Home

Выпуск №139. Элуль 5773 г. (08.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Шофтим.
ЦАРЬ ИЗ СРЕДЫ БРАТЬЕВ ТВОИХ

«Когда ты придешь в землю, которую Б-г Всесильный твой дает тебе, и поселишься в ней, и скажешь «Поставлю-ка я над собой царя, как все народы, которые вокруг меня», то поставь над собой царя, которого выберет Б-г Всесильный твой: из среды братьев твоих поставь над собой царя; не можешь ты поставить над собой человека чужого, который не брат твой» (Шофтим, 17:14-15). Каким должен быть еврейский царь? Может быть, он должен творить чудеса? Нет — это не его обязанность. Его задача — выводить народ на войну и вершить справедливый суд, устанавливать порядок в государстве, чтобы страх перед ним удерживал людей от преступления. Тот, кто решит насущные проблемы народа (как материальные, так и духовные) и будет признан руководителем, — тот и станет царем. Мудрец Торы может решать галахические проблемы, хорошо разбираться в вопросах каббалы, написать множество трудов, но если у него нет виденья ситуации, практических навыков руководства и широкого кругозора, он никогда не сможет стать царем. Этот момент ускользает от внимания многих религиозных людей, которые сетуют на то, что на сегодняшний день управление государством находится в руках нерелигиозных людей, а не авторитетов Торы. Выходя на новый этап истории, необходимо осознать разницу между прошлым и настоящим. Государство — это не община. Общине нужен лидер, а государству— царь. И это разные люди, с разными свойствами, разной подготовкой и разным жизненным опытом. Если религиозный мир хочет, чтобы царем Израиля был религиозный человек (царь может называться главой правительства или президентом — не в словах дело), то ему нужно пересмотреть свое отношение к образованию, армии, экономическим проблемам, искусству и многим другим вопросам. Только при условии кардинального изменения взглядов на эти аспекты в религиозной среде может вырасти царь, подобный царю Давиду — человеку, трепетавшему перед Б-гом, мудрецу Торы, смелому воину, вдохновенному поэту и певцу, справедливому судье.

Простой смысл и намек
«Будь цельным перед Б-гом Всесильным твоим. Ибо народы эти, которые ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают они, а тебе не то дал Б-г Всесильный твой. Пророка из среды твоей из братьев твоих подобного мне оставит тебе Б-г Всесильный твой — его слушайтесь» (Дварим, 18:13-14). В «Сэфер а-Хинух» приводится простой смысл повеления Торы быть цельным перед Б-гом: слушать повеление пророка. Рамбам разъясняет, что пророком считается человек, пророческий дар которого признал Сангедрин. В своей книге «Ле-Тора у-ле-моадим» рав Зейвин несколько иначе комментирует предложение: «Будь цельным перед Б-гом Всесильным твоим», раскрывая повеление, содержащееся в нем, как заповедь, относящуюся даже к нашему времени, когда нет пророчества: человек должен достичь верного понимания Торы: «Все лишнее портит совершенство так же, как и недостающее. Чужеродное тело нарушает функциональные способности организма, идея, привнесенная из других областей, где пользуются другой логикой и другими принципами мышления, превращает стройную теорию в беспорядочный хаос». Тора, предупреждая: «Да не найдется у тебя …ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых…», имеет в виду, что вера во Всевышнего должна быть цельной, без единого недостатка, но в то же время и без добавлений чуждых идей. Любые дополнения как к заповедям, так и к принципам веры не только запрещены — они делают негодным все остальное, превращая исполняемые заповеди в пустое действие, а веру человека — в нечто неприемлемое для иудаизма от начала и до конца. Другой важный вывод, вытекающий из предложения «…будь цельным перед Б-гом Всесильным твоим», на который указывает рав Зейвин, — обязанность быть искренним в исполнении заповедей. Тора требует, чтобы внешнее поведение соответствовало внутреннему содержанию: мыслям и переживаниям человека. Если человек исполняет заповедь чисто внешне (совершая движения или производя какое-либо действие, не испытывая при этом радости), пусть он знает, что не достиг цельности в служении Творцу. Но и хорошие потенциалы тех, кто считает, что внутреннего чувства, переживания, сопереживания и доброты сердца достаточно, и не стремится исполнять действия, предписанные Торой, оказываются неиспользованными. В таких людях также нет цельности.

Государство – не община.
Каким должен быть еврейский царь? Может быть, он должен творить чудеса? Нет, это не его обязанность. Его задача — выводить народ на войну и вершить справедливый суд, устанавливать порядок в государстве, чтобы страх перед царем удерживал людей от преступления. Тот, кто решит насущные проблемы народа (как материальные, так и духовные) и будет признан руководителем, — тот и станет царем. Мудрец Торы может решать галахические проблемы, хорошо разбираться в вопросах кабалы, написать множество трудов, но если у него нет видения ситуации, практических навыков руководства и широкого кругозора, он никогда не сможет стать царем. Этот момент ускользает от внимания многих религиозных людей, которые сетуют на то, что на сегодняшний день управление государством находится в руках нерелигиозных людей, а не авторитетов Торы. Выходя на новый этап истории, необходимо осознать разницу между прошлым и настоящим. Государство — это не община. Общине нужен лидер, а государству — царь. И это разные люди, с разными свойствами, разной подготовкой и разным жизненным опытом. Если религиозный мир хочет, чтобы царем Израиля был религиозный человек (царь может называться главой правительства или президентом — не в словах дело), то ему нужно пересмотреть свое отношение к образованию, армии, экономическим проблемам, искусству и многим другим аспектам жизни. Только при условии кардинального изменения взглядов на эти аспекты в религиозной среде может вырасти царь, подобный царю Давиду: человеку, трепетавшему перед Б-гом, мудрецу Торы, смелому воину, вдохновенному поэту и певцу, справедливому судье.

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Шалом алейхем. Из какого материала раньше делали корпус тфилин и его коробочки, ведь не было тогда пластмассы?

Шалом!

Для начала, давайте разберёмся, из каких частей состоит тфилин.

Из сказанного в книге Дварим (6:8): «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими» мы делаем вывод, что должно быть два тфилина, один для руки — «повяжи их в знак на руку твою», а второй для головы, между глаз — «и да будут они начертанием между глазами твоими».

Сам тфилин — это чёрный «домик», в котором находится кусочек пергамента с написанными на нём стихами Торы. Нижняя и верхняя часть тфилина сшиты ниткой, сделанной из жил кашерного животного. К нему привязан кожаный ремешок, выкрашенный чёрной краской с внешней стороны. (В наше время Вы можете также найти ремешки, выкрашенные в чёрный цвет с двух сторон, однако чёрный цвет обязателен только для внешней стороны ремешка).

Заповедь Торы — изготовлять тфилин (ручной и головной) из кожи кошерного животного. Так что сам тфилин, чёрный «домик», к которому привязан ремешок, делается не из пластмассы, а из кожи крупного рогатого или мелкого рогатого скота.

Если сам «домик», не дай Б-г, сделан из пластмассы, даже если в него положат кусочек пергамента со словами Торы, тфилин не будет кашерным и человек, использующий его, не выполнит заповеди.

Не будем входить в подробности, как именно из куска кожи делают тфилин. Однако уместно напомнить, что в наше время Б-гобоязненные производители тфилинов делают их только из кожи крупного рогатого скота. Поэтому в наше время, если тфилин сделан из кожи мелкого рогатого скота, требуется тщательно проверить его кашерность у сведущего в этом вопросе раввина.

Повторим, тфилин — это чёрный домик, сделанный из кожи, к которому привязан кожаный ремешок. Все остальные «ёмкости», такие, как пластиковые коробочки, мешочки и пакетики, в которых лежат тфилин, не являются необходимыми для исполнения заповеди тфилин. Их используют, только для удобства хранения самого тфилина.

Уместно напомнить: нужно стараться, чтобы на ручном тфилине всегда в момент одевания было верхнее покрытие. Оно предохраняет углы тфилина от стачивания об одежду.

Мы сказали выше, что коробочки и мешок, в котором хранится тфилин, не являются необходимыми для исполнения заповеди. Но если вы приобрели или выделили коробочки и мешок для тфилина и положили его туда, то коробочки и мешок получают тот же статус святости, что и сам тфилин. Теперь их запрещено использовать для других вещей, святость которых меньше святости самого тфилина. Например, в мешочке, где лежит тфилин, нельзя хранить мезузу, так как святость тфилина выше, чем святость мезузы.

С уважением, Леви-Ицхак Кантарович

Здравствуйте, уважаемый рав! У меня возник вопрос по использованию электрического ингалятора в Шаббат. Ребёнку 3.5, часто болеет простудой, которая сразу переходит в астматический синдром. Основное лечение, которое нам прописывают, — вентолин, или соляной раствор в виде ингаляции (мы пользуемся аппаратом фирмы LIFE, с детской маской). Вопрос: возможно ли заранее, до наступления Шабата подготовить лекарство и поставить аппарат на шабатний таймер? Заранее благодарен за ответ!

Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено оставлять ингалятор на таймере до субботы, чтобы в субботу провести ребенку необходимые процедуры.

Рассмотрим вкратце данный закон. Человеческая жизнь является высшей ценностью. Поэтому когда человеческой жизни угрожает опасность, разрешено нарушать субботу ради её спасения. Этот закон выводится из слов Торы (Ваикра 18:5): «Соблюдайте уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жить ими». Талмуд (Йома 85 б) объясняет: «… жить ими, а не умирать из-за них». Т.е. когда соблюдение заповедей может поставить под угрозу человеческую жизнь, даже самый строгий запрет Торы отменяется. Это относится не только к субботним запретам, но и ко всем остальным, за исключением запретов идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства.

По мнению современных врачей ребёнок, у которого может быть астматический приступ и который поэтому нуждается в ингаляции вентолина, имеет статус «больного, жизни которого угрожает опасность» (холе шэ-ейш бо сакана). Поэтому, в принципе, если, не дай Б-г, приступ случается в субботу, разрешено совершать все необходимые для спасения ребенка действия (каким образом следует действовать — рассматривается в Шулхан Арухе, гл.328).

Безусловно, когда есть возможность приготовить все необходимое заранее, до субботы, именно так и надо поступать. Поэтому до субботы следует приготовить лекарство, поставить ингалятор на субботний таймер; при этом важно не забыть включить кнопку запуска ингалятора. В субботу, когда в установленное время включится ингалятор, Вы сможете спокойно провести необходимую процедуру. Это ни в коем случае не считается нарушением субботы, а наоборот — выполнением заповеди спасения человеческой жизни.

Пусть Всевышний пошлет скорейшее выздоровление Вашему ребенку.

С уважением, рав Яков Шуб

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Одного раввина прихожане считали весьма Б-гобоязненным и праведным человеком. Не проходило и дня, чтобы у дверей его дома не толпились люди в ожидании совета, исцеления или благословения этого святого человека. Каждый раз, когда раввин произносил слово, люди просто впивались взглядом в его губы, жадно ловили каждое его слово.

Тем не менее, в толпе прихожан нашёлся один человек, который никогда не упускал случая, чтобы покритиковать учителя. Он обращал внимание людей на слабости раввина, посмеивался над его недостатками — к великому смущению учеников, начавших принимать выскочку за воплощение дьявола.

Случилось так, что однажды «дьявол» заболел и умер. Все с облегчением вздохнули. Внешне люди выглядели скорбящими по случаю, но внутри они были рады, что больше этот неучтивый еретик не будет прерывать вдохновляющие речи учителя, не будет критиковать его поведение.

К большому удивлению верующих, на похоронах раввин искренне переживал. Позднее кто-то спросил его, не скорбел ли он по участи умершего.

— Нет, нет. С какой стати я должен скорбеть по нашему другу, который сейчас находится в раю? Я печалился о себе. Это был мой единственный друг. Меня повсюду окружают почитающие меня люди. Он был единственным, кто бросил мне вызов. Боюсь, что без него я просто перестану расти.

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!
Наша редакция выражает соболезнования родным и близким в связи с кончиной
Черных Бориса Анатольевича,
душа которого оставила этот мир 20-ого Тамуза (28.06.13),
и
Гармаш Любви Даниловны,
душа которой оставила этот мир 5-ого Ава (12.07.13),
Да будут их души включены Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (09.08.13) – 20.34
ИСХОД СУББОТЫ (10.08.13) – 21.50

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s