Home

Выпуск №140. Элуль 5773 г. (08.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Ки-Теце.
ЧТОБЫ НЕ ОТСТУПИЛ ОТ ТЕБЯ ВС-ВЫШНИЙ…

«Ибо Б-г, Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать тебе врагов твоих. Пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего-нибудь постыдного и не отступил от тебя» (Дварим, 23:15).

РаМБаН пишет в своем комментарии: «Тора предупреждает человека, чтобы он был особенно осторожен в тот период, когда возникают условия для совершения греха. Известно, что солдаты всех армий в стане едят самое отвратительное, воруют, и грабят, и не стыдятся ни прелюбодеяний, ни других постыдных поступков. Даже человек, обладающий большими достоинствами, становится на войне жестоким и преисполняется ярости». А от сыновей Израиля, выходящих на войну, Тора требует высокой духовной чистоты, вплоть до запрета употребления неподобающих слов (Сифри). Солдат становится подобен священнику и обязан соблюдать многие элементы ритуальной чистоты, а армейский стан превращается в Храм, где пребывает Б-жественное Присутствие. Если эти требования соблюдаются, Всевышний не только предает врага в руки сыновей Израиля, но и победа достигается без жертв. Эти законы соблюдались во времена Моше — и в войнах против Сихона, Ога и мидьянитян сыны Израиля не потеряли ни одного человека. То же самое можно сказать и про войны, которые вел Йегошуа: кроме неудачи под городом Ай, люди не погибали ни в одном из сражений за завоевание Святой Земли. Период Судей, последовавший за смертью Йегошуа, стал временем быстрой утраты высокого духовного уровня, ставшей результатом невыполнения заповеди изгнать из земли Израиля чужие народы. И после этого ни одному из руководителей народа уже не удавалось добиться святости военного стана. Но это не значит, что праведные цари не стремились к этому. Во времена Хизкиягу, когда нависла угроза нашествия ассирийских полчищ, царь обязал всех жителей страны учить законы ритуальной чистоты: он воткнул меч в стол и объявил, что наказанием за незнание этих аспектов Торы будет смерть. Его логика была простой: только Б-жественное Присутствие спасает и дает победу над врагом — следовательно, всякий, кто его отталкивает, пренебрегая постановлениями Торы, — изменник, из-за которого гибнут люди. Хотя война и унесла много жизней, благодаря стараниям Хизкиягу сыновья Израиля удостоились чуда спасения. Во времена Хашмонаев, на протяжение 25 военных лет, войска повстанцев стремились соблюдать законы святости военного лагеря и удостоились многих чудесных побед. Иногда Всевышний совершает чудеса и тогда, когда воины далеки от святости. Но это происходит только в тех случаях, когда люди, рискующие своей жизнью во имя завоевания Святой Земли, являются плененными младенцами, т.е. теми, кого родители не воспитали в духе Торы, и поэтому они, с точки зрения закона, находятся в вынужденном положении — не исполняют закон не по своей вине, а в силу сложившихся обстоятельств.

рав Шломо Авинер

«Когда увидишь ты быка брата своего или овцу его заблудившимися, не должен ты отвернуться от них — возвратить брату своему должен ты их… не должен ты, видя осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, отвернуться от них, но подними их вместе с ним» (Дварим, 22:1,4).

РаШИ поясняет: «Отвернуться» — значит «сделать вид, что ты не заметил пропавших животных или скотину, не выдержавшую тяжести ноши». Тора обязала нас приложить усилия, чтобы вернуть пропавшее. И хотя в тексте говорится о быке, воле и овце, следует, как и во всех других случаях, максимально расширить рамки закона. Ближнему следует возвращать не только пропавшее имущество… Нередко мы встречаем людей, которых можно назвать пропадающими или не выдержавшими ноши, легшей тяжелым грузом на их сердца или на плечи (забота о семье, проблемы, связанные со здоровьем, отсутствие постоянного заработка). И если Тора обязала нас заботиться о животных, разве не следует из этого, что запрет пройти мимо человека, находящегося в беде, во много раз сильнее!?

рав Дов Бигон

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих и Б-г, Всесильный твой, отдаст их в твою руку, и возьмешь у них пленных…» (Дварим, 21:10).

В те периоды, когда народ Израиля обладает праведностью, этот отрывок следует понимать в соответствии с его простым смыслом: это законы о ведении войны (не обязательной, но разрешенной с точки зрения Торы) с окружающими народами, которые должны покориться сынам Израиля и платить дань. Покориться, чтобы не представлять опасности на границах и, находясь в зависимом положении, соблюдать законы сыновей Ноаха. Но в те периоды, когда духовное состояние еврейского народа оставляет желать лучшего, когда он теряет власть над окружающими народами и ни о какой войне, преследующей цель подчинить их себе, не может быть и речи, это предложение Торы обретает другой смысл. Вместо простого понимания следует постараться увидеть в нем намек: выйти на войну против врага — это значит бороться со своим дурным побуждением, чтобы обрести праведность. «Пусть человек всегда обращает свое хорошее побуждение против плохого», — сказал раби Шимон бар Йохай. И как войны Израиля делятся на обязательные (за завоевание земли и укрепление ее границ) и разрешенные (за улучшение экономического положения и подчинение себе соседей), так и в войне против дурного побуждения есть обязательные сражения и необязательные (но желательные) битвы. Обязательная борьба, от которой не освобожден ни один человек, — это смирение тех побуждений, которые толкают человека на запрещенные действия. А сражения разрешенные, но не обязательные — это подавление побуждений, которые не сталкивают человека в область запрета, но, оставаясь в пределах дозволенного, не позволяют ему посвятить себя целиком и полностью служению Всевышнему.

рав Шломо Йосеф Зейвин
(По материалам сайта Мидраша)

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?

Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого».
Но со мной не согласился один христианин, который сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажущееся противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С.

Уважаемый С.!
Вопрос, который Вы задаёте, рассматривает Каббала — тайная Тора, поэтому его невозможно подробно обсудить в рамках «Ответов на вопросы». Но скажем несколько слов.

По определению творение не может постичь Творца. Всевышний сотворил время и пространство, а, значит, Его существование — вне времени и вне пространства — является тем, что разум человеческий неспособен постичь. Второй стих Торы гласит: «И земля была тоhу и боhу» (Бэрейшит 1, 2). Простой перевод: «и Земля была пуста и хаотична». Сказали мудрецы: тоhу — это материя без формы, поэтому тот, кто увидел бы это творение, тоhэ — удивился бы, не понимая, что он видит. А боhу — это форма без материи, что тоже недоступно человеческому разуму, который способен воспринимать только материю в определённой форме.

Поэтому всё, что мы знаем о Всевышнем, Который вне материи и вне формы, — это только то, что Он передал через Своих пророков. Сказал Всевышний Моше рабейну: «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20) — и это известное определение как бы ограничивает Всевышнего: неужели Всевышний не может удовлетворить просьбу Моше рабейну и явиться ему при жизни его?

Как бы ограничивает — для человека, поскольку если не будет ограничений, человек не сможет понять сказанного. И в этом смысл слов Рамбама — Тора говорит на языке, понятном человеку.

И ещё сказано у царя Давида (Тэилим 104, 2): Всевышний «Окутан светом, как плащом». Комментирует Виленский гаон (Адэрет Элияу к Ваикра 23—44): «Всевышний облачился в свет первого дня творения и сотворил небеса. Мир как творение подобен одеянию, которое скрывает самого Всевышнего, поэтому мир называется олам — от слова нээлам — скрытый. Отсюда — не может человек, находясь в материальном мире, увидеть Всевышнего. И всё, что происходит с творением, как бы относится к одеянию, а не к сущности. И об этом слова Рамбама: “а Он, Всевышний, неизмеримо выше всего этого”. И это пример, который приводит Рамбам (Тэилим 2, 4): “Восседающий на небесах будет смеяться” — сказано в книге Зоар (глава Бешалах), что Всевышний “оденет” меру Суда и накажет пришедших на Иерусалим войной Гога и Магога — именно “оденет”». Великий комментатор Талмуда Мааршо добавляет к этому, цитируя мидраш (Нида 30а): при жизни нет возможности увидеть Всевышнего, но в качестве великой награды праведник в час своей смерти — выхода души его из этого материального мира — увидит Его.

С уважением, рав Моше Абрамович

С какого возраста делают омовение рук ребенку?

Шалом! Подскажите, пожалуйста, некоторые вопросы по поводу малыша. В каком возрасте ему нужно делать утренний нетилат ядаим (омовение рук)? Пока он маленький, он постоянно в ночной туме (ритуальная нечистота)? Нужно ли родителям посреди ночи делать нетилат ядаим, вставая к кричащему малышу?

Большое спасибо за Ваш вопрос. Обязанность омывать руки с утра после пробуждения распространяется как на мужчин, так и на женщин. Необходимо, чтобы дети также омывали руки с утра (Мишна Брура 4:10). В книгах по Еврейскому Закону точно не определен возраст, с которого это следует делать. По мнению автора Мишны Бруры обязанность омывать руки связана с тем, что после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Соответственно, пока не омыли руки, запрещено дотрагиваться до еды. Значит, и омывать руки ребенку необходимо с того возраста, когда он начинает дотрагиваться до еды руками.

Шулхан Арух а-Рав (4:2) дает другое объяснение: пока человек спит, его душа поднимается вверх, а тело наполняется ритуальное нечистотой. Когда утром он просыпается, душа возвращается в тело, ритуальная нечистота уходит и только на руках остается ее часть. Однако ритуальная нечистота входит только в то пространство, где до этого была святость. Соответственно, омовение рук становится обязательным только с 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек, когда они достигают совершеннолетия и их души приобретают настоящую святость. Далее Шулхан Арух а-Рав говорит, что возраст, с которого душа начинает приобретать святость, это возраст, когда ребенка начинают приучать к заповедям (приблизительно 6—7 лет). Получается, что уже с этого возраста ребенок должен омывать руки. А еще лучше — омывать ребенку руки с момента выполнения первой заповеди по отношению к нему, а именно, заповеди обрезания.

Многие величайшие раввины прошлого поколения также рекомендуют устрожать в этом случае соблюдение закона и начинать омывать детям руки уже с самого раннего возраста. Они объясняют, что это способствует успешному воспитанию детей и положительно влияет на их богобоязненность и способность к изучению Торы (Орхот Рабейну 3:194 от имени Хазон Иша, Тшувот вэ-Анhагот 2:1 от имени Рава из Бриска).

Следует отметить: всё сказанное относится к омовению рук с утра после ночного сна. После дневного сна для детей такой обязанности не существует (При Мегадим 4:7, Алихот бат Исраэль 1, прим. 22 от имени Рава Мойше Файнштейна).

Точно так же и мама после утреннего пробуждения должна омыть руки прежде, чем начнет заниматься ребенком, поскольку, как было сказано, после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Поэтому до омовения рук нельзя дотрагиваться до «отверстий» в теле: рта, носа, ушей и т.п. Но когда мама просыпается ночью, чтобы дать ребенку соску или накрыть его, ей по многим мнениям разрешено это делать, даже не омывая руки. При этом необходимо также стараться не дотрагиваться до упомянутых выше органов (Алихот бат Исраэль 1:6).
С уважением, рав Яков Шуб

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА

Акавия бен Мегалалель держался по четырём вопросам особого мнения, несогласного с мнением всех других законоучителей. Говорили ему:

— Акавия, откажись от своего мнения — и мы ав-бет-дином (главным судьёй) назначим тебя.

— Нет, — отвечал он, — лучше мне всю жизнь называться глупцом, чем час один — преступником перед Господом. Ради почёта и власти я делать этого не стану.

Однако же перед смертью он сказал своему сыну:

— Ты от моего мнения по тем четырём вопросам откажись.

— Отчего же сам ты не отказывался? — спросил сын.

— Видишь ли, сын мой, — ответил Акавия, — я своё мнение воспринял от многих учёных законоведов; противники мои, в свою очередь, руководились мнением также многих авторитетных учёных; каждая из спорящих сторон и оставалась при своём мнении. Тебе же предстоит выбор между двумя мнениями: одно ты воспринял от целой коллегии учёных, другое — от единичного лица, и преимущество должно быть отдано мнению большинства.

— Хорошо, отец, но повлияй на своих товарищей, чтобы они радушно приняли меня в свою среду.

— Этого, сын мой, я не сделаю.

— Знаешь ты какой-нибудь проступок за мною?

— Нет. Но пусть сами дела твои создадут тебе в жизни либо друзей, либо врагов.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (16.08.13) – 20.20
ИСХОД СУББОТЫ (17.08.13) – 21.33

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s