Home

Выпуск №136. Ав 5773 г. (07.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Ваэтханан – Шабат Нахаму.
ХРАНИ И ПОМНИ

В главе Ваэтханан приводится перечень десяти заповедей, и их текст отличается от того, который содержится в главе Итро. Как это может быть?

Сказано: «В главе Итро записано то, что прозвучало с горы Синай, и было начертано на первых скрижалях, а в главе Ваэтханан — на вторых».

Это само по себе правильно, но не может служить объяснением отличий, содержащихся в тексте. Ведь сказано: «И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Выруби себе две скрижали из камня такие же, как первые, и Я напишу на этих скрижалях то, что было написано на первых скрижалях, которые ты разбил» (Шмот, 34:1). Значит, на первых и вторых скрижалях должен был быть один и тот же текст!

Мудрецы Талмуда обращают внимание на то, что на первых скрижалях было записано «помни день субботний», а на вторых — «храни день субботний», и поясняют: «Помни» и «храни» в одном слове были произнесены» (Мехильта).

«Так комментировал раби Симлай: «613 заповедей были сообщены Моше на горе Синай». Спросил рав Амнуна: «Как это можно доказать, опираясь на текст Торы?» И сам же разъяснил: «Написано: «Тору заповедал нам Моше, и, следовательно, только то, что сообщено народу через Моше, может быть названо Торой. Почему же сумма числовых значений букв, составляющих слово «Тора» («тав» — 400, «вав» — 6, «рейш» — 200, «hэй» — 5), — 611, что на два меньше, чем 613? Две заповеди: «Я — Б-г Всесильный твой…» и «Пусть не будет у тебя богов других» — народ сначала услышал из уст Всевышнего, а потом они были повторены Моше» (Макот, 236).

Таким образом, двум первым заповедям из десяти, прозвучавших с горы Синай, отводится особое место. С одной стороны, они — часть Торы, поскольку записаны в ней, с другой стороны, обладая другим уровнем святости, они не могут быть полностью включены в нее.

Особенность голоса Творца, принадлежащего духовным мирам, — в его цельности. И поэтому каждая заповедь и даже каждое слово, произнесенное Им, вбирают в себя всю Тору. При этом есть заповеди более общие по своему характеру — и они наиболее полно отражают Учение, а есть заповеди более частные — и общее проявляется в них с большим трудом. Первые две заповеди — наиболее полное раскрытие общего через частное. Следовательно, услышав их, сыновья Израиля получили все десять заповедей, все 613 заповедей и всю Тору.

Все слова слились в одном звуке, и при этом каждое из них осталось четким и ясным. Начало и конец соединились, но ни одна деталь не была потеряна. И на скрижалях было начертано то, что произнес Всевышний, — десять заповедей.

Однако ни одни уста не могут произнести два слова сразу, и ни одно ухо не может услышать два слова одновременно. Но для Всевышнего нет невозможного — и по Своей воле он меняет и способности человека. «Помни» и «храни» были вмещены в одно слово. И это лишь пример, на основе которого следует прийти к выводу, что все слова совместились и прозвучали вместе. Поэтому нет ничего странного в том, что между текстом первых и вторых скрижалей есть различия. Когда каждое слово вмещает в себя множество слов, при записи выбирается тот вариант, который лучше всего будет понят в данный момент. Все остальное станет комментарием, передаваемым из поколения в поколение.

Рав Зеев Мешков

Пятнадцатое Ава — День объединения народа.

1. Празднование 15 Ава в древности

15 число месяца Ав помечено в еврейском календаре как праздничный день. Собственно, этой пометкой праздничные мероприятия и ограничиваются: никаких особых обычаев, ничего необыкновенного, обычный рабочий день, разве что молитва в синагогах несколько короче — из нее исключаются покаянные тексты. И это все.

А ведь когда-то «… не было в Израиле праздника прекраснее 15 Ава. Еврейские девушки выходили в сады в белых платьях — одолженных, по обычаю, друг у друга, чтобы никому не было стыдно из-за отсутствия красивой одежды. В садах они водили хороводы, и всякий, кто искал себе невесту, шел туда».

Праздник этот существовал с глубокой древности. Еще до установления в Израиле царства, еще до завоевания Иерусалима — уже тогда в девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории и народ скорее походил на коалицию двенадцати «кантонов», связанных между собой только общей религией и соглашениями о военной помощи в час опасности. При этом все колена следили за своим наделом земли, стараясь не дать представителям других колен осесть на своей территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего колена, — чтобы земля не переходила во владение другого колена и чтобы не было анклавов одного колена внутри другого. Все это помогало сохранить этническую обособленность каждого колена, его обычаи и традиции, — но одновременно не позволял слиться народу Израиля в единое целое.

2. Межобщинные браки – путь к объединению колен в единый народ.

Местом встречи колен в то время был Храм в Шило, куда собирались все колена Израиля на установленные Торой праздники. Там старейшины колен обсуждали дела, там заключали договоры и принимали совместные решения. Собственно, именно Храм в Шило и встречи там объединяли колена в единый союз. Однако союз на уровне руководства еще не делает народ единым целым. Что бы ни думало руководство, народ объединяется в единое целое совсем не по постановлениям сверху. И даже общее прошлое не способно построить единый народ.

Пятнадцатое Ава — праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда, — именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом. И именно в этот день старейшины Израиля постановили отменить все ограничения на браки между коленями.

Все исторические события, связанные с днем 15 Ава, — это события, объединяющие народ Израиля. Отмена ограничений на межколенные браки положило начало длительному процессу интеграции евреев в единый народ. Ибо самое главное в национальном единстве — это межобщинные браки, дети от которых принадлежат не только одному колену.

3. 15-ое Ава – день исправления политических ошибок.

В свое время благодаря традиции 15 Ава удалось также справиться с последствиями тяжелой гражданской войны, в которой все колена объединились против колена Биньямина, постановив, что за грехи членов колена Биньямина «имя их следует стереть из-под неба». Поставленную задачу колена, к сожалению, выполнили практически полностью: они уничтожили города Биньямина, всех девушек его забрали в плен и поклялись не выдавать своих дочерей за тех, кто выжил. Все же, в конце концов, колена передумали; но, не желая прямо нарушить данную ими клятву, они вспомнили о празднике 15 Ава и послали остаткам Биньямина такое сообщение: «15 Ава, когда девушки выйдут на гуляния в виноградники Шило, приходите, крадите их и женитесь». (Понятно, что в те годы в виноградники выходили только те девицы, которые хотели быть украденными.)

Другое историческое событие, связанное с 15 Ава, — это отмена пограничной стражи между двумя еврейскими государствами древности, Северным и Южным царством. После распада царства Соломона первый царь Северного царства счел необходимым установить на границе стражу — с тем, чтобы евреи с Севера не ходили в праздники на Юг, в Иерусалимский Храм. Решение чисто политическое, принятое из желания предотвратить религиозное влияние Южного царства на подданных Северного, на практике вело к разделению народа. Но последующие цари Северного царства отменили это постановление, с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, чтобы евреи оставались единым народом.

4. Там где не может объединить опасность, может объединить любовь.

Вряд ли случайно то, что объединяющий праздник 15 Ава расположен в календаре сразу после дня траура по разрушенному Храму — дня, с которого началось изгнание и в который народ Израиля был вновь разбросан по разным концам света, вновь разделился на отдельные общины. Именно Девятое Ава привело к нынешней ситуации в Израиле, когда мы представляем собой монолитный народ для взгляда извне, но внутри страны про всякого израильтянина первое, что выясняется, — это его принадлежность к той или иной общине: марокканцев, русских, «йеки» (немецких евреев), курдов и так далее. К этнографическим различиям добавляются политические лагеря, а к ним — размежевания религиозные.

События последнего десятилетия показали, что сегодня народ Израиля не способна объединить даже внешняя опасность. Более того, она стала причиной одного из самых серьезных расколов в Израильском обществе. Но если даже опасность не объединяет, то может быть, сможет объединить любовь? Нет, не та, о которой охотно говорят политики, призывая любить всех и вся, а самая обычная любовь, когда парни и девушки из разных общин и разных политических лагерей встречаются, знакомятся, женятся и рожают детей. Сегодня это, пожалуй, единственная надежда на объединение нашего разобщенного народа.

(По материалам сайта Маханаим)

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Прочитал у вас на сайте: «Всевышний сообщил Моше, что Закон устанавливается не на Небесах, а на земле — мудрецами Торы». Мне непонятно, откуда делается такой вывод. Разве от того, что какой-то раввин (мудрец) скажет, что нужно обязательно носить бороду (как хасиды) или ее можно стричь, то от этого моя душа попадет в ад или рай? Влияет ли соблюдение этого закона на попадание в рай или ад, или это просто средство идентификации порядка на земле? Спасибо.

Здравствуйте, попробую ответить на Ваш вопрос.
Каждое государство, желающее защитить своих граждан от бесправия и беззакония, а также стремящееся обеспечить их различными правами, обязано, прежде всего, позаботиться о том, чтобы законы этого государства были сформулированы и разъяснены в самой ясной и чёткой форме. В противном случае не будет никакой возможности привлекать нарушителей к ответственности. Поскольку невозможно требовать выполнения того, чему не определены чёткие границы. Поэтому правитель государства обязан наделить чрезвычайными полномочиями избранных и верных ему людей, которые будут говорить от его имени и смогут объяснить каждому, что можно, а что нельзя.

В такой же степени невозможно говорить о награде за правильное соблюдение заповедей, а также о наказании за их нарушение до тех пор, пока границы этих заповедей не будут чётко очерчены и разъяснены в форме, доступной для каждого. Для подтверждения того, что это необходимо, не нужно цитировать первоисточники, к этому обязывает элементарная логика.

Тора, полученная Моше на Синае, была передана ему с подробнейшим объяснением всех деталей закона. Мидраш говорит, что Моше были показаны также все постановления мудрецов, которые будут приняты в дальнейшем. С того времени и до последнего дня своей жизни Моше учил еврейский народ всем подробностям законов Торы. Итак, у поколения пустыни был Моше. Но что же делать последующим поколениям, перед которыми будут возникать сложнейшие галахические вопросы? Каким образом Всевышний сможет строго взыскивать за нарушения и щедро награждать за соблюдение, если закон не будет ясен евреям этих поколений? А ведь именно об этом Он неоднократно предупреждает нас!

Конечно же, Всевышний всё предусмотрел и позаботился о том, чтобы на протяжении всей истории у нас всегда были Его верные посланцы, мудрецы Торы, которые будут для своего поколения — как Моше Рабейну для поколения пустыни. Откроем книгу Дварим (17, 9—11): «И приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и бережно исполняй всё, как они укажут тебе. По учению, которому научат они тебя, и по решению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Величайший комментатор Торы раби Шломо Ицхаки (Раши) поясняет: «И даже если он не (так велик) как все судьи, которые были перед ним, ты должен слушаться его. И не будет у тебя другого судьи, но только тот, который в дни твои». Требует ли Всевышний, чтобы мы во всех случаях следовали решениям, принимаемым главами поколений? Продолжает Раши: «Даже если скажет тебе о правом (т. е. о том, что ты считаешь правым), что это левое, а о левом, что это правое. И тем более, если он говорит тебе о правом “правое” и о левом “левое”».

Конечно же, серьёзные решения для всей общины Израиля должен принимать не «какой-то раввин», как Вы пишете, но те выдающиеся мудрецы поколения, которые известны своей праведностью и глубокими познаниями в Торе. В личном порядке у каждого из нас должен быть свой учитель, как сказано «Сделай себе Рава и устранись от сомнения» (Авот 1, 16). Тот, кто хорошо знает нас, сможет поддержать нас, указать на наши недостатки, помочь принять правильное решение, соответствующее требованиям Торы. И если он будет достойным человеком, а мы со всей серьезностью будем следовать его рекомендациям, то можно положиться на обещание, данное Небесами: именно через него нам будет послано правильное решение.

Конечно же, выполнение или нарушение законов Торы оказывает непосредственное влияние на нашу судьбу. Ведь после смерти нас приведут в мир воздаяния. И спросят за нарушение законов, установленных Торой и мудрецами. Ведь, нарушая постановление мудрецов, мы нарушаем и закон Торы — «И поступи по слову, какое они скажут тебе».

Но что касается ношения бороды, то хотя это и желательно для соблюдающего еврея, запрета стричь её не существует, пока это не делается запрещенным способом — лезвием ножа — или в те недолгие периоды, когда нам запрещено стричься и бриться.

С уважением, рав Зэев Урман

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!
Наша редакция выражает соболезнования родным и близким в связи с кончиной
Воронина Владимира Абрамовича,
душа которого оставила этот мир 23 Тамуза (01.07.13),
Гриднева Пинхаса Ананьевича,
душа которого оставила этот мир 28 Тамуза (06.07.13),
и
Матвеевой Риммы Михайловны,
душа которой оставила этот мир 29 Тамуза (07.07.13),
Да будут их души включены Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (19.07.13) – 21.07
ИСХОД СУББОТЫ (20.07.13) – 22.33

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s