Home

Выпуск №141. Элуль 5773 г. (08.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Ки-Таво.
ЗЕМЛЯ И ЛЮБОВЬ

Жена или Земля?

«И будет: когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г, Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому коэну, который будет в те дни, и скажешь ему. «Извещаю я сегодня Б-га, Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, которую Б-г поклялся нашим отцам дать нам» (Дварим, 26:1-3).

Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды — рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцов еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом. Для того, чтобы представить себе значение Земли Израиля, откроем трактат Талмуда Ктубот. Он посвящен рассмотрению обязательств, которые принимает на себя мужчина при заключении брака: «Муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена — не хочет. В этом случае суд обязывает ее переехать вместе с ним, а если она отказывается — ему дается право развестись с ней без выплаты того, что оговорено в брачном договоре. Если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, то суд обязывает его переехать вместе с ней, а если он отказывается — его обязывают составить разводное письмо и передать жене, и заплатит он ей в соответствии с тем, что записано в брачном договоре». Считается, что в тот момент, когда человек женится, радуются даже на небесах, а когда он разводится — плачет жертвенник Храма. Тора наполняет мир любовью, и естественно, что свое сильнейшее выражение это находит в отношениях между мужем и женой. Неужели тягу к Земле Израиля, желание вернуться туда, где жили праотцы, закон ставит выше любви мужа к жене и жены к мужу? Ответ: Да! Стремление в Землю Израиля — выражение стремления души к Б-гу, и его нельзя погасить. Если отказаться от неожиданно проснувшейся тяги к высокой духовности, то и в семье не будет настоящей любви, отношения станут неискренними, и брак все равно распадется.

Всем сердцем и всей душой…

«В день этот Б-г, Всесильный твой, заповедует тебе исполнять все эти уставы и законы, соблюдай и исполняй их всем сердцем твоим и всею душою твоею»(Дварим, 26:12).

Разъяснив все законы, Моше за несколько дней до смерти еще раз обращается ко всему народу и призывает соблюдать заповеди искренне. Моше больше всего боится, что народ утратит живое восприятие Торы, и она превратится для него в список правил, которых следует придерживаться ради собственной пользы и выгоды. Он мечтал о том, чтобы соблюдение каждой заповеди было для человека и всего народа приближением к Б-гу, а значит — радостью, источником жизненных сил и распространением добра среди людей. Что же это значит — «всем сердцем и всею душою»? Сердце дает жизнь. Следовательно, «всем сердцем» означает «соблюдать заповеди так, чтобы они были важными, как сама жизнь, биение сердца и дыхание». Заповеди должны стать настолько дороги человеку, что радость и счастье будут невозможны для него без их исполнения. «Всей душой» означает: если кто-то требует от тебя изменить веру — отдать жизнь, но не отказаться от самого дорогого.

Тора на камнях.

«И будет: в день, когда перейдете через Ярден в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, тогда поставь себе камни большие… и напиши на них все слова Торы этой; как только перейдешь, чтобы ты пришел в землю.., текущую молоком и медом…»(Дварим, 27:2-3).

Ты должен написать Тору на камнях земли этой, чтобы камни стали живой Торой. Если не сделаешь этого — не сможешь овладеть землей, текущей молоком и медом. «Молоко и мед» не являются символами материального изобилия. Это символы особых свойств Земли Израиля. Молоко и мед — это то, что из запрещенного для еды стало разрешенным. Молоко образуется из крови, а мед — из пыльцы и секрета насекомых. Земля Израиля обладает свойством превращать плохое в хорошее, несъедобное — в съедобное.

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Неужели человек может снова вернуться в этот мир?
Меня очень интересует тема о переселении души. Неужели человек может снова вернуться в этот мир? А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя? Ведь какая мне разница, что будет с какой-то частичкой меня, которая была сформирована из душ моих родителей, прошлой жизни какого-то человека, которая даже не будет ощущаться другим человеком. Мне важно понять: где буду я?

Здравствуйте!

Вы задали непростой вопрос, поэтому стоит вспомнить несколько важных понятий, относящихся к этой теме:

Да, человек, который однажды пришёл в этот мир, может вернуться и родиться вновь в новом теле. И это не хорошая религия, которую придумали индусы, как пелось в популярной песне, — это реальность, установленная Творцом. Реальность, без которой невозможно было бы ответить на один очень важный вопрос. Мы знаем, что мир создан Творцом по законам абсолютной справедливости. Если это так, почему же некоторые рождаются инвалидами? Почему одни рождаются гениями, а другие неразумными? Одни рождаются красивыми, другие отталкивающими? Почему умирают дети? Если смерть это наказание, то что эти неcчастные дети уже успели натворить? Кто-то рождается сыном именитого хасидского ребе-цадика, с детства пребывает в атмосфере великой святости, получает по наследству доброе имя и почитание окружающих, а кто-то рождается у несчастной матери, зарабатывающей на хлеб тяжёлым трудом, наследует от отца-алкоголика различные пороки и недуги. Где же высшая справедливость?

Учение о переселении душ может прояснить этот вопрос. Мы приходим сюда, в мир действия, каждый со своим багажом для того, чтобы исправить себя. Нас забирают отсюда, но могут вернуть обратно. И если вернули, то мы должны знать, что нам оказывают доверие и по великой милости предоставляют ещё один шанс. Нас бесконечно любят и, желая удостоить удела в мире Истины, ещё раз приводят сюда. И кто знает, может быть, максимального исправления мы сможем достигнуть, только возвратившись в этот мир в теле больного ребёнка…

Не каждый человек обязательно возвращается в этот мир в новом теле. Тот, кто уже закончил своё исправление, не возвращается. Но это не значит, что он вовсе не грешил. Грехи, в которых мы раскаиваемся при жизни и которые успеваем исправить, зачитываются нам как заслуги. Добрые дела, усердное изучение Торы, выполненные заповеди становятся в мире Истины чистыми духовными одеяниями, облекающими нас. Но дела, которые мы не успели исправить при жизни, ложатся на эти одеяния грязными пятнами. И не может наша душа подняться выше, пока не пройдёт очищение. Для этого нас опускают на определённый срок в чистилище Геинома. И только после этого поднимают в Ган-Эден, каждого на свой уровень для того, чтобы, пребывая там, получали мы заслуженное вознаграждение.

Но есть грехи, от которых человеку невозможно очиститься в высшем, духовном мире, не исправив их в мире материальном. Например, если он обманным путём или грабежом присвоил себе чужое имущество. В этом случае его возвращают снова в этот мир, чтобы он вернул имущество тому, кого ограбил, или его потомкам. Есть и другая причина, по которой его могут вернуть. Если в Небесах было решено, что душа человека из-за определённой проблемы не может занять соответствующего ей уровня в духовном мире, её могут вернуть в этот мир для решения этой проблемы.

Важно понять, что когда человека возвращают в этот мир, единственной целью его нового рождения всегда является исправление. Есть народы, которые знают о перерождении, но думают что это нескончаемый процесс, не имеющий никакой особой цели. Человек рождается, умирает, рождается в новом теле. Снова умирает и снова рождается. Один из многих вопросов, на которые они не могут ответить, это: почему те, кто прошёл перерождение и помнит это или открывает с помощью сеансов гипноза, рассказывают порой о больших периодах времени, иногда о сотнях лет, которые разделяют два рождения. Ведь согласно их представлениям, человек, который родился и умер, должен немедленно вновь родиться. Тора говорит, что не каждый должен вернуться в этот мир в новом теле. А тот, кто всё-таки должен вернуться, не возвращается немедленно. Иногда он должен пройти некое исправление в мире Истины, за определённые нарушения, до нового рождения — чтобы закончить исправление в мире материальном.

Теперь нам необходимо прояснить, что значит родиться в новом теле и как определяется наше Я с точки зрения Торы. Может быть, тогда мы сможем понять то, что прозвучало в вашем вопросе: где будем мы сами после смерти?

Для начала хотелось бы обратить внимание на один момент в Вашем письме. Вы назвали свою душу «какой-то частичкой меня, которая даже не будет ощущаться другим человеком». Душа моя, спрашиваете Вы, представляющая собой соединение разных душ, оставит меня, ну, а где же буду я? Такое восприятие, в принципе, присуще подавляющему большинству людей, которые привыкли ассоциировать себя, своё Я в большей степени со своим материальным телом, и в гораздо меньшей степени — с душой, находящейся в этом теле. Через 120 лет, говорим мы, в момент нашей смерти, хорошего парня, друга, преданного мужа, души компании, прекрасного исполнителя песен под гитару не станет, а вместе с ним мы перестаём существовать и для самих себя. То, что остаётся, это «некоторая частичка меня», то, что в мире именуется человеческой душой. Это некая духовная составляющая, то, что заставляло нас любить, мечтать, страдать. То, что покинет нас, улетучится, подобно облачку, в час нашего ухода из жизни. Поэтому Вы и спрашиваете: какая МНЕ разница — собственно МЕНЯ ведь уже не будет!

Насколько сильно отличается еврейское представление от описанного выше, судите сами! Рабби Хаим Виталь, ученик великого Аризаля, в книге Шаарей Кдуша пишет «Тело человека не является самим человеком. Это то, что Писание называет плотью человека как написано: Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня (Ийов 10,11). И еще сказано про освящение маслом помазания храмовой утвари: На тело человека не должно возливать (Шмот 30,34)». В Торе не бывает лишних слов. Могло быть сказано: «на человека не должно возливать». Для чего сказано «тело человека»? На самого человека невозможно нанести масло помазания, отвечает раби Хаим Виталь, ведь человек — это нематериальная душа. Поэтому Тора и говорит нам о теле человека. Мы — это наше внутреннее духовное содержание, тело — наш «носитель», наша оболочка. Тело само по себе безжизненно. Не глаза видят, и не уши слышат, и не пальцы осязают. Но душа посредством тела. Неоспоримый факт: у только что умершего человека есть глаза — почему он не видит? Есть голосовые связки — почему не говорит? Если попытаться его поставить на ноги — он падает! Почему? Ведь пять минут назад, когда был жив, он видел, говорил и даже мог стоять и ходить? Ответ один. Тело — это всего лишь одеяние. Наша одежда не может ни прыгать, ни бегать. Но когда мы двигаемся — наша одежда движется в соответствии с нашими движениями. Точно так же душа оживляет материальное тело. И как портной кроит одежду согласно размерам и очертаниям тела, так создал Всевышний наше тело — соответствующим структуре нашей души. 248 органов и 365 жил находящихся в нашем теле существуют в силу того, что в душе человека есть 248 духовных аспектов, соответствующих органам, и 365 аспектов, соответствующих жилам. В сумме — 613, согласно количеству заповедей, соблюдение которых несёт оздоровление всем частям нашей души. И разновидность одежды выбирается согласно той деятельности, которой займётся её хозяин — в строгий фрак оденется дирижёр, в рабочий комбинезон токарь. Так и тело, в которое нас помещают при рождении, даётся нам соответствующим тем задачам, которые мы должны выполнить в этом мире. Тот, кого послали в этот мир, чтобы он прошёл исправление через болезни, получит слабую, больную оболочку. Тот, кому предстоит испытание богатством, благополучием, возможностью гордыни, скорее всего, будет помещен в здоровое красивое тело.

Итак, человек — это духовность, заключенная в плен тела. Поэтому когда мы говорим о возвращении человека, мы говорим о возвращении его души. Человек возвращается в новом одеянии. В тот момент, когда мы понимаем этот основополагающий принцип, всё наше отношение к жизни меняется.

Во-первых, мы понимаем, что мы собственно не умираем. Мы просто скидываем с себя одеяние. Подобно рождающемуся ребёнку, который оставляет материнскую плаценту, которая долгие 9 месяцев была для него средой обитания и питания. В тот момент, когда она становится ненужной для него, он покидает её. Никто из нас не скучает по своей плаценте, хотя она была когда-то частью нас. Сегодня это уже не я. Точно так же когда человек выходит из своего тела, он выходит из своего укрытия, из своего материального носителя. Интересно, что в последнее время появилось много информации о феномене «клинической смерти». О тех, кто уже покинул свое тело, но был возвращён обратно. Пережившие клиническую смерть рассказывают, что в какой-то момент они вдруг видят себя парящими над своими телами. В первый момент они не могут понять, как это может быть, что они оказались снаружи, вне того, что до последнего момента было ими! Тот, кому интересно, может поискать информацию на эту тему.

Во-вторых, мы понимаем, что в момент смерти мы, собственно, заново рождаемся. Первый раз, когда мы родились, мы сбросили с себя плаценту, из тесного мира материнской утробы мы выбрались для жизни в более просторном мире. Второй раз мы сбрасываем с себя наше тело для того, чтобы родиться для нового, гораздо более просторного духовного мира, где нас одевают в одежды духовные, как сказано (Зхарья 3,4): «Снимите с него испачканные одежды. И сказал он ему: смотри, я снял с тебя грех твой и (приказал) облечь тебя в одежды нарядные».

Теперь мы сможем ответить на Ваш вопрос. Когда мы через 120 лет покинем своё тело, наше сознание, наш характер останется нашим сознанием и характером. Поскольку наша душа — это и есть мы! Наши мысли, наши чувства любви и страха. Наши сомнения. Более того, наши привязанности, то, к чему мы испытываем влечение, останутся теми же, какими были при жизни. Именно об этом пишет рав Элиягу Деслер: «Необходимо знать, что собственно смерть ТЕЛА не изменяет внутреннего состояния человека. Злодей, который на протяжении своей пустой жизни был привязан к вещам воображаемым (лживым, не существующим), в час расставания с телом остаётся привязанным к ним». Далее рав Деслер объясняет, что грехи человека, который всю жизнь гнался только за материальными удовольствиями, и будут служить ему наказанием. Те самые удовольствия, к которым он привык в мире материальном, он будет искать в мире духовном. И невозможность получения телесных удовольствий будет доставлять невероятные страдания этой душе. Это то, что называется каф а-кела: душа в жажде поиска вещей несуществующих начинает метаться «из одного конца мира в другой». Но тот, кто жил в этом мире духовной жизнью, кому претили материальные излишества, в конце концов, попадает в естественную для его души духовную среду. Ведь сказано, что смерть праведников, их расставание с материальным телом происходит очень легко — как нож вынимают из масла, а смерть злодея очень тяжела — как шерсть выдирают из колючек!

Поэтому не стоит нам беспокоиться о том, что произойдёт с нашим сознанием. Оно останется с нами. Что действительно должно нас беспокоить — это то, с каким духовным багажом мы подойдем к тому решающему моменту, когда придется сбросить наше телесное одеяние.

С уважением, рав Зеев Урман

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ
НЕВОСПИТАННЫЙ ДЖИНН

Однажды раввин Нафтали и его жена Ребекка копались в огороде. Вдруг лопата раввина на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную, запечатанную сургучом бутылку. Он её открыл, и оттуда выскочил джинн.

— О, Нафтали! — воскликнул джинн. — Как я тебе благодарен! 1000 лет я провёл в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из неё выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь!

— Полезай назад в бутылку, — ответил ему раввин.

Джинн повиновался.

Нафтали крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошёл на берег моря и швырнул бутылку с джинном как можно дальше, так, чтобы её невозможно было найти.

— Ты что?! — набросилась на него жена. — Зачем ты это сделал? Этот джинн мог бы исполнить все наши желания!

— Во-первых, — ответил ей раввин, — что это за джинн, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки? Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянутся слишком долго? И в-третьих, и это самое главное, — он не представился.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (23.08.13) – 20.05
ИСХОД СУББОТЫ (24.08.13) – 21.16

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

One thought on “На Высоком — 141

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s