Home

Брайан Блюм
18/03/2013

В марте, во время праздника Песах, на удаленном острове в Атлантическом океане в 600 милях от европейского континента и 300 милях от Африки, состоялся весьма необычный пасхальный седер. Тринадцать евреев, многие из которых относятся к общине Бней Анусим — потомков евреев, насильственно обращенных в католичество более пятисот лет назад — собрались в Фуншале, столице португальского архипелага Мадейра, чтобы отпраздновать Исход из Египта. Это был первый открытый седер, проведенный за последние пять столетий в регионе, где до начала преследований инквизиции существовала развивающаяся еврейская община.

Седер на Мадейре был организован по инициативе доктора Марвина и Дэнби Мейталь, американской пары, живущей в Иерусалиме и интересующейся историей криптоевреев, при поддержке Шавей Исраэль, занимавшейся финансовой стороной вопроса. Расположенная в Иерусалиме организация Шавей Исраэль уже не впервые помогает потомкам евреев во всем мире воссоединиться со своим народом и государством Израиль.

Интерес Марвина Мейталя, уроженца Бостона, ко всему португальскому проистекает еще из его поездки в Израиль по годичной программе в 1958 году. Выбирая, с кем поселиться: с другими американцами на курсе или с отдельной группой из южной Америки, — он решил, что лучше выучит иврит, общаясь с теми, для кого английский язык не является родным. Вместо этого, он проникся большой любовью к их национальному языку. Он изучал португальскую литературу и язык в университете Висконсина и, сделав алию в 1974 году, в Еврейском университете в Иерусалиме. Семья Мейталь совершила несколько поездок в португалоязычную Бразилию в качестве представителей Еврейского Агенства.

Марвин и Дэнби установили контакт с общиной Бней Анусим несколько лет назад, когда пара была приглашена на Пальма де Майорка в Испании, чтобы помочь провести общинный седер для испанских Хуэтас (самоназвание майоркских евреев) — Марвин также и профессиональный кантор. В этом году Мейтали захотели повторить свое путешествие и отправились на Мадейру, популярный курорт, который посещает около миллиона туристов в год и который является важной временной остановкой для коммерческих и трансатлантлических пассажирских судов.

Проблема состояла в том, что у них не было гостей. И тогда они связались с посланником Шавей Исраэль в португальской общине Бней Анусим, рабби Элишей Саласом. «Мы спросили, не знает ли он каких-нибудь евреев на Мадейре», — рассказывает Марвин. Рабби Салас ответил, что может познакомить их с идеальной гостьей для пасхального седера: женщиной из общины Бней Анусим, которая учится у него в Бельмонте. Она была счастлива воспользоваться этой возможностью и присоединиться к празднику вместе со своими тремя детьми. Кроме того, она посоветовала еще одну семью. И еще. «События развивались, как снежный ком», — вспоминает Марвин.

Семья Мейталь сняла в отеле номер с отдельной кухней. Персонал оказался очень гостеприимным. «Они оснастили комнату всевозможными новыми приспособлениями, кастрюлями, сковородками и дополнительными стульями для гостей», — говорит Марвин. — «Мы принесли мацу и израильское вино, и одноразовую посуду. Мы купили только фрукты и овощи, когда приехали». На острове нет возможности приобрести кошерную пищу.

Шавей Исраэль оказали не только финансовую помощь, но также и предоставили для седера несколько прекрасных Агадот в кожаных обложках на иврите и португальском. Семья Мейталь также привезли несколько Агадот, сохранившихся еще со времен их жизни в Бразилии.

Хотя на сегодняшний день на Мадейре нет общины, там еще сохранились следы еврейского прошлого. Богатство и географические преимущества этого места привлекли группу евреев из Марокко, прибывших на остров в 1819 году и занявшихся торговлей текстилем. Еще больше евреев приехало сюда в качестве беженцев во время первой и второй мировых войн. В 1836 году была построена синагога, но она давно уже закрыта, и сейчас там находятся прачечная и кафе. Расположенное на краю мыса еврейское кладбище существовало на Мадейре с 1861 года, но сейчас и оно находится в полуразрушенном состоянии, а некоторые могилы осыпались в море.

Под стать выдающемуся прошлому Мадейры, гости за праздничным столом Мейталей могли похвастаться весьма впечатляющим бэкграундом. Дэнби Мейталь называет среди них корабельного магната, картографа, работника отрасли питания и снабжения, а также человека, активно изучающего каббалу, но не признающего себя евреем.

С такой разноплановой компанией, прилетевшей с континента, — Мадейра находится в полутора часах полета из столицы Португалии, Лиссабона, — Марвин ожидал весьма активной дискуссии во время седера. Главная идея Исхода, актуальная в каждом поколении, — это физическое и духовное перевоплощение, переход от рабства к радости свободы, что отражает положение сегодняшних Бней Анусим, открывающих свои еврейские корни.

«Песах — это ночь, когда задаются вопросы», — говорит Марвин. — «Время спрашивать. Когда все происходит как будто впервые. Мы спрашивает, чем эта ночь отличается от остальных? Здесь всегда присутствует чувство удивления».

Это исчерпывающее описание тринадцати участников седера на Мадейре, состоявшегося после полувекового перерыва.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s