Home

Выпуск №136. Ав 5773 г. (07.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Экев.
ПЛОДЫ, КОТОРЫМИ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ

Метафизика
Древние философы, глядя на воду, приходили к идее непрерывного изменения — перехода одной формы в другую. «Весь мир — вода», — сказал Фалес в шестом веке до н. э. Изменение форм и плавный переход одной в другую считалось самым главным в мире. Анаксимен решил, что лежащую в основе мироздания более общую идею отражает воздух: существует неподвижный и неизменный эфир, что-то вроде изначального хаоса — строительного материала для всего существующего. И все существующие формы не перетекают одна в другую подобно тому, как один вид энергии переходит в другой, а постоянно возникают из первозданной, исходной материи. Анаксимандр заявил, что эта изначальная материя не ограничена и лишена формы настолько, что даже с воздухом ее нельзя сравнить. Гераклит решил, что основной принцип возникновения и существования материи выражает огонь: уничтожение одной формы приводит к возникновению новой, более совершенной и что мир похож на постоянное горение — разрушение форм, которое само по себе дает энергию для возникновения новых форм.

Восток — дело тонкое
Мы — люди восточные и всегда отличались от европейцев и цветом волос, и мыслями, которые под ними, и виденьем мира. Но это, наверное, не самое главное. Гораздо важнее то, что мы — люди Торы: она у нас в крови и через нее, как через увеличительное стекло, мы смотрим на мир. Весь мир — это речь Всевышнего, и значит, все, что окружает нас, ведет свой неторопливый рассказ. И поэтому для нас важно, не из чего сделана материя (мы-то знаем, что она сделана из «ничего»), а о чем она рассказывает. Пророк Йешаягу сказал: «Поднимите ваши глаза к небесам и увидьте, Кто сотворил все эти (светила)». Однако ведь известно, что увидеть Сотворившего небеса невозможно. Нам даже запрещено пытаться это делать. Так к чему же нас призывает пророк? Размышлять о могуществе Б-га, глядя на сотворенное Им, что совсем не похоже на попытку увидеть Его, вглядываясь в элементы природы. Этим нам запрещено заниматься даже на Тибете, где небо ближе и воздух чище.

Стоя на Святой Земле
А что будет, если мы посмотрим на землю с целью понять что-то запредельное? Земля — не Небеса. Она дальше от Б-жественного, спокойного и неизменного. Но, оговоримся, если уж вглядываться в окружающую действительность, то только стоя на Святой Земле, которая объединяет в себе силы всех материков и континентов, соотносясь с ними как общее соотносится с частным. А там, где общность, цельность и единство, —там происходит соединение духовного мира, не терпящего раздробленности, с миром материальным. Если, глядя на небеса, мы призваны задуматься о свойствах Того, Кто их сотворил, то, вглядываясь в землю, нам следует понять свойства народа, который на ней живет. Всем известно, что небеса отражаются в море, но они находят свое отражение и на земле. Недаром сказал поэт: «Отражается небо в лесу, как в воде, и деревья стоят голубые». Это прекрасный поэтический образ, созданный талантливым человеком. Просто следует добавить, что это происходит только на Святой Земле, о которой сказано: «Глаза Б-га Вс-сильного твоего на ней от начала года и до конца». В самом деле, разбитое, раздробленное, разделенное не способно стать зеркалом, и море способно окрашиваться в цвет небес только благодаря тому, что капли воды, наполняющие его, сливаются в единое целое. Земля Израиля — то же самое, что море: ее камни и даже песчинки и пылинки — одно целое, только не на простом, а на метафизическом уровне. А колена сыновей Израиля, разделившие между собой Эрец Исраэль, подобны созвездиям, передвигающимся по земле, как по небу. Говорят, что Земля Израиля славится двумя видами злаковых и пятью видами плодов: пшеницей, ячменем, виноградом, маслинами, гранатами, финиками и фигами. А разве солнечная Грузия не славится виноградом и гранатами? Конечно, славится, но только на физическом, а не на метафизическом уровне.

Метафизические плоды
В Земле Израиля гранат — это не только гранат. Это мы с вами, наши особые свойства. Плод граната ведет рассказ о том, что общее состоит из частностей, а каждая из частностей подобна общему. Поэтому именно на этой земле Всевышний собрал вместе пылинки, объединил их и, вдохнув в них жизнь, превратил в Свое подобие. Возникновение общего из суммы частностей – происходит не всегда. Переход количества в качество возможен только при непосредственном вмешательстве Всевышнего. Гранат упоминается в Талмуде (Хагига, 14а). Для того, чтобы понять написанное там, нужно сначала представить себе мир абсолютного единства и мир множественности. В общем-то они разделены. Мир единства похож на свет, который, как рентгеновские лучи, пронизывает материю. А мир множественности — хаотически движущиеся частицы (допустим, атомы). Существует граница, отделяющая один мир от другого и не принадлежащая ни одному из них. Разве может такое быть?! Или единство, или множественность — третьего не дано. Оказывается, дано. Существует мир, в котором противоположности объединяются: они существуют, но их нельзя разделить. Промежуточная ступень между миром единства и множественности называется «шамаим» — «небеса». Мудрецы Талмуда раскрыли нам тайну: «шамаим» — это два слова: «эш» («огонь») и «маим» («вода»), слившиеся в одно. Так же и в метафизической действительности: небеса — соединение огня и воды. А также и всех противоположностей, которые только можно себе представить. Это проявилось во время египетских наказаний: град, обрушившийся на страну угнетателей и рабов, представлял собой огонь внутри воды — небеса обрушились на землю. Говорят, что две параллельные прямые пересекаются в бесконечности. Очень верно. Но не только параллельные прямые пересекаются там — там все пересекается. Это свойство небес: соединять в себе все частности и превращать их в единое целое — называется «гранат» и на земле встречается только в Израиле.

Ангел Небес
Уровню Небес соответствует ангел — сила, созданная Всевышним, чтобы поддерживать их существование. Его имя Метатрон. Он отличается от других ангелов тем, что у него нет пары, выражающей его противоположность. Все противоположности слились в нем самом. Он и единство, и множественность. В его имя составной частью входит слово «римон» («гранат»). Если его извлечь из имени ангела, останутся «тет» и «тет», общая сумма числовых значений которых 18. А 18 — числовое значение слова «хай» («живой»). Жизнь может возникнуть только там, где частности образуют единое целое и каждая из них является отражением общего (из одной клетки, например, можно воспроизвести весь организм). Чем более разрознены элементы, тем дальше они от понятия «живой». А Израиль назван «землей живой». «Земля граната» — так можно сказать только про Землю Израиля. Грузия здесь не при чем. Тора называет Израиль также и «землей винограда». Вино отключает разум человека и позволяет сердцу бесконтрольно управлять и мыслями, и поведением. Поэтому сказано: «Вино веселит сердце человека». Сердце вырывается из-под власти разума, и свобода опьяняет и веселит его. Виноградная лоза больше, чем другие растения, похожа на дерево познания добра и зла. Познания не отдельных составляющих, а единства. Иными словами — речь идет о поиске общего корня добра и зла и о постижении абсолютного блага, исключающего зло. Вино намекает на существование мира абсолютного блага. Этот мир не постигается разумом, так как разум человека всегда основывается на сравнениях одного с другим и оказывается бессилен, когда речь заходит об абсолютном единстве. В этот момент включается сердце, которое способно понимать то, что не раскладывается на составные части. Его силы — целостное восприятие, интуиция и пророчество. Глядя из этого мира, видно, что все дурное не имеет самостоятельного смысла, а существует лишь как средство, которое должно подготовить человека к восприятию блага. Виноград берет свои основные силы не от земли, а от энергии солнечных лучей. Плод небесного единства. Гроздь винограда должна быть широкой вверху и заканчиваться одной виноградиной. Эта форма служит указанием на то, что он растет «сверху» в гораздо большей степени, чем любой другой плод. Если гроздь не имеет «плеч» или не заканчивается «капелькой» внизу, ее запрещено срывать (оставляют бедным). Слово «яин» («вино») рассказывает само о себе: «йод» и «йод» — «йецер» и «йецер» — дурное начало и хорошее начало. Они одинаковы, находятся на одном уровне (не так, как в букве «алеф»). Если кто-то сможет понять до конца природу добра и зла и их общий корень, о нем скажут: он достиг 50-х ворот познания. Об этом свидетельствует буква «нун» — третья в слове «яин», чье числовое значение — 50. «Земля маслины». Оливковое масло, прогорающее без остатка, — символ одной из особенностей еврейской души: даже спускаясь в материальный мир, она не соединяется с ним и готова в любой момент вернуться к своему Источнику, не оставив и следа в нижних мирах, которым она не принадлежит. Пока она находится в нижнем мире, ее участь — вечное горение: желание разрушить все ограничения, отказаться от всех материальных форм и прорваться в бесконечность. Как оливковое масло не смешивается с другими жидкостями, так и сыновья Израиля не смешиваются с другими народами. «Земля инжира». Инжир, всегда чересчур сладкий, символизирует дурное желание. Говорят, что чем праведник выше, тем сильнее его дурное начало. Конечно же, имеется в виду, что праведник способен справиться с дурным началом и не только подавить его, но и преобразовать в мощные потенциалы, способные служить добру и постижению истины. «Земля фиников». Эти плоды символизируют устремленность к Всевышнему всем сердцем. Финиковая пальма растет вертикально вверх, причем свои старые ветви она сбрасывает как листья.

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Шалом, уважаемый рав! Мой вопрос может показаться глупым, но существует ли какая-нибудь специальная молитва или «сгула» (особый прием) против лени? Спасибо!

Здравствуйте. Ваш вопрос показался мне очень интересным! А, собственно, почему бы и не быть такой сгуле? Почему бы не быть также сгуле от злоязычия, от злости, от беспричинной ненависти к ближнему, от зависти, от гордыни? Почему бы не найти такую сгулу, чтобы, воспользовавшись ею, можно было бы сразу стать праведником?

Существует не совсем правильное понимание сущности сгулы. Некоторые полагают, что сгула это некое эффективное магическое действие, приводящее к быстрым результатам. Если это так, то почему бы не найти подходящую сгулу для каждого случая?

Для того чтобы действительно понять, что такое сгула, обратимся к нашим источникам. Одно из мест, где упоминается сгула, — в книге Дварим (7,6): «Ибо народ святой ты Господу, Б-гу твоему; тебя избрал Господь, Б-г твой, чтобы (ты) был Ему народом-сгула из всех народов, которые на земле».
Рав Хаим из Воложина в книге Нефеш а-Хаим поясняет: Израиль назван народом сгула, потому что благодаря соблюдению Торы и заповедей, управляют им (с Небес) чудесными путями, путями сгула, и так же отвечают на его молитвы — вопреки природе вещей.

Сэфер а-Брит пишет: «Желанны нам заповеди, ведь у каждой есть своя уникальная сгула това. Например, цдака способна спасти от смерти (в тех случаях, когда согласно естественному ходу событий человек по всем расчётам должен был бы умереть). Заповедь освящения луны может спасти от смерти от руки человека. Заповедь сукки охранит нас от долгих поисков подходящего жилья и многочисленных переселений и перемещений. И так все остальные заповеди, каждая из которых обладает определённой сгулой».

Мы видим, что сгула — это направленная духовная работа. Определённая заповедь, которая в наибольшей мере сможет пробудить именно те духовные силы, которые необходимы для избавления от каждой конкретной проблемы, если соблюдать её наилучшим образом. И только потому, что не всегда нам известно, какая из мицвот может оказать необходимое влияние, и мы не видим связи между вещами, понятие сгула в наших глазах приобретает некий магический оттенок. Классический пример такой сгулы приводится в трактате Шабат: «Тот, кто осторожен и старателен в зажигании субботних и ханукальных свечей, удостоится сыновей — мудрецов Торы». И если бы не слова мудрецов, мы никогда не знали бы этой великой сгулы.

Конечно же, есть сгулот таинственные и совершенно недоступные нашему пониманию. И здесь очень уместны слова р. Аарона Заки, автора книги Сгулот у-Тфилот: «Хотя есть сгулот, которые упоминают мудрецы Мишны, не стоит выдавать второстепенное за главное. Поскольку некоторые люди, совершенно далёкие от Торы и заповедей, попадая в беду, начинают выискивать всевозможные сгулот. Но не идут они верной дорогой, поскольку сила сгулы зависит от нашей веры в Творца, благословенно Его Имя, от которого зависят жизни всех творений. И необходимо всегда обращаться к Нему с мольбой, чтобы Он услышал и ответил нам, чтобы направил наши шаги к нужному врачу, который подберёт для нас подходящее лечение. Поскольку Творец, благословенно Его имя, является Единственным Врачевателем. И тем вернее, если во время молитвы скатится слеза, поскольку врата слёз не заперты». И, действительно, большую часть сгулот (убедитесь сами, открыв соответствующие сборники) составляют именно специальные молитвы Творцу на различные случаи жизни, составленные великими мудрецами и праведниками. Например, молитва раби Леви-Ицхака из Бердичева, которую читают на исходе субботы, молитва раби Хаима из Воложина для часа опасности и другие.

Но в том, что касается исправления душевных качеств, нет «магических» рецептов, необходима долгая кропотливая духовная работа. Ведь сказал ещё Виленский Гаон, что легче выучить всю Тору наизусть, чем изменить одну черту своего характера. Но поскольку сгула — это самая эффективная для нашего случая мицва, мы можем всё-таки найти подходящие сгулот, которые помогут нам в избавлении от лени. Одна из них — это изучение книг еврейской этики о воспитании добрых качеств. Например «Путь праведных» раби Хаима Луцатто, в частности, глава о приобретении качества расторопности. Другая сгула — это обращение с простой молитвой, но от всего сердца к Всевышнему, чтобы Он дал нам разумение и силу побороть наше дурное начало.

С уважением, рав Зэев Урман

Еврейские притчи
Лошадки одной масти

Ехал однажды магнат в роскошной карете, которую везла шестёрка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Магнат изумился и спросил крестьянина:

— В чём сила твоих лошадей?

И тот сказал ему:

— Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы, и нет между ними никакой связи. Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (26.07.13) – 20.57
ИСХОД СУББОТЫ (27.07.13) – 22.20

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

One thought on “На Высоком — 137

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s