об опасности, угрожавшей его жизни. Однако Гедалия, будучи прямым и великодушным человеком, не хотел поверить этому. Когда Йоханан предложил тайком убить Ишмаэля до того, как тот осуществит свои коварные планы, возмущенный Гедалия отверг это предложение. Тем временем Ишмаэль ждал благоприятного случая, который ему скоро представился. Губернатор пригласил его в Мицпу на праздник Рош hа-Шана. На пир Ишмаэль приехал в компании десяти своих сторонников. Во время праздника они устроили ужасную резню, во время которой был убит губернатор и многие из его окружения; также был разгромлен маленький вавилонский гарнизон в Мицпе. Захватив многих пленников, Ишмаэль направился в Аммон. Йоханан и несколько его соратников избегли смерти потому, что их не было в это время в Мицпе. Когда Йоханан узнал об ужасной трагедии, он собрал единомышленников и принялся преследовать убийцу. Ему удалось нагнать Ишмаэля около Гивона в Биньямине и освободить пленных, но сам Ишмаэль с небольшим числом своих последователей бежал в землю Аммона.

Евреи оказались в очень сложном положении. Убийство Гедалии и расправа с вавилонским гарнизоном должны были вызвать гнев Навуходоносора. Где они могли искать себе защиту? Единственным убежищем им казался Египет, куда не могла дотянуться рука Навуходоносора. Однако эта страна не пользовалась любовью евреев. Несмотря на то, что прошло уже около девятисот лет со времени освобождения их предков из Египетского рабства, евреи относились к Египту с отвращением. Но отчаяние и страх были так велики, что народ все же решил искать спасение в Египте и пуститься в дальний путь на юг.

По дороге в Бейт-Лехем евреи и обратились за советом к Иеремии. Они обещали следовать этому совету, каков бы он ни был.

После десяти дней поста и молитвы Иеремия получил пророчество, которое немедленно огласил перед собравшимся народом. Смысл его заключался в том, что Вс-вышний обещал, что если евреи останутся в Святой земле, они останутся живы и даже будут процветать, но если уйдут в Египет, то меч вавилонян настигнет их и там.

Но слова Иеремии не были услышаны. Народ уже принял решение и только ждал одобрения пророка. Несмотря на твердое обещание, данное Иеремии в том, что они послушаются его совета, народ обвинил пророка и его ученика Баруха бен Нерию, в заговоре, то есть в намерении выдать евреев в руки вавилонян. Затем весь народ двинулся в Египет и заставил Иеремию и Баруха сопровождать их.

Когда беженцы остановились у границы Египта, Иеремия еще раз предостерег своих братьев. Он сказал, что безопасность, которую они ищут в Египте, будет непродолжительной, и что вскоре Египет будет побежден Навуходоносором. Кроме того, он предостерег их от несчастий, которые ждут евреев при смешении с египтянами-идолопоклонниками. К несчастью, предостережения и мольбы пророка не возымели действия. Еврейские беженцы поселились в Египте, и многие стали язычниками по примеру египтян.

Несколько лет спустя в Египте произошел переворот, был убит фараон Хофра. Навуходоносор тотчас же воспользовался этими беспорядками, вторгся в Египет и разрушил его. Большинство еврейских беженцев при этом погибло. Таким образом, предсказание Иеремии сбылось.

Точно не известно, когда скончался престарелый пророк. Согласно преданию, Иеремия со своим верным учеником Барухом провели последние годы жизни со своими братьями, находившимися в изгнании в Вавилоне. В память об убийстве Гедалии и трагедии, которая произошла с нашим народом вскоре после этого, мы постимся в третий день месяца Тишрей, и пост этот называется постом Гедалии.

(по материалам сайта «Маханаим»)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ В 1-ЫЙ ДЕНЬ РОШ А-ШАНА (04.09) – 19.38
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ ВО 2-ОЙ ДЕНЬ РОШ А-ШАНА (05.09) – 20.47
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ НА ШАБАТ ГААЗИНУ (06.09.) – 19.33
ИСХОД СУББОТЫ (07.09.) – 20.42

Благословение на зажигание свечей в канун праздника:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Йом а-Зикарон!»
Благословение на зажигание свечей в канун Шабата:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ПОСТ ГЕДАЛЬИ (08.09): 04.51 – 20.14

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s