Home

IMG_0398Брайан Блюм
15/07/2013

Когда Гидон Элазар завершил обязательную военную службу, он, как и многие израильтяне, отправился в путешествие. Интересуясь Востоком, он провел много времени в Китае. Таким было начало его увлечения, продолжающегося и по сей день и воплотившегося не только в интересе к китайской культуре в целом, но и к еврейской общине в Кайфыне в частности.

Предпосылки к связи Элазара с Кайфыном были заложены еще его отцом: профессором Даниэлем Элазаром, преподававшим политологию в университете Бар-Илан и основавшим Иерусалимский центр по связям с общественностью. В 1985 году Элазар-старший совершил поездку на Дальний Восток и опубликовал статью о кайфынской общине под названием: «Действительно ли в Китае есть евреи?»

Однако, его сын, Гидон, так и не посетил Кайфын ни во время путешествия в Китай после армии в 2005-2006 гг, ни в течение того года в 2009-2010, что он провел в Китае, получая докторскую степень по востоковедению в Хайфском университете. На самом деле, его научный интерес фокусировался на христианском влиянии на Китай — теме, с иудаизмом совершенно не связанной. «Я проводил границу между своей академической деятельностью и близостью к хасидизму, — рассказывает Элазар, указывая на свою связь с духовным и мистическим течением, зародившемся в Восточной Европе.

Это не означает, что Элазар, которому сейчас 36, скрывал свои иудейские корни во время жизни в Китае. «Мы с женой и в этот период старались создать настоящий еврейский дом, — он был открыт для путешествующих израильтян в лучших традициях Хабада. — Мы никогда не оставались без гостей на субботнюю трапезу». В 2005 году на Рош Ашана семья Элазар принимала в своем доме в провинции Хунань около 40 израильтян и еврейских туристов из других стран.

До возвращения Элазара на родину ничто не связывало его с Кайфыном. Однако его сосед в Израиле, рабби Менахем Вайнберг, работающий с Шавей Исраэль, в то время преподавал семи потомкам китайских евреев из Кайфына, которым Шавей Исраэль помогли сделать алию. Когда рабби Вайнберг узнал, что Элазар свободно владеет китайским языком, он предложил ему принять участие в этом курсе на несколько недель. Элазар также приглашал некоторых своих учеников на Шабат.

Эта идея оказалась очень удачной. По рекомендации Эрана Барзилая, еще одного сотрудника Шавей Исраэль, специализирующегося на востоковедении и работающего с кайфынскими евреями, Элазар, его жена и двое детей отправились туда впервые, чтобы провести с общиной праздники Сукот и Симхат Тора. Элазар проводил уроки, написал несколько мезуз (он также обладает квалификацией софера и может писать священные тексты), помог общине построить кошерную сукку на крыше одного из домов.

Что еще более важно, впервые кайфынскую общину посетила религиозная семья из Израиля — предшественники Элазара были холосты и путешествовали по отдельности.

Элазар был впечатлен тем, что увидел в Кайфыне. «Удивительно, что там вообще сохранилось что-то еврейское. Однако понятие семьи, клана и родословной занимает важное место в традиции китайского народа, и один из императоров династии Минь объявил семь фамилий исконно еврейскими. Этого оказалось достаточно для того, чтобы передать следующим поколениям хотя бы слабую память об их происхождении».

Евреи живут в Кайфыне, одной из столиц Китайской империи, более тысячи лет. Они прибыли туда по Великому Шелковому Пути из Персии или Ирака, занимаясь торговыми делами. В отличие от других общин, в том числе, африканских, история китайских евреев Кайфына никогда не подвергалась сомнениям. Сохранились письменные свидетельства, датируемые 1489 году (каменные таблички, ныне выставленные в музее). И хотя уже давно не существует местной синагоги, существует подробное описание того, как она выглядела (макет представлен в Музее Диаспоры в Израиле), а также документы, в которых упоминаются ее раввины, последний из которых умер более двух столетий назад. Улица, на которой стояла синагога, на китайском называется «Улицей Изучения Торы». «В Китае записанная история живет вечно», — говорит Элазар.

На Элазара производит глубокое впечатление факт существования кайфынской общины, функционирующей и развивающейся, невзирая на годы ассимиляции. «Они встречаются за трапезами в пятницу вечером, проводят совместные молитвы и уроки, неважно, присутствую при этом я или нет. Они хозяева, а я их гость, а не наоборот, как часто происходит при организации семинаров для различных отдаленных общин».

После реформ 1980-х гг в Китае, многие люди — евреи и неевреи — начали заниматься поиском своих корней. Нередко этот процесс сопровождался внешними сложностями. Двадцать лет назад еврейское сообщество было возмущено решением китайского правительства удалить из удостоверений личности пометку о принадлежности к еврейству.

По мнению Элазара, этот шаг правительства не был направлен против еврейства, как такового. Напротив, «этническая принадлежность — это ящик Пандоры. Существуют сотни национальных меньшинств, желающих быть признанными официально, и правительство опасается того, что этот процесс выйдет из-под контроля. Официально зарегистрировано лишь 56 этнических групп в соответствии с решением, принятым в 1950 году». В Китае сейчас не настолько много евреев, чтобы претендовать на особый статус».

По словам Элазара, кайфынские евреи не страдают от антисемитизма. Более того, иудаизм пользуется большой популярностью. Так, можно встретить книги с названиями вроде «Секреты еврейского народа». Они представляют иудаизм, как «историю успеха», не только в деловом отношении, но также и в сфере семейных ценностей и образования. Видя достижения евреев во всем мире, они задаются вопросом: «Какой урок мы можем из этого извлечь?» В еврейской и китайской культурах прослеживаются общие черты — модель семьи и особая роль, отводящаяся учебе, присутствуют также и в конфуцианской этике.

Элазара часто спрашивают о том, как ему удается соблюдать кашрут в такой стране, как Китай, где широко распространены именно трефные (некошерные) продукты. «На самом деле, в этом нет ничего сложного, — объясняет он. — Нужно просто составить для себя четкий план. Обычно я готовлю сам. В Китае есть большой выбор».

Пока Элазар не планирует возвращаться в Китай, однако он продолжает поддерживать связь с китайскими евреями, проживающими в Израиле. Его основная задача на текущий момент — закончить свой докторат и продолжать работать (он преподает востоковедение в Колледже имени Герцога в Иерусалиме, учебном заведении, занимающемся подготовкой преподавателей).

«У тех, кто готовится преподавать историю в Израиле, просто нет другого выбора, кроме как изучать также и историю Азии, — подчеркивает он. — За этим направлением — будущее». У тех, кому повезло учиться у Гидона Элазара, есть и дополнительный бонус: его глубокие познания и опыт в изучении истории Китая и, в частности, его еврейской общины.

Оригинал статьи представлен на сайте www.shavei.org

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s