Home

Выпуск №135. Ав 5773 г. (07.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Дварим – Шабат Хазон.
«КАК ОДИНОКО СТОИТ ГОРОД»

Чтение главы Дварим всегда приходится на субботу, предшествующую 9 Ава. Эта глава представляет собой поучение, с которым Моше обратился ко всему еврейскому народу: «И вот в сороковом году, в одиннадцатом месяце пятого дня говорил Моше сынам Израиля обо всем, что заповедал ему Б-г о них» (Дварим, 1:3). Эти слова произнесены великим руководителем еврейского народа за месяц до смерти — Моше умер седьмого адара, т.е. седьмого числа двенадцатого месяца. Тора добавляет, что Моше начал говорить только «после того, как он разбил Сихона, царя эморейского, который жил в Хешбоне, и Ога, царя башанского, который жил в Аштароте, в Эдрэи» (Дварим, 1:5). После победы над Сихоном и Огом никто не мог сказать, что Моше оказался неспособным ввести народ в Землю Израиля и потому не имеет права поучать народ, расположившийся лагерем в аравийских степях перед тем, как пересечь Иордан и начать войну с кнаанским племенами. Разгром двух великих царей, преградивших путь в Землю Израиля, — начало ее завоевания. «Но разгневался на меня Б-г из-за вас…» (Дварим, 3:24) — и поэтому Моше не дано переступить границы Эрец Исраэль.

Связь главы с постом 9 Ава очевидна: слова поучения строятся как рассказ о прошлых событиях, их цель — научить новое поколение на основе ошибок предыдущего. Прежде всего, в главе Дварим вскрывается главная проблема — отсутствие любви к Земле Израиля, приведшее к греху разведчиков (которые были отправлены во второй год после Исхода и вернулись в стан восьмого Ава, и народ, поверивший их словам, плакал вечером, когда уже наступило девятое число). Еще одна связь недельной главы с постом 9 Ава строится через слово «эйха» (Дварим, 1:12): «Эйха эса левада…» — «Как же мне одному нести тягости ваши?» — сказал Моше. У него опустились руки: не возвысить этот народ — все время возникают споры из-за ослов, буйволов, другого имущества… Можно ли научить их Торе, когда все интересы ограничиваются сугубо материальными делами? И через 890 лет после того, как сыновья Израиля совершили Исход, эхом прозвучало пророчество Йирмиягу: «Эйха яшва бадад а-ир» — «Как одиноко стоит город… « Пророк оплакивал разрушение Йерушалаима (слова Плача Ирмеягу принято читать вечером 9 Ава). Этот город, «некогда многочисленный, — стал он, как вдова. Властитель народов, правитель над странами — стал данником. Плачет, рыдает ночью, и слеза на его щеке. Нет ему утешителя, все любившие его, все друзья его изменили ему…» Город, утративший своих обитателей, следовало бы сравнить с матерью, потерявшей детей, но у Ирмеягу срывается с уст сравнение с вдовой — Божественное Присутствие оставило Храм. Оно вернется в будущем, но с момента разрушения Йерушалаима сыны Израиля испытывают такую же горечь, как женщина, расставшаяся с мужем и утратившая надежду встретиться с ним вновь. Душа Ирмеягу связана с душой Моше и так же, как душа Моше, является общим, вбирающим в себя, как частности, души всего народа. И поэтому все происходящее происходит именно с ним: и боль, и кровь, и страдание, и унижение каждого — это его боль, страдание и унижение: «Я тот человек, который видел страдания от посоха гнева Его. Меня Он увел в темноту, а не к свету. Только на меня все обрушивается и обрушивается рука Его каждый день. Истрепал Он плоть мою и кожу, переломал кости мои… усадил, как мертвого…» Если бы Ирмеягу захотел, он мог бы сказать: «Все убитые и замученные — это я сам, и огонь, обрушившийся с небес на Храм, сжег мои кости изнутри»

Рав Зеев Мешков

СВИТОК ЭЙХА – ПЛАЧ ИРМИЯГУ.

(Продолжение)

ГЛАВА 4.

(1) Как потускнело золото, изменилось отменное злато! Разбросаны камни священные по углам всех улиц. (2) Дорогие сыны Цийона, оценимые чистейшим золотом, как стали они похожи на глиняные кувшины, изделие рук горшечника?! (3) Даже шакалы дают сосцы (и) кормят детенышей своих, (а) дочь народа моего стала жестокой, как страусы в пустыне. (4) Язык младенца от жажды прилипает к небу его, дети просят хлеба, но никто не отломит им (куска). (5) Те, что ели (некогда) лакомства, покинуты на улицах, те, что выросли в багрянице, обнимают кучи мусора. (6) (Наказание) беззакония дочери народа моего превышает (наказание) за грехи Сдома: тот был перевернут мгновенно, и руки не касались его. (7) Назиры ее были чище снега, белее молока, лик их был краше рубина, стан подобен сапфиру. (8) Чернее черного стали лица их, не узнать их на улицах; сморщилась на костях их кожа, стала сухой, как дерево. (9) Те, что погибли от меча, пронзенные, истекшие (кровью), были счастливее тех, что гибли от голода из-за недостатка полевых плодов. (10) Руки милосердных женщин варили детей своих; были те для них пищей во время гибели дочери народа моего. (11) Исчерпал Г-сподь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажег на Цийоне огонь, который пожрал основания его. (12) Не верили цари земли и все жители вселенной, что враг и неприятель войдет во врата Йерушалаима. (13) За грехи пророков его, за беззакония священников его, что проливали среди него (Йерушалаима) кровь праведников, (14) Бродили они (как) слепые по улицам, осквернялись кровью, так что нельзя было касаться одежд их. (15) «Прочь, нечистые!» – кричали им. – «Ступайте прочь, не прикасайтесь! потому что бродят они и скитаются, а среди чужих народов говорят: «Не будут они больше жить (здесь)! (16) Лик Г-сподень рассеял их, и больше не будет Он взирать на них: они священников не уважают, старцев не щадят». (17) Истомились глаза наши в напрасном ожидании помощи нам, возлагали мы надежду на народ, который не смог спасти (нас). (18) Подстерегали они шаги наши, чтобы не могли мы ходить по своим улицам. Подошел конец нам, исполнились дни наши, ибо настал нам конец! (19) Легче орлов поднебесных были гонители наши, по горам они гнались за нами, в пустыне устраивали нам засаду. (20) Дыхание жизни нашей, помазанник Г-сподень, попал в западню их, тот, о котором говорили мы: «Под сенью его будем мы жить среди народов». (21) Радуйся и веселись, дочь Эдома, живущая в стране Уц! И до тебя дойдет чаша: напьешься ты допьяна и изрыгнешь! (22) Искуплен грех твой, дочь Цийона, не будет Он больше изгонять тебя. Наказал Он тебя за беззаконие твое, дочь Эдома, изобличил грехи твои.

ГЛАВА 5

(1) Вспомни, Г-споди, что стало с нами; взгляни и увидь поругание наше! (2) Наследство наше перешло к чужим, дома наши – к иноземцам. (3) Осиротели мы, и нет отца, матери наши – как вдовы. (4) Нашу воду пьем мы за деньги, наши же дрова достаются нам за плату. (5) В шею гонят нас, утомились мы, а отдохнуть не дают. (6) К Египту простирали мы руку, к Ашшуру – насытиться хлебом. (7) Отцы наши грешили и их (уже) нет, а мы за грехи их страдаем. (8) Рабы господствуют над нами и некому высвободить (нас) от руки их. (9) Хлеб свой добываем мы с опасностью для жизни из-за меча в пустыне. (10) Как печь раскалена кожа наша от жгучего голода. (11) Бесчестили жен в Цийоне, девиц – в городах Иегудейских. (12) Вельмож вешали за руки их, старцев не уважали. (13) Юноши таскали жернова, а отроки падали (под ношею) дров. (14) Старцы уже (не судят) у ворот, а юноши петь (перестали). (15) Прекратилась радость сердца нашего, превратился в траур хоровод наш. (16) Упал венец головы нашей, горе нам, ибо согрешили мы. (17) Потому и изныло сердце наше, оттого и померкли очи наши. (18) Оттого что опустела гора Цийон, лисицы бродят по ней. (19) Ты, Г-споди, пребываешь вовеки, престол Твой – из рода в род! (20) Зачем же забыл Ты нас навеки, оставил нас на долгие годы? (21) Обрати нас, Г-споди, к Тебе, и мы обратимся, обнови дни наши как прежде. (22) Ибо если презрел Ты очень нас, (то и) слишком прогневался Ты на нас. Обрати нас, Г-споди, к тебе, и мы обратимся, обнови дни наши как прежде.

(По материалам сайта Маханаим)

Законы 9-ого Ава

1. Канун 9-ого Ава

В конце дня (до заката) устраивают сеуда га-мафсекет — «заключительную трапезу». Эта трапеза — траурная. На ней не должно быть больше одного вареного (или жареного, печеного и т.п.) блюда.

Если в одной кастрюле варятся разные продукты вместе, это считается одним блюдом. Но принято съесть вареное яйцо — символ траура — и далее утолять голод хлебом, овощами, фруктами и молочными продуктами. Некоторые едят только хлеб с солью, однако днем можно плотно поесть, чтобы пост был не так тяжел. В заключительной трапезе не следует участвовать больше, чем двоим; если ели все-таки втроем, эти трое объединяются, как обычно, для совместного благословения («Зимун»).

Если 9 Ава выпадает на воскресенье, то в предшествующую Субботу третью трапезу не затягивают на время после захода солнца, а hавдалу после Субботы делают в сокращенном виде: с благословением на свечи, но без благословения на вино и пряности. Если 9 Ава выпадает на Субботу, пост переносят на воскресенье.

2. Пост 9 Ава

9 Ава нельзя есть, пить, мыться, смазывать тело, носить кожаную обувь, вступать в интимную близость с женой. Эти законы распространяются и на ночь. При необходимости можно отмыть грязь с рук. Встав утром после сна, нужно помыть пальцы до второго сустава. Ребенка (младенца) можно мыть и смазывать. Запрещено учить Тору, т.к. это радость. Но можно читать траурную главу из трактата Моэд Катан и описания разрушений в трактате Гитин, а также учить книгу Эйха (Плач Иеремии) и книгу Иова. Можно читать описание бедствий в пророчествах Иеремии; но утешительные слова читать не следует.

Не следует первому здороваться, но тихо отвечать на приветствия можно. Не следует заниматься работой, требующей длительного времени, особенно до полудня. Вечером и днем до полудня можно сидеть только на низкой скамейке (высотой не более трех ладоней, что составляет приблизительно 24 см). Не следует прогуливаться по улицам, чтобы не вступить в праздную беседу. Некоторые ночью в знак траура спят не в своей постели; если же спать в своей постели, то лучше что-нибудь изменить на кровати. Готовить принято только после полудня. Не следует курить до полудня, а после полудня можно, но не публично. Не нужно носить красивую и новую (или постиранную) одежду. Многие после полудня делают уборку, т.к. 9 Ава мы особенно ждем прихода Машиаха.

3. Особенности молитв

В Маариве (вечерняя молитва) после молитвы Шмонэ Эсре читают кадиш, затем — книгу Эйха (Плач Иеремии) и наконец — кинот (молитвы плача).

При чтении Шахрита (утренней молитвы) не надевают ни тфилин, ни талит гадоль, но только талит катан; тфилин и талит гадоль надевают к Минхе. К Торе вызывают трех человек. Читают отрывок из книги Второзаконие, из главы «Ваэтханан», а также отрывок из книги Иеремии о разрушении Храма.

4. Ночь после 9 Ава

После захода моют руки, но до полудня 10 Ава принято не мыться полностью, не стричься, не стирать и соблюдать законы траура так, как это делают с 1 по 9 Ава (т.к. Храм догорал до полудня 10 Ава). Но если 10 Ава — пятница, в честь приближающейся Субботы эти законы отменяются. Если 9 Ава выпало на Субботу и пост соблюдают в воскресенье, 10 Ава, то эти полу-траурные законы распространяются только на ночь с воскресенья на понедельник, а с утра понедельника запреты снимаются.

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

Шалом алейхем, большое вам спасибо за то, что приближаете нас с помощью сайта к Творцу. Пусть Ашем благословит вас, как Эфраима и Менаше. У меня вот такой вопрос: что должно быть написано на надгробии? Эмиль

Уважаемый Эмиль!
Могу ответить, что принято писать на надгробии (это не закон). Пишут имя покойного и имя его отца, фамилию, дату кончины, пишут кратко о добрых делах, которые он совершил, и добавляют сокращение тав-нун-цадик-бэт-эй — тийе нишмато црура бэ-црор а-хаим («Да будет его душа завязана в узле жизни»).

Здравствуйте, уважаемые господа!
Вопрос в связи с йорцайт. Я прочитал материалы на сайте, но остались вопросы. 1) Время и порядок чтения: с заходом солнца или днем? сначала Изкор, потом Тегилим? 2) Имеет ли значение, если человек похоронен за границей? 3) Чтение Тегилим. У уважаемого рава Пятигорского написано: «33, 17, 57, 72, 91, 104, 130. После чего читают те стихи из псалма 119, которые начинаются с еврейских букв имени умершего и с букв слова нешама, душа». В другом месте сказано вместо 17-ого псалма — 16-й. Как читается имя — Такой-то, сын такого-то? Борис

Уважаемый Борис!
1. Как я видел, обычно читают днём и читают, приходя на кладбище. Сначала читают эти главы Тегилим, а затем Изкор.
2. Если человек похоронен за границей и приходят на кладбище, то те же обычаи и те же правила.
3. Принято читать семь псалмов:33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. А потом из 119 главы — отрывки, которые начинаются с букв имени умершего (только его имени, без отчества), а потом — отрывки, которые начинаются с букв нун, шин, мем, hэй, составляющих слово нешама — «душа». Затем читают молитву Ана а-Шем Мале рахамим (её читают, когда изучают Мишну в память об умершем — «…пусть будут угодны Тебе наше [изучение] Торы и наша молитва за душу такого-то, сына такого-то» и т.д.). Если присутствуют десять мужчин, то произносят Кадиш и молитву Э-ль Мале рахамим — в день, когда читают Таханун.
С уважением, рав Бен-Цион Зильбер

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

Лекарство для страха перед Богом

Один учёный, но очень скупой еврей однажды пришёл к рабби Аврааму из Стратина и сказал:
— Говорят, что ты, уважаемый рабби, даёшь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Бога!
— Для страха перед Богом, — ответил рабби Авраам, — у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Бога.
— Этого я желаю ещё более! — воскликнул учёный. — Пожалуйста, дай мне его!
— Это лекарство, — ответил рабби, — любовь к ближнему.

Люди забыли низко склоняться

Молодой человек спросил старого раввина:
— Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле, Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушёл? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему Он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это.
Старый раввин посмотрел на ученика и сказал:
— Сын мой, Он и сейчас там, где был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (05.07.13) – 21.19
ИСХОД СУББОТЫ (06.07.13) – 22.52

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ПОСТ 9-ОГО АВА.
НАЧАЛО ПОСТА: (15.07.12) – 21.29
КОНЕЦ ПОСТА: (16.07.12) – 22.14

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s