Home

Выпуск №142. Элуль 5773 г. (08.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели!

ВО-ПЕРВЫХ, МЫ ХОТИМ ПОЗДРАВИТЬ ВСЕХ, КТО НЕРАВНОДУШЕН К РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ НА ВЫСОКОМ, И СООБЩИТЬ, ЧТО НЕДАВНО БЫЛ ПРИОБРЕН ДОМ С УЧАСТКОМ ДЛЯ УСТРОЙСТВА В НЕМ
МОЛИТВЕННОГО ЗАЛА И ОБЩИННОГО ЦЕНТРА
Уже начат ремонт и благоустройство здания.
Желающие помочь в этом Б-гоугодном деле могут обращаться к нашим активистам.

ВО-ВТОРЫХ, МЫ ХОТИМ ПОЗДРАВИТЬ ЧЛЕНОВ НАШЕЙ ОБЩИНЫ
МОРИЮ И АРИЭЛЯ ШИШЛЯННИКОВЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВИЗЫ ДЛЯ РЕПАТРИАЦИИ В ИЗРАИЛЬ!
Пусть же поскорей они обретут новый дом на Земле Обетованной!

И В-ТРЕТЬИХ, МЫ РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО С ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА НАЧНУТСЯ НОВЫЕ КУРСЫ ПО ПОДГОТВКЕ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ ЕВРЕЙСТВА. СПЕШИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ – МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
• Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Недельные главы Ницавим — Ваелех.

СКРЫТОЕ – Б-ГУ НАШЕМУ

«Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле… чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим…» (Дварим, 29:9-12).

Тора — союз, линия связи, которая, пронизывая материальный мир, соединяет человека с Творцом. В Земле Израиля, где возникает общность душ, наше Учение принимает совершенно особый характер: новое свойство, раскрывающееся только здесь, требует нового осмысления союза, уже заключенного у горы Синай. И поэтому сразу же после перехода через Иордан необходимо было повторно заключить союз. Сразу же после вступления на Землю Израиля евреи под предводительством Йеошуа направились к горам Гризим и Эйваль, возвышающимся над городом Шхем. Здесь был обновлен союз, точно в соответствии с тем, как это велел сделать Моше: левиты, держа на плечах Арон а-Кодеш («ковчег завета»), произносили благословения, повернувшись в сторону горы Гризим, и проклятия — повернувшись в сторону горы Эйваль. Шесть колен на одной и шесть на второй горе отвечали им «Амен».

Новый характер союза проявился в словах, которые были произнесены всем народом в конце: «Скрытое — Б-гу Всесильному нашему, а открытое — нам и нашим детям вовеки веков, чтобы исполнять все слова закона этого» (Дварим, 30:28). За скрытые грехи пусть Всевышний наказывает преступника и не переносит ответственность на народ, а за открытые, совершенные на глазах у тех, кто мог воспрепятствовать преступлению и не сделал этого, отвечают те, кто проявил равнодушие. Причем степень их ответственности такова, как будто они сами совершили это преступление. Таким образом, после обновления союза появилась прямая и непосредственная ответственность друг за друга.

Сыны Израиля до конца не осознали, что означает эта клятва. Через несколько дней при захвате города Йерихо Ахан присвоил себе ожерелье и шинарский плащ, несмотря на то, что весь народ поклялся не брать себе ничего из добычи. Ни один человек не видел этого. А на следующий день в сражении у города Ай погиб великий праведник (так пишет Раши). «Согрешил Израиль, и преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из запрещенного, и после отрицали, и положили в вещи свои» (Йегошуа, 7:11), — сказал Всевышний.

Оказалось, что слова «скрытое — Богу нашему» предполагают не только ответственность самого преступника за содеянное в тайне, но и ответственность всего народа, и прежде всего — больших праведников. Возлагая ответственность на все общество за преступления, совершенные тайно, Тора тем самым утверждает, что решающую роль в развитии личности играют система воспитания и высокий нравственный уровень людей. Ошибки в воспитании и нравственные недостатки всего общества являются скрытой причиной всех преступлений. Таким образом, Тора «опередила» ученых не только в области представлений о вселенной, но и оставила далеко позади современный психоанализ, раскрыв его основные положения за несколько тысячелетий до рождения этой науки.

Рав Зеев Мешков

РОШ ГА-ШАНА.

Раскаяние в Рош га-Шана — день «сокрытия»

В еврейском календаре все не случайно. Месяц Тишрей, на начало которого приходится Рош га-Шана, имеет зодиакальный знак «весы» — символ суда, взвешивания дел и мыслей людей.

Почти все еврейские праздники выпадают на середину месяца или близки к ней, и лишь Рош га-Шана выпадает на начало месяца. И это различие также не случайно. Дело в том, что еврейские месяцы действительно связаны с «месяцем», т. е. с луной: месяцы начинаются и, соответственно, кончаются в новолуние, когда луна не видна на небе, середина же месяца приходится на полнолуние, когда луна светит наиболее ярко. Израиль традиционно уподобляется луне: как и луна, он может на некоторое время стать невидимым, но он никогда не исчезает. Как и луна, Израиль светит отраженным светом, светом Всевышнего, приходящим к нам через Тору. Как и луна, Израиль ярко светит во время праздников, в середине месяца. Но Рош га-Шана — особый праздник. Сказано в Торе: «Трубите в шофар в новолуние, в сокрытии ко дню празднования вашего» (Псалмы 81:4). Тайны этого дня, тайны суда, определяющего судьбы мира, сокрыты от нас. Так же в этот день сокрыта луна и Израиль сокрыт, и он не в веселье, но в трепете перед судом, он придирчиво оценивает себя, и тогда Бог также кладет завесу сокрытия на грехи Израиля и прощает его. Таким образом, «сокрытием» описываются все аспекты происходящего в этот день, и о том, что ежегодный Божественный суд происходит в Рош га-Шана, сообщается в Торе не прямо, а с сокрытием, чтобы человек думал о своих поступках в течение всего года, а не откладывал тшуву на Рош га-Шана.

Два дня Рош га-Шана

Рош га-Шана празднуется как двухдневный праздник 1 и 2 Тишрей, хотя Тора заповедует нам соблюдать его только 1 Тишрей: «И в седьмом месяце (т. е. в месяце Тишрей; счет месяцев, как говорилось уже, идет от Нисана), в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Числа 29:1).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники «удваиваются» и празднуются два дня вместо одного, однако Рош га-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день Элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 Тишрея или 30 Элуля, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош га-Шана, праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются «Йома арихта» — «один длинный день», чтобы показать, что святость обеих половин этого «длинного дня» не сомнительна, а точно определена.

Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош га-Шана — это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

Первый вечер Рош га-Шана

Как известно, в еврейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера накануне, с захода солнца, как сказано в Торе о днях Творения: «и был вечер, и было утро, день один» (Бытие 1:5). Соответственно этому, все еврейские праздники начинаются с вечера. В первый вечер Рош га-Шана после зажигания свечей в синагоге происходит праздничное Богослужение, во время которого читаются также молитвы раскаяния и надежды на счастливый исход суда. Все поздравляют друг друга словами: «Лешана това тикатеву ветихатему» — «на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью». Дома устраивается праздничный стол, Кидуш — освящение праздника и трапезы, которая начинается не как обычно, хлебом с солью, а хлебом с медом. Сразу же после Кидуша говорят благословение на плоды и едят яблоки, обмакивая их в мед, так же, как хлеб. После того, как съедают яблоко, произносят: «Да будет воля Твоя, Б-г отцов наших, чтобы дать нам хороший и сладкий год».

Во время праздничной трапезы принято есть такую еду, название которой на иврите или на языке, принятом в данной местности, ассоциируется с удачей и счастьем в приходящем году, например морковку, свеклу, тыкву, финики, а также голову рыбы или барана. Принято не есть орехов, так как их название на иврите связано со словом «грех».

Вообще, Рош га-Шана — праздник Божественного Суда — является днем радости, а не скорби, ибо мы всегда надеемся на Божественное милосердие и на счастливый исход. Однако особенно веселиться не следует, и танцевать у синагоги, как, например, в праздник Симхат-Тора, не стоит.

(по материалам сайта «Маханаим»)

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Как спастись от алкоголизма?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных напитков (самогон)? Спасибо. И.

Здравствуйте, уважаемый И.,

Отмечу, что все, о чем скажу ниже, — это только духовный аспект. Безусловно, если увлечение алкоголем приняло серьезный болезненный характер, следует обратиться за соответствующей медицинской помощью.

Причин, по которым человек злоупотребляет алкоголем, может быть как минимум две. Первая — это желание убежать от проблем, от тяжелой реальности. Когда в жизни царит опустошенность, боль от чего-либо. Такое бегство противоречит подходу Торы: мы стараемся жить реальностью, исправляя себя и свои недостатки. И именно эта деятельность, предлагаемая Торой и нашими мудрецами, может наполнить жизнь человека. Вторая — «дурное начало» человека, о нем поговорим подробнее.

Наши мудрецы, благословенна их память, во многих местах упоминают о вреде, который приносит чрезмерное употребление алкоголя. Человек, подверженный этой зависимости, в конце концов, приходит к позору, опустошенности, бедности, может нарушить множество запретов Торы и мудрецов. Она превращает человека в «сосуд», в котором отсутствует Тора и мудрость, и, в конце концов, «выживает» человека из этого и из Будущего мира (см. Пеле Йоэц, раздел Штия, Пиркей Авот 3:10 с комментариями).

Обман — основной инструмент как самого «дурного начала», так и алкогольной зависимости. Тем же путем шел фараон, порабощая евреев. В Египте был определенный день в году, когда все египтяне работали на фараона, что-то вроде коммунистического «субботника». В этот день на шею самого фараона в торжественной обстановке был водружен кирпич. В руки фараон взял корзину и грабли. Каждый, кто видел самого фараона за работой, следовал его примеру. Тем более что за работу было обещано вознаграждение. Евреи с большим энтузиазмом взялись помогать фараону. Но тут их ждал сюрприз. С наступлением темноты начальники, ответственные за изготовление кирпичей, пересчитали изготовленные за день кирпичи, вычислили производительность, и на следующий день — потребовали столько же. Затем, когда евреи привыкли к работе, требовалась такая же производительность, но уже без вознаграждения. Затем — не только изготовление кирпичей, но и работа на полях, а постепенно — и все остальные работы. Так евреи стали рабами в Египте (см. мидраш Шмот Рабба 1:10-11 с комментариями).
Похожим образом действует и дурное начало: с каждым разом чрезмерное употребление алкоголя делается все более привычным, все более «нормальным». И как результат — не удовольствие, а полное порабощение.

Сам человек все понимает и знает, когда пьет, о тех разрушениях, которые ожидают его душу и тело в результате, он полон желания «завязать», но… его преследует дурное начало, он чувствует, что находится в рабской зависимости. Каждый следующий «эпизод» это доказывает…

Но это тоже обман. Все, чего человек захочет, — может достичь! Как же свергают царя, побеждают «фараона»? Разберем основные правила войны (на основе советов по борьбе с алкоголизмом и дурным началом, которые дает книга Пеле Йоэц, разделы Штия и Йецер):

1. Для борьбы необходимо обеспечить силы, сопоставимые с теми, которыми располагает враг. Старайтесь выполнять как можно больше заповедей, избегайте любой возможности совершить какой-либо грех. Еще, чтобы перебороть дурное начало, следует изучать Тору и Сифрей Мусар (книги еврейских мудрецов об этике). И все, что выучите, — стараться выполнять (слова этих книг проникают глубоко в сердце и способны «разбить» дурное начало, даже если оно уже «затвердело как камень»). Особо следует отдаляться от той среды и тех вещей, которые способствуют чрезмерному употреблению алкоголя.

2. Еще один духовный аспект важен на войне. Необходимо ненавидеть врага — дурное начало. Следует научиться ненавидеть алкоголь — понимая, какое зло и душевную горечь он приносит.

3. Тем не менее, война — это не всегда сплошные победы. Дурное начало всеми силами старается уничтожить человека. В тяжелые минуты стоит читать Шма Исраэль, а также думать о том, что каждый еврей обязан даже жизнь отдать ради освящения Имени Творца. И если человеку это представляется возможным, тем более он сможет заставить себя победить дурное начало и не пить, сохранить святость.

4. Наши мудрецы советуют в минуты борьбы с дурным началом — вспоминать о дне смерти, ведь этот день только приближается. Мысли об этом в данном случае помогают победить.

5. Эффективным средством в борьбе с алкогольной зависимостью является молитва. Ведь Всевышний милостив к нам и слышит молитву каждого, кто к Нему обращается. В Его силах спасти от любой беды. И снова — аналогия с египетским рабством. Когда евреи взмолились Всевышнему о своих страданиях, Он спас народ от рабства (см. Шмот 3:7).

6. Борьба эта тяжела. Но сами страдания — когда человек перебарывает в себе желание напиться — искупают его вину перед Творцом и собственной душой за то, что попал в зависимость от алкоголя. И еще нам известно правило: «По страданию и награда».

7. Наконец, когда человек научится пересиливать в себе желание выпить, следует постараться создать для себя «защитную зону» — полностью воздерживаться от алкоголя продолжительный период времени. Кроме заповеданных нам Кидуша, Гавдалы и четырех пасхальных бокалов — ни капли! Ведь из-за прежней зависимости он может — «от малого к большему» — «открыть ворота для врага».

Следует понимать, что все это относится к случаям, в которых вообще еще можно говорить о какой-то борьбе. Но бывает, что люди доходят до стадии полного повиновения дурному началу. В этих случаях шансы на победу мизерны. Ведь то состояние, в котором человек находится, для него вполне приемлемо, и сердце его не болит об этом. Несчастен и он, и окружающие его люди!

Поэтому надо стараться не давать себе даже шанса достичь такого состояния (не только в увлечении алкоголем, но и на других «фронтах» войны с дурным началом). Мидраш (Шмот Рабба 5:16) рассказывает, что колено левитов не было порабощено в Египте. РаМБаН объясняет, что колено левитов — это евреи, занимавшиеся Торой, колено мудрецов. Поэтому фараон их не трогал, на то была воля Творца. Так же говорят мудрецы Талмуда: Тора — защищает от бед и от дурного начала.

Желаю успеха, рав Зеев Гершензон

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (30.08.13) – 19.50
ИСХОД СУББОТЫ (31.08.13) – 20.59

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s